Сценарий непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Измерение длины предметов с помощью мерки».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Алисултанова Галина Темирбековна

Сценарий НОД на основе технологии «Ситуация»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_femp.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Развитие мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение, обобщение, логическое мышление, коммуникативные качества.

Задачи:

  1. Развивать счетные умения, тренировать умение соотносить цифру с количеством.
  2. Закреплять представления детей о геометрических фигурах, пространственных отношениях, умение ориентироваться на листе бумаги.
  3. Сформировать представления об измерении длины предметов с помощью мерки.
  4. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что – то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику.
  5. Воспитывать стремление оказывать помощь в затруднительных ситуациях.

Материалы и оборудование:

Смарт - доска, ноутбук, Лунтик, луноход, дорожки, карточки с заданиями, условная мерка, геометрические фигуры.

Предполагаемый результат:

  • Понимать и использовать символы, находить геометрические фигуры по определенным свойствам.
  • Уметь соотносить цифру с количеством.
  • Уметь ориентироваться на плоскости, знать пространственные отношения «вверху», «внизу», «слева», «справа».
  • Иметь представления как измерять длину предметов с помощью условных мерок.

                                              Ход мероприятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Звучит сигнал SOS.  На  экране появляется изображение космического пространства и изображение Лунтика.

Лунтик обращается к Землянам за помощью:

- Ребята, мне нужна помощь!  Вышел из строя луноход «Дружба» и теперь я не могу передвигаться по поверхности Луны.

- Ребята, что нам делать, как помочь Лунтику? (ответы детей)

Решаем отправиться на луну и помочь Лунтику.

  1. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: упражнять детей в порядковом счете от 1 до 10, тренировать умение соотносить цифру с количеством предметов, развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

-  Но на чем мы отправимся в путь? ( воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску).

-  Вы видите, на доске точки, рядом с каждой точкой стоит цифра. Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, которые подскажут цифры. Последнюю точку — с цифрой 1.

Дети выполняют задание. Один ребенок выполняет задание на доске, затем все проверяют, что же у них получилось.

-  Что же у нас получилось? Ракета)

-  Правильно, ракета. На этой ракете мы и отправимся в космическое путешествие.

-  Пуск! Летим!

Воспитатель обращает внимание детей  на пульт управления на столах. Дети берут листы бумаги и устанавливают круг — пульт управления в середине листа.

Воспитатель дает команды:

- Впереди планета Марс, её надо облететь, переведя пульт управления в верхний правый угол;

- Навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол;

- Приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний левый угол;

- Пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол.

Команды сопровождаются со звуковыми эффектами.

- Переходим на автоматическое управление, переводя пульт управления на середину.

Полет продолжается под музыку, под музыкальное сопровождение дети имитируют полет.

- Ребята посмотрите в иллюминатор нашей ракеты, какое звездное небо. Обратите внимание на созвездия, созвездия – это скопления звезд. Давайте посчитаем количество звезд.

У детей на листах нарисованы созвездия, в которых находятся звезды разного цвета в количестве от 2 до 8. В кругах, расположенных в центре числа от 2 до 8, нужно пересчитать звезды и провести линии от созвездий к нужному числу. Для проверки правильности выполнения задания после того, как линии проводят все дети, кто-нибудь из детей задание выполняет на доске.

- Вот и прилетели. Мы находимся на Луне.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о способе измерения длин отрезков с помощью мерки; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

Дети обращаются по рации к Лунтику.

- Внимание, внимание, мы прилетели на станцию «Мир», где вы находитесь?

Звучит голос Лунтика по рации:

- Ребята, идите прямо от станции Мир, найдите только самую короткую дорогу.

Воспитатель собирает детей около себя и показывает 2 дороги (зеленая и синяя)

- Как можно узнать, какая дорога короче?

Обычно дети не отвечают на этот вопрос.

 - Смогли ли вы ответить на вопрос? (Нет, не смогли)

 - Что же нам делать, как узнать?

  1. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: сформировать представления о новом способе измерения длин отрезков с помощью естественной мерки – шагов; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю по учебнику»; тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.

  • Как мы можем это узнать? (Попробовать придумать самим, а потом проверить себя по учебнику.)
  • Вспомните, когда вы устаете больше – когда пройдете больший путь или короткий? (Когда пройдем длинный путь.)
  • Почему вы устаете больше во время длинного пути? (Потому, что сделаем больше шагов.)
  • Верно, чем длиннее дорога, тем больше шагов мы сделаем. Значит, как можно измерять дороги?

Выслушиваются все варианты, предложенные  детьми. Воспитатель побуждает каждого ребенка (особенно менее активных) высказать свою версию, подбадривает их.  В ходе обсуждения он подводит их к выводу, что можно пройти по одной и второй дороге и посчитать шаги,  то есть измерить обе дороги. После этого сравнить количество шагов.

Воспитатель предлагает кому-либо из детей измерить шагами обе дорожки.

Дети хором считают шаги.

  • Сколько шагов-мерок уместилось в первой, второй дорожке? (Например, 5 и 6.)
  • Что больше – 5 или 6?
  • Какая дорожка длиннее? (Длиннее синяя дорожка.)
  • Как вы думаете, почему мы шаги называем мерками? (Потому что с их помощью мы измеряли, мерили дорожки.)

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, открыть учебники по закладке и рассмотреть картинку: медвежонок измеряет шагами расстояния между своим домиком и домиками своих друзей.

Воспитатель делает вывод:  для того, чтобы измерить длину дорожки (ленты, полоски) надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она укладывается в дорожке.

Дети находят короткую дорогу и проходят по ней и обнаруживают лунохода.                        

  1. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Дидактические задачи: тренировать умение пользоваться символами для определения геометрических фигур, расширить представления о способе измерения длин отрезков с помощью условных мерок.

Дети обнаруживают луноход, около лунохода Лунтик (Робот), который сообщает:

- Луноход потерпел аварию, чтобы завести двигатели лунохода, надо собрать специальные детали. Символы этих деталей находятся в журнале.

   Каждый ребенок получает задание, подходит к столу, на которой, лежат геометрические фигуры и по символам определяет нужную фигуру. На доске проверяются детали, если все правильно заводится луноход.

Лунтик благодарит детей. Ребята возвращаются на станцию, садятся в ракету (за столы)

Пока летят берут карту Солнечной системы и  измеряют расстояние от Земли до Луны от Земли до Солнца условными мерками. Воспитатель показывает на доске как надо работать условной меркой. Дети самостоятельно измеряют на своих листах расстояние между небесными телами. Считают, сравнивают, анализируют.

  1. Итог занятия:

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

-Ребята вам понравилась сегодняшнее путешествие?

 - Смогли мы помочь Лунтику?

- Как мы определили, что зеленая дорога короче синей?

- Какие умения вам помогли измерить расстояние от Земли до Луны? (Умения измерять длины с помощью мерок).

Можно предложить дома измерять шагами длину и ширину комнат, пядями  длину стола, стульев и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ непосредственно образовательной логопедической деятельности в старшей группе.

ПЛАНИРОВАНИЕ непосредственно образовательной логопедической деятельности в старшей группе.          неделя,...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...

Представление опыта работы непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, круги, полоски). Закреплять умения концом кисти наносить точки, прямые линии, всей кистью рисовать круги...