Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Саратовская глиняная игрушка»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств, возвращение к фундаментальным ценностям фольклорной культуры, творимой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда. Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь - народная игрушка.
Саратовская глиняная игрушка рассказывает об особенностях народного творчества края. Изучая глиняную народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом, как лепные и раскрашенные фигурки использовались не только для игры, а для украшения интерьера. Наша задача - сохранить в памяти древние истоки местных традиций лепки «Ямчатой» игрушки, донести искусство малых пластических форм до детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe_na_temu.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Саратовская глиняная игрушка»
Цель: Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям.
Задачи:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о глиняных игрушках, об особенностях образа в декоративном искусстве (дымковской, филимоновской, каргопольской, познакомить с саратовской игрушкой
2. Показать характерные особенности саратовской глиняной игрушки, учить лепить саратовскую глиняную игрушку.
3. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении народных игр и хороводов
4. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к традициям саратовских мастеров Саратовской области, любовь к родному краю.
Методы и приемы:
беседа, рассказ воспитателя, рассматривание глиняных игрушек, плакатов, иллюстраций, чтение потешек.
Материал к занятию:
«волшебный сундучок», глиняные игрушки и иллюстрации с их изображением: саратовские, дымковские, филимоновские, каргопольские; голубой платочек; глина, дощечки, стеки, мисочки с водой, салфетки.
Педагог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в мастерскую, где из глины создают прекрасные игрушки.
Дети и педагог проходят в «мастерскую». На столе стоит сундучок, в котором лежат разные глиняные игрушки.
Педагог:
Вот чудесный сундучок.
Сундучок тот не простой:
В нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Развеселые зверюшки.
Педагог:
Посмотрите-ка сюда!
Игрушки вятские
На все манеры:
Вот вам барышни, вот кавалеры.
У барышень алые щечки и губки.
Нарядные платья и теплые шубки.
Игрушки эти повсюду славятся
Подходите ближе - и вам понравятся.
Дети достают из сундучка игрушки называют и рассказывают о них.
Дымковская игрушка
-Знаете ли вы, как называются эти игрушки? Где они изготовлены? (ответы детей)
Дети: Деревню Дымково назвали так, потому что зимой, когда топятся печи, летом когда туман и в пасмурные дни - деревня вся будто в дыму, в дымке. И стоит деревня на красивой реке – Вятке. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую мы нежно и ласково называем «дымкой». Педагог: Много лет назад придумали лепить игрушки: вылепят мастерицы, обожгут для крепости в печах, побелят мелом, на молоке замешанном, и наступает самая главная пора – роспись игрушки.
Узор – проще некуда: кружочки, полоски, платочки, пятна, точечки. Зато краски яркие- яркие. И потому пестро, весело выходит. (Рассмотреть иллюстрации дымковских игрушек). Дымковские игрушки необыкновенно нарядны.
Педагог:
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные;
Белоснежные как березки
Кружочки, кисточки, полоски.
Филимоновские игрушки
Педагог: Какие это игрушки? Почему? (ответы детей)
Найдите в моем сундучке филимоновские игрушки (Дети сравнивают дымковские и филимоновские игрушки: находят сходства и различия)
Педагог: Филимоновские игрушки тоже сделаны из глины, но расписаны они совсем по-другому: красными, желтыми и зелеными полосками. Изготавливали такие игрушки в Селе Филимоново из иссиня-черной глины «синицы». Игрушечным делом занимались только женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить свистульки.
Дети: Филимоновские игрушки лепили из целого куска глины, вытягивая и оставляя туловище полым. Филимоновские игрушки – это свистульки с вытянутыми шеями.
Каргопольские игрушки.
Педагог: А это что за игрушка?
Дети: Еще есть глиняные игрушки, которые получили название от Каргопольского края. В росписи игрушек преобладают элементы: солнышко, круги, крестики.
(Рассмотреть с детьми плакаты с изображением каргопольских игрушек).
Педагог достаёт из сундучка Саратовскую игрушку. А это что за игрушка? (дети затрудняются ответить)
Ребята, я хочу познакомить вас с глиняной игрушкой Саратовской Губернии, нашей с вами родины. Давайте мы с Вами посмотрим на старое фото. Ой, как интересно! Что здесь происходит? (Ответы детей).
Взрослые занимаются делом, а дети играют, а с чем они играют? (с игрушками) А какие игрушки у них в руках? (ответы детей) Как вы думаете, из какого материала они сделаны? (из глины).
Посмотрите, какие они необычные. Как вы думаете, для чего эти дырочки?. Да это игрушка-свистулька! Такие игрушки в давние времена лепили к весенней ярмарке самобытные Саратовские мастера. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим оформлением, особенность которого состоит в подкрашенных проштампованных углублениях, ямках и называлась эта игрушка «ЯМЧАТАЯ» или «Штампиковая»
Много труда надо вложить, что бы игрушка стала такой красивой: на сыром изделии оттискиваются рисунки в виде ямок, а потом ямочки заполняются краской.
-А посмотрите, изображения кого чаще встречаются в глиняных изделиях? (правильно, в основном это животные)
Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые композиции
-Давайте мы с вами тоже поиграем. Выходим на ковер.
Физкультминутка
«Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, И усталость вся долой!
Раз- два - три - четыре - пять шею надо разминать.
(Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
(Приседания)
- Вам понравились эти игрушки? А как они называются? Вы хотите их вылепить?
-Точная дата появления народного Саратовского промысла неизвестна, но уже практически не осталось мастеров, делающих такие игрушки. Но в Саратове живет мастер, который возродил Саратовскую «Ямчатую» игрушку, зовут его Пётр Петрович Африкантов (посмотрите на фото этого мастера. По его словам, она делается из местной серо-белой глины. Узоры на фигурках выдавливаются при помощи подручных средств, зачастую случайных. В настоящее время Петр Африкантов обучает своему мастерству детей в одном из центров дополнительного образования. Там его регулярно ждут с десяток ребят, которые приходят на занятия вместе со взрослыми. И что бы умение делать такие игрушки не исчезло совсем, я сейчас предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и попробовать слепить свою игрушку.
Прежде чем мы начнем лепить, давайте вспомним как мы будем, лепить, посмотрим на схему (приложение).Углубления в виде ямочек делаем подручными средствами (колпачок от фломастера, карандаш или трубочка от сока).
(дети лепят игрушку птичку, украшая ее ямчатым узором)
После лепки рассматривают вылепленные игрушки.
Педагог: Издревле на Руси после трудового дня наступала пора отдыха, пора игр и плясок. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Наш платочек голубой»
Играющие образуют большой круг, передают платочек по кругу, произнося слова игры, у кого платочек окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.
Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги, платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи!
Итог, рефлексия
Вот сколько разных игрушек мы с вами вылепили. Запомнили название наше игрушки? А чем мы делали украшения?
Как вы думаете, кому вы можете рассказать о Саратовской «Ямчатой « игрушке? Им это будет интересно? Почему?
А вам, ребята, было сегодня на занятии интересно?
Я предлагаю ваши игрушки отнести в наш минимузей, чтобы все желающие могли полюбоваться ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Экологическая тропа"
Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь....
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур».
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур». Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и прове...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему "Сон"образовательные области "Коммуникация" и "Здоровье" №1 и "№2
Детям даётся понятие, что такое сон...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская глиняная игрушка»
Приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению глиняных игрушек. В процессе лепки формируется умение передавать выразительные особенности игрушки, плотно скреплять части, передавать...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Моя любимая игрушка"
Составление рассказа-описания на тему "Моя любимая игрушка"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»
Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...