Образовательная ситуация по развитию экологических представлений "Путешествие по Африке" в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
по развитию экологических представлений
Тема: «Путешествие по Африке»
( подготовительная группа)
Воспитатель:
Кузьмина А.В.
Псков
2022г
Цель:
обогащать словарный запас детей через ознакомление с животным и
растительным миром Африки, развитие связной речи через составление
описательных рассказов и загадок.
Задачи:
Учить детей составлять связный рассказ, не отступая от заданной темы;
развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану) .
Закрепить знания детей о зонах Африки, её растительном и животном мирах;
Продолжать совершенствовать умение согласовывать прилагательные и
существительные в роде и числе; упражнять в употреблении простых,
сложносочиненных предложений.
Воспитывать у детей стремление слушать рассказы сверстников.
Оборудование:
Иллюстрации и слайды с изображением животных Африки (Презентация), схема для составления описательных рассказов, разрезные картинки, карточки для самооценки.
Словарная работа: Саванна, тропики, пустыня, травоядные, хищники
Предварительная работа:
Беседа о животных саванны и их детенышах, рассматривание иллюстраций.
Рассказы детей о повадках животных
Составление описательных рассказов о животных по опорной схеме
Чтение сказки Р. Киплинг “Маугли” (отрывки)
Чтение сказки Киплинга “Рикки – тикки – тави” Чтение сказки Р. Киплинга
“Отчего у верблюда горб”
Чтение сказки Р. Киплинга “Слоненок”
Вечер загадок “животные Африки”
Рассматривание иллюстраций с пейзажами саванны, её обитателями, охотой хищников.
Ребята усаживайтесь по удобнее и послушайте какое красивое стихотворение про Африку написал поэт.
Воспитатель: Африка, Африка – волшебный континент,
На всей большой планете земли прекрасней нет.
Львы и обезьяны, зебры и слоны,
Верблюды, бегемоты – жители страны.
Когда же в зоопарке животные гостят,
В Африку вернуться все они хотят.
Я предлагаю отправиться в путешествие по Африке. Приготовьте свои пальчики, отправляемся.
Я по Африке гулял и зверей там повидал:
Ходим по столу указательным и средним пальцами обеих рук
Длинношеего Жирафа
(Высотою аж в три шкафа),
Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх
Черепаху, тигра, льва
И огромного слона.
Попеременно соединяем с большими пальцами все пальцы, начиная с мизинцем
Мы с жирафом поиграли:
Ананасы доставали
Складываем из пальцев жирафа. На второй строчке поднимаем руки вверх.
Мы со львом не отдыхали, Складываем из пальцев льва
Тигра полосы считали: Энергично сжимаем разжимает кулаки
Раз, два, три, четыре, пять…
Раз, два, три, четыре, пять…
Загибаем пальцы сначала на одной руке, потом на другой, начаная с мизинцев
Всех полос не сосчитать! Разводим руками встороны
Со слоном играли в прятки: Складываем из пальцев слона
Он нашелся все в порядке!
Пальцы сжимаем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх
Я катался на слоне..
Жаль, что было все во сне Попеременно ударяем кулаками по столу
Давайте вспомним на какие зоны делится Африка.
Дети: саванна, тропики, пустыня
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?
Дети: В пустыне очень жарко - это царство песков, здесь жарко круглый год. В пустыне мало воды, поэтому растений очень мало.
Дети: саванна – это степь. Лето здесь длинное, жаркое и засушливое. Зима – короткая, дождливая. В саванне растут различные травянистые растения, но попадаются островки деревьев.
Дети: Тропический лес ещё называют джунглями. Здесь большая влажность и тепло. В джунглях растут очень высокие деревья, различные травы, грибы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева, обвивается вокруг него и постепенно как бы ползет по нему.
Воспитатель: молодцы. В Африке наступает ночь и многие звери отдыхают, закрывайте глаза – ночь. Но вот на небе появляются первые лучи солнца и джунгли просыпаются.
Воспитатель: открывайте глаза. (слайд 1)Посмотрите внимательно, какое
разнообразие животных в Африке.(слайд 2) Вот гордо лежит царь зверей лев. А чем лев отличается от всех других зверей Африки?
Дети: у льва густая грива.
Воспитатель: (слайд 4, 5) Днем львы отдыхают, спрятавшись от палящих лучей солнца. На охоту отправляются только ночью. Охотятся львицы. Но первым к добыче подходит лев. А львица с львятами стоят в стороне и ждут, пока он насытится.
Воспитатель: мы с Лизой приготовили для вас загадку послушайте внимательно и отгадайте кто это.
Дети: это животное. Живет в жарких странах. Он большой и тяжелый. Туловище у него похоже на овал, ноги мощные и толстые. На голове у зверя длинный нос и большие уши. Питается травой, ветками и корой деревьев, травой.
Дети: это слон.
Воспитатель: (слайд 6.7.8.9.) Существует два вида слонов: африканские – самые крупные животные. Индийские – поменьше. Слон – громадное животное.
Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный и упругий. Слоны живут семьями. Возглавляет семью старая слониха. Матери заботятся о детях до 10 – 15 лет. Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день съедают до 200 килограммов пищи и выпивает до 10 ведер воды. Слон – очень умное животное. У них отличная память. И добро, и зло, причиненное им, они помнят всю жизнь. Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места перетаскивать.
Воспитатель: кто еще хочет составить свою загадку про животного? (носорог)
Дети: это животное. Живет в жарких странах, он большой. У него есть мощное туловище и на голове рог. Питается носорог травой, листвой. Живет на суше.
Воспитатель: (слайд 10) это носорог верно.
Посмотрите на картинку и назовите следующее животное, которое появилось на нашем пути. (слайд 11)(бегемот)
Сравните носорога и бегемота, чем они различаются, а в чем сходны. (слайд 12)
Дети: Сходство: они травоядные животные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью. Различия: у носорога есть рог, а у бегемота – нет. Окрас у носорога черный или белый, а у бегемота коричневый. Бегемот любит полежать в воде, а носорог на суше.
Воспитатель: молодцы, вы правильно назвали и сходства и различия. А теперь мы с вами превратимся в диких зверей. Будьте внимательны, выполняйте движения вместе со мной.
Физминутка
Инструкция воспитателя Выполняемые движения
1. Развитие общей моторики
Это лев. Он царь зверей.
В мире нет его сильней. Дети идут по кругу неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой.
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
Останавливаются, ставят ноги на ширину плеч и, согнув в локтях руки с
растопыренными пальцами, выполняют пружинку.
А вот умный, добрый слон
Посылает всем поклон.
Пальцы рук прижаты к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперед — вправо, вперед — влево.
Леопард так быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
Зебра головой качает,
К себе в гости приглашает.
Выполняют легкие прыжки на месте, согнув руки в локтях. Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеча. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются из стороны в сторону.
Вот удав меня пугает
И к себе не подпускает. Руки вытянуты вперед перед собой. Дети выполняют руками волнообразные движения.(выполняется 2-3 раза темп с каждым разом возрастает)
Воспитатель: Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете повадки животных, если их сравнивать с людьми. Я буду вам говорить повадки животных, а вы угадывать про кого идет речь.
топает, как… слон
Длинношее… жираф
Выносливый, как.. верблюд
Здоровый, как… бык
Толстый, как… бегемот
Кривляется, как… обезьяна
Лохматый, гордый как… лев
Воспитатель: ребята, со всеми заданиями вы справились успешно.
Воспитатель: молодцы, посмотрите у меня на столе какие то письма лежат интересно от кого это? Посмотрю что внутри.
Задание: здесь нарисованы животные Африки, попробуйте сложить разрезные картинки (работа в парах), и составить загадку про зверя который появился на вашей картинке.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу и мы отправляемся домой. Закрывайте глаза, полетели. Вот мы и дома.
Воспитатель: Попробуйте сами оценить свои ответы на занятии. Дети оценивают себя карточками (солнце – все хорошо; солнце заходит за тучу – не все получилось;)
Прошу детей, взявших тучку объяснить свой выбор, предлагаю помощь в затруднительной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование решения проблемных ситуаций в формировании математических представлений о величине в подготовительной к школе группе
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях материальное развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению...
Конспект Образовательной области «Познавательное развитие»- формирование элементарных математических представлений. «Путешествие в Простоквашино» Подготовительная к школе группа
Задачи:1.Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по 2,3,4 признакам с использованием кодов и без них (блоки Дьенеша).2. Развивать логическое мышление, внимание, воображение....
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовка к обучению грамоте "Путешествие по сказкам" подготовительная к школе группа
Во время непосредственно образвовательной деятельности при путешествии по разным сказкам дети преодолевают препятствия и выполняют разные задания по обучению грамоте....
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема «Этот удивительный мир театра». Подготовительная к школе группа.
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область"Познавательное развитие". Подготовительная группа. Тема "Этот удивительный мир театра"....
Перспективный план по использованию игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для развития экологических представлений дошкольников в старшей-подготовительной к школе группе
Перспективный план по использованию игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для развития экологических представлений дошкольников в старшей-подготовительной к школе группе...