Методические рекомендации и перспективное планирование экологического кружка "Светлячок".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Экологический кружок "Светлячок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации и перспективное планирование экологического кружка "Светлячок" | 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №130 города Липецка
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
И ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК».
Составила:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Савина Л.М.
г.Липецк 2021
Введение
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
Кружок «Светлячок» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» и программа дополнительного экологического образования детей старшего дошкольного возраста Е.Ю. Борзовой «Экологическое лукошко», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве и формирование у дошкольников экологической культуры посредством их приобщения к ценностным основам отношения к природе.
Основная цель работы кружка - формировать представления детей о законах природы.
Работа кружка «Светлячок» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей личного опыта эмоционального обобщения с природой и социокультурным окружением, что позволяет им создать свое представление об окружающем мире.
2. Воспитание гуманных отношений к природе, чувства сопереживания и эстетики, связанные с ее красотой.
3. Развитие ответственности, направленное на оказание посильной помощи всем живым существам.
4.Обогащение представления детей о природном мире Липецкого края, об особенностях существования животных и растений.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Взаимодействие с родителями
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия.
Организация развивающей предметно-пространственной
среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; необходимых для осуществления педагогического процесса. Развивающая предметно-пространственная среда имеет колоссальное влияние на развитие детей.
Из нормативных документов, а именно ФГОС ДО мы знаем, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.
Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; оздоровлению ребенка; формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства.
Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур), уголок садовода (инструменты для полива, рыхления, ухода за растениями). Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.
Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности (представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка; сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики; детские халаты, фартуки, перчатки) , центр «Песок – Вода». Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.
В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.
Большое значение как в познавательном развитии, так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал.
Территория ДОУ, используемая для реализации рабочей программы кружка в старшей группе: Прогулочный участок; Экспериментальный огород; Экологическая тропа; Цветочные клумбы (для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители).
Расписание работы кружка.
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь - май).
Проводится 2 раза в месяц.
План кружка рассчитан на год.
Кол-во детей посещаемых кружок - 33 чел.
Возраст детей: от 5 до 6 лет
Перспективный план работы кружка «Светлячок»
на 2021-2022 учебный год.
№ п/п | Тема | Задачи | Формы работы |
Сентябрь | «Гуляем в осеннем парке». (беседа о деревьях, кустарниках и травянистых растениях). | Способствовать формированию представлений о деревьях, кустарниках и травянистых растениях; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях. | Кейс-фото (см Приложение). Рассматривание иллюстраций «Парк осенью». Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями. Чтение сказки «Спор деревьев». |
«Осень в белые туманы». | Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. | Беседа «Что это – туман?». Чтение стихотворения Н.Юрковой «Город в одуванчике». Загадки про туман. Опыт с увлажнителем воздуха «Как выглядит туман?». | |
Октябрь | «Грибное царство». | Формировать представления детей о строении грибов, их значении в природе и жизни человека; Продолжать учить распознавать съедобные и несъедобные грибы; сформулировать правила сбора грибов. | Кейс «Что собрать в лукошко?» Беседа, загадывание загадок о грибах, чтение рассказа «Мухомор», правила сбора грибов, игра с мячом. Рисование знака «Правила сбора грибов». Раскрасить грибы из Красной книги. |
«Что растения под землёй прячут?» | Выяснить значение корня для растения. Познакомить детей с видоизменениями корней в связи с условиями внешней среды. Учить приёмам предметно – схематического моделирования посредством соотнесения корней разнообразных растений с условными знаками – символами. | Деловая игра «Что будет, если у растений не будет корня?». Беседа о разнообразии корней. Д/игра «Вершки и корешки». Рассматривание гербария. Посадка лука. | |
Ноябрь | «Животные Липецкой области». | Уточнить и расширить знания детей о зверях лесов Липецкой области. Дать сведения об особенностях их жизни в суровое зимнее время. Воспитывать желание прийти животным на помощь, умение любить и сохранять природу родного края. | Деловая игра «Что было бы, если бы вырубили все деревья?». Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных нашего края. Иллюстрация «Подкормка лосей». Игра «Узнай по объявлениям». Показ дорожного знака «Осторожно, звери!». Чтение рассказов Г.Скребицкого, В.Чаплиной, И.Соколова-Микитова о диких животных. Рассматривание схемы-модели «Звери». |
«Хлеб - всему голова». | Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Дать представления о том, как хлеб пришел к нам на стол. Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу, человеческому труду. | Кейс «Откуда хлеб пришел?» Рассматривание альбома «Сельскохозяйственные машины». Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». Лепка хлебо-булочного изделия из соленого теста. | |
Декабрь | «Птичья столовая». | Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в полезные вещи. Приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать возможность почувствовать значимость собственного труда. | Деловая игра «Вешать кормушки зимой - это хорошо или плохо?». Серия наблюдений за птицами на участке детского сада. Изготовление кормушек и вынос их на участок. Чтение стихотворения А.Яшин «Покормите птиц зимой», Тамара Маршалова «Кормушка». Слушание пения птиц (аудио запись «Голоса птиц»). Игра «Птички-невелички». |
«Зачем растениям стебель (ствол)?» | Расширять представления детей о стебле, его функциях и видоизменениях; познакомить со значением коры и способом определения возраста дерева; выявить отличительные особенности стебля и ствола. Продолжать развивать способности к моделированию посредством соотнесения разнообразных растений с условными знаками – символами. | Деловая игра «Что было бы, если у растения не было бы стебля?». Беседа, чтение сказки «Чей стебель лучше?» Опыт «Запасливые стебли», поисковая деятельность. | |
Январь | «В гости к деревьям». (Организация прогулки). | Обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Закрепить и уточнить знания детей о названиях и разновидностях деревьев. Формировать представление о том, как помочь пережить холодную зиму. Учить заботиться о деревьях. | Кейс-ситуация. «Дерево без листьев зимой-это хорошо или плохо». Деловая игра «Узнай по объявлениям». Опыт «Рассматривание снежинки через лупу». П/И «К дереву беги». «Бездомный заяц». Упражнение на метание вдаль «Попади в волка». Психогимнастика «Дерево». Отгадывание загадок. Чтение стихотворения И.Токмаковой «Рябина»; В.Берестова «Клен». |
«Свойства снега». | Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, игровой замысел, интерес к зимним явлениям природы. Вызвать положительные эмоции; радость от открытий, полученных в результате опытов. | Кейс-ситуация «Где живет Снеговик?» Альбом «Опыты со снегом и льдом». Экспериментирование «Игры со снегом». Чтение сказки «Два Мороза», «Морозко». Д/игра «Выполни рисунок». Слушание «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского. | |
Февраль | «Человек - живой организм». | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека. Прививать ЗОЖ. | Кейс-фото «Правильно ли ведет себя мальчик?». Деловая игра «ЗОЖ-это хорошо или плохо?». Беседа о потребностях человека. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Человек». |
«Зелёный доктор». | Уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях, формировать умение детей отличать их от простых растений, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Учить детей правилам сбора и сушки лекарственных. | Кейс-ситуации «Лекарственные травы». Чтение стихотворения Л.Герасимова «Подорожник», рассматривание гербария. Загадывание загадок о лекарственных растениях. Дидактическая игра «Айболит». Беседа «Правила сбора лекарственных растений». | |
Март | «Для чего нужна Красная книга». | Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
| Кейс-фото «Узнай по объявлениям». Презентация «Животные и растения Красной Книги». Игра «Где живут животные», «Какой цветок просит помощи, нарисуй его». Красной книги. |
«Мастера без топора». | Расширять представления детей о разнообразии птичьих гнёзд. Познакомить со способами строительства гнёзд птицами и используемыми при этом материалами. Разъяснить правила поведения при обнаружении гнезда. Воспитывать экологическую грамотность. | Кейс- ситуация «Почему нельзя разорять птичьи гнезда?». Деловая игра «Береги природу» с использованием кейс-иллюстрации. Экологическая сказка «Мастера без топора» по рассказу В.Бианки (инсценировка). | |
Апрель | «Что такое почва?». | Показать сложность состава почв и многообразие типов. Формировать представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений, познакомить с животным миром почвы. | Деловая игра «Дождевой червь-это хорошо или плохо». Загадывание загадок, сравнение. Беседа «Для чего нужна почва?», продуктивная деятельность. Экспериментирование «Посадка фасоли» (грунт/песок),с последующим наблюдением прорастания растения. |
| «Земля-наш общий дом». | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | Рассматривание картины «Семья дома». Рассматривание модели космического корабля. Рассматривание глобуса, знакомство с картой. |
Май | «Солнышко на травке».
| Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия. Формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Деловая игра «Рвать одуванчики - это хорошо или плохо?» Слушание стихов о весне. Пальчиковая гимнастика «Одуванчик». Чтение Н.Сладков «Хитрый одуванчик». |
Викторина «Почемучки-знатоки». | Закрепить знания детей о мире растений и животных. Воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость. | Кейс-ситуация. Деловая игра «Живое-неживое» Словесная игра «Доскажи словечко». Д/И «Какая птица здесь лишняя». |
Методическое обеспечение программы.
Теоретический материал:
- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;
- « Любовь к природе» С.Н. Николаева;
- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;
-«Детям о природе» М.В. Лучичь;
-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;
- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;
- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;
- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.
- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;
Экспериментально-исследовательская зона:
- лупа (10шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.);
- набор грибов пластмассовых (1шт.) ;
- коллекция камней (1шт.);
- коллекция минералов (1шт);
- набор компасов (1шт.);
- коллекция круп(1шт.);
- коллекция ракушек(1шт);
- коллекция шишек (1шт.);
- гербарий.
Дидактические и настольные игры:
-«Ягоды. Детский определитель»;
-«Живая и неживая природа»;
-«Учись играя. Времена года»;
-«Кубики. Животный мир Земли»;
-«Съедобные и несъедобные грибы»;
-«Путешествие по природным зонам России»;
-«Птичий базар»;
-«Собери картинки. Насекомые»
-«В гостях у лешего»
-«Чей хвост?»;
-«Деревья»;
-«Птицы русского леса»;
-«Найди следы»;
-«Жизненный цикл животных»;
-«Птички на кормушке»;
-«Угадай правило»;
-«Что за птица?»;
-«Чей клюв?»;
-«Про кого»;
-«Поможем клоуну Роме»;
-«Где растет»;
-«Опиши, я отгадаю»;
-«Чего не стало»;
-«Вершки корешки»;
-«Кто как двигается»;
-«Кто здесь прячется»;
-«Найди свой домик»;
-«Половинки»;
-«Копатыч-огородник»;
-«Дары природы»;
-«Как зовут тебя, деревце!»;
-«Кто где живет и чем питается»;
-«Детки на ветке»;
-«Найди листок»;
-«Угадай, что в мешочке»;
-«Загадай, мы отгадаем»;
-«Почтальон принес посылку»;
-Магазин «Семена»;
-«Найди дерево по семенам».
Список литературы для педагогов:
- Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс» 2001г.
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
- Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003
- С.Н . Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003
- Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
- Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»:-М.,2001
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».-М.,2004
- Иванова А.И., «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений».-М.,2004
- Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. Весна».-Волгоград,2003
- Скорлупова О.А. «Цветущая весна. Травы».-М.,2004
- Штопова Т.В., Котеткова Е.П. «Времена года».-М.,2006
- Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
13.Гризик Т. «Познаю мир». – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
- Аксенова З.Ф. « Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников».- Москва: ТЦ Сфера, 2011
Список литературы для детей и родителей:
1.Ковиньк Л.В. « Секреты природы - это так интересно!» - М.: Линка-Пресс, 2004.
2.Лопатина А. А. «Сказы матушки земли». Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
3. «Млекопитающие и Птицы». – Ростов н/Д: Владис, 2015. (Большая детская энциклопедия).
4. «Цветы». Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва 2015.
5. «Животные» –Москва: Издательство АСТ, 2016. (Самая умная энциклопедия)
6. «Сказки для детей о природе» (сказки и рассказы). - Москва: Издательство АСТ; Тула: Родничок, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование экологического кружка в старшей группе "Лесовичок"
Перспективное планирование работы кружка по месяцам. Так как я работаю в логопедической группе, где вся работа ведется по лексическим темам, то старалась работу кружка привязывать к этим т...
Перспективное планирование экологического воспитания в подготовительной группе
Экологическое планирование в подготовительной группе по месяцам...
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...
Перспективное планирование экологического кружка "Родничок"
Перспективное планирование экологического кружка "Родничок" с детьми 6-7 лет...
Перспективное планирование "Экологическое воспитание младших дошкольников"
Перспективное планирование в первой младшей группе...
Методические рекомендации по перспективному планированию по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомству с художественной литературой в старшей группе
Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной литературой в старшей группе детского сада ...
Перспективное планирование экологическое воспитание "Клуб по интересам"
перспективное планирование по экологии в подготовительной группе по темам ...