Методические рекомендации и перспективное планирование экологического кружка "Светлячок".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Савина Людмила Михайловна

Экологический кружок "Светлячок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №130 города Липецка

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК».

        Составила:

Воспитатель первой

квалификационной категории

                Савина Л.М.

        г.Липецк 2021

Введение

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
                                                                                                           В. Сухомлинский.

Кружок «Светлячок» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

        В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» и программа дополнительного экологического образования детей старшего дошкольного возраста Е.Ю. Борзовой «Экологическое лукошко», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве и формирование у дошкольников экологической культуры посредством их приобщения к ценностным основам отношения к природе.

         Основная цель работы кружка - формировать представления детей о законах природы.

Работа кружка «Светлячок» призвана решать следующие задачи:

1. Развитие у детей личного опыта эмоционального обобщения с природой и социокультурным окружением, что позволяет им создать свое представление об окружающем мире.

2. Воспитание гуманных отношений к природе, чувства сопереживания и эстетики, связанные с ее красотой.

3. Развитие ответственности, направленное на оказание посильной помощи всем живым существам.

4.Обогащение представления детей о природном мире Липецкого края, об особенностях существования животных и растений.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

  • Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  • Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  • Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления.

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

  1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Взаимодействие с родителями

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия.

Организация развивающей предметно-пространственной

среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; необходимых для осуществления педагогического процесса. Развивающая предметно-пространственная среда имеет колоссальное влияние на развитие детей.

Из нормативных документов, а именно ФГОС ДО мы знаем, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; оздоровлению ребенка; формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.

Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства.

Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур), уголок садовода (инструменты для полива, рыхления, ухода за растениями).   Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.

Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности (представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;  разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;  природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;  бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;  сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;  детские халаты, фартуки, перчатки)  , центр «Песок – Вода». Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.

В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.

Большое значение как в познавательном развитии, так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал.

Территория ДОУ, используемая для реализации рабочей программы кружка в старшей группе: Прогулочный участок; Экспериментальный огород; Экологическая тропа; Цветочные клумбы (для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители).

Расписание работы кружка.

 Кружок работает в течение учебного года (сентябрь - май).

 Проводится 2  раза в месяц.

План кружка рассчитан на год.

Кол-во детей посещаемых кружок - 33 чел.

Возраст детей: от 5 до 6 лет

Перспективный план работы кружка «Светлячок»

                                               на 2021-2022  учебный год.

п/п

Тема

Задачи

Формы работы

Сентябрь

«Гуляем в осеннем парке».

(беседа о деревьях, кустарниках и травянистых растениях).

Способствовать формированию представлений о деревьях, кустарниках и травянистых растениях; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

Кейс-фото (см Приложение).

Рассматривание иллюстраций «Парк осенью».
Лепка «Деревья и кустарники».
Опыт «Тепло – холодно».
Беседа об осени.

Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями.

Чтение сказки «Спор деревьев».

«Осень в белые туманы».          

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман.

Развить познавательную активность.

Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?».

 Чтение стихотворения Н.Юрковой «Город в одуванчике».

Загадки про туман.

Опыт с увлажнителем воздуха «Как выглядит туман?».

Октябрь

«Грибное царство».

Формировать представления детей о строении грибов, их значении в природе и жизни человека;

Продолжать учить распознавать съедобные и несъедобные грибы; сформулировать правила сбора грибов.

Кейс «Что собрать в лукошко?»

Беседа, загадывание загадок о грибах, чтение рассказа «Мухомор», правила сбора грибов, игра с мячом.

Рисование знака «Правила сбора грибов».

Раскрасить грибы из Красной книги.

«Что растения под землёй прячут?»

Выяснить значение корня для растения.

Познакомить детей с видоизменениями корней в связи с условиями внешней среды.

Учить приёмам предметно – схематического моделирования посредством соотнесения корней разнообразных растений с условными знаками – символами.

Деловая игра «Что будет, если у растений не будет корня?».

Беседа о разнообразии корней.

Д/игра «Вершки и корешки».

Рассматривание гербария.

Посадка лука.

Ноябрь

«Животные Липецкой области».

Уточнить и расширить знания детей о зверях лесов Липецкой области.

 Дать сведения об особенностях их жизни в суровое зимнее время.

Воспитывать желание прийти животным на помощь, умение любить и сохранять природу родного края.

Деловая игра «Что было бы, если бы вырубили все деревья?».

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных нашего края.

Иллюстрация «Подкормка лосей».

Игра «Узнай по объявлениям».

Показ дорожного знака «Осторожно, звери!».

Чтение рассказов Г.Скребицкого, В.Чаплиной, И.Соколова-Микитова о диких животных.

Рассматривание схемы-модели «Звери».

«Хлеб - всему голова».

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Дать представления о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу, человеческому труду.

Кейс «Откуда хлеб пришел?»

Рассматривание альбома «Сельскохозяйственные машины».

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Лепка хлебо-булочного изделия из соленого теста.

Декабрь

«Птичья столовая».

Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в полезные вещи.

Приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать возможность почувствовать значимость собственного труда.

Деловая игра «Вешать кормушки зимой - это хорошо или плохо?».

Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.

Изготовление кормушек и вынос их на участок.

Чтение стихотворения А.Яшин «Покормите птиц зимой», Тамара Маршалова «Кормушка».

Слушание пения птиц (аудио запись «Голоса птиц»).
Отгадывание загадок. 
Дидактические игры:
«Кто, где живёт»,
«Нарисуй птицам дорожку в сказку»
Рассматривание альбома «Пернатые друзья».

Игра «Птички-невелички».

«Зачем растениям стебель (ствол)?»

Расширять представления детей о стебле, его функциях и видоизменениях; познакомить со значением коры и способом определения возраста дерева; выявить отличительные особенности стебля и ствола.

 Продолжать развивать способности к моделированию посредством соотнесения разнообразных растений с условными знаками – символами.

Деловая игра «Что было бы, если у растения не было бы стебля?».

Беседа, чтение сказки «Чей стебель лучше?»

 Опыт «Запасливые стебли», поисковая деятельность.

Январь

«В гости к деревьям».

(Организация прогулки).

 Обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

Закрепить и уточнить знания детей о названиях  и разновидностях деревьев.

Формировать представление о том, как помочь пережить холодную зиму.

Учить заботиться о деревьях.

Кейс-ситуация.

«Дерево без листьев зимой-это хорошо или плохо».

Деловая игра «Узнай по объявлениям».

 Опыт «Рассматривание снежинки через лупу».

П/И «К дереву беги».

«Бездомный заяц».

Упражнение на метание вдаль «Попади в волка».

Психогимнастика «Дерево».

Отгадывание загадок. Чтение стихотворения И.Токмаковой «Рябина»; В.Берестова «Клен».

«Свойства снега».

Формировать представление о снеге и его свойствах.

Учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивать мышление, игровой замысел, интерес к зимним явлениям природы. Вызвать положительные эмоции; радость от открытий, полученных в результате опытов.

Кейс-ситуация «Где живет Снеговик?»

Альбом «Опыты со снегом и льдом».

Экспериментирование  «Игры со снегом».

Чтение сказки «Два Мороза», «Морозко».

Д/игра «Выполни рисунок».

Слушание «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.

Февраль

«Человек - живой организм».

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности.

Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека.

Прививать ЗОЖ.

Кейс-фото «Правильно ли ведет себя мальчик?».

Деловая игра «ЗОЖ-это хорошо или плохо?».

Беседа о потребностях человека.
Рассказ о вредных привычках.
Язычок - помощник
Игра «Угадай на вкус».
Гимнастика для глаз.

Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Человек».

«Зелёный    доктор».

 Уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях, формировать умение детей отличать их от простых растений,  закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

 Учить детей правилам сбора и сушки лекарственных.

Кейс-ситуации «Лекарственные травы».

Чтение стихотворения Л.Герасимова «Подорожник», рассматривание гербария.

Загадывание загадок о лекарственных растениях.

Дидактическая игра «Айболит».

Беседа «Правила сбора лекарственных растений».

Март

«Для чего нужна Красная книга».

Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных.

Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

 

Кейс-фото «Узнай по объявлениям».

Презентация «Животные и растения Красной Книги».

Игра «Где живут животные», «Какой цветок просит помощи, нарисуй его».
Рассматривание 

Красной книги.

«Мастера без топора».

Расширять представления детей о разнообразии птичьих гнёзд.

Познакомить со способами строительства гнёзд птицами и используемыми при этом материалами.

Разъяснить правила поведения при обнаружении гнезда.

Воспитывать экологическую грамотность.

Кейс- ситуация «Почему нельзя разорять птичьи гнезда?».

Деловая игра «Береги природу» с использованием кейс-иллюстрации.

Экологическая сказка «Мастера без топора» по рассказу В.Бианки (инсценировка).

Апрель

«Что такое почва?».

Показать сложность состава почв и многообразие типов.

Формировать представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений, познакомить с животным миром почвы.

Деловая игра «Дождевой червь-это хорошо или плохо».

Загадывание загадок, сравнение.

 Беседа «Для чего нужна почва?», продуктивная деятельность.

Экспериментирование «Посадка фасоли» (грунт/песок),с последующим наблюдением прорастания растения.

 

«Земля-наш общий дом».

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Рассматривание картины «Семья дома».
Дидактические игры:
«Рассели животных»,
«Кто живёт на суше, а кто в воде».
Беседа о звёздах.
Рисование «Звёздное небо».

Рассматривание модели космического корабля.

Рассматривание глобуса, знакомство с картой.

Май

«Солнышко на травке».

       

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия.

Формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Деловая игра «Рвать одуванчики - это хорошо или плохо?»

Слушание стихов о весне.

Пальчиковая гимнастика «Одуванчик».

Чтение Н.Сладков «Хитрый одуванчик».

Викторина «Почемучки-знатоки».

Закрепить знания детей о мире растений и животных.

Воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость.

Кейс-ситуация.

Деловая игра «Живое-неживое»

Словесная игра «Доскажи словечко».

Д/И «Какая птица здесь лишняя».

Методическое обеспечение программы.

Теоретический материал:

- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;

 - « Любовь к природе» С.Н. Николаева;

- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;

-«Детям о природе» М.В. Лучичь;

-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;

- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;

- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;

- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.

- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;

 Экспериментально-исследовательская зона:

- лупа (10шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.);

- набор грибов пластмассовых (1шт.) ;

- коллекция камней (1шт.);

 - коллекция минералов (1шт);

 - набор компасов (1шт.);

 - коллекция круп(1шт.);

 - коллекция ракушек(1шт);

- коллекция шишек (1шт.);

- гербарий.

 Дидактические и настольные игры:

 -«Ягоды. Детский определитель»;

-«Живая и неживая природа»;

 -«Учись играя. Времена года»;

 -«Кубики. Животный мир Земли»;

-«Съедобные и несъедобные грибы»;

-«Путешествие по природным зонам России»;

-«Птичий базар»;

-«Собери картинки. Насекомые»

 -«В гостях у лешего»

-«Чей хвост?»;

-«Деревья»;

-«Птицы русского леса»;

 -«Найди следы»;

-«Жизненный цикл животных»;

-«Птички на кормушке»;

-«Угадай правило»;

-«Что за птица?»;

-«Чей клюв?»;

-«Про кого»;

-«Поможем клоуну Роме»;

-«Где растет»;

-«Опиши, я отгадаю»;

-«Чего не стало»;

-«Вершки корешки»;

-«Кто как двигается»;

-«Кто здесь прячется»;

-«Найди свой домик»;

-«Половинки»;

-«Копатыч-огородник»;

-«Дары природы»;

-«Как зовут тебя, деревце!»;

-«Кто где живет и чем питается»;

-«Детки на ветке»;

-«Найди листок»;

-«Угадай, что в мешочке»;

-«Загадай, мы отгадаем»;

-«Почтальон принес посылку»;

-Магазин «Семена»;

-«Найди дерево по семенам».

 Список литературы для педагогов:

  1. Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс» 2001г.
  2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
  3. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003
  4. С.Н . Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003
  5. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
  6. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»:-М.,2001
  7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, «Неизведанное  рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».-М.,2004
  8. Иванова А.И., «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений».-М.,2004
  9. Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. Весна».-Волгоград,2003
  10. Скорлупова О.А. «Цветущая весна. Травы».-М.,2004
  11. Штопова Т.В., Котеткова Е.П. «Времена года».-М.,2006
  12.  Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.

13.Гризик Т. «Познаю мир». – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

  1.  Аксенова З.Ф. « Войди в природу другом.  Экологическое воспитание дошкольников».- Москва: ТЦ Сфера, 2011

Список литературы для детей и родителей:

1.Ковиньк Л.В. « Секреты природы - это так интересно!» - М.: Линка-Пресс, 2004.

2.Лопатина А. А. «Сказы матушки земли». Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

3. «Млекопитающие и Птицы». – Ростов н/Д: Владис, 2015. (Большая детская энциклопедия).

4. «Цветы». Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва 2015.

5. «Животные» –Москва: Издательство АСТ, 2016. (Самая умная энциклопедия)

6. «Сказки для детей о природе» (сказки и рассказы). - Москва: Издательство АСТ; Тула: Родничок, 2017.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование экологического кружка в старшей группе "Лесовичок"

Перспективное планирование работы кружка по месяцам. Так как я работаю в логопедической группе, где вся работа ведется по лексическим темам, то старалась работу кружка привязывать к этим т...

Перспективное планирование экологического воспитания в подготовительной группе

Экологическое планирование в подготовительной группе по месяцам...

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...

Перспективное планирование экологического кружка "Родничок"

Перспективное планирование экологического кружка "Родничок" с детьми 6-7 лет...

Перспективное планирование "Экологическое воспитание младших дошкольников"

Перспективное планирование  в первой младшей группе...

Методические рекомендации по перспективному планированию по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомству с художественной литературой в старшей группе

Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной литературой  в старшей группе детского сада ...

Перспективное планирование экологическое воспитание "Клуб по интересам"

перспективное   планирование по экологии  в подготовительной группе по темам ...