Перспективное планирование экологического воспитания в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Экологическое планирование в подготовительной группе по месяцам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_ekologicheskogo_vospitaniya_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование экологического воспитания в подготовительной группе на октябрь месяц.
Наблюдения | Детское экспериментирование | Целевые прогулки | Игровая деятельность | Трудовые поручения |
Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Обсудить с детьми почему опадают листья. Рассмотреть почки на деревьях. Рассмотреть травянистые растения, их приспособление к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняют семена. Установить связь между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы. Установить связь между долготой дня и состоянием погоды. Понаблюдать за отлетом гусей и уток. Обсудить с детьми почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных. | Опыт: Воздух и его свойства. Цель: показать способы и приёмы обнаружения воздуха. Познакомить детей со свойствами воздуха. Объяснить значение воздуха в жизни человека. | Прогулка по аллее. «Унылая пора! Очей очарованье!» Закрепить представления детей о «золотом периоде» осени. Развивать умения устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в живой природе. Умение видеть поэтическую красоту золотой осени. | Д/и «Загадай и отгадай»- развитие речи Р/и «Одуванчик» - внимание, память. П/и «Северный и южный ветер»- бег. С-р/и «Магазин» | В уголке природы: поделки из природного материала. Уход за комнатными растениями В природе: уборка участка от опавших листьев, оказание помощи малышам. Сбор листьев и семян для поделок. Перекопка земли у кустарников. |
Перспективное планирование экологического воспитания в подготовительной группе на ноябрь месяц.
Наблюдения | Детское экспериментирование | Целевые прогулки | Игровая деятельность | Трудовые поручения |
Наблюдения за осадками. Понаблюдать за изморозью и первым снегом. Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха. Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. Подвести итог, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха. Понаблюдать какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей на то, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты. | Опыт с водой «Путешествие капельки». Цель: формирование представления у детей о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
| Заочная экскурсия «Путешествие в осенний лес». Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Развивать творческое воображение. | С-р/и «Почтальон принес посылку» Д/и «Что сначала, что потом» - развитие мышления. П/и «Дуб-дубок» | Изготовление и установка кормушек для птиц. Сбор семян для подкормки птиц зимой. Уборка участка от снега |
Перспективное планирование экологического воспитания в подготовительной группе на декабрь месяц.
Наблюдения | Детское экспериментирование | Целевые прогулки | Игровая деятельность | Трудовые поручения |
Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз – снегопад «иголочками». Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами. В разную погоду рассмотреть снежинки. Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин. Учить определять, свежий след или он оставлен давно. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах | Опыт по выявлению плавучести предметов. Цель: подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Опустить в воду 2 одинаковых бутылочки с пробками. Одна – с плотно закрытой пробкой, она будет плавать. Другая неплотно завинчивается пробкой. Дети увидят, что вода попадет внутрь бутылочки, она утонет. | Заочная экскурсия «Путешествие мамонтёнка». Закреплять умение детей классифицировать животных. Развивать умственные операции: анализ, сравнение, обобщение. Формировать познавательный интерес к животным. | Д/и «Волшебная шапочка» (уменьшалочка, увеличалочка) - развитие речи С-р/и «Спасение 911» - ОБЖ П/и «Времена года» - ориентировка в пространстве. | Уборка участка, расчистка от снега, изготовление и установка кормушек. |
Перспективное планирование экологического воспитания в подготовительной группе на январь месяц.
Наблюдения | Детское экспериментирование | Целевые прогулки | Игровая деятельность | Трудовые поручения |
Наблюдения за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить в дневник наблюдения. Сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы, при этом молодые тонкие ветки могут ломаться. Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Отметить особенности поведения воробьев. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево- живое, и весной из почек распустятся листья. | «Как работает термометр» Показать как работает термометр. Зажать шарик с жидкостью на термометре. Налить в чашку воды положить в нее лед. Помешать. Поместить термометр в воду. Посмотреть, как себя ведет жидкость на термометре. | «Север – царство льда и снега». Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего севера и тундры. Показать как приспосабливаются растения и животные к условиям северного климата. Развивать доказательную речь, умение сравнивать. | Д/и «Отгадай и прочитай»- развитие речи, пополнение словаря детей П/и «Снежки» - меткость С-р/и «Приходите в гости» П/и «Передай шайбу» | Ежедневная подкормка птиц. Ремонт старых кормушек. Встряхивание снега с веток деревьев после снегопада. Уборка снега на участке. Подготовка ящиков с землей, семян и организация огорода. |
Перспективное планирование экологического воспитания в подготовительной группе на февраль месяц.
Наблюдения | Детское экспериментирование | Целевые прогулки | Игровая деятельность | Трудовые поручения |
Наблюдения за продолжительностью светового дня. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить вьюгу, поземку, метель – в чем сходство и различие (в направление, силе и равномерности ветра). Обсудить защитные свойства снега. В тёплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную, и светлую одежду и убедиться, что тёмная одежда быстрей нагревается на солнце. Сравнить появление воронок у берёзы и у клена. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему. Различать деревья по их особенностям: ствол, расположение веток, особенности почек. Продолжать наблюдения за повадками птиц. | Опыт Цель: Познакомить детей с магнитом и с его свойствами притягивать металлические предметы. Предложить детям исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов (металл, дерево, пластмасса), подвести детей к выводу: все, что притягивается магнитом, сделано из железа. | Экскурсия в зимний парк. Цель: формировать представления детей о парке как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории. Показать многоярусность парка. Сравнить экосистемы «парк» и «лес». Воспитывать у детей познавательный интерес к природе, развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа | Д/и «Хищник – добыча» - пищевые цепочки. П/и «Лиса мышкует»- бег, ходьба П/и «Снежная королева»- подражание С-р/и «Проводы зимы» | Уборка снега, посыпание дорожек песком, подкормка птиц. Посадка семян перца. |
Перспективное планирование экологического воспитания в подготовительной группе на март месяц.
Наблюдения | Детское экспериментирование | Целевые прогулки | Игровая деятельность | Трудовые поручения |
В солнечный день обсудить с детьми, почему март называют «утром года». Дети выявляют взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах появляется первая травка. Наблюдения за изменениями в жизни животных: отмечаем прилет грачей, обсуждаем с детьми, почему эти птицы прилетают первыми. Вспоминаем пословицы. Наблюдаем за поведением птиц на участке, побуждаем детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц. Наблюдая за кошками и собаками, выявить, в чем проявляется их активность. Наблюдение за солнцем на небе. Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и тоже время. | Опыт. Цель: познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светнепроницаемые. С помощью фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет. | «Зелёная аптека» Познакомить детей с основными лекарственными растениями. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека. | Д/и «Наоборот»- пополнение словаря детей Д/и «Ансамбль» - классификация деревьев по разным признакам П/и «Семеро одного не ждут»- бег, ориентировка в пространстве. | Подкормка птиц, расчистка участка и дорожек от снега. Посадка семян томатов и огурцов. |
Перспективное планирование экологического воспитания в подготовительной группе на апрель месяц.
Наблюдения | Детское экспериментирование | Целевые прогулки | Игровая деятельность | Трудовые поручения |
Наблюдения за солнцем. Обратить внимание детей на то, что оно поднимается с каждым днем все выше. Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Предложить детям посмотреть какое место просыхает быстрее (с глинистой почвой или песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на количество растений на разных почвах. Наблюдение за деревьями. Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. Объяснить детям, что стало тепло, и вода из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья. Наблюдение за птицами. | Опыт. Цель: закрепить представления о том, что в почве есть вода и воздух. 1.Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. 2. Нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Сделать выводы. | «Весенняя прогулка в лесопарк». Сформировать представления детей о лесопарке как сообществе растений и животных. Понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотреть на набухание почек. Сформировать навыки правильного поведения в природе. | Д/и «Живое- неживое» - развитие памяти, речи. Р/и «Волшебники» - внимание, память. П/и «Будьте внимательны» С-р/и «Поле чудес» | Окапывание деревьев, сбор листьев. Выращивание рассады овощных культур. |
Перспективное планирование экологического воспитания в подготовительной группе на май месяц.
Наблюдения | Детское экспериментирование | Целевые прогулки | Игровая деятельность | Трудовые поручения |
Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, какие предметы сильнее нагреваются. Наблюдения за грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей. Вспомнить правила поведения во время грозы. Понаблюдать за цветением берёзы: обратить внимание, что серёжки разные по цвету. Обсудить с детьми, для чего нужна пыльца. Познакомить детей с народной приметой, что черёмуха цветет в период похолодания. Обратить внимание на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых. Понаблюдать за гнездованием птиц. | Опыт со светом, «Из каких цветов состоит солнечный луч. Наполнить противень водой, поставить его около окна. Поместить зеркало внутри противня, под углом, чтобы отражался солнечный свет. Взять лист белой бумаги и держать его перед зеркалом. На бумаге появится искрящиеся разноцветные огоньки. Сделать вывод. | Заочная экскурсия на луг «Май - для цветов рай!» Обратить внимание на характерные признаки весны; на примере одуванчика выяснить, где растет, его строение, питание. | С-р/и «Строим город» Д/и «Времена года. Весна»- развитие внимания, речи. Д/и «Конкурс»- умение узнавать предмет по его признакам. П/и «Отрази волан» П/и «Через бревно» - подлезание, прыжки. | Перекопка земли, рыхление почвы. Уход за посажеными растениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работ по экологическому воспитанию детей подготовительной группы
перспективное планирование...
Перспективное планирование совместной деятельности по экологическому воспитанию детей подготовительной группы.
Перспективное планирование совместной деятельности по экологическому воспитанию детей подготовительной группы....
Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) в подготовительной группе
Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) в подготовительной группе включает в себя цикл бесед и видео роликов, опытно...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (РАЗДЕЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Материал по познавательному развитию в разделе экология для детей подготовительной группы насыщен различными формами взаимодействия с детьми как в организованной деятельности, так и в досуговой деятел...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (РАЗДЕЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Правильное отношение детей к природе начинается в семье. В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, с/х работам; пример...
Перспективное планирование создания развивающей предметно-пространственной среды по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) В подготовительной группе
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной-пространственной среды....
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Современный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическая культура человека формируется с детства, и именно от неё зависит то, как человек бу...