БЕСЕДА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ»
материал по окружающему миру
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА:
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ»
Цели:
- Формировать экологическую культуру у детей;
- Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Задачи:
- расширить знание детей о зимующих птицах;
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
- вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
- совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели;
- совершенствовать диалогическую речь;
Словарная работа:
клест, свиристель;
зимующие птицы;
перелётные птицы.
Оборудование к занятию:
картинки с птицами, кормушка
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Методика проведения занятия:
1.Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие. Сегодня мы поговорим о………..
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это – ... (птицы)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах.
2.Основная часть:
Игра "Прилетели птицы"
Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи (на слово "мухи" - хлопают в ладоши).
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (на слово "макароны"- хлопают в ладоши).
Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки (на слово "комары"- хлопают в ладоши).
Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы (на слово "куницы"- хлопают в ладоши).
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы и скворцы… Все вы молодцы!
Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Послушайте стихотворение:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель: Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же, голод. Кто же может помочь птицам зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, человек. Мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям. А как мы поможем им?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы смастерим кормушки. А у меня есть вот такая кормушка.
(Воспитатель показывает детям панно “Кормушка”.)
Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...(воробей)
Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит...(сорока)
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.
Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки:
Кар-кар! (ворона)
Чик-чирик, чив-чив! (воробей)
Ча-ча-ча! (сорока)
Свири-свир! (свиристель)
Цок-цек, цок-цек! (клёст)
Рюм-рюм-рюм! (снегирь)
Синь-синь-синь! (синица)
Воспитатель: Молодцы!
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
1. во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
2. подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
4. корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
5. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
6. Кормушки нужно держать в чистоте.
7. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
8. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.
Ответы детей.
3.Заключительная часть:
Воспитатель: А сейчас выходите, вставайте в круг, и давай те поиграем.
Игра называется “Угадай-ка”. Я вам буду бросать мяч, и называть птицу, а вы будете говорить перелётная это птица или зимующая.
Проводится игра.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах, как мы можем им помочь зимой. Что вам понравилось на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: А что было сложного на занятии?
Ответы детей.
Рефлексия
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм о зимующих птицах
Домашнее задание изготовить с родителями кормушки.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ В КОРМУШКЕ"
Цель:
Учить детей изображать птиц аппликационным способом из отдельных частей разной формы и величины.
Задачи:
Продолжать формировать умения разрезать квадрат по диагонали на 2 прямоугольника.
Продолжать формировать умения вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника.
Закреплять навыки рисования мелких частей тела: клюв, лапки.
Развивать у детей речь, мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение.
Воспитывать аккуратность, бережное отношение и заботу о птицах.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Методика проведения занятия:
1.Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сядьте ровненько, спина прямая, ноги вместе. Скажите, а какое время года сейчас?
А какие птицы зимуют с нами? Как их называют одним словом? - Зимующие.
Назовите их. И почему они не улетают в теплые края, а остаются с нами зимовать? (ответы детей)
А как вы думаете, ребята, трудно птицам зимовать? Почему? (ответы)
А как люди и мы с вами можем помочь птицам перезимовать и не погибнуть в холодную зиму (ответы)
2.Основная часть:
Вот и мы сегодня будем делать аппликацию зимующих птиц в кормушке, и тоже будем их кормить зернышками. А каких будем делать птиц, отгадайте:
1. В серой шубке перовой и в морозы он герой,
Скачет, на лету резвиться, не орел, а все же птица.
(воробей)
2.Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют,
Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут.
(снегирь)
3.Постучит в окошко птичка, ты кто? (синичка)
Чтоб не мерзла за окошком, я ей кину хлеба крошку.
Да, ребята, мы сегодня будем делать аппликацию зимующих птиц; снегиря, воробья, синицу. А сейчас немножко отдохнем. Встали.
Физкультминутка:
Птички в гнездышках сидят и на улицу глядят,
Погулять они хотят и тихонечко летят.
А сейчас, ребята, пройдите за рабочие места.
Воспитатель выставляет 3 образа птиц, рассматривают.
У вас на подносах исходные формы: квадрат, прямоугольник и еще 1 квадрат. Что мы будем вырезать из квадрата? (голова)
Из прямоугольника? (Туловище)
Если у кого прямоугольник желтый- -это будет синичка, красный- -снегирь, коричневый – воробей.
Клюв, лапки, глаза – мы подрисовываем фломастером. Из полоски желтого цвета путем складывания гармошкой вырезаем кружочки - это корм для птиц, мы его просто высыпем в кормушку.
А сейчас сделаем пальчиковую гимнастику "Дружба"
Практическая деятельность детей.
3.Заключительная часть:
В конце дети птичек ставят в свои кормушки и вешают на нарисованную березу.
Рассматривают птиц.
Воспитатель хвалит детей.
ПАМЯТКА ПО КОРМЛЕНИЮ ПТИЦ ЗИМОЙ.
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
4.Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
5. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
6. Кормушки нужно держать в чистоте.
7. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
8. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
ПРИМЕТЫ.
1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.
1.Тема: Исследование птичьего пера.
Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.
Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.
Воспитатель задает детям вопросы.
Кто это?
Что есть у птицы?
Чем покрыты ее тело и крылья?
Зачем ей нужны перья?
На что перья похожи?
Что вы можете сказать о пере?
2.Тема: «Рассматривание птичьих следов»
Цель: научить различать птичьи следы.
Наглядный материал: рисунки птичьих следов.
Воспитатель задает вопросы
Что это?
Кто их оставил?
Кто догадался?
Чьи это следы? А это?
Почему у воробья следы маленькие?
Почему тут следы кончились?
Наблюдение за птицами зимой.
Цель:
- формировать представления о жизни птиц зимой;
- воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения:
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Каких птиц вы видите зимой около своего дома?
- Почему они прилетают к жилью человека?
- Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
- Почему зимующих птиц надо подкармливать?
- много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
- Какой корм они охотнее поедают?
- Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?
- Есть ли кормушка возле вашего дома?
Наблюдение за синицей.
Цели:
- продолжать вызывать интерес к пернатым
- знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «тень-тень!
Как хорош весенний день!» (синица)
Синица расписная свистит, не уставая.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
- Что это за птица?
- Как она выглядит и какого она цвета?
- Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
- Чем питаются синицы?
- Как люди заботятся о них?
- Какую пользу синицы приносят?
- Когда отмечают «синичкин» день? (в ноябре)
В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
Наблюдение за зимующими птицами.
Цели:
- закреплять знания о зимующих птицах;
- формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;
- воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Ход наблюдения:
Вновь разгулялась вьюга,
Срывает снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга,
Сидит, поджимая лапки.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Каких птиц называют зимующими?
- Чем они питаются?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
- Как человек может помочь зимующим птицам?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Наблюдение за вороной
Цели:
- расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький
А ходит босиком (ворона)
- Кто это, как зовут эту птицу?
- В чем особенности ее внешнего вида?
- Где она живет?
- Чем питается?
- Есть ли у нее враги?
Приметы:
Ворона под крыло нос прячет – к морозу.
Наблюдение за снегирем.
Цели:
- формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;
- знакомит с характерными особенностями снегиря.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
- Как выглядит снегирь?
- Чем питается?
- Где зимует?
- Как человек заботится о нем?
- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.
Наблюдение за голубями.
Цели:
- закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы
- Кто часто прилетает к нам на участок?
- Откуда ни к нам прилетели?
- Где они живут?
- Кто их кормит?
- Что они любят клевать?
- Как называется домик, где живут голуби?
- Голуби перелетные или зимующие птицы?
Наблюдение за синичкой.
Цели:
- формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них;
- учить узнавать их по внешнему виду.
Ход наблюдения:
Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!»-
Приглашает воробей.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Как выглядит синичка?
- Как передвигается и чем питается?
- Где зимует синичка?
- Как они кричит?
- Как человек заботится о ней?
- Почему синичка осталась на зимовку?
- Как люди отмечают «Синичкин» день?
Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели.
Цели:
- на примере сравнения снегиря и свиристели - изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения);
- воспитывать познавательный интерес к птицам и желание помогать им холодной зимой.
^ Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает загадки:
Грудка ярче, чем заря,
У кого? …. (у снегиря)
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки! (свиристели)
- Как выглядит снегирь? (у самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самка окрашена скромнее – грудка у нее не алая, а темно-серая)
- Как выглядит свиристель? (оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.)
Предложить детям сравнить снегиря и свиристель. Что у них общего? (строение: это птицы пролетные, т.е. перемещаются с одного места на другое на относительно недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины).
- Чем отличается снегирь от свиристели? (размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель – размером со скворца, имеет хохолок, разная окраска оперения)
- Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? (этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений)
- Можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился? (поедая ягоды рябины, свиристели большую их часть роняют на снег, поэтому под деревом можно найти целые ягоды, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть. Поэтому под деревом, на котором кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединкой).
- Знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? (снегири – птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины. Свиристели – веселые, быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляя ее, жадно и торопливо клюют ягоды рябины, словно соревнуясь друг с другом).
На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
^ В. Звягина
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся, поплотней.
^ С. Есенин
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо –
На березе яблоки поспели!
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится –
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
^ Н. Рубцов
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца –
Покормите молодца.
В.Мирясова
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
^ А. Прокофьев
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
^ А. Чепуров
Красные грудки, черные спинки –
Яркие птички, будто с картинки!
Что-то там ищут, клюют, посмотри!
Видишь? На белом снегу – снегири.
^ А. Берлова
Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Засвистели: «Свири-свир!
Мы в лесу устроим пир!
Пусть опали с веток листья,
Шелестит осенний дождь,
Мы клюем рябины кисти –
Лучше ягод не найдешь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Что мы знаем о птицах"
Во время беседы дети вспомнили загадки птицах, составляли рассказы о знакомых птицах, познакомились с новой птицей - свиристель, рассказывали о том, как ухаживают в уголке природы за попугаем. Дети...
Логика образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема:«Что мы знаем о птицах» с использованием мультимедийного пособия "Найди лишнюю птицу"
Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах, посред...
беседа "Что я знаю о родных"
Формирование представлений о семье и родственных отношениях....
Беседа "Что мы знаем о часах"
Цель: познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями; учить ориентироваться во времени по часам (с точностью до часа).Материал: экспонаты музея, картинки "Режимные...
Беседа «Что мы знаем о деревьях?». Рисование Листьев
Беседа «Что мы знаем о деревьях?». Рисование Листьев...
Конспект беседы по экологическому воспитанию."Что мы знаем о птицах?"
Беседа «Что мы знаем о птицах?»Цель: Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц....
Беседа на тему: "ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ?"
Активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами в уголке природы; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять....