Проект« Удивительный неизвестный космос»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Абакумова  Елена Владимировна

Дать элементарные знания о космосе. Расширить знания детей о звездном небе, кометах планетах, орбитальной станции. Побуждать к активным действиям   в совместной деятельности с взрослыми, детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_neznakomyy_kosmos.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный инновационный проект, методическая разработка

«Как воспитать well-bredchild».

ФИО педагога: Абакумова Е.В.

Тема: «Удивительный неизвестный космос»

Наименование проекта

« Удивительный неизвестный космос»

Цель проекта

Формирование нравственных ценностей. Познакомить с историей возникновения праздника – День космонавтики. Дать первоначальные сведения о планетах.

Задачи проекта

1.Дать элементарные знания о космосе. Расширить знания детей о звездном небе, кометах планетах, орбитальной станции. Побуждать к активным действиям   в совместной деятельности с взрослыми, детьми.

2. Развивать кругозор, творчество и фантазию, мышление и любознательность, воображение и наблюдательность.

3.Воспитывать чувство гордости за героев- космонавтов нашей страны.

Актуальность

Несколько десятков лет назад не мало мальчишек мечтало стать космонавтами. Сейчас эта мечта не так актуальна для современных детей. Между тем, инопланетные существа –герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, вызывают отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Тип проекта

групповой,познавательно-продуктивный

Срок реализации проекта

с 06.04 по13.04

Продолжительность

краткосрочный

Участники проекта

дети дошкольного возраста 4-5 лет, родители, воспитатели, городская библиотека №12

По характеру контактов

осуществляется внутри одной возрастной группы в контакте с семьями воспитанников

По характеру содержания

Ребенок  и окружающий мир

Направление проекта

Обучающий, познавательно- исследовательский, игровой.

Этапы работы над проектом

1.     1- Мотивационный этап(06.04)На этапе создаётся информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно - информационная кампания.

Проблемная ситуация: «Какой праздник и почему отмечается в нашей стране 12 апреля?»

Размещение объявления на стенде для родителей о предстоящем мероприятии.

 Обсуждение целей, задач, плана мероприятий по проектус родителями, детьми.

Распределение ролей и обязанностей совместно с родителями.

Накопление информации по теме проекта:

- Подбор наглядных материалов: фото- и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций

- Подбор художественной и энциклопедической литературы, чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.

- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски,  пластилин, цветная бумага и т.п.)

  - выдвижение гипотезы.

2- Деятельностныйэтап (07.04-13.04)

Ререализация основных видов детской деятельности по направлениям проекта.

-Организация выставки детских книг по теме проекта

- Беседы с детьми: «Космос»,«Профессиякосмонавт»(Приложения 1,6),«Первый космонавт наЗемле»,«Чтоямогуувидетьвкосмосе» (Приложения5,8), «БелкаиСтрелка».(Приложение4), «ГероиКосмоса»

-Экскурсия в ф.п. «Космос»

- Дидактические игры: « Четвертый лишний»,  «Собери картинку»(Приложение 2)

- Рассматривание иллюстраций о космосе.

- Просмотрпознавательныхмультфильмовокосмосе

-Чтение стихов, отгадывание загадок,

-Заучивание пословиц,считалки«Звездочет»(Приложение 1)

- Пальчиковая игра «На Луне жил звездочет»(Приложение 3)

-Подвижные игры «Космонавты», «Ракетодром» (Приложения 3,7)

- Аппликация«Ракета»

- Лепка«Космическаяракета»

- Коллективнаяработа«Солнечнаясистема»

- Организация совместных выставок в группе

3- Заключительный этап(13.04)

Систематизация и обобщение полученных знанийвоспитанников.

- Анализ работы.

- Обработка и оформление результатов проекта

- Презентация проекта

Результат проекта

Знание детей информациио празднике«Денькосмонавтики»,огерояхкосмоса,озвездахипланетах;

понимание детьми важности профессии летчик-космонавт;
умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний,
заинтересованность детей темой  космос, проявление их познавательнойактивности: вместе с родителями находят информацию по теме,рассказываютиделятсясвоимизнаниямисдругимидетьмивдетскомсаду.

Организациявыставки работ детейпоаппликации, лепке«Космическаяракета»,коллективнаяработа «Солнечнаясистема»

Работа с родителями:

- Консультация «Расскажите детям о космосе»;

- участие в выставке поделок «Космические корабли»

Приложение №1

Беседа «Космос»

Цель:сформировать у детей понятия «космос»;

Задачи: Выяснить, что есть в космосе, ввестипонятия«звезды»планеты»; воспитыватьубеждениевценностиколлективноготрудадлядостиженияобщейцели.

Оборудованиеиматериалы:

Презентация«Космос»;изображение космических объектов; цветная бумага, ножницы, клей.

Содержание беседы

Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Всеэто находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «все на свете». «Вселенная» — это все, что существует. Земля — частьВселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облакагаза ипыли— этотожеВселенная. Ученые используют телескопы и космические автоматические станции дляизучения космоса. На ночном небе мы видим звезды. Они очень разные и по размеру итемпературе. Звезды — огненные шары, одни более горячие, другие —менее,поэтомуицветузвездразный.Самыегорячие—белые,чутьменеегорячие — голубые, потом желтые икрасные. А какая звезда к нам ближе всего? Солнце — это звезда. Она считаетсясамой близкой к нам звездой во Вселенной. Солнце — шар, состоящий израскаленных ярко светящихся газов. Оно дает нашей планете свет и тепло,безнего небылобыжизнинаЗемле. Вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой планеты свой путь,называемыйорбитой.Запомнитьназванияиочередностьпланетвампоможет

«Астрономическаясчиталка»

На Луне жил звездочет,Онпланетамвелподсчет.

Меркурий — раз, Венера —два,Три—Земля,четыре—Марс.

Пять — Юпитер, шесть Сатурн,Семь — Уран, восьмой  Нептун,Девять — дальше всех Плутон.Ктоневидит — выйдивон.

Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она еще не найдена. В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы. Астероид — небольшое планета подобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца. Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост. Метеоры - явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц, например, осколков комет или астероидов. Метеоры еще называют падающими звездами.

Приложение№2

Игра«Разрезныекартинки»

Цель:закреплятьзнаниядетейокосмосе.

Разрезные картинки раскладываются на столе лицевой стороной вверх.Детямпредлагаетсявзятьпоодномуфрагментукартинкиивзглянутьнаихобратнуюсторону.Для составлениякартинкидетиобъединяются

в группы по цвету выбранной картинки. Когда все картинки собраны,детямпредоставляетсявозможностьсделатьвывод,чторечьпойдетокосмосе.

Приложение№3

Пальчиковаяигра«НаЛунежилзвездочет»

На Луне жил звездочет,Онпланетамвелподсчет.

Меркурий—раз,Венера—два,

Три — Земля, четыре — Марс.Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,Семь — Уран, восьмой — Нептун,Девять — дальше всех — Плутон.

Приложение№4

Познавательнаябеседанатему «БелкаиСтрелка»

Цели:

расширить представления детей о космических полетах;познакомитьдетейспервыми«космонавтами»БелкойиСтрелкой.

Оборудование иматериалы:

картинкисизображениемЛайки,БелкииСтрелки

Ходбеседы

А вы знаете, что собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая изсобакподходитдляполёта.Онадолжнабытьчутьбольшекошки,весить4-6килограммов,ейдолжнобыть 2-3года,шерстьдолжнабытьсветлой.

Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые,спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. Всобачьем отряде проходили каждый день тренировки. Собак учили небояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки —есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построилиракету,и3ноября1959года отважная разведчицаумчалась

вкосмос(показатькартинку сизображениемЛайки).

А 9 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка иСтрелка(показатькартинкисизображениемБелки иСтрелки).Собаки прошливсевидыиспытаний.Онимоглидовольнодлительнонаходитьсявкабинебездвижения,переносить большиеперегрузки,вибрации.

Животные не пугались звуков, сидели в своем экспериментальномснаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга,артериальноедавление,характердыхания.ПотелевидениюпоказаликадрыполетаБелкииСтрелки.Былохорошовидно,каконикувыркалисьвневесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белкарадостно бесилась и даже лаяла. 20 августа было объявлено, что совершилмягкую посадку спускаемый аппарат, и на землю благополучновозвратилисьсобакиБелкаиСтрелка.

Приложение№5

Познавательнаябеседанатему «Первыйкосмонавт наЗемле»

Цель: познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос;

Задачи: воспитыватьинтерескпрофессиикосмонавта;

подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть толькоздоровый,образованный,настойчивыйибесстрашный человек;

воспитыватьвдетяхгордостьзасвоюстрану,любовьксвоейРодине.Оборудование иматериалы: ПортретыЮ.Гагарина,В.Терешковой;

Ходбеседы

12 апреля наша стана отмечает День Космонавтики. Этот праздник, преждевсего длякосмонавтов.Космонавты—люди,которые летают

в космическое пространство на ракетах. А кто знает, кто былпервымкосмонавтом,полетевшимвкосмос?(Ответыдетей.)

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство ЮрияпрошловдеревнеКлушино.ЮрийГагаринзакончилсотличиемучилищелетчиков.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовалкосмическийкорабль«Восток». КогдаЮрийГагаринполетелвпервые вкосмос,всястранаследилазаегополетом,вселюдиволновались. Икогда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицыгородов и устраивали праздник. Все гордились, что именно российскийгражданин первым в мире полетел в космос. За этот подвиг Ю. А. Гагаринуприсвоено звание Героя Советского Союза. День полета 12 апреля былобъявлен праздником –Днёмкосмонавтики. ПослеполетеЮ.А.Гагаринавкосмосепобывалоочень

много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина –космонавт –ВалентинаТерешкова(показываетсяпортрет).

Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаютсясовместные полеты космонавтов разных стран. Работа космонавтов, оченьопасна. Трудихподостоинству оцениланашастрана: все космонавты удостоены высоких наград.Хотите ребята, я вам расскажу об испытаниях,которыекосмонавты должныпройтинаЗемле. Представьте,еслибывас посадиливбольшойшар,иогромныйвеликанстал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы выпочувствовали приэтом? А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло,пристегнулиремнями, имашинасострашнойсилойзакружилабыэтокресло:вверх,вниз, туда-сюда. Аещеребята,когдаракетавзлетает,онаоченьдрожит.Чтобыпривыкнутьк этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается такая тряска,чтозубназубнепопадает. Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними,каквыдумаете?(тренированные,занимаются спортом). Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают,с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета). Чемзанимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты,изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечиваютрадиотелевизионнуюсвязь).

Приложение№6

КонспектООД«Профессия–космонавт»

Цель: расширить представления детей о космосе и космических полетах.Задачи:

Познакомитьдетейспрофессиейкосмонавта.

Развиватьсвязнуюречь.

Материал и оборудование: фотографии космонавтов; фотография планетыЗемляиз космоса;макетракеты;демонстрационный материал.

Предварительная работа: Чтение книг о космосе; просмотр мультфильмовна космическую тему: "Тайна третьей планеты" и другие; загадываниедетямзагадокнакосмическуютему;

В наше время существует множество профессий. Все профессии важны,всепрофессиинужны.Бываютпрофессииувлекательные,сложные,естьпрофессии романтические. Но есть такая особая профессия, котораяодновременно и увлекательная, и романтическая, а ещё ответственная,почетная итрудная.Это– профессиякосмонавт.

Ещев1959годувнашейстране начался отбор кандидатов в так называемые «астронавты», но с 1960 годауже во всех документах закрепилось название профессии «летчик-космонавт».ХотявСоединенныхШтатахАмерикилюдейэтойпрофессии продолжают называть астронавтами. Звание первого космонавта планетыпринадлежит Юрию Алексеевичу Гагарину, который 12 апреля 1961 годасовершилпервыйвисториичеловечестваорбитальныйполет

на космическом корабле «Восток». За прошедшие с того знаменательногомомента годы в космическом пространстве побывало более пятисот человек. Они находились не только на орбите Земли, но и побывали наЛуне. Увеличилась и продолжительность полетов. Если первый полетГагарина продолжался 108 минут, то в наши дни космонавты и астронавтымогут находитьсяв космосе болеегода. К будущимкосмонавтампредъявляютсяоченьвысокиетребования.Космос— это, конечно, романтика, но пребывание в космосе требует особойзакалки. Космонавт должен иметь очень хорошее, практически идеальноездоровье. Когда ракета поднимается в космос, космонавты испытываютсильныеперегрузки.Весихтелавэтотмоментувеличиваетсявнесколькораз.Акогдаониоказываются наорбите,ихожидает другой «противник» — невесомость. При длительном пребывании вневесомости мышцы человека слабеют, кости становятся хрупкими.Поэтомукосмонавтывовремядлительногополетапостояннотренируютсяи носят специальные костюмы, помогающие смягчить вредныепоследствия невесомости. Здоровье космонавтов должно быть отличнымеще и потому, что в космосе нет больниц и «скорую помощь»туда невызовешь.Поэтомукосмонавтывобязательномпорядкеизучаютосновы врачебных профессий, чтобы уметь оказать друг другу первую помощь внепредвиденных ситуациях. Если в первые годы космической эрыкосмонавтами становились, в основном, профессиональные летчики, то внашиднивэтупрофессиюприходятиинженерыиученыеиврачи.

На космической орбите проводятся различные научные эксперименты,осуществляется визуальное наблюдение за поверхностью нашей планеты идаже налаживается производство различных материалов, которые можноизготовить только в условиях невесомости. Для выполнения всех этихработ были сконструированы специальные космические станции –настоящие летающие «дома»для космонавтов. В наши дни на орбитеЗемли находится Международная космическая станция, созданнаяусилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты изразных стран, периодически сменяя друг друга. Профессия космонавт – этопрофессиянетолькоднясегодняшнего, ноипрофессия будущего. Космическая техника непрерывно совершенствуется. И ужестроятся планы о пилотируемом полете на Марс. В наши дни летательныеаппараты в космос запускают не только государственные организации, нои частные компании. Постепенно развивается космический туризм. Покаэто очень дорогое удовольствие, но наступит такой день, когда любой изнас сможет ощутить себя космонавтом и увидеть красоту нашей планеты свысотыкосмическойорбиты планетынашейсолнечнойсистемы.Помните,мысвамиучилистихотворение,давайте хоромеговспомним.

По порядку все планеты назовет любой из нас:Раз– Меркурий, два–Венера,

три – Земля,четыре– Марс!  пять – Меркурий,шесть – Сатурн,семь – Уран,восьмой–Нептун.

И девятая планета — под названием Плутон!

Приложение №7

Подвижныеигры: «Космонавты»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторениезвука «У».

Запускаеммыракету«У-У-У!»:Рукинадголовойвформеконуса,

Завелимоторы «Р-р-р»:движениепокругудругзадругом

Загудели:«У-у-у!»:Рукирасставиливстороны.

На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – рукиопустили.

Играповторяетсянесколькоразпожеланиюдетей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей ипроизносят слова:

Ждут нас быстрые ракетыДляполётовпопланетам.

На какую захотим,Натакуюполетим!

Но в игре один секрет –Опоздавшимместанет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока неостанетсяодинобруч.

Приложение№8

Беседа-рассуждение«Чтоямогуувидетьвкосмосе?» Задачи:

ЗакрепитьудетейпредставлениеоВселенной,звёздах,кометах,планетахсолнечнойсистемы.

Развивать у детей воображение, умение высказыватьсвоипредположенияидогадки,доказыватьилиопровергатьвыдвинутуюгипотезу.

Воспитыватьуважениекмнениюдругихдетей,умениеслушать.

Ходбеседы:

Воспитательпоказываетдетямплакатсизображениемсолнечнойсистемы.

Как вы думаете, что это? (солнечная галактика, космос, вселенная) Почемувытакрешили?(тут естьзвёзды,планеты,кометы)

ЭтомакетСолнечнойсистемы,тачастьВселенной,гденаходитсянашапланетаЗемля.Ачто такоекосмос?(этовселенная)

Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли,называется космосом или Вселенной. Как вы думаете, у космоса естьначалоиконец?(ответыдетей). Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная заполненабесчисленнымколичествомзвёзд.Комет,планетидругихнебесныхтел.В космосе носятся тучи космической пыли и газа. Но чего в космосенет? (воздуха) Как вы думаете, планеты, звезды, неподвижны? (ответыдетей)

ВоВселеннойнетниодногонебесноготела,котороебыстоялонаместе.Все онидвижутсясогромнойскоростью посвоемупути.

Слово«космос»обозначает«порядок»,«строй». Авыхотелибыполететьв космос?(да)Чтоименновыхотелибыувидетьв космосе, где побывать и почему именно там? (ответы детей) Какая изпланетваспривлекаетипочему?(ответыдетей)

В космосе тихо, одиноко, холодно. А как вы думаете, есть ли ещёвкосмосепланеты,накоторых живутлюди?(ответыдетей)

Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по космическимпросторам.

Физминутка  «ПутешествиенаЛуну».

Еслиоченьпостараться (ногинаширинеплеч,наклоны вправо, влево), Еслиоченьзахотеть, Можно на небо подняться (ноги слегка расставлены, руки на поясе),Идосолнцадолететь. (подняться наноскахверх- вниз). Ивсерьёз,непонарошку (и.п.тоже,поворотывлево - вправо) ПознакомитьсясЛуной, погулятьнанейнемножко (ходьбанаместе) Ивернутьсявновьдомой.

Итак,занимайтеместав нашей космической ракете у иллюминаторов. Взлетаем. Держим курс наЛуну. (презентация «Луна») Что такое Луна?Луна–незвездаинепланета.ОнаспутникЗемли,большойкаменныйшар,которыйвнесколькоразменьшеЗемли.Луна–самоеблизкоекЗемленебесное тело. На её поверхности можно увидеть светлые пятно – этолунные моря, на самом деле в них нет ни капли воды. На Луне нет воздуха.Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем космической пыли. Лунасветит потому, что её освещает Солнце. Луна движется вокруг Земли иобходит её кругом один раз за месяц. Как вы думаете на Луне можно жить?Почему?(ответы детей)ОблетаемЛунуивидимлетящуюкомету.

Что такое комета? Кометы – небесные путешественницы. Это огромныеглыбы из камня и льда. Иногда их за это называют «Грязными снежками».Они«живут»оченьдалекоотСолнца,дальшесамыхдальнихпланет. Многие только раз появляются вблизи Солнца и навсегда исчезают в глубинахкосмоса.КогдакометаприближаетсякСолнцу,еёможноувидетьнанебедажебезбинокляителескопа,потомучтоунеёпоявляетсясветящийся хвост. Солнце нагревает комету, замёрзшие газы и лёдначинаютиспаряться итянутся за кометой какхвост.

Новотполётподошёлкконцу,заканчиваетсятопливо, имывозвращаемсяназад.Какоеинтересное путешествие унасполучилось.

Ресурсы:

«О космосе» https://infourok.ru/prezentaciya-detyam-o-kosmose-1013780.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/06/16/prezentatsiya-znakomstvo-s-kosmosom-v-sredney-gruppe

«Герои космоса» https://yandex.ru/video/preview/?text=презентация%20%22космос%22для%20дошкольников%204-5%20лет%20скачать%20бесплатно&path=wizard&parent-reqid=1641943214895768-12161089082950972512-sas2-0903-sas-l7-balancer-8080-BAL-577&wiz_type=vital&filmId=10273964091394465355

Мультфильмы о космосе https://www.youtube.com/playlist?list=PLYjQr8vff1JzjPgt7mJMEKQyIgMwUwfAH

Стихи, загадки, пословицы   https://infourok.ru/podborka-zagadok-stihov-poslovic-o-kosmose-3847896.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта педагогического проекта "Удивительный мир космоса"

Люди разучились удивляться и радоваться простым вещам: снежинке, первой весенней травинке, бабочке, пархающей с цветка на цветок, звездам, созвездиям и даже целым галактикам....

Проект "Удивительный мир космоса"

Проект "Удивительный мир космоса"...

Педагогический проект "Удивительный мир космоса"

Данный педагогический проект позволяет сформировать у детей  старшего дошкольного возраста  представления о космическом пространстве, освоении космоса людьми....

Проект «Удивительный мир космоса» (старший возраст)

Актуальность: современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным запуск ракет в космос, мальчишки больше не мечтают быть космонавтами. Побеседовав с детьми, пришла к вы...

Проект «Удивительный мир космоса»

проект о российском праднике-День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю. А. Гагарине....