Конспект занятия по познавательному развитию (с элементами конструирования) «Весна - красна»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель.

Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе: в жизни птиц, насекомых, зверей и в растительном мире.

Задачи.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- развивать у детей любознательность, интерес к природным явлениям, воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательная область «Речевое развитие»

- развивать умение детей строить свой ответ в соответствии с формулировкой вопроса, следить за ответами детей, уметь дополнить ответ;

- формировать умение детей последовательно, логично рассказывать, опираясь на результат экскурсий и наблюдений;

- продолжать учить детей читать стихи эмоционально, соблюдая смысловые ударения, паузы, интонации, соответствующие характеру стихотворения;

- уточнение и активизация словаря: протальник, снегогон, травень, проталины, капель, сосульки, журчат, бегут ручьи.

Предварительная работа.

- ежедневные наблюдения весенних изменений в жизни природы в разное время дня;

- чтение художественной и природоведческой литературы, пословиц, поговорок;

- экскурсии на луг, в лесополосу, к озеру;

- ведение календаря природы;

- рассматривание картин: И. И. Левитана «Весна. Большая вода», И. Р. Гембицкого «Весенний посев», А. К. Саврасова «Грачи прилетели», К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию (с элементами конструирования) «Весна - красна»

Цель.

Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе: в жизни птиц, насекомых, зверей и в растительном мире.

Задачи.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- развивать у детей любознательность, интерес к природным явлениям, воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательная область «Речевое развитие»

- развивать умение детей строить свой ответ в соответствии с формулировкой вопроса, следить за ответами детей, уметь дополнить ответ;

- формировать умение детей последовательно, логично рассказывать, опираясь на результат экскурсий и наблюдений;

- продолжать учить детей читать стихи эмоционально, соблюдая смысловые ударения, паузы, интонации, соответствующие характеру стихотворения;

- уточнение и активизация словаря: протальник, снегогон, травень, проталины, капель, сосульки, журчат, бегут ручьи.

Предварительная работа.

- ежедневные наблюдения весенних изменений в жизни природы в разное время дня;

- чтение художественной и природоведческой литературы, пословиц, поговорок;

- экскурсии на луг, в лесополосу, к озеру;

- ведение календаря природы;

- рассматривание картин: И. И. Левитана «Весна. Большая вода», И. Р. Гембицкого «Весенний посев», А. К. Саврасова «Грачи прилетели», К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

Ход

Педагог: Ребята, какое настало время года? 

Отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: весной.

Сюрпризный момент: Стук в дверь (письмо)

Педагог: Ребята нам письмо. Интересно от кого оно? 

(Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или всё ещё зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую).

Заяц.

Педагог: Ну, что ребята, поможем Зайцу?

Дети: Конечно, поможем!

Педагог: - Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами!

Дети: Да!

Педагог: Тогда отправимся вот по этой тропинке.

В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямиком.

Звучит музыка (шум леса.)

1.     Подходят к картинам с изображением весенних месяцев.

Педагог:  Какое время года изображено на картинках?

Дети: - Весна!

Педагог:  У весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … (Зима)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я … (Осень)

Педагог: Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?

Март-капельник.
Апрель-водолей.
Май-травень, цветень.


Педагог: Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.

Педагог:  С чего начинается весна? Ответы детей 

Дети: Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло.

Педагог: Произошли ли какие - то изменения со снегом по сравнению с зимой? Дети: Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали

Педагог: Изменились ли деревья?

Дети: Деревья стоят голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки.

Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.

Педагог: Каким весной становится небо?

Дети: Голубое, светлое, безоблачное.

Педагог: А солнце?

Дети: Тёплое, яркое, ласковое, весеннее)
Педагог: Что происходит со снегом?

Педагог: С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки.
Педагог: Кто из вас, ребята, знает, что такое капель?

Дети: капельки воды часто-часто капают с крыш.

Педагог: А что происходит с почками?

Дети: почки лопаются, и распускаются маленькие листочки.

Педагог: А как вы понимаете слова “День прибывает”?

Дети: Дни становятся длиннее, а ночи короче
Педагог: Ребята, а вы стихи о 
весне знаете?

2.Стихи о весне.

1.Дети рассказывают стихи:

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене.

2.Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

3.Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

4. «Весна» (И. Токмакова)

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

Педагог: Ребята о чём говорится в этом стихотворении? (Говорится о том, как зима сменяется весной).

Педагог:А как вы думаете, почему к нам весна идет быстрыми шагами?

Педагог: Что происходит с сугробами?

Педагог:  Подумайте, а почему черные проталины  видны? (Пригрело солнышко, стало теплее).

Педагог: Да, вот и наступила Весна – красна.

3.Проговаривается чистоговорка [л]-[л’](воспитатель вместе с детьми)

Дети:

Ла-ла-ла - к нам пришла.

Весна (Хлопают в ладоши.)

Пло-пло-пло - на дворе

тепло. (Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.)

Пель-пель-пель - капает

капель. (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.)

Ля-ля-ля - расцветай, Земля! (Поднимают руки вверх и вращают кистями - «фонарики».)

Педагог: А вы запомнили, сколько месяцев продлится весна? Давайте поиграем:

4.Игра «Доскажи словечко».

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

И называется он (май)

Педагог: Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник).

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в лес подошло концу, пора возвращаться. Что интересного вы узнали? (ответы детей). Что запомнилось? (ответы детей). Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

«Девочки и мальчики идут в лес"Цель: Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

«Девочки и мальчики идут в лес"Цель: Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений и животных.Учить понимать добрые и п...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе «Растение – живое существо»

Занятие способствует формированию представлений детей о растениях как о живых существах, умений абстрагировать свойства и устанавливать связь "Реальность-модель"....

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами конструирования по теме: «Путешествие вокруг света»

Данное занятие проводится с группой детей подготовительного дошкольного возраста по теме «Путешествие вокруг света». Проводя с детьми данное занятие, мы продолжаем формировать целостную ка...

Конспект занятия по "Познавательному развитию" во второй младшей группе "Красный - синий - фиолетовый"

Конспект занятия по "Познавательному развитию" во второй младшей группе "Красный - синий - фиолетовый"...