Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе «Растение – живое существо»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Занятие способствует формированию представлений детей о растениях как о живых существах, умений абстрагировать свойства и устанавливать связь "Реальность-модель".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ekologiya.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
С ЭЛЕМЕНТАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«РАСТЕНИЕ – ЖИВОЕ СУЩЕСТВО»
воспитатель
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Светлячок»
Задачи:
- Формировать у детей представление о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; о том, что семена растений тоже живые существа; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.
- Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере огурца.
- Учить абстрагировать свойства и устанавливать связь «Реальность-модель».
- Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).
- Развивать у детей умения в проращивании семени.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.
Материал:
- карточки для игры «Живое – неживое»,
- разрезные картинки для составления дерева (сосны, ели) для каждого ребенка,
- карточки для игры «Что сначала, что потом»,
- карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,
- семена овощных культур,
- баночки для замачивания семян,
- ватные диски,
- вода (для практической работы).
Ход занятия
Воспитатель:
- Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.
1. Загадывание загадок.
- Ребята отгадайте загадку
«Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год». (Ель)
«Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят». (Береза)
«Никто не пугает,А вся дрожит». (Осина)
«Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи». (Рябина)
«У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.Если не на опушке,
Ветви – только на макушке». (Сосна)
- Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину? (Деревья)
- Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево. А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)
2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.
- Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять картину о зимнем лесе.
- Что ты (имя ребёнка) услышала? А ты (имя ребёнка)?
Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?
- Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.
3. Закрепление знаний и изучение нового материала.
Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.
- Скажите, а это елочка живая?
- нет
- Почему? (ответы детей)
- А какое дерево можно назвать живым?
(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).
4. Игра: «Составь дерево»
- Молодцы, деревья вы знаете хорошо, а теперь я вас попрошу выполнить задание.
- Для этого возьмите желтый конвертик, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.
- Какое дерево получилось у (имя ребёнка), а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.
- У тебя (имя ребёнка) какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?
Назовите, из каких частей состоит дерево.
(корень, ствол, ветки, листья)
- Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть.
(выставляются модели, дети говорят, что эта модель обозначает)
5. Физкульминутка «Елочка»
Есть в лесу три полочки | (стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу) |
Ели, | (потянуться вверх, руки поднять вверх) |
Елки | (стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу) |
Елочки, | (присесть, руки перпендикулярно туловищу) |
На елях висят небеса | (руки вверх) |
На елках птичьи голоса | (стоя, пальцами имитировать игру на дудочке) |
А на елочке – роса. | (Встряхнуть кисти рук). |
6. Игра «Живое - неживое»
- Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.
Самостоятельная работа детей.
- Назовите, что вы считаете живым на карточке(ответы детей)
Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими?
7. Игра: «Что сначала, что потом»
- Возьмите, красный конверт и выложите картинки в правильной последовательности – (имя ребёнка) будет работать у доски, потом проверим, кто, как выполнил задание.
Самостоятельная работа детей.
Проверка выполнения задания.
Теперь вы ученые-экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.
- Посмотрите, что вы видите на этом блюде? (Семена разных растений).
- Как вы думаете, они живые? (Ответы детей)
- Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.
- Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему? (За окном зима).
- Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.
8. Практическая работа детей.
- Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.
(почва, тепло, свет, вода)
Дети называют, воспитатель выставляет модели.
Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные баночки. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена огурца.
Возьмите баночки и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его.
Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте баночку. Оставим семена просыпаться
9. Итог.
- Дети, вам понравилось работать в нашей лаборатории? Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, давайте вспомним, что же нужно для роста и развития растений, чтобы им жилось хорошо?
А теперь возьмите свои волшебные баночки и подскажите мне, куда их нужно поставить?
А почему на окно?
Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.
Ребята, что бы вы ещё хотели узнать, когда придёте в нашу лабораторию?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " Чудеса магнита" (ИКТ)
В игровой форме дети отправляются в увлекательное путешествие с волшебником Мокусом и узнают волшебные свойства магнита....
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " В волшебной лаборатории воздуха" (ИКТ)
Путешествие на воздушном шаре в лабораторию воздуха для новых открытий....
КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»
КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе "Растение - живое существо"
Учебный материал формирует у детей представления о растениях и животных через подвижные дидактические игры....
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»
Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха».
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха». Тема: «Лаборатория воздуха»Цель: Обогатить и система...