Технологическая карта
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный материал позволяе познакомить детей с многозначным словом "Ключ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnol.karta_kljuch.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: Многозначное слово «ключ».
Возрастная группа: седьмой год жизни
Форма НОД: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: ФГОС, СанПиН, проект примерной образовательной программы Н.Е. Веракса «От рождения до школы».
Средства:
наглядные: скрипичный ключ, гаечный, раздвижной, дверной; видеокартинки с изображением разных ключей (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), схематичные картинки для составления рассказов, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода;
мультимедийные: видео письмо: видеоклип «Песня о дружбе»;
литературные : толковый словарь, стихотворение.
Словарная работа: ключ – родник, скрипичный, гаечный, разводной, вода - ключевая, родниковая.
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
1. Познакомить с многозначным словом «ключ» с использованием проблемной ситуации. 2. Научить подбирать родственные слова. 3. Обобщить знания детей о разнообразии источников информации. 4. Воспитывать у детей умение работать группой, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться. 5. Развивать логику, образное мышление детей. |
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
1.Мотивация | Звучит видеоклип «Песня о дружбе». – Ребята, о чем эта песня? (О дружбе.) – Как вы думаете, что значит дружить? – Ребята, а с кем можно дружить? А кто может быть другом? | Стимулирует познавательный интерес у детей. | Стоят в кругу, взявшись за руки | Введение в эмоциональный настрой, сплочение детей. |
2. Постановка проблемы. | Сегодня по дороге в ваш детский сад, я нашла ключ. -Мы можем, посмотрев на него догадаться, чей он? -Вы случайно не теряли ключ? – Я расскажу вам историю о двух друзьях и ключе. Хотите послушать? «Однажды встретились два друга. – Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, – сказал Коля. – Коля, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная. Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история». Эвристическая беседа: – О ком эта история? – Что случилось с Колей? – А что ответил Саша? – Почему же друзья разошлись? – Какая проблема возникла у мальчиков? – Как вы думаете, почему они друг друга не поняли? – Сможем ли мы помочь мальчикам? – Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (Узнать, про какие ключи они говорили.) – Вы хотите помочь мальчикам разобраться? – Теперь проблема мальчиков и наша проблем: у слова «ключ» есть разные значения. | Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления Рассказывает историю о двух друзьях, беседует, выясняет проблему Создаёт проблемную ситуацию, стимулирующую деятельность детей по сбору сведений о различных видах ключей. Предлагает принять решение в помощи мальчикам | Выражают собственные мысли. Сидят на коврике слушают рассказ. Выявляют проблему. Отвечают на вопросы и выясняют проблему, почему не поняли друг дуга мальчики Выражают собственные мысли, чувства. | Устанавливается контакт с педагогом Дети вовлечены в слушание Знакомство с разными значениями слова «ключ». Желание детей оказать помощь мальчикам Выявлена проблема |
3 Актуализация знаний. | А какие вы знаете ключи? (Скрипичный, гаечный, разводной, дверной.) | Стимулирует любознательность, интерес к рассматриванию разных ключей (настоящих) | Рассматривают и классифицируют ключи (дверной, инструмент) | Умение детей классифицировать ключи на дверные и инструменты |
4. Выдвижение гипотез. | Как вы думаете, какой ключ потерял Коля? – Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? (Ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая.) – Что это за ключ, из которого можно пить? Воспитатель обобщает ответы детей: – Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода. | Обобщает ответы детей | Дают свои предположения, обсуждают возможные решения ситуации, выбор приоритетных решений. | Умение детей брать на себя ответственность в решении ситуации, выбирать из множества значений слова нужное. |
5. Проверка решения. | Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Колином ключах? (Посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых.) – Из всех перечисленных вами источников знаний в нашей группе есть словарь. Давайте заглянем в него. Проверка в словаре. – Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (Родник.) Воспитатель читает стихотворение. Скажи «родник» – и вот возник, Бежит в зеленой чаще Веселый ключ журчащий. Мы и родник зовем ключом (Ключ от дверей тут ни при чем). Рассматривание иллюстрации с ключом – родником. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком.
- Какая на вкус вода из родника? | Знакомит с понятием «ключ – родник» в толковом словаре. Читает стих Вводит элемент новизны, что «ключ и родник» - одно значение Угощает родниковой водой | Знакомятся с толковым словарём Прослушивают стихотворение, рассматривают иллюстрации на экране. Пробуют родниковую воду. | Обобщение знаний детей о разных источниках информации. Дети сделали вывод: Два разных по звучанию слова имеют одно значение. Дети сделали вывод: родниковая вода вкуснее, полезнее водопроводной. |
6. Введение в систему знаний. | Много есть ключей: Ключ – родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой И обычный ключ – дверной. Д. Лукич Ребята вы знаете, что у слова есть переносное значение - это когда мы не можем увидеть, потрогать. И у слова «Ключ» тоже есть такие значения. Вы любите отгадывать загадки? Сидит дед в шубу одет, кто его раздевает, слёзы проливает. -Как вы думаете, что будет «Ключом» к этой загадке? -Отгадка и будет переносным значением слова «Ключ». -Когда вы пойдёте в школу, будите решать задачи - правильное решение тоже будет ключом к задаче. -А ещё вы слышали выражение подобрать «ключ к сердцу» другого человека т.е. подружиться с ним. В каком литературном произведении можно встретить этот предмет? Физкультминутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, Видно, ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, На носочки нужно встать. – Какой ключ искал Буратино? (Золотой, дверной.) Игра родственные слова А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая…). Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились. – Все это называется – словом ключ. А внешне они похожи или разные? – Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно… – Сколько значений у слова «ключ»? – Значит, слово «ключ» многозначное.. – Ребята, какое мы с вами сделали открытие? (Что слово «ключ» имеет несколько значений, оно многозначное.) – Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. - Ребята как вы думаете кто хозяин потерянного ключа. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий. | Знакомство с переносным значением слова ключ Загадывает загадку Предоставляет возможность найти детям переносное значение, стимулирует любознательность, интерес. Проведение физминутки Эмоционально включает в действие Проводит игру
Проявляет уважение к детским высказываниям Активизирует внимание детей, что слово многозначное Инициирует поиск ответов на вопросы Инициирует детей к высказываниям Предлагает сделать летопись нашего открытия | Проговаривание детьми незнакомого слова- переносное значение Отгадывают загадку. Рассматривают иллюстрации с переносными значениями «ключ». Делают соответствующие движения, демонстрируют физическую активность; Играют в предложенную игру ищут, находят решение; Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность Дети «подходят» к пониманию многозначности слова Выражают собственные мысли Дети делают вывод, что при употреблении многозначного слова нужно чётко выражать свои мысли На ватмане дети с помощью картинок отображают всю многозначность слова «ключ» |
Ознакомление с переносным значением слова ключ Дети сделали вывод: Ключ к загадке-отгадка Активное общее обсуждение Активные действия детей Умение найти необходимое решение: родственные слова Формирование понятия: «многозначные слова» Различие (отличие) между однозначным и многозначным словом Неточное употребление многозначного слова приводит к непониманию собеседником Летопись открытий: слово «ключ» |
7. Подведение итога: релаксация | Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? -Я вам дарю книгу «Многозначные слова», которую вы сами сможете продолжить. Спросите у родителей, воспитателей какие ещё есть многозначные слова и занесите их в книгу. Если вам понравилось наше занятие, то вы присаживайтесь на коврик и послушайте звуки воды. | Инициирует поиск ответов на вопросы Предлагает творческое задание для совместной роботы с родителями, педагогами по созданию книги | Ответы детей на вопросы, делятся впечатлениями Слушают | Подведение итогов Творческое задание для совместной роботы с родителями, педагогами по созданию книги Релаксация |
Составитель: В.Г. Ахмерова, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Сказка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...