Технологическая карта занятия на тему "Ключ"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ахмерова Валентина Григорьева

Данный материал позволяе познакомить детей с многозначным словом "Ключ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnol.karta_kljuch.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: Многозначное слово «ключ».

Возрастная группа: седьмой год жизни

Форма НОД: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Учебно-методический комплект: ФГОС, СанПиН,   проект примерной образовательной   программы Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

Средства:

наглядные: скрипичный ключ, гаечный, раздвижной, дверной; видеокартинки с изображением разных ключей (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), схематичные картинки для составления рассказов, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода;

мультимедийные: видео письмо: видеоклип  «Песня о дружбе»;

литературные : толковый словарь, стихотворение.

Словарная работа: ключ – родник, скрипичный, гаечный, разводной,  вода - ключевая, родниковая.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

1. Познакомить с многозначным словом «ключ» с использованием проблемной ситуации.

2. Научить  подбирать  родственные слова.

3. Обобщить знания  детей о разнообразии источников информации.

4. Воспитывать у детей умение работать  группой, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

5. Развивать логику, образное мышление детей.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1.Мотивация

Звучит видеоклип  «Песня о дружбе».

– Ребята, о чем эта песня? (О дружбе.)

– Как вы думаете, что значит дружить?

– Ребята, а с кем можно дружить? А кто может быть другом?

Стимулирует  познавательный интерес у детей.

Стоят в кругу, взявшись за руки

Введение в эмоциональный настрой,

сплочение детей.

2. Постановка проблемы.

Сегодня по дороге в ваш детский сад, я нашла  ключ.

-Мы можем, посмотрев на него догадаться, чей он?

-Вы случайно не теряли ключ?

– Я расскажу вам историю о двух друзьях и ключе. Хотите послушать?

«Однажды встретились два друга.

– Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, – сказал Коля.

– Коля, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история».

Эвристическая беседа:

– О ком эта история?

– Что случилось с Колей?

– А что ответил Саша?

– Почему же друзья разошлись?

– Какая проблема возникла у мальчиков?

– Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

– Сможем ли мы помочь мальчикам?

– Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (Узнать, про какие ключи они говорили.)

– Вы хотите помочь мальчикам разобраться?

– Теперь проблема мальчиков и наша проблем: у слова «ключ» есть разные значения.

Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления

Рассказывает историю о двух друзьях, беседует, выясняет проблему

Создаёт проблемную ситуацию, стимулирующую деятельность детей по сбору сведений о различных видах ключей.

Предлагает принять решение в помощи мальчикам

Выражают собственные мысли.

Сидят на коврике слушают рассказ.

Выявляют проблему.

Отвечают на вопросы и выясняют проблему, почему не поняли друг дуга мальчики

Выражают собственные мысли, чувства.

Устанавливается контакт с педагогом

Дети вовлечены в слушание

Знакомство с разными значениями слова

«ключ».

Желание детей оказать помощь мальчикам

Выявлена проблема

3 Актуализация знаний.

А какие вы знаете ключи? (Скрипичный, гаечный, разводной, дверной.)

Стимулирует любознательность, интерес к рассматриванию  разных ключей (настоящих)

Рассматривают и классифицируют  ключи (дверной, инструмент)

Умение детей классифицировать ключи  на дверные и инструменты

4. Выдвижение гипотез.

Как вы думаете, какой ключ потерял Коля?

– Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? (Ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая.)

– Что  это за ключ, из которого можно пить?

Воспитатель обобщает ответы детей:

– Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.

Обобщает ответы детей

Дают свои предположения,

обсуждают возможные решения  ситуации, выбор приоритетных решений.

Умение детей брать на себя ответственность в решении ситуации, выбирать из множества значений слова  нужное.

5. Проверка решения.

Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Колином ключах? (Посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых.)

– Из всех перечисленных вами источников знаний в нашей группе есть словарь. Давайте заглянем в него.

Проверка в словаре.

– Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (Родник.)

Воспитатель читает стихотворение.

Скажи «родник» – и вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом

(Ключ от дверей тут ни при чем).

Рассматривание иллюстрации с ключом – родником. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком.

  • Как вы думаете, вода в роднике отличается от водопроводной?
  •  Хотите попробовать воду из родника , ключевую?

- Какая на вкус вода из родника?

Знакомит с понятием «ключ – родник»  в толковом словаре.

Читает стих

Вводит элемент новизны, что «ключ и родник» -  одно значение

Угощает родниковой водой

Знакомятся с толковым словарём

Прослушивают стихотворение, рассматривают иллюстрации на экране.

Пробуют родниковую воду.

Обобщение знаний детей о  разных источниках информации.

Дети сделали вывод: Два разных по звучанию слова имеют одно значение.

Дети сделали вывод: родниковая вода вкуснее, полезнее водопроводной.

6. Введение в систему знаний.

Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой

И обычный ключ – дверной.

                                Д. Лукич

Ребята вы знаете, что у слова есть переносное значение - это когда мы не можем увидеть, потрогать.

И у слова «Ключ» тоже есть такие значения.

Вы любите отгадывать загадки?

Сидит дед в шубу одет,

кто его раздевает,

слёзы проливает.

-Как вы думаете, что будет «Ключом» к этой загадке?

 -Отгадка и будет переносным значением слова «Ключ».

-Когда вы пойдёте в школу, будите решать задачи - правильное решение тоже будет ключом к задаче.

-А ещё вы слышали выражение подобрать «ключ к сердцу» другого человека т.е. подружиться с ним.

В каком литературном произведении можно встретить этот предмет?

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

– Какой ключ искал Буратино? (Золотой, дверной.)

Игра родственные слова

А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая…).

Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились.

– Все это называется – словом ключ. А внешне они похожи или разные?

– Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно…

– Сколько значений у слова «ключ»?

– Значит, слово «ключ» многозначное..

– Ребята, какое мы с вами сделали открытие? (Что слово «ключ» имеет несколько значений, оно многозначное.)

– Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему.

- Ребята как вы думаете кто хозяин потерянного ключа.

Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.

Знакомство с переносным значением слова ключ

Загадывает загадку

Предоставляет возможность найти детям переносное значение, стимулирует любознательность, интерес.

Проведение физминутки

Эмоционально включает в действие

Проводит игру

  • вовлекает в совместную деятельность;

Проявляет уважение к детским высказываниям

Активизирует внимание детей, что слово многозначное

Инициирует поиск ответов на вопросы

Инициирует  детей к высказываниям

Предлагает сделать летопись нашего открытия

Проговаривание детьми незнакомого слова- переносное значение

Отгадывают загадку.

Рассматривают иллюстрации с переносными значениями «ключ».

Делают соответствующие движения, демонстрируют физическую активность;

Играют в предложенную игру

ищут, находят решение;

Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность

Дети «подходят» к пониманию многозначности слова

Выражают собственные мысли

Дети делают вывод, что при употреблении многозначного слова нужно чётко выражать свои мысли

На ватмане дети с помощью картинок отображают всю многозначность слова «ключ»

 

Ознакомление с переносным значением слова ключ

Дети сделали вывод: Ключ к загадке-отгадка

Активное общее обсуждение

Активные действия детей

Умение найти необходимое решение: родственные слова

Формирование понятия: «многозначные слова»

Различие (отличие) между однозначным и многозначным словом

Неточное употребление многозначного слова приводит к непониманию собеседником

Летопись открытий: слово «ключ»

7. Подведение итога: релаксация

Что вам запомнилось на занятии?

Что вам понравилось?

Что было сложно?

Ребята, какое мы с вами сделали открытие?  

-Я вам дарю книгу «Многозначные слова», которую вы сами сможете продолжить. Спросите у родителей, воспитателей  какие ещё есть многозначные слова и занесите их в книгу.

Если вам понравилось  наше занятие, то вы присаживайтесь на коврик и послушайте звуки воды.

Инициирует поиск ответов на вопросы

Предлагает творческое задание для совместной роботы с родителями, педагогами  по созданию книги

Ответы детей на вопросы, делятся впечатлениями

Слушают

Подведение итогов

Творческое задание для совместной роботы с родителями, педагогами  по созданию книги

Релаксация

Составитель: В.Г. Ахмерова, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Сказка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в средней группе "Здоровый образ жизни" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Здоровый образ жизни". В занятии применяется метод интеллек-карт, которы...