Технологическая карта
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Данный материал позволяе познакомить детей с многозначным словом "Ключ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnol.karta_kljuch.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: Многозначное слово «ключ».

Возрастная группа: седьмой год жизни

Форма НОД: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Учебно-методический комплект: ФГОС, СанПиН,   проект примерной образовательной   программы Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

Средства:

наглядные: скрипичный ключ, гаечный, раздвижной, дверной; видеокартинки с изображением разных ключей (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), схематичные картинки для составления рассказов, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода;

мультимедийные: видео письмо: видеоклип  «Песня о дружбе»;

литературные : толковый словарь, стихотворение.

Словарная работа: ключ – родник, скрипичный, гаечный, разводной,  вода - ключевая, родниковая.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

1. Познакомить с многозначным словом «ключ» с использованием проблемной ситуации.

2. Научить  подбирать  родственные слова.

3. Обобщить знания  детей о разнообразии источников информации.

4. Воспитывать у детей умение работать  группой, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

5. Развивать логику, образное мышление детей.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1.Мотивация

Звучит видеоклип  «Песня о дружбе».

– Ребята, о чем эта песня? (О дружбе.)

– Как вы думаете, что значит дружить?

– Ребята, а с кем можно дружить? А кто может быть другом?

Стимулирует  познавательный интерес у детей.

Стоят в кругу, взявшись за руки

Введение в эмоциональный настрой,

сплочение детей.

2. Постановка проблемы.

Сегодня по дороге в ваш детский сад, я нашла  ключ.

-Мы можем, посмотрев на него догадаться, чей он?

-Вы случайно не теряли ключ?

– Я расскажу вам историю о двух друзьях и ключе. Хотите послушать?

«Однажды встретились два друга.

– Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, – сказал Коля.

– Коля, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история».

Эвристическая беседа:

– О ком эта история?

– Что случилось с Колей?

– А что ответил Саша?

– Почему же друзья разошлись?

– Какая проблема возникла у мальчиков?

– Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

– Сможем ли мы помочь мальчикам?

– Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (Узнать, про какие ключи они говорили.)

– Вы хотите помочь мальчикам разобраться?

– Теперь проблема мальчиков и наша проблем: у слова «ключ» есть разные значения.

Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления

Рассказывает историю о двух друзьях, беседует, выясняет проблему

Создаёт проблемную ситуацию, стимулирующую деятельность детей по сбору сведений о различных видах ключей.

Предлагает принять решение в помощи мальчикам

Выражают собственные мысли.

Сидят на коврике слушают рассказ.

Выявляют проблему.

Отвечают на вопросы и выясняют проблему, почему не поняли друг дуга мальчики

Выражают собственные мысли, чувства.

Устанавливается контакт с педагогом

Дети вовлечены в слушание

Знакомство с разными значениями слова

«ключ».

Желание детей оказать помощь мальчикам

Выявлена проблема

3 Актуализация знаний.

А какие вы знаете ключи? (Скрипичный, гаечный, разводной, дверной.)

Стимулирует любознательность, интерес к рассматриванию  разных ключей (настоящих)

Рассматривают и классифицируют  ключи (дверной, инструмент)

Умение детей классифицировать ключи  на дверные и инструменты

4. Выдвижение гипотез.

Как вы думаете, какой ключ потерял Коля?

– Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? (Ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая.)

– Что  это за ключ, из которого можно пить?

Воспитатель обобщает ответы детей:

– Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.

Обобщает ответы детей

Дают свои предположения,

обсуждают возможные решения  ситуации, выбор приоритетных решений.

Умение детей брать на себя ответственность в решении ситуации, выбирать из множества значений слова  нужное.

5. Проверка решения.

Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Колином ключах? (Посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых.)

– Из всех перечисленных вами источников знаний в нашей группе есть словарь. Давайте заглянем в него.

Проверка в словаре.

– Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (Родник.)

Воспитатель читает стихотворение.

Скажи «родник» – и вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом

(Ключ от дверей тут ни при чем).

Рассматривание иллюстрации с ключом – родником. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком.

  • Как вы думаете, вода в роднике отличается от водопроводной?
  •  Хотите попробовать воду из родника , ключевую?

- Какая на вкус вода из родника?

Знакомит с понятием «ключ – родник»  в толковом словаре.

Читает стих

Вводит элемент новизны, что «ключ и родник» -  одно значение

Угощает родниковой водой

Знакомятся с толковым словарём

Прослушивают стихотворение, рассматривают иллюстрации на экране.

Пробуют родниковую воду.

Обобщение знаний детей о  разных источниках информации.

Дети сделали вывод: Два разных по звучанию слова имеют одно значение.

Дети сделали вывод: родниковая вода вкуснее, полезнее водопроводной.

6. Введение в систему знаний.

Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой

И обычный ключ – дверной.

                                Д. Лукич

Ребята вы знаете, что у слова есть переносное значение - это когда мы не можем увидеть, потрогать.

И у слова «Ключ» тоже есть такие значения.

Вы любите отгадывать загадки?

Сидит дед в шубу одет,

кто его раздевает,

слёзы проливает.

-Как вы думаете, что будет «Ключом» к этой загадке?

 -Отгадка и будет переносным значением слова «Ключ».

-Когда вы пойдёте в школу, будите решать задачи - правильное решение тоже будет ключом к задаче.

-А ещё вы слышали выражение подобрать «ключ к сердцу» другого человека т.е. подружиться с ним.

В каком литературном произведении можно встретить этот предмет?

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

– Какой ключ искал Буратино? (Золотой, дверной.)

Игра родственные слова

А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая…).

Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились.

– Все это называется – словом ключ. А внешне они похожи или разные?

– Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно…

– Сколько значений у слова «ключ»?

– Значит, слово «ключ» многозначное..

– Ребята, какое мы с вами сделали открытие? (Что слово «ключ» имеет несколько значений, оно многозначное.)

– Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему.

- Ребята как вы думаете кто хозяин потерянного ключа.

Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.

Знакомство с переносным значением слова ключ

Загадывает загадку

Предоставляет возможность найти детям переносное значение, стимулирует любознательность, интерес.

Проведение физминутки

Эмоционально включает в действие

Проводит игру

  • вовлекает в совместную деятельность;

Проявляет уважение к детским высказываниям

Активизирует внимание детей, что слово многозначное

Инициирует поиск ответов на вопросы

Инициирует  детей к высказываниям

Предлагает сделать летопись нашего открытия

Проговаривание детьми незнакомого слова- переносное значение

Отгадывают загадку.

Рассматривают иллюстрации с переносными значениями «ключ».

Делают соответствующие движения, демонстрируют физическую активность;

Играют в предложенную игру

ищут, находят решение;

Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность

Дети «подходят» к пониманию многозначности слова

Выражают собственные мысли

Дети делают вывод, что при употреблении многозначного слова нужно чётко выражать свои мысли

На ватмане дети с помощью картинок отображают всю многозначность слова «ключ»

 

Ознакомление с переносным значением слова ключ

Дети сделали вывод: Ключ к загадке-отгадка

Активное общее обсуждение

Активные действия детей

Умение найти необходимое решение: родственные слова

Формирование понятия: «многозначные слова»

Различие (отличие) между однозначным и многозначным словом

Неточное употребление многозначного слова приводит к непониманию собеседником

Летопись открытий: слово «ключ»

7. Подведение итога: релаксация

Что вам запомнилось на занятии?

Что вам понравилось?

Что было сложно?

Ребята, какое мы с вами сделали открытие?  

-Я вам дарю книгу «Многозначные слова», которую вы сами сможете продолжить. Спросите у родителей, воспитателей  какие ещё есть многозначные слова и занесите их в книгу.

Если вам понравилось  наше занятие, то вы присаживайтесь на коврик и послушайте звуки воды.

Инициирует поиск ответов на вопросы

Предлагает творческое задание для совместной роботы с родителями, педагогами  по созданию книги

Ответы детей на вопросы, делятся впечатлениями

Слушают

Подведение итогов

Творческое задание для совместной роботы с родителями, педагогами  по созданию книги

Релаксация

Составитель: В.Г. Ахмерова, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Сказка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...