Конспект открытого занятия "Работа дежурных в уголке природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Зюзина Екатерина Владимировна

 

Цель: Совершенствование знаний детей о комнатных растениях и ухода за ними.

Задачи:

Образовательные

- уточнить и закрепить знания детей о приёмах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы;

- закрепить название комнатных растений;

- закрепить с детьми знания о потребностях растений в воде, свете, тепле, о приеме рыхления.

- уточнить обязанности дежурных в уголке природы.

Развивающие:

- развивать интерес, любознательность и желание ухаживать за растениями уголка природы.

Речевые:

- формировать умение вести диалог с воспитателем;

- правильно строить сложноподчинённые предложения.

Воспитательные:

- воспитывать ответственность за порученное дело;

- умение доводить начатое дело до конца;

- воспитывать бережное отношение к растениям.

Образовательные области развития:

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

Методы обучения:

- словесный;

- практический;

- наглядный.

Формы работы: показ, объяснение, беседа, рассказ, рассматривание, вопросы, указания.

Предварительная работа: беседа о комнатных растениях; чтение стихотворений и загадок о растениях; совместная работа по уходу за растениями; работа по схемам «Потребности растений», «Строение цветка», «Полив комнатных растений».

Оборудование: фартуки для детей и воспитателя, клеенки на столы, горшки с цветами, лейки, деревянные палочки для рыхления почвы в горшочках, тряпочки, тазик с водой, пульверизаторы, кисточки для удаления пыли, игрушка Карлсон, таблицы-схемы: «Уход за растениями», «Потребности растений».

Ход занятия

1. Организационный

В центре группы стоят столы с комнатными растениями и оборудованием для ухода за растениями

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир растений. А где, в нашей группе живут растения? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям пройти в уголок природы

Воспитатель:

- Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

- А какие комнатные растения растут в нашем уголке природы?

Дети: герань, бегония, традесканция, фиалка, фикус, хлорофитум, декабрист.

Воспитатель: Ребята, зачем нам цветы в группе?

Дети:

1. Чтобы было у нас в группе красиво.

2. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли.

3. Некоторые комнатные растения могут лечить.

Воспитатель: А что нужно, чтобы растения радовали нас, чтобы им хорошо жилось в нашей группе?

Дети: за растениями нужно ухаживать, заботится о них, любить их.

Звенит колокольчик и на подоконнике появляется Карлсон.

2. Мотивация

Карлсон: Здравствуйте ребята, а вот и я! Вы меня узнали?

Дети: Узнали! Карлсон!

Карлсон: Я - Карлсон, который живет на крыше! И у меня есть лучший друг – Малыш! Я пролетал мимо вашей группы и увидел, какие у вас красивые цветы, и сколько их много!

Мой лучший друг Малыш подарил мне на День рождения тоже один очень красивый цветок, но мой любимый цветок завял. И он стал совсем не красивый.

Воспитатель: Карлсон, а ты ухаживал за своим цветком - поливал, протирал листочки, рыхлил землю?

Карлсон: А разве это надо делать? Я думал, что если поставлю цветок на солнышко, то он сам будет расти.

Воспитатель: Дорогой Карлсон, каждому живому организму нужен уход. А растения тоже живые.

Карлсон: А я совсем не знаю, как ухаживать за растениями, и это значит, что мой любимый цветочек совсем завянет и погибнет.

Воспитатель: Ребята, как выдумаете, что мы можем сделать, чтобы помочь Карлсону?

Дети: Надо научить Карлсона, ухаживать за комнатными растениями.

Воспитатель: Дорогой Карлсон, ребята готовы тебе помочь. Мы приглашаем тебя в наш зимний сад, где растет много разных цветов. Растения заждались своих помощников.

3. Основная часть

Дети проходят к столам, где стоят комнатные растения, оборудование для ухода за растениями и мольберт со схемами

Воспитатель: Садись, Карлсон на стульчик, слушай внимательно и запоминай.

Дети подходят к мольберту со схемами «Потребности растений» и

«Уход за растениями», около мольберта сидит Карлсон

Воспитатель: (работа со схемами) - Ребята, расскажите Карлсону, что нужно растениям для жизни и роста? (Ответы детей: вода, свет, воздух, тепло, земля, питание и доброта)

- А как надо ухаживать, за комнатными растениями?

(Ответы детей: поливать, рыхлить почву, опрыскивать, протирать крупные листочки, обрезать сухие листья)

Воспитатель: А сейчас мы вместе с детьми наглядно покажем тебе Карлсон, как необходимо ухаживать за растениями. Смотри внимательно и запоминай.

Воспитатель предлагает детям разделиться на небольшие группы и подойти к столам с растениями. Напоминает детям о том, что перед работай в зимнем саду нужно засучить рукава и надеть фартуки.

Воспитатель:

- Мы с вами дышим носиком, а цветы дышат листочками. Чтобы они могли дышать, они должны быть чистыми. А как можно это сделать?

(Протереть крупные листочки тряпочкой, опрыскивать из пульверизатора, снимать пыль с листочков мягкой кисточкой)

- У какого цветка крупные, гладкие листья? (У фикуса)

- У кого на столе находится фикус? (ответы детей)

Ребенок: (Виталик)

Вы не путайте, друзья:

Нет, не фокус - фикус я!

Но могу вас удивить,

Если букву заменить.

Коли в тропиках живу -

Тридцать метров в высоту.

Коли дома - то цветок -

Помещается в горшок.

- У фикуса длинные и широкие листья. Покажи, Полина, как мы будем протирать его листья?

Трудовые действия: кладем на ладошку лист растения и тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем.

- Ребята, подумайте и скажите, какие растения мы опрыскиваем?

(Бегония, Хлорофитум)

- У кого на столе находятся эти растения? (ответы детей)

Ребенок: (Вова Р.)

У бегонии листок —

Будто сжатый кулачок.

Кулачок расправится,

И листок появится.

В гости к нам

Весна пришла.

В рост бегония пошла.

Ребенок: (Леня Д.)

Хлорофитум - посмотрите,

как хорош фонтан из листьев!

Каждый листик - меч и лучик,

продолженье в доме Солнца,

приглядись к нему получше -

как он радостно смеется!

- Возьмите Тимур и Сашенька, пульверизаторы и покажи, как правильно нужно опрыскивать растения.

Трудовые действия: дети аккуратно опрыскивают растения.

- А сейчас мы расскажем и покажем, какие растения бояться воды, их нельзя опрыскивать и протирать нежные листочки тряпочкой. Что это за растения, и почему у них необычные листочки?

(Ответы детей: фиалка и герань. У этих растений листочки пушистые и пыль с них нужно убирать мягкой кисточкой)

Ребенок: (Полина Р.)

На окне в такую рань

Распустилась герань.

Круглые листочки

Пышные цветочки.

Ребенок: (Соня М.)

Фиалка сказочный цветок

Никто не сможет с этим спорить.

Создание дивной красоты,

И удивительных историй.

Воспитатель: С листьев фиалки и герани мы будем аккуратно сметать пыль кисточкой, так как листья у этих растений бояться воды. Почему? Листья у этих растений покрыты маленькими волосками, вода с него не стекает и остается на листе, поэтому они могут загнить.

Трудовые действия: дети аккуратно сметают пыль кисточкой с листьев фиалки и герани.

- Карлсон, мы с детьми рассказали и показали тебе, как убирать пыль с растения, надеемся, что ты запомнил. Пришло время немного отдохнуть.

Физкультминутка «Цветы»

Раз–два-три выросли цветы

(сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко:

(тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло!

(смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал

(раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись - низко прогнулись.

(наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись.

(наклоняются вправо)

Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай!

(грозят пальчиком)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут!

(медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

Воспитатель: Ребята, а для чего надо рыхлить землю в горшочках?

Дети: Чтобы хорошо проходила вода, и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.

Воспитатель: Чем надо рыхлить почву? (деревянными палочками)

-А как нужно рыхлить почву? (осторожно, чтобы не повредить корни, иначе они начнут гнить и растение погибнет)

.

Воспитатель: Как нужно правильно рыхлить? Леня, покажи нам как правильно это делать.

Трудовые действия: Ребенок выполняет задание, воспитатель держит горшок с растением наклонно, чтобы всем детям было видно.

Воспитатель: Карлсон, смотри внимательно и вы ребята: ближе к стеблю ребенок рыхлит не глубоко, а дальше от стебля - немного глубже.

Воспитатель: А как можно узнать, что растению требуется полив (ответы детей: по цвету - земля серая, на ощупь - сухая).

- Ребята, кто хочет показать Карлсону, как правильно поливать комнатные растения. Обратите внимание: носик лейки касается края горшка, воду лить нужно аккуратно, чтобы не размыть корни.

Трудовые действия: дети поливают растения, каждый на своем столе

- Посмотрите, ребята, наша фиалочка осталась не политой. Скажи, Соня, как правильно нужно поливать фиалку. (мы поливаем фиалку не в горшок, а в поддон (тарелочку)

- Верно, именно фиалка не любит, чтобы ее клубень заливали водой, она впитывает воду из поддона корнями.

Трудовое действие: ребенок наливает воду в поддон.

- После того, как все цветы политы, что нужно сделать?

(ответы детей: набрать в лейки воды, чтобы до завтра она отстоялась и согрелась).

- Верно, водой из под крана комнатные растения поливать нельзя - она холодная и растениям будет неуютно.

- А сейчас предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо».

Поливать цветы – хорошо!

Держать цветы в темном углу – плохо!

Рыхлить цветы – хорошо!

Поливать цветы холодной водой – плохо!

Обрезать сухие листья – хорошо!

Опрыскивать фиалку – плохо!

- Ребята, посмотрите на наши растения. Они как будто улыбаются, почва мягкая, пушистая, цветам легко дышится. Листья чистые, блестящие.

Мы сегодня с вами хорошо потрудились!

Воспитатель: Карлсон, хорошо ты запомнил, как ухаживать за растениями? Тогда запомни эти правила, чтобы ничего не забыть

Чтоб растение росло,

И питалось и цвело,

Его надо поливать,

Пыль с листочков вытирать,

Рыхлить землю, удобрять,

И опрыскивать!

Надо помнить нам всегда,

Ему плохо в холода,

И во тьме не может жить,

Лучик света должен быть.

Много правил и забот,

Знает мудрый садовод.

Карлсон: Спасибо вам ребята, что научили меня ухаживать за цветами.

Ребята, а на прощание я хочу вам подарить в уголок природы необычное растение. Листья у него толстые, сочные, по краям колючие, а само растение, как маленькое деревцо. Это алоэ древовидное. Поливают алоэ изредка, 1-2 раза в неделю, когда земля в горшке совсем просохла. Ведь это растение жаркой пустыни, а там очень редко идут дожди.

- А теперь скажите, как называется новое растение. Кто запомнил?»

Я с вами прощаюсь «До свидания», мне надо быстрее лететь домой и спасать цветок!

Воспитатель: Ребята, а мы с вами вспомним еще одно правило. Когда мы с вами хорошо потрудились, что надо сделать? (убираем все на свои места, протираем клеенку, моем и сушим тряпочки)

- Молодцы! Вы все отвечали на вопросы правильно и показали хорошие знания о наших зеленых друзьях.

Рефлексия.

А сейчас давай вспомним, чему мы научили Карлсона?

- поливать цветы

- рыхлить почву в горшках

- протирать пыль с крупных листьев

- опрыскивать растения

- очищать листочки от пыли мягкой кисточкой

- Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: В нашем уголке природы остались растения, которым тоже нужна ваша помощь. С завтрашнего дня в уголке природы начнут дежурить дежурные. Мы понаблюдаем за ними и подведем итог, как наши дежурные справляются со своими обязанностями. Кто хочет быть дежурными?

(дети выбирают дежурных и ставят метки в уголке дежурных)

- А сейчас мы будем наводить порядок, и убирать за собой рабочее место.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Коллективный труд в уголке природы».

Конспект НОД «Коллективный труд в уголке природы»....

Конспект открытого занятия «Работа дежурных в уголке природы»

Конспект открытого занятия «Работа дежурных в уголке природы»...

Конспект трудовой деятельности "Труд в уголке природы" в старшей группе

Тема"Труд в уголке природы"Возраст детей:  5-6 летВид труда и тема: труд в уголке природы« Спешим на помощь, Феи Цветов»Интеграция образовательных областей:Цели НОД :развива...

Конспект рассматривания дидактической картины « В уголке природы» в старшей группе (сентябрь)

Картина О.Р. Гофман «В уголке природы», картинки с изображениями комнатных растений,  горшки с толстянкой, зигокактусом, розаном, фиалкой, геранью; леечки и опрыскиватель, стихи о рас...

Конспект занятия «Комнатные растения в уголке природы»

Развивать любознательность, познавательный интерес. Познакомить с комнатными растениями. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями....

Конспект НОД по труду в уголке природы в старшей группе " Уход за комнатными растениями".

Конспект НОД по труду в уголке природы в старшей группе " Уход за комнатными растениями"Наблюдение за растением( знакомство за особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениям...

Конспект НОД " Рассматривание картины." В уголке природы".во 2-ой младшей группы

Цель: закрепить представления о комнатных растениях, о необходимости и способах ухода за ними.      Задачи:...