Конспект занятия "Перелетные птицы весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
- Расширить и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе, о мире перелетных птиц, их многообразии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_ptitsy_vesnoy.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №146 "Петушок" города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области
«Познавательно-исследовательской деятельности»
на тему «Перелетные птицы весной» в
старшей группе
Подготовила воспитатель:
Алексеева Наталья Юрьевна
Программное содержание:
Образовательные:
- Расширить и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе, о мире перелетных птиц, их многообразии.
- Формировать умение сравнивать перелётных птиц и классифицировать их.
- Формировать представления о значении птиц для окружающей природы.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей к миру птиц.
- Развивать наблюдательность, внимание, мышление.
- Развивать речевую активность, активизировать словарь, диалогическую речь.
Воспитательные:
- Воспитывать желание заботиться о птицах.
Предварительная работа: Беседы на темы: «Пришла весна», чтение рассказа о перелетных птицах: К. Ушинский «Ласточка», «Рассказы о птицах для детей», загадки о птицах, рассматривание книг, альбома «Перелётные птицы».
Методические приёмы: Сюрпризный момент, беседа, проблемные ситуации, задания, загадки, дидактические «Круг познаний», «У кого-кто», «Кто лишний», «Да-Нет-ка» и словесные игры, ф/м, анализ, подведение итогов.
Материал и оборудование: иллюстрации птиц, цветок, мяч, проектор со слайдами, круги «Луллия».
Словарная работа: пернатые друзья
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Как можно охарактеризовать весну, какая она?
Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, зеленая, прекрасная, добрая, солнечная.
Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята посмотрите какой интересный предмет появился у нас в группе. На что он похож? Действительно этот круглый предмет похож на весеннее солнышко. Посмотрите внимательно и скажите, чего не хватает весеннему солнышку?
Дети: Не хватает лучиков.
Воспитатель: Верно, вы угадали. Куда пропали солнечные лучики? Лучики, решили поиграть в прятки, разбежались и спрятались в группе, чтобы найти их и вернуть солнышку, необходимо выполнить несколько заданий. И наше солнышко вновь засияет (отгадки-задания).
Поможем солнцу вернуть лучики и согреть землю?
Дети: да конечно поможем.
Воспитатель: Предлагаю начать поиск лучиков. Вот и лучик с первым заданием (читает задание).
1 задание: Назовите приметы весны (дети встают в круг, передают друг другу цветок и называют приметы весны).
Дети: Весной солнце не только ярко светит но и греет, весной бегут ручьи, весной с крыш домов свисают сосульки, весной звери просыпаются после зимней спячки, весной небо становится голубее, весной дни становятся длиннее а ночи короче, весной распускаются почки, весной появляются проталины, весной показывается первая травка, весной слышны пение птиц, весной появляются первые цветы - подснежники, весной прилетают птицы.
Воспитатель: Мы справились с заданием, и прикрепляет лучик к диску солнца. Молодцы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я вижу второй лучик с заданием (читает задание).
2 задание: «Круг познаний»
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки о птицах, а вы должны отгадать о каких птицах говорится, найти её и рассказать о ней.
Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг (грач).
Воспитатель: Правильно, а теперь краткий рассказ о граче.
Дети: (ответы детей) Грач с черным оперением у него большой клюв, он прилетает первым, как только появляются проталины. Грач питается личинками и вредными насекомыми, свои гнезда грачи вьют на верхушках деревьев и живут большими колониями. Грачи очень умные птицы они близкие родственники воронов.
Воспитатель:
Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных — съест, он молодец!
А зовут его…(скворец)
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, а теперь краткий рассказ о скворце.
Дети: (ответы детей) «Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается насекомыми, червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках.
Воспитатель:
Мошек на лету хватает
Быстро, ловко и легко.
По весне к нам прилетает —
И резвится высоко (ласточка).
Дети: (ответы детей) Ласточки – клюв очень короткий и широкий, узкие и очень длинные крылья, короткие лапки не пригодные для продвижения по земле, хвост как будто разрезанный пополам. Ласточки – прекрасные летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков. Гнезда ласточки вьют в деревнях под крышей, само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной.
Воспитатель: Правильно, а теперь краткий рассказ о ласточке.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: О какой птице на этот раз идет речь?
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …(соловей)
Воспитатель: Правильно, а теперь краткий рассказ о соловье.
Дети: (ответы детей) Соловей серенькая птичка, чуть больше воробья. Питаются соловьи муравьями, жуками, гусеницами, бабочками, семена и ягоды. Гнёзда соловьи устраивают на земле или среди ветвей невысоких кустарников.
Вдоль по берегу гуляет.
На лягушек нападает.
На носу повисла капля,
А зовется птица…(Цапля)
Дети: (ответы детей) Цапли довольно крупные с длиной шеей, длинноклювая перелетные птица живут в мелких водоёмах. Плавать и нырять не умеют, потому что их оперенья не смазаны специальном жиром, как у водоплавающих птиц и они сразу намокают. Питаются рыбой, лягушками, раками, червями, мышами. Гнёзда они вьют на деревьях, и гнезда у них большие.
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)
Дети: (ответы детей) Большие длинноногие, остроклювые птицы, обитают они в болотистых местах. Журавли выбирают себе пару на всю жизнь. Гнёзда строят в камышах. Журавли всеядны, растительная пища, насекомые, лягушками, рыбы.
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет. (жаворонок)
Дети: (ответы детей) «Жаворонок – маленькая пестрая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы, тщательно их маскируют. Питается мелкими насекомыми, ловит прямо на земле.
В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку…ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать? (Кукушка.)
Дети: (ответы детей) Небольшая птица, но крупнее, имеет пеструю
окраску, длинный хвост. небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц,
никогда не вьет гнезда. а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы
вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Они питаются гусеницами, которые собираются на деревьях. А гусениц становится больше после распускания.
Воспитатель: Мы справились с заданием, и прикрепляет лучик к диску солнца. Молодцы.
Воспитатель: Ребята, кто видит третий лучик с заданием? Смотрите, возле мяча лежит наш лучик (читает задание).
3 задание: Дидактическая игра с мячом «У кого-кто?»
Воспитатель: Я называю взрослую птицу, вы её птенцов.
У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата, у аиста – аистята, у соловья – соловьята, у кукушки – кукушата, у лебеди-лебедята)
А чем похожи все птицы?
Дети:-У них есть крылья, перья, клюв.
Воспитатель: -Чем они отличаются друг от друга?
Дети:-Цветом перьев, клювом, средой обитания, кормом.
- Как называют птиц, которые улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются обратно? (перелётные).А почему эти птицы не могут зимовать у нас?
Дети (ответы детей) Птицы улетают потому, что для них нет корма: исчезают насекомые, травянистые растения увядают, водоёмы замерзают, и птицы могут погибнуть от холода и голода. А сейчас мы разомнёмся.
Физкультминутка «Шустрая сеничка»:
Скачет шустрая сеничка, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Воспитатель: Ребята, продолжим искать 4 лучик с заданием. Находят, и воспитатель читает задание.
4 задание: Дидактическая игра «Кто лишний?» (Предлагаются картинки с изображением птиц).
Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? (Голубь, так как эта зимующая птица.)
Ворона, воробей, голубь, скворец. (Скворец, так как он перелётная птица.)
Соловей, жаворонок, синица, ласточка.
Сорока, грач, снегирь, синица.
Лебедь, цапля, голубь, аист.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Кто нашел 5 лучик. Подойдите, я прочту задание.
5 задание: Игра «Да-Нет» по технологии ТРИЗ
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Да-Нет». В руках у меня волшебная коробочка в которой спряталась птичка. Мы будем отгадывать название той птицы, которая спряталась в коробке. Дети с помощью вопросов пытаются отгадать, что это за птица. Вопросы задавайте так, чтобы ведущая могла отвечать только «да» или «нет». Это перелетная птица? Она большого размера? Она питается рыбой? Она живет в болотистых местах? Она вьет гнезда в камышах? У неё длинные ноги? У неё длинная шея? Она водоплавающая птица?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, мы и с этим заданием справились.
Сколько лучей мы нашли?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, солнышко вновь засияло и согревает лучами нашу землю.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Птицы уничтожают вредных насекомых, защищают парки, сады, леса, поля, огороды, птицы радуют нас своим щебетанием, людям становится веселее, радостнее жить, птицы разносят по земле семена ягод, трав, цветов.
Воспит: Что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
Дети: (ответы детей). Произойдёт беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Мы никогда не услышим их чудных песен, некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.
Воспитатель: Чем мы можем помочь нашим пернатым друзьям, чтобы они с радостью возвращались к нам?
Дети: (ответы детей). Строить скворечники, не вырубать леса, не загрязнять воздух, не засорять водоёмы, не разорять птичьи гнезда, подкармливать их, не бросать в них камни.
Воспитатель:
Спасибо скажем нашим верным друзьям – птицам, за то, что они возвращаются к нам, на свою родину.
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: О чем мы с вами говорили на занятии? Что нового и интересного вы узнали о перелётных птицах? Что больше всего вам понравилось? Какое задание было труднее?
Похвала: Мне понравилось с вами заниматься, вы были внимательными, активными, старательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Птицы весной»
Образовательная область: познавательнаяВид деятельности:непосредственно-образовательнаяВозрастная группа:подготовительная группаТема: «Птицы весной»Цель:Показать изменения жизни и поведения птиц с при...
КОНСПЕКТ НОД "ПТИЦЫ ВЕСНОЙ"
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе...
Апрель 2016 год.старшая группа. Конспект занятия "Птицы весной."
Птицы весной...
Конспект занятия "Птицы весной"
Цель: развивать творчество детей...
Конспект НОД "Птицы весной"
Представлена разработка непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе "Птицы весной" (ОО Познавательное развитие)...
Конспект занятия "Птицы весной"
Конспект...
Конспект занятия "Птицы весной"
Конспект занятия "Птицы весной"...