КОНСПЕКТ НОД "ПТИЦЫ ВЕСНОЙ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. НОД "Птицы весной" структурированная в соответствии с деятельностным подходом, поможет детям в интересной форме освоить материал по теме "Весна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ptitsy_vesnoy_-_kopiya.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД. «Птицы весной».
(старшие возрастные группы)
Цель: расширить знания детей о жизни птиц весной.
Образовательные задачи: мотивировать детей к самостоятельным выводам о весенних изменениях в жизни птиц на основе разных видов детской деятельности.
Развивающие задачи: создать условия для мыслительной, аналитической и речевой активности детей.
Воспитательные задачи: побуждать детей к рефлексии (процессу самопознания), бережному отношению ко всему живому.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках (внешний вид, повадки, образ жизни), рассматривание иллюстраций с изображением зимующих и перелётных птиц (воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел; соловей, ласточка, грач, скворец, утка, лебедь, журавль, кукушка); картина А. Саврасова «Грачи прилетели»; чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», Г. Скребицкий «Сказка о Весне и перелётных птицах»; заучивание стихов и закличек, загадывание загадок; беседы, ситуационные разговоры и проблемные ситуации «Пернатые друзья», «Сто сначала, что потом?», прослушивание фонограмм с голосами птиц (ворона, синица, соловей, скворец, журавль, кукушка)
Материал к занятию: парные силуэты птиц по числу детей; парные головные ободки-коронки с изображением птицы; иллюстрации гнёзд различных птиц; плетёные корзиночки разной величины; пластилин.
Введение в ситуацию. Звучит запись птичьих голосов.
Воспитатель:
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.
– Ребята, о каком времени года написал С. Я. Маршак своё стихотворение?
Дети: о весне.
Воспитатель: почему вы так решили?
Дети: в стихотворении написано, что бегут ручьи; просыпаются насекомые; звери выходят из берлог и нор; расцветают первые цветы.
Воспитатель: молодцы! Но поэт пишет, что «стали птицы песни петь», а разве зимой птицы не радовали нас своими голосами?
Возможные варианты ответов детей: радовали, но мало; птицы от холода не могли петь и т.д.
Воспитатель: почему же зимой птичье пение мы слышали редко, а весной трели наших пернатых друзей зазвучали повсюду?
Возможные варианты ответов детей: птицы радуются весне и поют громче; зимой пели только зимующие птицы; весной прилетели перелётные птицы и птичьих голосов стало больше.
Воспитатель: всё это правильно, но давайте разберёмся, почему все-все птицы весной поют и голосят так весело, как будто готовятся к чему-то очень радостному и важному в их жизни? Как вы думаете, что это может быть?
Предположения детей.
Воспитатель: я думаю, вы правильно предположили, что весной все птицы поют особенно красиво и заливисто, потому что встречают свою пару, (например, два скворца, или два воробья) и играют птичьи свадьбы. Когда появляются птенчики, получается целая птичья семья! Птицы очень заботливые родители!
Создание проблемной ситуации
Воспитатель: мы можем узнать, как живёт весёлая птичья семья весной? Как вы думаете, похожа птичья семья на человеческую? Чем?
Ответы детей.
Мотивация к деятельности
Но боюсь, сегодня не у всех птиц получится семья. Я вижу на голубом и зелёном столах только по 1 силуэту птиц. Вторая из пары этих птиц затерялась где-то у нас в группе. Поможем птицам найти друг друга? Но сначала надо разобраться, почему некоторые птицы находятся на голубом, а другие- на зелёном столе?
Возможные варианты ответов детей: на голубом- зимующие, на зелёном- перелётные; зелёный стол- цвет Весны, голубой- цвет Зимы и т.п.
Воспитатель: молодцы! Помогая птицам найти друг друга, не забудьте назвать птицу и расположить её рядышком с парой.
Игровое упражнение «Спасатели» (дети ищут и подбирают пары птицам, называя их).
Воспитатель: ну, вот и нашлись парочки птиц. Вдвоём им легче и веселее растить детей. Ребята, подумайте, что теперь птицам нужно сделать, чтобы в безопасности и тепле вырастить птенцов?
Возможные варианты ответов детей: построить домики для птенцов, свить гнёзда.
Воспитатель: да, большинство птичьих домиков называются гнёзда. Как вы думаете, из чего можно построить гнездо?
Возможные варианты ответов детей: из палок, веток, прутиков, травки.
Воспитатель: возьмите несколько прутиков и попробуйте своими руками сделать гнездо. Трудно? А у птиц нет рук, нет инструментов. Чем же они работают?
Возможные варианты ответов детей: клювом, лапками, крыльями
Воспитатель действительно, птицы вьют свои гнёзда из веточек, прутиков, травинок. У них нет строительных инструментов, зато есть проворный острый клюв и острые коготки. С помощью них крупные птицы переплетают веточки и прутики между собой, и получается крепкое гнездо, немного похожее на корзину для грибов. А мелкие птички с помощью клювика переплетают между собой травинки, и получается гнездышко, похожее на маленькую, лёгкую корзиночку. Догадайтесь, из чего строит своё гнездо крупный аист? А из чего маленький соловей? Почему?
Воспитатель: а есть птица, которая не вьёт, а лепит своё гнездо. Отгадайте загадку:
Прилетела к нам с теплом, путь проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины.
Дети: ласточка.
Воспитатель: молодцы! А подумайте, как помогает крепкий клюв дятла при строительстве его дома. Как называется его дом?
Дети: (предполагаемые ответы детей: дятел стучит (долбит) по дереву, делает дырку (отверстие).
Воспитатель: ребята, догадайтесь, какая птица живёт в скворечнике?
Дети: скворец
Воспитатель: молодцы! Давайте, поможем скворцам построить новое жильё.
Динамическая пауза.
Мы построили скворечник (стучим кулачком об ладошку 4 раза)
Для весёлого скворца (машем «крылышками» 4 раза).
Мы повесили скворечник (руки вверх)
Возле самого крыльца (руки над головой «домиком»).
Всё семейство вчетвером (хлопаем в ладоши 4 раза)
Проживает в доме том (руки над головой «домиком»).
Мать, отец и скворушки (загибаем пальцы)
Чёрненькие пёрышки («стряхиваем» кистями рук 4 раза)
Актуализация деятельности
Воспитатель: (показывает изображение кукушки) ребята, осталась одна одинокая птица. Угадайте про неё загадку:
«Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. Сядет где-то на суку и кричит: «Ку-ку, ку-ку».
Дети: кукушка!
Воспитатель: правильно, кукушка не заботится о своих детях, не строит гнездо, не греет яйца теплом своего животика, а подбрасывает их в чужие гнёзда. Может, она не знает, как строить домик для птенцов, как их кормить?
Возможные варианты ответов детей: не знает; она плохая, не заботливая и т.д.
Воспитатель: хотите показать кукушке пример, как надо заботиться о своём потомстве?
Тогда превращайтесь в парочки птиц, надев на головы коронки любой птички, и за работу! (дети надевают коронки).
Воспитатель: сначала представьтесь кукушке и сообщите название своей птицы. Расскажите, в каком домике вы проживаете (скворечник, дупло, гнездо), чем кормитесь сами и чем будете кормить птенца.
Воспитатель: молодцы, теперь кукушка знает, сколько на свете разных птиц – заботливых родителей!
Но и в скворечник, и в дупло птицы в клюве несут травинки и веточки и делают там мягкое, тёплое гнёздышко, в которое откладывают яйца. Послушайте стихотворение:
Без рук, без топорёнка построена избёнка. Колыбель для деточек из травы и веточек.
Сухие листочки на сучках-сучочках. В них лежат яички - выведутся птички.
А вы, мои «птички», покажите кукушке, как вы умеете делать гнездо из тонких пластилиновых колбасок и лепить птенчика. Выбирайте пластилин, и стройте гнёзда для птенцов. Гнездо какой величины построит аист? А грач? А воробей?
Дети в своих парах лепят: один - гнездо из тонких пластилиновых «колбасок», путём их переплетения, другой – птенца.
Воспитатель: Молодцы. Вот и получилась целая птичья семья! Назовите по очереди птенцов разных птиц:
У грача – грачата, у скворца – скворчата, у журавля – журавлята, у гуся – гусята, у утки – утята, у воробья – воробьята, у голубя – голубята.
Воспитатель: молодцы, ребята! А вы знаете, как появляются на свет все птенцы?
Дети: птицы откладывают яйца, а из яиц вылупляются птенцы.
(Если остаётся время, «птицам» предлагается «слетать за кормом» для своих будущих птенцов – мелкие карточки насекомых.)
Воспитатель: вы отлично показали кукушке, какими должны быть заботливые родители птенцов, а сами знаете, как надо беречь птиц?
Работа по схеме «Берегите птиц»
Рефлексия:
- Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили и что нового узнали?
- Чему мы сегодня старались научить кукушку?
- Помогут вам новые знания о жизни птиц правильно относиться к ним?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Весна, весна, поди сюда!»
Программное содержание: познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закрепить основные признаки времени года; знания о птицах, расширить словарный запас детей словами: колоколнышко, ...
Конспект занятия "Весна идет-весне мы рады".
Данное занятие формирует у детей интерес и любовь к природе, умения замечать изменения в ней....
Конспект занятия "Весна! Весна на улице! Весенние деньки!"
Лексико-грамматическое занятие по теме:" Весна! Весна на улице! Весенние деньки!" для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом тяжёлое нарушение речи....
Конспект НОД "Весна идёт, весне дорогу"
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе...
Конспект занятий "Весна идет, весне дорогу!"
Конспект интегрированноно занятия, включающий в себя разные области....
Конспект занятия "Весна. Признаки Весны"
Надеюсь ,что конспект может быть востребованвоспитателями ,которые работают с детьми 4-5 лет....
Конспект развлечения "Весна, весна идет.."
Весенний праздник в группе раннего возраста (1-2года ) «Весна, весна идет...»...