«Космическое путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Космическое путешествие»
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
«Познавательное развитие”, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
ЦЕЛЬ: Сформировать у детей представление о солнечной системе, способствовать развитию любознательности и интереса к космосу через различные виды деятельности.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Создать условия для обобщения представлений детей о космосе и строении нашей солнечной системы. Создать условия для развития интегративных качеств: любознательность, эмоциональную отзывчивость, способность решать интеллектуальные задачи.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Способствовать развитию монологической речи (отвечать на вопросы полным предложением). Способствовать закреплению представлений о геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и на листе бумаги.
Совершенствовать развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение).
Совершенствовать изобразительные навыки в нетрадиционной технике.
Способствовать развитию интереса к космосу и истории его освоения.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
Приобщать детей к толерантности, умению взаимодействовать в команде.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Практические: опыты, моделирование (макет солнечной системы), рисование планет;
Наглядные: показ и демонстрация (слайды о космосе);
Словесные: чтение стихотворений, рассказ воспитателя, заучивание считалки;
Игровые: Дидактические игры: «Постройка ракеты», «Рассади инопланетян по космическим кораблям», «Все планеты встаньте в ряд», «Назови качества космонавта»; Физминутка «Космонавтом можно стать»;
Воображаемая ситуация: полёт в космос;
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
Космос, солнечная система - галактика, название планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; Астероиды, комета, глобус, космонавт, созвездия.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседа с детьми о празднике «День космонавтики -12 апреля», рассматривание иллюстраций на тему космос, изготовление поделок к выставке «Этот загадочный космос», конструирование макета Солнечной системы (коллективная работа), разучивание стихотворений о космосе.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Диапроектор, ноутбук, магнитофон, запись «космической музыки»;
Демонстрационный материал:
Картины с изображением Ю. Гагарина, собак (Белка и Стрелка), планет, созвездий, спутников и космических летательных аппаратов. (возможен показ слайдов).
Модель солнечной системы, глобус, обручи, гимнастические палки и схема ракеты.
Листы бумаги с нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур.
ХОД НОД:
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ НОД.
Воспитатель: - «Дети, придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть каждое утро длиться до вечера.»
- «Давайте возьмёмся за руки и пожелаем, друг другу «доброго утра» и улыбнемся.»
- «Ребята, какой праздник мы отмечаем в апреле?»
Дети: - «День космонавтики – 12 апреля»
Воспитатель:
- «Правильно, 61 год назад 12 апреля 1961 года впервые в космос полетел наш советский космонавт Ю.А. Гагарин.»
- «С самых давних времён люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много – много времени пока люди научились строить летательные аппараты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки.» (показ слайда)
- «На них вы увидите первых собак, которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, как другие собаки слетали успешно в космос, туда отправился первый человек (показ) Ю.А.Гагарин.
С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем День космонавтики – праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос.»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ НОД
Воспитатель: - « Дети, а хотите стать космонавтами и полететь на другую планету? Это не так просто.
Космонавтом хочешь стать-
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Вот и нам с вами придётся потрудиться – подготовится к полёту. Нужно узнать. Что такое космос, отгадать космические загадки, рассказать каким должен быть космонавт.
Вы готовы пройти испытания?»
Дети: - « Да!»
ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ:
Воспитатель:
- «Прежде чем отправиться в космос нам нужно узнать о нашей галактике и о солнечной системе. В центре нашей галактики расположена самая большая звезда. Какая? Правильно – Солнце, а вокруг неё движутся 9 планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Чем же Солнце удерживает все 9 планет вокруг себя?»
ОПЫТ: «Солнечная система»
Воспитатель:
- «Представьте, что жёлтая палочка-Это Солнце, а 9 шариков на ниточках – это планеты. Вращаем палочку и все планеты летят по кругу, если её остановить, то и все планеты остановятся.
Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?:
Дети: - « Движение»
Воспитатель:
- «Правильно. Солнцу помогает вечное движение.»
Стихотворение:
В пространстве космическом воздуха нет.
И кружат там 9 различных планет,
И солнце – звезда в самом центре системы
И притяжением связаны все мы.
( показ слайда)
Воспитатель:
- «Солнечная система это наш дом, в котором расположены планеты в определённой последовательности. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте»
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз…Меркурий,
Два… Венера,
Три…Земля,
Четыре…Марс,
Пять…Юпитер,
Шесть…Сатурн,
Семь…Уран,
За ним…Нептун,
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием …Плутон.
СЛЕДУЮЩИИ ЭТАП ПОДГОТОВКИ:
«Постройка ракеты»
Воспитатель раздаёт детям эмблемы в форме геометрических фигур «Космический пропуск», двух видов: с углами (прямоугольник, квадрат, четырёх угольник) и без углов (круг, овал)
Дети делятся по этим признакам на две команды.
Детям даётся схема постройки ракеты из гим.палок, Дид.игра: «Построй ракету»
Воспитатель:
- «Чтоб дать название вашей ракете нужно угадать загадки.»
Космические загадки:
1. Он вокруг земли плывёт
И сигналы подаёт
Это вечный путник
Под названьем…Спутник.
2. Когда ты в космосе мой друг
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты- вот так новость
Ведь – это…Невесомость.
Для всех команд:
Он космос покоряет
Ракетой управляет
Отважный, смелый астронавт
Зовётся просто…Космонавт.
СЛЕДУЮЩЕЕ ИСПЫТАНИЕ:
Воспитатель:
- «Чтобы попасть на борт ракеты, надо назвать, какими качествами должен обладать космонавт?»
«Игра наоборот»
Назвать качества космонавта:
Злой - добрый, отзывчивый (любознательный)
Слабый – сильный, выносливый
Грустный - весёлый
Нервный - спокойный
Трусливый – смелый, находчивый, храбрый
Неуклюжий – ловкий, спортивный
Ленивый – трудолюбивый, настойчивый
Воспитатель:
- «Молодцы ребята, к космическому полёту готовы! Все космонавты по местам. Надели воображаемые скафандры и сели в ракеты.
Начинаем обратный отсчёт: от10 до 1, пуск!»
Воспитатель:
- «А сейчас мы продолжим полёт с помощью ручного управления», (дети берут в руки пульты и карандаши)
Воспитатель даёт команды:
- впереди планета Марс, её надо облететь, переводим пульт управления в верхний правый угол;
- навстречу движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в левый нижний угол;
- переходим на автоматическое управление, переводим пульт в середину;
Воспитатель:
- «Наконец наша ракета вышла на орбиту в космическом пространстве, посмотрите, как красиво! (показ слайда – звёздное небо)
Ребята, а вы знаете, кто такие астрономы – это учёные, которые наблюдают и изучают звёзды и обнаружили на небе новые созвездия и дают им названия.»»
Воспитатель:
- «Сложите руки трубочкой друг за другом, как будто смотрите в телескоп, и посмотрите внимательно на это созвездие.
А теперь мы очень гладко все заходим на посадку!»
Динамическая пауза: «Космонавты высаживаются на планеты»
На полу разложены обручи разного размера и цвета и дети выполняют команды:
Воспитатель:
- «Члены экипажа космического корабля «Спутник» встаньте в круг, вокруг большой, красной планеты.»
- «Члены экипажа космического корабля «Невесомость» высадитесь на большую жёлтую планету.»
Физминутка: «Если детям помечтать, космонавтом можно стать!
Если очень захотеть, можно в космос полететь!
Дотянуться до звезды, прокатится до Луны,
Если очень захотеть, можно в космос полететь!
Приземлиться на планете, где бывают только дети!»
Воспитатель:
- «Космонавты и ученые выяснили, что на планетах, которые вращаются вокруг Солнца, жизни нет, на одних слишком холодно, на других слишком жарко. Единственная обитаемая планета – это наша планета…Земля.» (показ слайда)
Воспитатель:
- «Но представьте, что мы с вами прилетели в другую галактику, и жители других планет сейчас нуждаются в нашей помощи, нужно помочь им найти свои космические корабли.»
Дидактическая игра: «Рассади инопланетян по космическим кораблям»
Воспитатель:
- «Взгляните на лист и ответьте мне, дети:
Кто на какой летает ракете?»
(На листе бумаги у каждой команды нарисованы инопланетяне и их корабли из геометрических фигур. Нужно соединить линей изображения ракеты и инопланетянина из одинаковых геометрических фигур, и объяснить почему)
Воспитатель:
- «Вот молодцы ребята, вы помогли инопланетянам найти свои космические корабли, а теперь на память о нашей встрече давайте нарисуем для них макет нашей солнечной системы, чтобы и они могли когда-нибудь посетить нас на нашей планете Земля.» (Детям раздаются трафареты планет и небесных тел (кометы, спутники).
- «Все планеты встаньте в ряд: (повторение считалки о планетах) дети выстраиваются по порядку.
А теперь все планеты вращаются по своим орбитам вокруг солнца.
-Молодцы ребята мы повторили, как устроена наша солнечная система и где и на каком месте от Солнца находится каждая из планет.
На каком месте стоит Меркурий? Земля?»
Ребёнок: - «На первом, третьем, и т.д.»
- «Наша миссия в другой галактике закончена, и нам пора отправляться домой, космонавты занимайте места в космических кораблях, начинаем обратный отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск. Пульт управления на середину: наш курс планета Земля.»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ НОД.
Воспитатель:
- «А мы живём с вами на планете…Земля.
За чудесами мы стремимся,
Но нет чудесней ничего,
Чем полетать и возвратиться
Под крышу дома своего!»
- «Космический полёт прошел успешно, все прошли испытания и стали отличными космонавтами.
В следующий раз мы с вами отправимся в другое космическое путешествие, а куда мы полетим, каждый из вас внимательно посмотрит космические энциклопедии, и придумаете маршрут к понравившимся планетам.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по математике в подготовительной группе "Космическое путешествие на луну"
занятие по математике в подготовительной группе...
Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"
Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....
Конспект занятия на тему: « Космическое путешествие»
Занятие по математике в подготовительной группе...
Физкультурное занятие "Космическое путешествие"
Конспект физкультурного занятия в средней группе....
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...
Сценарий космического праздника "Космическое путешествие"
Сценарий спортивного праздника «Космическое путешествие» Подготовил воспитатель Карапетян Л.Б., Дюнова Г.В.Цель: Развитие выносливости средствами физических упражнений.Задачи: Расшир...
Игра – путешествие, посвященная день рождению Ю.А. Гагарина «Космическое путешествие»
Игра – путешествие,посвященная день рождению Ю.А. Гагарина«Космическое путешествие»...