Технологическая карта НОД "Тайны снега"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Представлена технологическая карта занятия с детьми подготовительной группы по познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: систематизировать знания о свойствах снега. Способствовать овладению основам исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о состоянии воды и причинах перехода одного состояния в другое. Познакомить с одним из способов очистки воды; совершенствовать умения передавать образы зимы, используя средства художественной выразительности; воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_tayny_snega.docx | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема: «Тайны снега».
Возрастная группа: дети 6-7 лет.
Форма ОД: познавательно-исследовательская деятельность.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Методы: частично-поисковый, репродуктивный.
Учебно-методический комплект: программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», « Юный эколог. Система работы в подготовительной группе».
Наглядные средства: фотографии снежинок, фотографии предыдущих опытов, пряжа белого цвета, лупы, стаканчики, ватные диски, воронки, ватман, краски, воронки.
Цель - создание условий для формирования целостного мировидения детей средствами физического эксперимента.
Задачи образовательной программы | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников |
Систематизировать знания о свойствах снега. Способствовать овладению основам исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о состоянии воды и причинах перехода одного состояния в другое. Познакомить с одним из способов очистки воды; совершенствовать умения передавать образы зимы, используя средства художественной выразительности; воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. | Активизировать речь посредством вопросов, дидактической игры, описания снежинок. Развивать способность исследовать объект и явление. Совершенствовать навыки изобразительной деятельности. |
Предварительная работа: опыт «Образование инея» на участке во время прогулки, чтение произведений различного жанра о зиме, разучивание стихотворения о снежинках, беседа о зимних явлениях природы, изобразительная деятельность на данную тему.
Этапы (последовательность деятельности) | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Сюрпризный момент | Ребёнок читает стихотворение о снежинке. Воспитатель спрашивает о том, какова, по их мнению, тема сегодняшнего занятия. Посмотрите, какие могут быть снежинки! (демонстрация фотографий снежинок). | Стимулирует любознательность, интерес. Стимулирует мышление, воображение. | Дети высказывают свои предположения, интересуются демонстрируемыми фотографиями. | Проявляют интерес к теме занятия. Высказывают эпитеты в отношении снежинок. |
Опора на имеющийся опыт | Дети рассматривают фотографии снежинок, высказывают своё мнение. Рассматривают фотографии предыдущего опыта, делают выводы. | Поощряет детей к высказыванию. | Выражают собственные мысли, дают различные характеристики, с опорой на имеющийся опыт. | Знают способ образования инея, делают выводы, составляют описательный рассказ. Развитие связной монологической речи. |
Получение новых знаний | Воспитатель предлагает детям узнать способ образования снежинок. После д.и. «Я знаю» проводит опыты со снегом : рассматривание снега через лупу и очистка талого снега. | Представляет детям атрибуты и инструментарий для опытов для опытов. Ставит перед детьми цель. | Проводят опыты со снегом и водой, делают выводы. | Знают свойства снега, могут делать умозаключения, высказывают своё мнение. |
Проживание темы | Дети изготавливают из пряжи снежинки, затем рисуют на ватмане зимние узоры. Педагог обращает внимание на красоту выполняемой работы. | Поощряет изобразительные способности детей, стимулирует к творческой деятельности. | Выполняют творческую работу, делятся впечатлениями и своими творческими планами. | Имеют творческое воображение, умение выполнять работу аккуратно, красиво. |
Самоконтроль | Воспитатель предлагает оценить свою работу и работу сверстников. Предлагает место для организации выставки. | Стимулирует на действия. Стимулирует на оценку своей работы. | Проявляют творческие способности, воображение, делятся впечатлениями. | Совершенствуются навыки самоанализа и взаимоанализа. |
Анализ | Воспитатель демонстрирует работы детей. Спрашивает, что нового они сегодня узнали, чему научились, что больше всего понравилось. | Выражает заинтересованность, благодарит за работу детей. | Делятся полученными знаниями, впечатлениями. | Умеют добывать необходимые знания самостоятельно и с помощью взрослых. |
Технологическая карта
Тема: «Безопасность на водоёмах».
Возрастная группа: дети 6-7 лет.
Форма ОД: познавательно-исследовательская деятельность.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Методы: загадки, беседа, обсуждение, рассматривание иллюстраций, рассматривание фотографий, рассказ воспитателя, опыты, изобразительная деятельность, конструирование.
Учебно-методический комплект: программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», « Юный эколог. Система работы в подготовительной группе».
Наглядные средства: фотографии водоворота, ёмкость для опыта, таз с водой, фотографии водоворотов, схемы, пластиковые бутылки, веточки, верёвка, заготовки для знаков, заготовка для книжки – малышки.
Цель - закрепить правила безопасного поведения на водоёмах.
.
Задачи образовательной программы | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников |
Познакомить детей с понятием «водоворот». Дать знания об опасных местах на воде в зимне – весенний период. Вспомнить, опираясь на предыдущий опыт, какие предметы тонут, а какие плавают, закрепить правила безопасности на водоёмах в летний и зимне – весенний период. Развивать речь детей, развивать умение работать в группах, учитывать мнение партнёров, отстаивать своё мнение. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к своему здоровью. | Активизировать речь посредством вопросов, дидактической игры, описания фотографий. Развивать способность исследовать объект и явление. Совершенствовать навыки изобразительной деятельности, конструирования из природного материала. |
Предварительная работа: опыт «свойства льда», чтение произведений различного жанра о зиме, отгадывание загадок про лёд, беседа о зимних явлениях природы, изобразительная деятельность на данную тему, беседа о безопасности во время гололёда.
Этапы (последовательность деятельности) | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Сюрпризный момент | Воспитатель загадывает загадку, затем дети отгадку выкладывают большими буквами на полу «безопасность». Далее проводится дидактическая игра, в ходе которой раскрывается тема занятия. | Стимулирует любознательность, интерес. Стимулирует мышление, воображение. | Дети высказывают свои предположения, поддерживают беседу, выкладывают заданное слово на полу. | Проявляют интерес к теме занятия. |
Опора на имеющийся опыт | Дети отвечают на вопросы воспитателя, имея опыт предыдущих бесед и занятий. Называют пользу воды и её вред. Вспоминают опыт «тонет – не тонет». | Поощряет детей к высказыванию. | Выражают собственные мысли, дают различные характеристики, с опорой на имеющийся опыт. | Знают «плюсы» и «минусы воды». Без труда высказывают своё мнение. Развитие связной монологической речи. |
Получение новых знаний | Педагог знакомит детей с понятием «водоворот», показывает опыт «водоворот в стакане». Демонстрирует наглядно, что сожжет произойти с человеком, если он окажется на тонком льду. | Представляет детям атрибуты и инструментарий для опытов для опытов. Ставит перед детьми цель. Активизирует на беседу посредством вопросов. | Делают выводы. Обобщают полученные знания. | Знают свойства льда, свойства воды, могут делать умозаключения, высказывают своё мнение. |
Проживание темы | Дети изготавливают из бросового материала плот для животных; рисуют книжку-малышку для малышей; делают запрещающие и предупреждающие по безопасности на водоёмах, для людей, которые не знают этих правил. | Поощряет изобразительные способности детей, стимулирует к творческой деятельности. | Выполняют творческую работу, делятся впечатлениями и своими творческими планами. | Имеют творческое воображение, умение выполнять работу аккуратно, красиво. |
Самоконтроль | Воспитатель предлагает оценить свою работу и работу сверстников. Предлагает место для организации выставки. | Стимулирует на действия. Стимулирует на оценку своей работы. | Проявляют творческие способности, воображение, делятся впечатлениями. | Совершенствуются навыки самоанализа и взаимоанализа. |
Анализ | Воспитатель демонстрирует работы детей. Спрашивает, что нового они сегодня узнали, чему научились, что больше всего понравилось. | Выражает заинтересованность, благодарит за работу детей. | Делятся полученными знаниями, впечатлениями. | Умеют добывать необходимые знания самостоятельно и с помощью взрослых. |
Технологическая карта
Тема: «Удивительные камни».
Возрастная группа: дети 6-7 лет.
Форма ОД: познавательно-исследовательская деятельность.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Методы: сюрпризный момент, беседа, обсуждение, рассматривание предметов и иллюстраций, опыты, изодеятельность, поисковая деятельность.
Учебно-методический комплект: программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», « Юный эколог. Система работы в подготовительной группе».
Наглядные средства: набор речных и морских камней; куски мрамора и гранита, иллюстрации с изображением зданий, мостов, станций метро; несколько украшений из камней, кусок дерева, гвозди, банка с водой, краски, фломастеры, карандаши.
Цель - познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи образовательной программы | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников |
Обратить внимание на особенности камней. Классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность. | Активизировать речь при описании свойств камней. Развивать способность обследовать предметы, действовать с камнями. Совершенствовать навыки изобразительной деятельности. Вызывать желание продолжать расширение знаний в этой области с помощью членов семьи. |
Предварительная работа: воспитатель предлагает детям собрать коллекцию камней, просит принести их любимые камни. Рассматривают камни, сравнивают. Вместе придумывают сказку, например, «Как камень из моря в детский сад попал».
Этапы (последовательность деятельности) | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Сюрпризный момент | Воспитатель обращает внимание детей на накрытый тканью предмет на столе. Задаёт наводящие вопросы. Предлагает потрогать предмет руками. Загадывает загадку о камнях. Затем вынимает разнообразные камни. | Стимулирует любознательность, интерес. Стимулирует мышление, воображение. | Дети высказывают свои предположения, опираясь на личный опыт. | Проявляют интерес к засекреченному объекту, желание разгадать загадку. |
Опора на имеющийся опыт | Каждый ребёнок рассматривает морские и речные камни, сравнивает их. Воспитатель предлагает подыскать правильные и разные слова для определения свойств. | Поощряет детей к высказыванию. | Выражают собственные мысли, дают различные характеристики, с опорой на имеющийся опыт. | Знают сенсорные характеристики различных камней. Знают некоторые характеристики камней в зависимости от места их нахождения. |
Получение новых знаний | Педагог предлагает детям определить свойства камней и доказать это с помощью демонстрационных опытов: опускает их в банку с водой – дети наблюдают, как они падают на дно; пытается забить гвоздь в камень – показывает, как гвоздь согнулся. | Представляет детям атрибуты и инструментарий для опытов для опытов. Ставит перед детьми цель. Активизирует на беседу посредством вопросов. | Самостоятельно проводят опыты с камнями. | Знают некоторые физические свойства камней, имеют доказательную базу. |
Проживание темы | Дети рассматривают мини-выставку иллюстраций с изображением архитектурных сооружений из мрамора и гранита. | Предлагает рассмотреть изображения; развивает способность соотносить изображение на картинке с полученными знаниями. | Рассматривают изображения, обсуждают увиденное; делятся впечатлениями. | Знают область применения камней в жизни человека. |
Самоконтроль | Воспитатель предлагает создать свой шедевр из камней в виде рисунка. | Стимулирует на действия. Стимулирует на составление последовательного описания. | Проявляют творческие способности, воображение, делятся впечатлениями. | Совершенствуются навыки самоанализа и взаимоанализа. |
Анализ | Воспитатель показывает сувениры, женские украшения, говорит о красоте камней, их специальной обработке. | Выражает заинтересованность, благодарит за работу детей. | Делятся полученными знаниями, впечатлениями. | Умеют добывать необходимые знания самостоятельно и с помощью взрослых. |
Технологическая карта
Тема: «О чём поспорили пепси-кола и вода?».
Возрастная группа: дети 6-7 лет.
Форма ОД: познавательно-исследовательская деятельность.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Методы: вопросы, рассказ педагога, рассказы детей о результатах опытов, дидактические игры «Состав пепси-колы» и «Кому нужна вода?», проведение опытов.
Учебно-методический комплект: Н. В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду»; Т.В. Юдина «Занимательные эксперименты для умных пап и творческих дошколят».
Наглядные средства: мольберт, фигурки «Пепси» и «Вода» из пластиковых бутылок, иллюстрации (вода, сахар, газ, кофе, краситель), фотографии с результатами опытов; вода, прозрачные одноразовые стаканчики, чайные ложки, трубочки для коктейля, пищевая сода, лимонная кислота, сахарный песок, сахарная пудра, лимон; схемы изготовления газированных напитков.
Цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи образовательной программы | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников |
Закрепить полученные знания о свойствах воды и пепси. Познакомить со способом приготовления домашних напитков; способствовать развитию произвольного внимания, диалогической речи, способности самостоятельно задавать интересующие вопросы; развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать умение работать в группах. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Активизировать речь при описании свойств воды и пепси-колы. Развивать способность к исследовательской деятельности. Совершенствовать навыки изобразительной деятельности. |
Предварительная работа: беседы «Волшебница - вода», «Вода – источник жизни», «Мой любимый напиток» «Знаешь ли ты о вреде газированных напитков». Подбор загадок и стихов о воде (Г. Люшин «Капелька», стихи о воде С. Маршака, З. Александровой.
Этапы (последовательность деятельности) | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Сюрпризный момент | Воспитатель читает сказку о царстве Воды и Пепси. Затем задаёт вопросы по прочитанному произведению. Говорит о том, что нужно помочь царевнам разрешить их спор. | Стимулирует любознательность, интерес. Стимулирует мышление, воображение. | Дети внимательно слушают сказку, соглашаются с воспитателем помочь героиням сказки. | Проявляют интерес к сказке, соглашаются на дальнейшие действия. |
Опора на имеющийся опыт | Дети знают свойства воды, пепси. Знают влияние человека на этих напитков на здоровье. Делают выводы по проведённым ранее опытам, словесно их воспроизводят. | Хвалит детей за высказывания, помогает при затруднениях. | Выражают собственные мысли, дают различные характеристики, с опорой на имеющийся опыт. | Воспроизводят на словах результаты опыта; умеют высказываться полными предложениями. |
Получение новых знаний | Педагог предлагает детям по схемам изготовить напитки, которые безопасны для их здоровья. Знакомит со способом изготовления газированного напитка. | Представляет детям атрибуты и инструментарий для опытов для опытов. Ставит перед детьми цель. Активизирует на беседу посредством вопросов. | Самостоятельно изготавливают напитки. | Знают свойства воды, умеют действовать по схемам. |
Проживание темы | Дети рассматривают схемы, делают выводы, пробуют свои напитки, делают выводы. | Побуждает детей высказывать своё мнение. Предлагает соотносить схему с результатом работы. | Делятся впечатлениями. | Знают область применения имеющихся продуктов и атрибутов в жизни человека. |
Самоконтроль | Воспитатель предлагает рассказать о своём напитке, его пользе. | Стимулирует на действия. Стимулирует на составление последовательного описания. | Проявляют творческие способности, воображение, делятся впечатлениями. | Совершенствуются навыки самоанализа и взаимоанализа. |
Анализ | Воспитатель спрашивает, чему научились дети. Заканчивает занятие словами Антуана де Сент-Экзюпери. | Выражает заинтересованность, благодарит за работу детей. | Делятся полученными знаниями, впечатлениями. | Умеют добывать необходимые знания самостоятельно и с помощью взрослых. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»
Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»...
Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».
Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег»....
Технологическая карта ОС. Познавательно- исследовательская деятельность в средней группе «Свойства таяния снега». Воспитатель Титова Наталья Юрьевна
Цель: создать условия для расширения представления детей о таянии снегаЗадачи:организовать деятельность детей по закреплению знаний от чего таит снегорганизовать рефлексивную деятельностьМатериалы и о...
Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства таяния снега»
Цель: создать условия для расширения представления детей о таянии снега Задачи: организовать деятельность детей по закреплению знаний от чего таит снег через исследовательскую деятельно...
Технологическая карта по познавательно- исследовательской деятельности "Снег и лед"
Цель: Создание условий для определения и сравнения свойств снега и льда....
Технологическая карта Познавательно – исследовательской деятельности для педагогов МБДОУ №11 на тему «Пирожное из снега» (приуроченной к «Неделе творческих отчётов»)
Дети познакомятсясо свойствами снега, научаться наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)...
Технологическая карта занятия по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества «Как по снегу, по метели трое саночек летели…»
Технологическая карта занятия по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества «Как по снегу, по метели трое саночек летели…»Педагог: Фаустова Све...