Технологическая карта по познавательно- исследовательской деятельности "Снег и лед"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Цель: Создание условий  для определения и сравнения свойств снега и льда.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snegovik.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1

(Технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г)

Вид деятельности      Познавательно исследовательская                                   группа   средняя

Тема:  «Зимушка – зима снег и лед нам принесла» 

Цель: Создание условий  для определения и сравнения свойств снега и льда.  

Задачи: Организовать деятельность детей по расширению и обобщению знаний про снег и лед.

 Организовать деятельность детей по развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

Организовать экспериментальную деятельность  по формированию представлений  о свойствах снега и льда.

 Организовать деятельность  умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Организовать исследовательскую  деятельность по формированию у детей представлений о свойствах снега.

Организовать  у детей детскую инициативу и самостоятельность.

Организовать рефлексивную деятельность.

Методы и приемы: Игровые, словесные, практические.

Материалы  и оборудование:  игрушка снеговик, сюжетные  иллюстрации «Зима»; тарелочки, снег, лед, лупы,  стаканы, снег, лед, цветная бумага, ложка, молоток.

Предварительная работа: Беседы о зиме,  наблюдение на прогулке; игры, отгадывание загадок о зиме;

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся.

 Стук в дверь. Появляется снеговик.

Снеговик:  

Здравствуйте, ребята.

В: здравствуй, снеговик. А почему ты такой грустный? Что случилось?

Да вот  не могу разобраться, снег и лед одно и тоже или они чем-то отличаются, они же состоят из воды,  я слышал, вы говорили на прогулке когда меня лепили,  и    общее  что то между снегом и льдом есть? Вот пришел у вас узнать, если вы так говорили, значит и поможете мне разобраться.

 Снеговик  - Вы сможете мне помочь?

 Воспитатель - Ребята, вы хотите помочь снеговику?  А как вы сможете помочь?

С помощью чего мы сможем доказать?.....

Снеговик, ты не расстраивайся, ребята конечно тебе помогут.

А чтобы ты не грустил Арсений тебе расскажет стихотворение про тебя

Снеговик:

Снеговик, снеговик. Ты  не мал и не велик,
Снежно белый снеговик. У тебя морковкой нос,
Очень любишь  ты  мороз, В стужу, ты  не замерзаешь.
А весна приходит – таешь. Что же делать, как же быть?
Как  тебя нам сохранить? Может белый холодильник,
Для снеговика купить?

Молодец, Арсений, спасибо.

Снеговик, тебе понравилось стихотворение?

 Дети проявляют любознательность, Высказывают предположения.

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Что, ребята, расскажем снеговику :чем же отличается снег от льда, а что у них общего.

Присаживайтесь на стульчики.

Скажите, пожалуйста, что такое снег?(показ снега)

Вос-ль: А каким бывает снег? Что такое  Снежинки. Вот как они выглядят, откуда они берутся? Подвести детей к ответу, что снег – это замерзшая вода.. Почему же снег на ладони превращается в воду? А почему снег бывает только зимой?

Ребенок рассказывает  про снег

Снег – это атмосферные  осадки. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, замерзают и превращаются в снежинки. Снежинки имеют правильные, чёткие линии, в мире не существует двух одинаковых снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! Удивительные чудеса творит природа.

Снежинка – это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости нет у них, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления. 

Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)

Молодец, умница Ангелина! Очень интересно нам рассказала о снеге.  

Как вы думаете, зачем нужен снег природе? Может быть он не нужен?

 (Снег укутывает землю, под снегом растениям тепло. сохраняет тепло и влагу, животные прячутся от холода)

Посмотрите на иллюстрацию. Какая красота.  Снег идет. Как  называется явление, когда снег идет?

Ребята, а  вы знаете ,почему скрипит снег под ногами? Хотите узнать, выходите тогда. Давайте походим и представим, что мы ходим по снегу.

Музыка скрип снега

 Ломаются лучики снежинок  и они скользят  друг о друга под  нашим давлением.

 Зима – это самое волшебное время года, словно сказочное царство.

А что же происходит на реках и озерах? (В морозы вода замерзает
Реки покрыты льдом. Что на этой картинке произошло с речкой?
а что такое лед?  (замерзшая вода)  Для чего нужен лед на водоемах? ( лед сохраняет тепло для рыб и подводных обитателей) А  можно на лед выходить? Почему?

Показ иллюстрации «Лед треснул»

 Посмотрите, что у меня есть. Это кусочки льда, я предлагаю вам потрогать их и сказать мне, какой лед на ощупь? (ответы). А что с ним будет происходить, если мы возьмем его в руки? (ответы). Правильно он растает, а почему, как вы думаете? (ответы: в группе  тепло, и руки наши теплые, поэтому лед превращается в воду). Какие вы молодцы.

Показ иллюстрации «Айсберг»

Ребята, посмотрите, а это что, вы знаете?

Посмотрите, тонет ли лед?  Почему? Нет, потому что он легче воды. Но посмотрите, большая часть льда погружена в воду, на поверхности льда немного. Интересно, ребята, да.

А вы хотите поиграть немного, тогда выходите на ковер.

Физминутка

Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Да, да, да.
Ножки тоже мы погреем,
Мы попрыгаем скорее.
Прыг, прыг, прыг.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Так, так, так.

Выводы (словесная игра «Снег какой, лед какой?»)

Ребята, давайте теперь  встанем и поиграем со снежинкой. К кому снежинка на ладошку упадет, тот скажет снег какой.... лед какой.....

Снег – белый, холодный, пушистый, легкий, серебристый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду... красивый, сыпучий.

Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий,  твердый , скользкий, опасный  под действием тепла превращается в воду......

Дети участвуют в диалоге.

Активизировать и обогащать словарный запас ,умение делать выводы, анализировать

3. Затруднение в ситуации

Ребята, мы много рассказали снеговику про снег и лед. А чем мы можем ему еще доказать?

Дети  дают предположение.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Опыты со снегом и льдом  по инициативе детей

Сегодня мы с вами проведём опыты и покажем снеговику, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

На столах лежат схемы выполнения опытов со снегом и льдом. Вы сейчас подойдете к столам, посмотрите, какие схемы лежат на столах, что нужно сделать. Выберете себе схему, можно объединиться с друзьями и выполнить  опыт по схеме. После  выполнения опыта , вы можете пройти, посмотреть,  выбрать еще одну схему и выполнить опыт. А как только услышите колокольчик, то я вас жду на стульчиках вместе со своими схемами.

Понятно, что мы сейчас будем делать?

Мы покажем снеговику, чем похожи между собой  снег и лед, а чем они отличаются.

Опыт 1 «какой снег, какой лед»

Положить  снег на руку, какой снег? Положить лед на руку, какой он?

Снег и лед тают под воздействием тепла, превращаются в воду. Холодный, мокрый, рыхлый, светящийся, твердый……

Опыт 2. «Определение цвета у снега и льда»

Рассмотрите снег (лед) и определите его цвет (Рассматривают, определяют цвет).

В.: Что Вы можете сказать о снеге и льде? (Ответы детей)

В.: Возьмите цветной картон положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный).

Вывод: Снег белый, лед бесцветный.

Опыт 3. «Определение прозрачности»

Возьмите комок снега,  положите на цветную бумагу, и лед положите на цветную бумагу .Что видите? Через лед видно цветную бумагу, а через снег-нет.

(Снег непрозрачный, лед – прозрачный).

Вывод: Снег непрозрачный, лед – прозрачный)

Опыт 4. «Определение твердости, хрупкости»

В.: Возьмите комок снега, потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый). А теперь  возьмите и воткните ложку в снег, что произойдет? (Ответы детей). Возьмите кусочек льда. Какой он? (Твердый). Попробуйте уронить его на стол. Что произойдет? (Ответы детей). А если ударить молотком? Почему лед разбился? (Хрупкий)

Вывод: Снег рыхлый, а лед твердый и хрупкий.

Опыт 5. «Определение тяжести»

Опустите в один стаканчик с водой снег, во второй - опустите лед. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?

В.: Тонет ли лед? А снег?

В.: Что тяжелее: снег или лёд?

Вывод:

Снег растворяется (тает) в воде. Снег и лед не тонут, они легче воды.

Лёд не тонет, он плавает на поверхности и постепенно тает.

Опыт 6. «Что такое снег и лед?»

В.: Я беру два прозрачных ведерка с меткой об уровне воды. В ведерки опускаю снег и лед. Почему в ведерках воды становится больше? (Ответы детей: снег и лед начинают таять, превращаясь в воду)

«Что быстрее растает?»

Вывод: Снег  и лед это вода.

Опыт 7. Рассматривание снега и льда через лупу

Снег состоит из снежинок, а лед это замерзшая льдинка

Опыт 8. «Запах»

Понюхайте снег, пахнет ли он? Понюхайте  лед, пахнет ли он?

Вывод: снег и лед без запаха.

Опыт 9. «Форма»

Возьмите снег и наполните снегом формочку. Переверните формочку так, чтобы снег вывалился на стол. Какую форму имеет снег? (Ответ детей: снег сохранился форм у наполняемого сосуда)

Рассмотрите замороженные льдинки. Можно ли изменить форму льдинки? Почему?

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный, по приобретает форму того предмета, в который его положат. Лед остается той формы, какую принимала вода до заморозки.

Опыт10  «Рыхлость и твердость»

Сожмите  в одной руке немного снега, а в другой - кусочек  льда. Что можно сказать?

Снег сжимается, он рыхлый.

Лед не сжимается - он плотный, твердый.

Подложить замороженную игрушку в мешочке снеговику

Приготовить кипяток в стакане стеклянном

Дети  выполняют опыты со снегом и льдом

 Развивать любознательность, речь детей., закреплять представление о признаках зимы  

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений 

Снеговик:   спасибо вам, ребята. Я хочу  подарить вам  на память игрушку.

Держите. Но, посмотрите, что же с игрушкой. Я от своего холода заморозил игрушку.

Опыт «Освобождение деда мороза  из ледяного плена».

Цель: подобрать быстрый и безопасный способ освободить деда мороза

Дети выдвигают предположения.

После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:

- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)

- можно отогреть в варежках (варежки намокнут)

- можно положить на батарею

- разбить лед молотком (сломаешь деда мороза)

- можно отковырнуть ножом (можно пораниться)

- можно положить в теплую воду

- можно просто оставить в стакане в группе (долго ждать)

Положили замороженную во льду игрушку в теплую воду.

Вывод. Игрушка  быстро освободилась в теплой воде

Дети  экспериментируют

Развивать  речь, память у детей., воспитывать любовь к зимнему времени года.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Воспитатель:

Ребята, кому мы сегодня помогали?  - Вам понравилось? Что вы делали? - Что общего между снегом и льдом? (они состоят из воды холодные,  без запаха, тают в тепле) А чем они отличаются? Что еще узнали?

Снег мягкий, а лед -…твердый

Снег белый, а лед бесцветный, прозрачный…

Снег легкий, а лед …тяжелый

Снег и лед не тонут в воде

Снег рыхлый, а лед твердый, хрупкий

Снег не имеет формы, а приобретает форму того предмета, в который его положат. Лед остается той формы, какую принимала вода до заморозки.

Снег и лед без запаха, холодные  в тепле превращаются в воду

Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода

- Молодцы! Спасибо

С чем вы справились, а что оказалось трудным? Что вам помогло выполнить эту работу?  Мне понравилось, как сегодня  …… играл и отвечал.   а тебе кто понравился?  Как вы меня сегодня порадовали, молодцы! (Дети оценивают друг друга) Ребята, если вам сегодня понравилось заниматься, не возникло никаких трудностей в экспериментированиях, вы сами многое узнали , то подарите  снеговику  веселую снежинку, если у вас что то не получилось, было вам трудно, то подарите грустную льдинку Снеговику, чтобы он не растаял. 

Ребята оценивают свою работу,

Высказываются по поводу качества работы, своего эмоционального состояния.

Формировать умение оценивать свою работу, состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОС познавательно-исследовательской деятельности "Круг, квадрат, треугольник" во 2й младшей группе. Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: Создать условия для формирования умений различать и называть геометрические фигуры.Задачи: Организовать деятельность  для называния геометрических фигурОрганизовать игровую деятельность...

Технологическая карта ОС, познавательно – исследовательская деятельность в разновозрастной группе (4-6 лет) «Дикие животные Прибайкалья». Воспитатель Халикова Валентина Владимировна

Цель: создать условия для расширения и конкретизации представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья, познакомить с соболем, рысью.Задачи: -  организовать деятельно...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе «Зимние явления природы». Воспитатель Моисеенко Наталья Николаевна

Цель: создать условия для  формирование представлений детей о зимних явлениях природы о свойствах снега;Задачи: Организовать деятельность детей на формирование интереса  в развитие экспериме...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность во 2й младшей группе «Дикие животные». Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: Создать условия для знакомства детей с жизнью животных зимой.Задачи: Организовать деятельность для активизации  и обогащения  словарного  запаса  существительными ,глаголами,...

Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Зимующие птицы». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна

Цель: Создать условия для формирования  представления детей о жизни птиц в зимний период.Задачи:- Организовать игровую  деятельность  по закреплению характерных признаков птиц через игр...

Технологическая карта ОС. Познавательно- исследовательская деятельность в средней группе «Свойства таяния снега». Воспитатель Титова Наталья Юрьевна

Цель: создать условия для расширения представления детей о таянии снегаЗадачи:организовать деятельность детей по закреплению знаний от чего таит снегорганизовать рефлексивную деятельностьМатериалы и о...

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Зимние забавы». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для расширения кругозора детей о зимних развлечениях на улице.Задачи:               - Организовать деятельность д...