Технологическая карта по познавательно- исследовательской деятельности "Снег и лед"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель: Создание условий для определения и сравнения свойств снега и льда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snegovik.docx | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1
(Технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г)
Вид деятельности Познавательно исследовательская группа средняя
Тема: «Зимушка – зима снег и лед нам принесла»
Цель: Создание условий для определения и сравнения свойств снега и льда.
Задачи: Организовать деятельность детей по расширению и обобщению знаний про снег и лед.
Организовать деятельность детей по развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
Организовать экспериментальную деятельность по формированию представлений о свойствах снега и льда.
Организовать деятельность умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Организовать исследовательскую деятельность по формированию у детей представлений о свойствах снега.
Организовать у детей детскую инициативу и самостоятельность.
Организовать рефлексивную деятельность.
Методы и приемы: Игровые, словесные, практические.
Материалы и оборудование: игрушка снеговик, сюжетные иллюстрации «Зима»; тарелочки, снег, лед, лупы, стаканы, снег, лед, цветная бумага, ложка, молоток.
Предварительная работа: Беседы о зиме, наблюдение на прогулке; игры, отгадывание загадок о зиме;
Этапы ОС | Деятельность педагога Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога. | Деятельность детей
| Ожидаемые результаты Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные) |
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы) | Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся. Стук в дверь. Появляется снеговик. Снеговик: Здравствуйте, ребята. В: здравствуй, снеговик. А почему ты такой грустный? Что случилось? Да вот не могу разобраться, снег и лед одно и тоже или они чем-то отличаются, они же состоят из воды, я слышал, вы говорили на прогулке когда меня лепили, и общее что то между снегом и льдом есть? Вот пришел у вас узнать, если вы так говорили, значит и поможете мне разобраться. Снеговик - Вы сможете мне помочь? Воспитатель - Ребята, вы хотите помочь снеговику? А как вы сможете помочь? С помощью чего мы сможем доказать?..... Снеговик, ты не расстраивайся, ребята конечно тебе помогут. А чтобы ты не грустил Арсений тебе расскажет стихотворение про тебя Снеговик: Снеговик, снеговик. Ты не мал и не велик, Молодец, Арсений, спасибо. Снеговик, тебе понравилось стихотворение? | Дети проявляют любознательность, Высказывают предположения. | Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом. |
2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений | Что, ребята, расскажем снеговику :чем же отличается снег от льда, а что у них общего. Присаживайтесь на стульчики. Скажите, пожалуйста, что такое снег?(показ снега) Вос-ль: А каким бывает снег? Что такое Снежинки. Вот как они выглядят, откуда они берутся? Подвести детей к ответу, что снег – это замерзшая вода.. Почему же снег на ладони превращается в воду? А почему снег бывает только зимой? Ребенок рассказывает про снег Снег – это атмосферные осадки. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, замерзают и превращаются в снежинки. Снежинки имеют правильные, чёткие линии, в мире не существует двух одинаковых снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! Удивительные чудеса творит природа. Снежинка – это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости нет у них, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления. Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара) Молодец, умница Ангелина! Очень интересно нам рассказала о снеге. • Как вы думаете, зачем нужен снег природе? Может быть он не нужен? (Снег укутывает землю, под снегом растениям тепло. сохраняет тепло и влагу, животные прячутся от холода) Посмотрите на иллюстрацию. Какая красота. Снег идет. Как называется явление, когда снег идет? Ребята, а вы знаете ,почему скрипит снег под ногами? Хотите узнать, выходите тогда. Давайте походим и представим, что мы ходим по снегу. Музыка скрип снега Ломаются лучики снежинок и они скользят друг о друга под нашим давлением. Зима – это самое волшебное время года, словно сказочное царство. А что же происходит на реках и озерах? (В морозы вода замерзает Показ иллюстрации «Лед треснул» Посмотрите, что у меня есть. Это кусочки льда, я предлагаю вам потрогать их и сказать мне, какой лед на ощупь? (ответы). А что с ним будет происходить, если мы возьмем его в руки? (ответы). Правильно он растает, а почему, как вы думаете? (ответы: в группе тепло, и руки наши теплые, поэтому лед превращается в воду). Какие вы молодцы. Показ иллюстрации «Айсберг» Ребята, посмотрите, а это что, вы знаете? Посмотрите, тонет ли лед? Почему? Нет, потому что он легче воды. Но посмотрите, большая часть льда погружена в воду, на поверхности льда немного. Интересно, ребята, да. А вы хотите поиграть немного, тогда выходите на ковер. Физминутка Мы погреемся немножко, Выводы (словесная игра «Снег какой, лед какой?») Ребята, давайте теперь встанем и поиграем со снежинкой. К кому снежинка на ладошку упадет, тот скажет снег какой.... лед какой..... Снег – белый, холодный, пушистый, легкий, серебристый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду... красивый, сыпучий. Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, твердый , скользкий, опасный под действием тепла превращается в воду...... | Дети участвуют в диалоге. | Активизировать и обогащать словарный запас ,умение делать выводы, анализировать |
3. Затруднение в ситуации | Ребята, мы много рассказали снеговику про снег и лед. А чем мы можем ему еще доказать? | Дети дают предположение. | |
4. «Открытие» нового знания (способа действия) | Опыты со снегом и льдом по инициативе детей Сегодня мы с вами проведём опыты и покажем снеговику, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются. На столах лежат схемы выполнения опытов со снегом и льдом. Вы сейчас подойдете к столам, посмотрите, какие схемы лежат на столах, что нужно сделать. Выберете себе схему, можно объединиться с друзьями и выполнить опыт по схеме. После выполнения опыта , вы можете пройти, посмотреть, выбрать еще одну схему и выполнить опыт. А как только услышите колокольчик, то я вас жду на стульчиках вместе со своими схемами. Понятно, что мы сейчас будем делать? Мы покажем снеговику, чем похожи между собой снег и лед, а чем они отличаются. Опыт 1 «какой снег, какой лед» Положить снег на руку, какой снег? Положить лед на руку, какой он? Снег и лед тают под воздействием тепла, превращаются в воду. Холодный, мокрый, рыхлый, светящийся, твердый…… Опыт 2. «Определение цвета у снега и льда» Рассмотрите снег (лед) и определите его цвет (Рассматривают, определяют цвет). В.: Что Вы можете сказать о снеге и льде? (Ответы детей) В.: Возьмите цветной картон положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный). Вывод: Снег белый, лед бесцветный. Опыт 3. «Определение прозрачности» Возьмите комок снега, положите на цветную бумагу, и лед положите на цветную бумагу .Что видите? Через лед видно цветную бумагу, а через снег-нет. (Снег непрозрачный, лед – прозрачный). Вывод: Снег непрозрачный, лед – прозрачный) Опыт 4. «Определение твердости, хрупкости» В.: Возьмите комок снега, потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый). А теперь возьмите и воткните ложку в снег, что произойдет? (Ответы детей). Возьмите кусочек льда. Какой он? (Твердый). Попробуйте уронить его на стол. Что произойдет? (Ответы детей). А если ударить молотком? Почему лед разбился? (Хрупкий) Вывод: Снег рыхлый, а лед твердый и хрупкий. Опыт 5. «Определение тяжести» Опустите в один стаканчик с водой снег, во второй - опустите лед. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему? В.: Тонет ли лед? А снег? В.: Что тяжелее: снег или лёд? Вывод: Снег растворяется (тает) в воде. Снег и лед не тонут, они легче воды. Лёд не тонет, он плавает на поверхности и постепенно тает. Опыт 6. «Что такое снег и лед?» В.: Я беру два прозрачных ведерка с меткой об уровне воды. В ведерки опускаю снег и лед. Почему в ведерках воды становится больше? (Ответы детей: снег и лед начинают таять, превращаясь в воду) «Что быстрее растает?» Вывод: Снег и лед это вода. Опыт 7. Рассматривание снега и льда через лупу Снег состоит из снежинок, а лед это замерзшая льдинка Опыт 8. «Запах» Понюхайте снег, пахнет ли он? Понюхайте лед, пахнет ли он? Вывод: снег и лед без запаха. Опыт 9. «Форма» Возьмите снег и наполните снегом формочку. Переверните формочку так, чтобы снег вывалился на стол. Какую форму имеет снег? (Ответ детей: снег сохранился форм у наполняемого сосуда) Рассмотрите замороженные льдинки. Можно ли изменить форму льдинки? Почему? Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный, по приобретает форму того предмета, в который его положат. Лед остается той формы, какую принимала вода до заморозки. Опыт10 «Рыхлость и твердость» Сожмите в одной руке немного снега, а в другой - кусочек льда. Что можно сказать? Снег сжимается, он рыхлый. Лед не сжимается - он плотный, твердый. Подложить замороженную игрушку в мешочке снеговику Приготовить кипяток в стакане стеклянном | Дети выполняют опыты со снегом и льдом | Развивать любознательность, речь детей., закреплять представление о признаках зимы |
5. Включение нового знания в систему знаний и умений | Снеговик: спасибо вам, ребята. Я хочу подарить вам на память игрушку. Держите. Но, посмотрите, что же с игрушкой. Я от своего холода заморозил игрушку. Опыт «Освобождение деда мороза из ледяного плена». Цель: подобрать быстрый и безопасный способ освободить деда мороза Дети выдвигают предположения. После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»: - можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут) - можно отогреть в варежках (варежки намокнут) - можно положить на батарею - разбить лед молотком (сломаешь деда мороза) - можно отковырнуть ножом (можно пораниться) - можно положить в теплую воду - можно просто оставить в стакане в группе (долго ждать) Положили замороженную во льду игрушку в теплую воду. Вывод. Игрушка быстро освободилась в теплой воде | Дети экспериментируют | Развивать речь, память у детей., воспитывать любовь к зимнему времени года. |
6. Осмысление (итог, рефлексия) | Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали? - Вам понравилось? Что вы делали? - Что общего между снегом и льдом? (они состоят из воды холодные, без запаха, тают в тепле) А чем они отличаются? Что еще узнали? Снег мягкий, а лед -…твердый Снег белый, а лед бесцветный, прозрачный… Снег легкий, а лед …тяжелый Снег и лед не тонут в воде Снег рыхлый, а лед твердый, хрупкий Снег не имеет формы, а приобретает форму того предмета, в который его положат. Лед остается той формы, какую принимала вода до заморозки. Снег и лед без запаха, холодные в тепле превращаются в воду Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода - Молодцы! Спасибо С чем вы справились, а что оказалось трудным? Что вам помогло выполнить эту работу? Мне понравилось, как сегодня …… играл и отвечал. а тебе кто понравился? Как вы меня сегодня порадовали, молодцы! (Дети оценивают друг друга) Ребята, если вам сегодня понравилось заниматься, не возникло никаких трудностей в экспериментированиях, вы сами многое узнали , то подарите снеговику веселую снежинку, если у вас что то не получилось, было вам трудно, то подарите грустную льдинку Снеговику, чтобы он не растаял. | Ребята оценивают свою работу, Высказываются по поводу качества работы, своего эмоционального состояния. | Формировать умение оценивать свою работу, состояние. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта ОС познавательно-исследовательской деятельности "Круг, квадрат, треугольник" во 2й младшей группе. Воспитатель Соловьева Наталья Петровна
Цель: Создать условия для формирования умений различать и называть геометрические фигуры.Задачи: Организовать деятельность для называния геометрических фигурОрганизовать игровую деятельность...
Технологическая карта ОС, познавательно – исследовательская деятельность в разновозрастной группе (4-6 лет) «Дикие животные Прибайкалья». Воспитатель Халикова Валентина Владимировна
Цель: создать условия для расширения и конкретизации представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья, познакомить с соболем, рысью.Задачи: - организовать деятельно...
Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе «Зимние явления природы». Воспитатель Моисеенко Наталья Николаевна
Цель: создать условия для формирование представлений детей о зимних явлениях природы о свойствах снега;Задачи: Организовать деятельность детей на формирование интереса в развитие экспериме...
Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность во 2й младшей группе «Дикие животные». Воспитатель Соловьева Наталья Петровна
Цель: Создать условия для знакомства детей с жизнью животных зимой.Задачи: Организовать деятельность для активизации и обогащения словарного запаса существительными ,глаголами,...
Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Зимующие птицы». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна
Цель: Создать условия для формирования представления детей о жизни птиц в зимний период.Задачи:- Организовать игровую деятельность по закреплению характерных признаков птиц через игр...
Технологическая карта ОС. Познавательно- исследовательская деятельность в средней группе «Свойства таяния снега». Воспитатель Титова Наталья Юрьевна
Цель: создать условия для расширения представления детей о таянии снегаЗадачи:организовать деятельность детей по закреплению знаний от чего таит снегорганизовать рефлексивную деятельностьМатериалы и о...
Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Зимние забавы». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна
Цель: Создать условия для расширения кругозора детей о зимних развлечениях на улице.Задачи: - Организовать деятельность д...