Интеллектуальная игра - викторина «Весенняя природа»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Методическая разработка в форме интеллектуальной игры - викторины «Весенняя природа» для детей старшего дошкольного возраста направлена на обобщение представлений детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе.
Игру - викторину можно использовать как средство стимулирования познавательного интереса детей, их интеллектуальных умений. Дидактический материал позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра - викторина «Весенняя природа» | 60.11 КБ |
Игра "Четвертый лишний" | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад «№3 «Петушок»
городского округа Стрежевой
Фестиваль «Весна - красна!»
Номинация
«Весна – красна, принесла добра!»
Интеллектуальная игра - викторина
«Весенняя природа»
Возрастная категория: дети 5-7 лет.
Автор: Манько Леся Осиповна
воспитатель
Стрежевой 2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения, появляется возможность овладеть определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ.
Педагогическая целесообразность использования данной формы заключается в том, что викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.
Актуальность. Мы знаем, что природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи. Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников, которую мы используем в своей работе, учитывает психологические особенности детей данного возраста.
Всем известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания». Второй момент, игра экологического содержания оказывает влияние на формирование бережного отношения к природе.
Среди многообразия игр для дошкольников особое место занимают игры-викторины, они требуют сообразительности, наблюдательности, умения ориентироваться в определенных условиях, вызывают максимум активности.
При проведении игр максимально учитываю основные возрастные особенности детей, создание комфортной максимально удобной атмосферы для интеллектуальной деятельности, обеспечение смены видов деятельности в процессе конкурсных заданий, снятие эмоционального напряжения и создание «ситуации успеха» для всех участников. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Новизна. Данная игра включает в себя целостный педагогический процесс интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Цели урока (мероприятия, занятия)
Образовательные: обобщать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе весной; закреплять знания о птицах, умение обобщать и классифицировать, выделять взаимосвязь в природе.
Развивающие: развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы; обогащать словарь детей, учить понимать образный смысл пословиц умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно - схематическую модель.
3. Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к природе; доброжелательность, умение обсуждать командой задания, выслушивать ответы сверстников.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, применение художественной литературы и фольклора.
Технологии: игровая, ИКТ, Здоровьесберегающие, личностно-ориентированная.
Материалы и оборудования: стационарный экран, подвесной проектор, ноутбук, карточки – схемы, отображающие признаки весны в живой и неживой природе, магнитная доска, эмблемы, мультимедийная игра «Четвертый лишний», столы, на котором расположена задания для команд, конверт с разрезными картинками, цифры от 1 до 5, дидактическая игра «Перелетные, зимующие», экологическая игра «Что сначала, а что потом?».
Активизация словаря: март, «утром весны», «утром года», «солнечником», живая и неживая природа, пробуждается зимующие, перелетные скворечник, кормушка.
Предварительная работа: познавательная беседа «Птицы весной», наблюдение за птицами на экологической тропинке ДОУ, загадки о весне, о птицах, чтение энциклопедической информации о птицах и их образе жизни и особенностях строения. (Энциклопедия дошкольника), чтение стихотворений «Чёрные стрижи» , Э.Чернышов, «Деревенские ласточки»
В. Крякин, чтение сказки «Кукушонок» В. Бианки, рассматривание иллюстраций «Весна».
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этап | Содержание сценария образовательной деятельности | Формы, методы, приемы, технологии | примечание |
1.Актуализация имеющихся знаний. | - Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать. - Какой месяц? (март) - Как называют март в народе? «утром весны», «утром года», «солнечником» - Почему? (солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее) С наступлением весны природа пробуждается, происходят изменения в живой и не живой природе. - По каким признакам мы определяем живую природу? (двигается, дышит, питается, растет, размножается) Сегодня я предлагаю вам составить схему «Признаки весны», которая вам поможет рассказать об изменениях в природе. Для этого мы разделимся на 2 команды. Пройдите к столу, возьмите по 1 эмблеме (на столе, лежат эмблемы – «Солнышко» и «Капелька», Посмотрите на свои эмблемы и объединитесь в команды. И так у нас получилось две команды «Солнышко» и «Капелька». Правила игры в командах: -нельзя выкрикивать с места; -командам по очереди я задаю вопросы, затем вы должны обсудить вопрос в командах – значит посовещаться между собой, договориться, кто будет отвечать; -за правильный ответ команда получает очко. Жюри будет оценивать ваши результаты, а в конце игры подведет итог и определит команду победителей. На магнитной доске 2 схемы: «Облако» - неживая природа «Человек» - живая природа На столе лежат 10 картинок с изображением признаков весны. Ваша задача, назвать признак весны, найти соответствующую картинку и прикрепить к «человеку» или к «облаку» на Магнитной доске. Таким образом, у нас получилась схема «Весенние признаки», которая помогла вам рассказать о весне. | Групповая форма Словесный метод (отгадывание загадки) Словесный метод (беседа) Метод моделирования
схематические изображения человек и облако. Форма работы - подгрупповая
Словесный метод (объяснения)) | Дети проходят, садятся на стульчики. Подготовка к игре. Инструкция выбрать по одной эмблеме. Распределение детей на команды. Дети называют признаки весны в живой и неживой природе и с помощью схем прикрепляют на магнитную доску. Кто затрудняется ответить задаю наводящие вопросы. |
2.Физкультми нутка | «Шаловливые сосульки» Шаловливые сосульки (Руки на пояс, прыжки на месте) Сели на карниз. (Присесть на корточки.) Шаловливые сосульки (Покрутить руками.) Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.) Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.) Стали каплями кидаться. (Руками соответствующие движения.) Две сосульки вниз смотрели И на солнышке звенели: Кап-кап, дзинь-дзинь, | Здоровьесберегающие технологии;
|
|
3. Задания для команд. | Задание №1. Мультимедийная игра «Четвертый лишний» ссылка Цель: закреплять умение обобщать, классифицировать предметы по определенным признакам (Приложение 1 «Четвертый лишний») ОПИСАНИЕ ИГРЫ Слайд 1«Явления неживой природы» - Назовите, явления природы, которые вы видите на экране (дождь, лужа, капель, метель) Назовите явление природы, которое не связано с ВЕСНОЙ (метель) - Объясните почему? (метель бывает зимой, а дождь, лужа, капель весной) Слайд 2 «Птицы» - Назовите птиц, которые вы видите на экране (скворец, снегирь, ласточка, аист.) - Какая птица лишняя? (снегирь) Объясните почему? (снегирь зимующая птица, а скворец, ласточка, и аист перелетные и прилетают к нам весной) Слайд 3 «Обувь по сезону» - Назовите обувь, которую вы видите на экране (сапоги, кроссовки, валенки, галоши) - Как вы думаете, какая обувь лишняя? (валенки) Объясните почему? (сапоги, кроссовки, галоши мы обуваем весной, а валенки зимой) Слайд 4 Признаки весны - Назовите признаки весны, которые вы видите на экране (весенний кораблик, ветка вербы, скворечник) - Какой предмет лишний? (гриб) - Объясните почему? (весной распускается веточка вербы, можно пускать кораблики, скворечники вывешиваем на деревья, а грибы собираем осенью) Задание №2 Дидактическая игра «Перелётные – зимующие» Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие. Дети подходят к магнитной доске, на которой изображены скворечник, кормушка, и набор картинок птиц. Команда «Солнышко» отбирает перелётных птиц, и прикреплять их на доске к скворечнику, а вторая команда «Капелька» – зимующих птиц и прикрепляет их на кормушку. Задание №3 Экологическая игра «Что сначала, а что потом?» Цель: умение располагать картинки в порядке развития сюжета. Рассмотрите внимательно картинки и подумайте, какое действие произошло сначала, какое после него и так далее. В соответствии с последовательностью сюжета, нужно поставить цифры возле каждой картинки от 1 до 5. (одной команде на примере «Лебедь, а другой «Ласточка») Презентуйте свои работы. Задание №4 «Вопрос – ответ». Цель: обобщение знаний о птицах. Каждая команда должна ответить на 5 вопросов.
Задание №5 «Пословица недаром молвится» Цель: учить детей правильно определять смысл пословицы. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать. | Форма работы - подгрупповая; ИК технологии, наглядный метод – демонстрация слайдов Игровые технологии (на закрепление и усвоение знаний) (Прием- вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности) Словесный метод (пословицы о весне)
| Работа с интерактивной доской. Команды отвечают по очереди. Работа в команде. Работа в команде. |
4. Итог игры: | Наша игра – викторина «Весенняя природа» закончилась. Жюри подводит итог игры. | Награждение победителей |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная игра может быть использована воспитателями в педагогической деятельности для повышения уровня интеллектуального развития детей.
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Шорыгина Т.А. Методическое пособие «Какие месяцы в году?» Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей –М.: Гном-Пресс, 1999г.- 64с.
- Грехова Л.И. «В союзе с природой» Учебно-методическое пособие. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола,2002. - 288с.
- Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-7 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития»,
«Академия К», 1998. – 224с., ил. (Серия «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
- Интернет – ресурсы: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10698/
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра - викторина «Вопрос на засыпку».
Интеллектуальная игра - викторина «Вопрос на засыпку». Цель игры: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры; продолжать учить договариваться друг с дру...
Интеллектуальная игра - викторина «Юный эрудит» для детей подготовительной группы
Представлен конспект мероприятия для подготовительной группы. Задания подобраны так, чтобы поддерживать интерес каждого ребенка к совместной деятельности со сверстниками, содействовать налаживанию их ...
Интеллектуальная игра – викторина для детей старшего возраста: «Путешествие в страну сказок»
Интеллектуальная игра – викторина для детей старшего возраста: «Путешествие в страну сказок»...
интеллектуальная игра - викторина «САМЫЙ УМНЫЙ»
Игра- викторина, состоит из этапов (туров), к каждому из которых даются четкие инструкции (правила). Дети проявляют эрудицию, сноровку и творчество....
Интеллектуальная игра-викторина «Умники и умницы».
Интеллектуальные игры-викторины целесообразно проводить как итоговое мероприятие по выявлению знаний детей по разным областям развития. Также они способствуют развитию познавательной активности, творч...
Интеллектуальная игра-викторина "Наша Родина-Россия"
Эта игра обобщает и систематизирует знания о России, о Самарской области. Воспитываются патриотические чувства у детей, уважение ко всем национальностям....
Интеллектуально – экологическая викторина «Знатоки природы» (для родителей)
Совместное мероприятие с родителями...