Конспект открытого НОД по ознакомлению с окружающим миром «Исследование Арктики»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 138.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Радуга»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
«Исследование Арктики»
Подготовила:
Васьковская В. Д.
Возраст: подготовительная группа (6-7 лет).
Цель: расширение представлений детей об Арктике с помощью создания инфографики
Задачи:
- Актуализировать знания детей об Арктике в процессе беседы;
- Расширить представление детей об особенностях Арктики: животный и растительный мир, транспорт, природные явления, занятия людей;
- Организовать совместную работу детей в парах по классификации понятий об Арктике через создание инфографики;
- Организовать опытно-экспериментальную деятельность детей по созданию Северного сияния;
- Формировать умения детей анализировать, обобщать полученную информацию, делать выводы, проводить саморефлексию.
Методическое: план-конспект занятия;
Материально-техническое:
- Тарелки с молоком (10 штук);
- Жидкое мыло на ватной палочке (10 штук);
- Палитра с гуашью, разведенная водой – 10 штук (4 цвета – желтый, красный, синий, зеленый);
- Пипетки (10 штук);
- Влажные салфетки (5 пачек);
- Памятки (10 штук);
- Карты (10 штук);
- Картинки по теме Арктика (природа, человек, растения, животные, правила поведения в Арктике)
- Ватман с таблицей
Дидактическое оснащение:
- презентация: «Арктика»;
- ТСО: компьютер, мультимедиа
Описание НОД
Организационный момент.
Дети заходят, воспитатель их приветствует на входе.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас. Добро пожаловать в Арктическую лабораторию! Здесь происходят интересные исследования и открытия об Арктике.
Арктика находится на Севере. Давайте рассмотрим Арктику на карте, подойдите к столам.
Дети подходят к картам
Арктика занимает большую территорию на суше и Северный Ледовитый океан. Обведите по карте ее границы, посмотрите насколько ее территория большая.
Воспитатель показывает, дети вместе с ним на своих картах.
В зону Арктики входит и наш Ямало-Ненецкий автономный округ, где мы с вами проживаем. На карте он отмечен красным цветом.
Арктика хранит много тайн и загадок, и наша лаборатория занимается изучением ее особенностей. Любой желающий может обратиться к нам за интересной информацией об Арктике.
Сюрпризный момент: На экране появляется видео звонок, педагог отвечает. На экране появляется ребенок и просит о помощи.
Воспитатель: Ой, друзья, кто-то хочет с нами связаться!
Ребенок: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дима. Я живу на юге нашей огромной страны, но никогда не видел Арктику. Мама говорит, что там очень холодно. Помогите мне узнать больше об Арктике.
Ребята, с какой проблемой обратился к нам Дима, в чем ему нужна помощь? (ответы детей)
Как мы можем рассказать Диме об Арктике? (ответы детей)
Ваши варианты очень интересны, а я предлагаю вам всю информацию, которую мы узнаем отразить в нашей инфографике. Инфографика – это иллюстрированная информация, у нас она будет в виде таблицы.
Давайте приступим к исследованию, ведь нас ждут невероятные открытия об Арктике. Проходите, присаживайтесь вместе со мной.
Начнем наше исследование об Арктике с животных, которые в ней живут. Каких животных Арктики вы знаете? (олень, белый медведь)
Воспитатель: Существуют редкие животные, которые обитают только в Арктике в водах Северного Ледовитого океана.
Звук белухи.
Воспитатель: Как вы думаете кто издает этот звук? (предположения детей)
Это белуха – белый кит. Когда он рождается его тело темно синего цвета, но с возрастом он становится белый. Эти животные не любят одиночества и живут не большими группами. Питаются рыбой. (повторим белуха)
А это нарвал – это тоже кит. Он занесен в Красную книгу как редкое животное, так как их осталось очень мало. Его еще называют «морским единорогом», как думаете почему? На самом деле рог нарвала это зуб. (повторим нарвал)
Воспитатель: Летом часть суши в Арктике освобождается от снега и появляются растения. Какие растения растут в Арктике? (ответы детей). Тундра – это тоже Арктика, какие растения тундры вы знаете (ответы детей).
Ребята, в Арктике растет удивительное растение, которое может прорасти даже через камень, настолько оно сильное, что помогает ему выжить в суровых условиях. И название у него интересное – Каменоломка (давайте вместе повторим)
Посмотрите на Лютик снежный, какой красивый цветок, но нужно быть внимательным. Так как сок этого растения имеет ядовитые свойства. Люди иногда используют его в лечебных целях.
Воспитатель: Ребята, Артика суровый северный край, но и здесь живут люди, которые занимаются промыслом, пасут оленей, ловят рыбу, строят города и дороги. Также Арктика богата полезными ископаемыми, такими как нефть и газ.
Большая часть Арктики покрыта снегом и льдом, 9 месяцев в Арктике зима. Как людям передвигаться по такому суровому краю? На каком транспорте? (ответы детей)
И зимой и летом в условиях бездорожья людям очень помогает вездеход. Эта машина может проехать и по болоту и по снегу, и по суше.
Посмотрите на экран, как вы думаете, что это за корабль? (ответы детей) Это корабль, который может проложить путь во льдах для других судов. В Северном Ледовитом океане проходит Северный морской путь, который имеет большое значение для нашей страны. По этой морской трассе завозят топливо, продукты питания, лес.
Воспитатель: Самое удивительное явление Арктики.
На проекторе появляется изображение с северным сиянием и соответствующий звук
Северное сияние появляется и исчезает внезапно.
Его можно увидеть в холодные месяца на Крайнем Севере с сентября по март. Какого цвета Северное сияние (ответы детей), а как можно сказать одним словом? (разноцветное). Кто из вас видел Северное сияние, поднимите, пожалуйста, руку? Вам повезло, это довольно редкое и прекрасное зрелище.
Ребята, как много интересного вы рассказали об Арктике и узнали что-то новое. Осталось поделится знаниями с Димой.
Эта большая таблица называется инфографика. Я уже разделила ее на поля разного цвета, где мы расположим с вами карточки с информацией об Арктике. Каждое поле обозначено своим символом. (перечисление). Сейчас я прошу вас разделится на пары, и каждая пара выберет себе стол с карточками и наклейками, вам необходимо заполнить цветное поле, которое соответствует теме на таблице. Не забудьте, что вам нужно выбрать наклейки, относящиеся только к Арктике. Так как вы работаете в паре, советуйтесь и обсуждайте выполнение задания (дети самостоятельно располагают наклейки на карточки).
Молодцы, вы быстро справились с заданием, присаживайтесь на места.
Давайте вместе посмотрим, какая таблица у нас получилась.
(Воспитатель обобщает информацию на таблице, приклеивает по очереди знаки-правила).
- Опасаться диких животных, не подходить и не пытаться кормить их.
- Не срывать, не топтать растения, так как многие из них занесены в Красную книгу.
- Большую часть года в Арктике холодно, нужно одеваться тепло, чтобы не замерзнуть
- Быть дружелюбными, вежливыми.
- Лучшим транспортом по Арктике является вездеход.
Ребята, как вы думаете по этой инфографике Дима много узнает об Арктике? О чем мы ему рассказали? (ответы детей).
Эту инфографику я отправлю по почте.
А какое же исследование без опытов. Прошу вас пройти в центр экспериментирования.
Дети садятся за столы, у каждого стоит тарелка с молоком, палитра с гуашью, пипетка, ватная палочка с жидким мылом.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем интересный опыт по получению Северного сияния. Ребята, не забываем, что мы находимся в лаборатории, будьте внимательны и действуйте по моей инструкции. Перед вами стоят тарелки с белой жидкостью. Как вы думаете, что это? (ответы детей). Палитра с красками и секретный ингредиент. Так же у вас на столах в футлярах лабораторные пипетки, откройте, рассмотрите их. Это стеклянная трубочка с резиновым колпачком. При нажатии на колпачок, внутрь пипетки затягивается жидкость (показ). И мы можем эту жидкость перенести и капнуть в нужный нам раствор, когда вы отпустите колпачок и снова на него нажмете, жидкость выльется из пипетки.
И сейчас мы попробуем сделать Северное сияние в тарелке с молоком. Молоко-это будет наше небо. Каждый выбирает понравившийся цвет. Набираем краску в пипетку и капаем краску в тарелку, не опуская пипетку в молоко и не размешивая ее. Если видите что краски мало, можете капнуть еще не много. Теперь положите пипетки на палитры. Берем ватную палочку с секретным ингредиентом, секрет которого расскажу после опыта. И слегка касаемся поверхности молока, где краска и наблюдаем, что же произойдет. (наблюдение за реакцией). Что получилось у тебя (имя)? Что вы можете сказать о ваших Северных сияниях, какие они? (разные, не похожи друг на друга). На ватную палочки нанесено жидкое мыло, которое разрушило жирную пленку на молоке и заставило краску «танцевать» как Северное сияние. Но как и у настоящего Северного сияния эффект короткий. Сияние вспыхнуло и исчезло. Напоминаю, что любые опыты нужно проводить под присмотром взрослых.
Воспитатель: У меня для вас есть сюрприз, присаживайтесь на коврики. Ребята мне очень понравилось проводить вместе с вами исследование об Арктике. Что нового вы узнали об Арктике? О чем услышали впервые? (ответы детей). Было ли вам интересно составлять инфографику? Рада была с вами поработать, вы смышленые и любознательные. Но настала пора прощаться. О нашем опыте я приготовила для вас памятки в виде схемы, чтобы вы могли повторить этот опыт со своими друзьями! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/17/picture-198653-1363538481.jpg)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «Да здравствует мыло душистое!»Цель: Познакомить детей со свойствами мыла;Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло;Воспитывать культурно-гигиенические навыки...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-388829-1390411713.jpg)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»
Программные задачи. Воспитательные:- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.-Воспитывать интерес к игровым действиям, поступать в соответствии с правилами и общим игровым з...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/30/picture-428421-1396190423.jpg)
Конспект открытого мероприятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Вода наша жизнь»
В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром. Любознательность, пытливость, потребность в более глубоком и активном познании явлений...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-516781-1415216386.jpg)
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Моздок - мой добрый светлый город»
Цели и задачи: Познакомить с историей возникновения города Моздока. Вызвать желание у детей рассказать о родном городе, его культуре, исторических местах, достопримечательностях. Закрепить назван...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-554124-1419094666.jpg)
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Невидимка воздух»
«Невидимка воздух».Цели и задачи: v закрепить знания о воздухе и о его свойстве воздух как среда обитания живых существ;v дать знания о таком природном явлении как ветер, о его особенностях...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-846695-1673251284.jpg)
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В мире стекла»
познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее); развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережно...
Конспект Открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире опасных предметов» подготовительная группа
Цели: обобщить представления у детей об опасных предметах окружающего их мира, которые могут угрожать жизни и здоровью людей; предостеречь от несчастных случаев в быту. Образовательные: уточнить пре...