Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Научная лаборатория воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Исследование свойств воды с помощью опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nakonechnaya_n.e._vospitatel_brasovskiy_rayon_fragment_zanyatiya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной к школе группе на тему: «Научная лаборатория воды».
Подготовила воспитатель:
Наконечная Наталья Евгеньевна
Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Основные задачи:
1. Образовательные задачи: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды; развивать навыки проведения лабораторных опытов; развитие свободного общения со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
2. Развивающие задачи: Способствовать развитию любознательности; Развивать внимание детей; Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
3. Воспитательные задачи: Продолжать воспитывать культуру поведения; Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде; Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы: Проектор, прозрачные стаканчики, пластиковые ложки, питьевая вода, молоко, деревянные палочки (2 шт.), трубочки для коктейля (3 шт), сок лимона, жидкое мыло, сахар, речной песок, разные по форме сосуды (3 формы), поднос, пластиковый таз с водой, микроскоп, пипетка, зонт, медали, медицинский халат, бейджи.
Место проведения – музыкальный зал.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование по теме, проведение отдельных опытов с водой.
Словарная работа: круговорот воды в природе, агрегатные состояния воды, микроскоп, эпидемия, вирусы, бактерии, микроорганизмы, фильтр, цунами.
Методические приемы:
- практические: опыты с водой;
- физкультминутка;
- наглядные: презентации, наблюдение;
- словесные: беседа, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, коллективная.
Планируемые результаты:
- выявляют свойства воды, в процессе самостоятельного проведения опытов.
- проявляют познавательную активность в совместной деятельности со взрослым и самостоятельной деятельности;
- интересуются новым, неизвестным в окружающем мире;
- задают вопросы взрослому, любят экспериментировать;
- умеют работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- умеют сравнивать предметы, выделяя характерные детали;
- самостоятельно строят высказывания, эмоционально рассказывают об интересных фактах, делают простейшие выводы.
Ход занятия:
Первая часть: (информационно-познавательная)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Хочу посмотреть на ваши улыбки. Сегодня я предлагаю вам вместе со мной отправиться в настоящую научную лабораторию, вы согласны? Дети: Да.
А сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете, какое вещество мы с вами будем исследовать.
ЗАГАДКА
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(ответ – вода)
- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Сегодня в нашей лаборатории мы с вами будем исследовать воду, ее свойства и качества.
А сейчас ребята я вам предлагаю посмотреть небольшое видео, о том, как вода путешествует по нашей планете. «Круговорот воды в природе» ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=tjJcZdu3aEY
Ребята, о каких состояниях воды говорилось в этом видео? Дети: жидком, твердом, газообразном. Как называется процесс в природе, когда вода переходит из одного состояния в другое и так движется по кругу? Дети: круговорот воды в природе.
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, не перебивать друг друга, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
Проходите в лабораторию, и приступим к первому опыту.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Опыт 1. «Вода прозрачная» (стол 1)
Воспитатель: Посмотрите, перед вами стоят две банки. Какая жидкость находится в каждой банке? Дети: одна с обычной питьевой водой, а другая с молоком. Я предлагаю (имя) опустить ложку в банку с молоком, а (имя) опустить ложку в банку с питьевой водой. Хорошо ли вам видны ложки? Дети: в воде ложка видна, а вот в молоке нет. Какого цвета молоко? Дети: белого, а вода, какого цвета? Дети: прозрачная.
Какой вывод мы можем сделать из этого опыта, что чистая питьевая вода – прозрачная.
Опыт 2 «Есть ли у воды вкус и запах?» (стол 1)
А сейчас (имя) поднесет банку с водой к носу и понюхает воду. Чем пахнет вода? Дети: ничем. Возьми трубочку для коктейля и сделай пару глотков воды. Что можешь сказать о вкусе воды? Какая она на вкус? Может быть она горькая?, или сладкая?, или соленая? Дети: нет, она безвкусная.
А что нужно сделать для того, чтобы вода приобрела приятный вкус? Дети: добавить в воду какое-нибудь вещество и размешать, например сахар, сок лимона.
А что нужно сделать для того, чтобы вода приобрела приятный запах?
Дети: добавить в воду какое-нибудь вещество и размешать, например жидкое мыло, кофе.
Какие выводы мы можем сделать из проведенных опытов:
- чистая питьевая вода не имеет запаха, вкуса, но если в воду добавить вещество и размешать, то вода приобретает вкус и запах того вещества, которое в нее добавили.
Опыт 3 «Что растворяется в воде?» (стол 2)
Как вы считаете все ли вещества могут раствориться в воде? Ребята, - нет.
Перед вами в стаканчиках находятся разные вещества. Назовите, какие вещества находятся в стакане? Дети - сахар, речной песок.
А теперь содержимое стаканчика поместите в стакан с водой и с помощью ложки размешайте. Посмотрите внимательно, что происходит в стакане.
- Что произошло с сахаром и какая стала вода? Дети: сахар растворился, а вода осталась прозрачной.
- Что произошло в стакане с песком? Дети: вода стала мутной и грязной. Песок опустился на дно стакана, потому что он тяжелый.
Какой вывод мы можем сделать из этого опыта:
Не все вещества растворяются в воде.
Физминутка
ссылка
Продолжаем проводить опыты
Опыт 4 «Вода не имеет формы» (стол 3)
У меня на столе стоит емкость с водой. В каком состоянии находится вода в емкости? Дети - в жидком. Ее не удержать в ладошке, она утекает сквозь пальцы. Сейчас мы наполним водой предметы, лежащие на подносе и понаблюдаем, что же происходит с водой, какую форму она приобретает?
Какой вывод мы можем сделать из этого опыта:
Вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда (предмета) в который её наливают.
- Ребята, а для чего нужна вода? (пить, готовить, мыться).
- Кому нужна вода, почему? (растениям, животным…).
- Может ли вода причинить человеку вред? (холодную и грязную пить нельзя, под дождём можно промокнуть, цунами).
- В каком виде встречается вода в природе? (в виде дождя, града, снега, сосульки, инея, росы, облака, льда.
Любую воду можно пить человеку? (очищенную, кипячённую.).
Я вас приглашаю посмотреть видео о том, как люди в разное время очищали воду.
История очистки воды - "Лаборатория чистой воды" ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=bg8HDvvpzM4
Ребята, как вы считаете, какую воду нужно употреблять человеку? Дети: очищенную, фильтрованную. Какой прибор позволяет ученым определить, что вода пригодна для употребления, а какая нет? Дети: микроскоп.
Опыт 5 «Талый снег под микроскопом» (стол 4)
А сейчас я вам предлагаю рассмотреть капельку талого снега под микроскопом. В нем есть увеличительные линзы, которые увеличивают изображение во много раз. Я на стеклышко с помощью пипетки капну капельку воды и помещу под микроскоп. Каждый из вас по одному рассмотрит в микроскоп капельку талого снега, а потом мы обсудим, что же вы увидели. Кто живет в капле талой воды? Дети: маленькие организмы, они двигаются. Это микроорганизмы, они очень опасны, если попадут в организм человека. Где используются микроскопы? Дети: используются в медицине, в лабораторных исследованиях, в науке. Молодцы ребята.
Итог занятия:
Рефлексия.
Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня? О каких свойствах воды мы сегодня говорили? Ответы детей. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям.
Теперь вы стали настоящими исследователями, и я хочу вас с эти поздравить и наградить медалями. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему: "Мы изучаем воду"
Конспект занятияпо опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Мы изучаем воду»...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»
Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.Тип исследования: опыты Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.Программные задачи:Познакомить дете...
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)
Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимняя лаборатория»
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня мы хотим с вами поделиться интересными идеями. А для начала расскажем вам про то, что такое познавательно-исследовательская деятельность.Говоря о познава...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"
Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....
Конспект занятия – сомнения по исследовательской деятельности «Научная лаборатория воды»
Конспект занятия – сомнения по исследовательской деятельности «Научная лаборатория воды»...