Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»
опыты и эксперименты (средняя группа)
Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.
Тип исследования: опыты
Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.
Программные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»
Воспитатель: Поткина Т.А.
Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.
Тип исследования: опыты
Оборудование и материалы:
карточки-капельки с загадками; схемы: «Свойств воды»; иллюстрации по теме «Вода». Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые прозрачные стаканчики с водой, салфетки, клеенки, сахар, соль, кусок земли, мука, ракушки и камешки.
Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.
Программные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Первая часть: (информационно-познавательная)
Педагог. Предлагаю, собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.
- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)
-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
- Где работают ученые? (в научной лаборатории)
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему нашего исследования. (Воспитатель загадывает загадку)
- Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу (вода)
В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки с изображением дождя, снежинки, снег, сосулька, иней, роса, облака, тучи, лед, вывешиваются на мольберт)
- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)
-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)
Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.
- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.
Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 3-4недели.
Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Дети проходят в туалетную комнату открывают кран и наблюдают за льющейся водой и наполняют ею стаканы. Смотрят сквозь стаканы и приходят к выводу, что сквозь стакан видно почти так же, как будто его и нет. Рассказывает о свойствах воды: она не имеет формы, прозрачна.
И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого нам надо отправиться в лабораторию.
Кто желает проверить, что вода прозрачна, то вам нужно пройти за стол под № 1.
Кто желает проверить, что воду можно окрашивать в любой цвет, то вам нужно пройти за стол под № 2.
Кто желает проверить, что вода является растворителем, то вам нужно пройти за стол под № 3. (Дети распределяются по подгруппам за пронумерованные столы).
Стол № 1
Целью эксперимента является проверка утверждения о том, «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная».
Дети кладут в стаканы с водой какие-нибудь предметы (Ракушки и камешки) и вновь оценивают прозрачность воды: через слой воды хорошо видно, что лежит в стакане потому, что она прозрачная.
Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
Педагог в свой стакан добавляет муку и размешивает. Спрашивает у детей о том, что изменилось: виден ли предмет в стакане или нет и почему?
Стол №2
Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.
Предлагается детям добавить в стакан немного краски. Вода окрашивается, но не очень интенсивно. Предлагает добавить еще краски и помогает установить зависимость: чем больше краски добавляется, тем насыщенней становится цвет воды в стакане. Помогает детям сделать вывод о том, что воду можно окрашивать в любой цвет.
Стол №3
Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, сахар, поваренная соль и крупы. Все это стоит у вас на столе.
Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.
Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.
-Что можно сказать о воде по итогам этого опыта.
(Ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”
Педагог: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
- Отдохнули, ребята?
Опыт . Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Рефлексия.
Педагог: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях. А сейчас кому понравилось занятие выберите веселый смайлик и прикрепите его на доску, ну а кому не понравилось, выберите грустный смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ» ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ»ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Свойства воды"
Опытническая деятельность дошкольников...
Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"
Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Волшебная вода»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Волшебная вода». ОО "Позннание, экспериментирование"...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе: «Волшебная вода»
Образовательная область - познавательное развитие, физическое развитие.Цель: Формирование представлений у детей в среднем дошкольном возрасте о свойствах воды.Задачи:1.Продолжать формировать пред...
Конспект НОД (познавательной деятельности в средней группе) «Волшебница вода»
Непосредственно образовательная деятельностьПознавательное развитие, средняя группа Тема: «Волшебница вода» Цель: закрепление знания детей о некоторых свойствах воды, обратить вн...