Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимняя лаборатория»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня мы хотим с вами поделиться интересными идеями. А для начала расскажем вам про то, что такое познавательно-исследовательская деятельность.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, направленную на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
- о мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло);
- о материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
- о человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот;
- о природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.;
- о предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт;
- о геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В возрасте 2–3 лет дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется.
У нас в группе создана специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются: наборы для опытов с инструкциями-картинками; игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть; измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки; инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла, различные схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, воспитывают творческую личностью.
Сегодня вашему вниманию мы предлагаем посмотреть занятие по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Зимняя лаборатория». Добро пожаловать!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zimnyaya_laboratoriya.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №89 «Бригантина» Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
на тему «Зимняя лаборатория»
для детей подготовительной группы №13 «Морские черепашки» компенсирующей направленности
по работе с детьми с ТНР (общее недоразвитие речи)
Выполнили воспитатели: Акимова С.В.
Васильева М.А.
Санкт-Петербург
2020 г.
Цель: создание условий для формирования представлений о проведении опытов через экспериментальную деятельность.
Задачи:
- создать детям условия для самостоятельного проведения опытов (получить искусственный снег из определенных ингредиентов);
- знакомить с элементарными химическими явлениями;
- определить, чем искусственный снег отличается от настоящего;
- способствовать развитию наблюдательности, интереса к экспериментальной деятельности, мыслительных операций, умению выдвигать гипотезы, мелкой моторики рук;
- способствовать развитию связной монологической и диалогической речи, побуждать к рассуждению;
- воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство товарищества, оказание помощи друг другу.
Методы и приемы: словесный (рассуждение, обсуждение, ответы на вопросы); практический (проведение опытов); наглядный (использование ингредиентов, разных веществ и предметов).
Материалы: крахмал, масло подсолнечное, сода пищевая, пена для бритья.
Оборудование: клеенка, фартуки, емкости для смешивания ингредиентов, столовая ложка, мерные стаканчики, салфетки, технологические карты для проведения опытов, блокнот наблюдения.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Ход занятия:
1. Вступительное слово.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня мы хотим с вами поделиться интересными идеями. А для начала расскажем вам про то, что такое познавательно-исследовательская деятельность.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, направленную на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
- о мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло);
- о материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
- о человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот;
- о природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.;
- о предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт;
- о геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В возрасте 2–3 лет дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется.
У нас в группе создана специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются: наборы для опытов с инструкциями-картинками; игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть; измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки; инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла, различные схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, воспитывают творческую личностью.
Сегодня вашему вниманию мы предлагаем посмотреть занятие по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Зимняя лаборатория». Добро пожаловать!
2. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо. Хотите узнать от кого?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям, умеющим читать, прочитать текст письма.
Письмо от Фиксиков: «Здравствуйте, дорогие ребята. Пишут вам Симка и Нолик. Вы знаете, что мы живём во всех электронных приборах и никогда не видели настоящего снега. Мы поспорили, что снег не белый, а голубой или даже сиреневый, что еще бывает искусственный и настоящий снег. Мы поссорились и решили обратиться к вам за помощью, что бы вы нам всё разъяснили».
Воспитатель: Ребята, готовы помочь Фиксикам разобраться в этом вопросе?
Ответы детей.
Воспитатель: Для начала, давайте вспомним, какими свойствами обладает снег в природе?
Ответы детей (он белый, пушистый, легкий, скрипучий, воздушный, липкий, нежный, сверкающий, мягкий)
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько красивых слов вы нашли.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, бывает ли искусственный снег?
Ответы детей.
Воспитатель: Для того, чтобы нам с вами приготовить искусственный снег предлагаю пройти в нашу экспериментальную лабораторию.
Дети с воспитателем подходят к столу, на котором приготовлены материалы и ингредиенты для опыта.
3. Уточнение правил безопасности.
Воспитатель: Вот мы и в нашей лаборатории. Давайте наденем с вами фартуки.
Воспитатель: А кто из вас знает правила безопасности во время проведения опытов?
Ответы детей (ничего не брать в рот, не баловаться, слушать внимательно, не тереть грязными руками глаза и т.д.)
4. Выполнение эксперимента.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите на стол, что вы на нем видите?
Ответы детей (крахмал, масло подсолнечное, тазик, столовая ложка, стаканчики, сода пищевая, пена для бритья и т.д.)
Воспитатель: Правильно. А кто знает для чего нам нужны эти ингредиенты?
Ответы детей.
Воспитатель: У меня есть две разные технологические карты для получения искусственного снега. Поэтому предлагаю попробовать провести опыты, следуя этим схемам.
Воспитатель: Посмотрите, что нарисовано на технологической карте №1.
Какие ингредиенты необходимы нам для того, чтобы получился этот опыт?
Ответы детей.
Воспитатель: Приступим. Баллончик с пеной необходимо хорошо встряхнуть (дети по очереди встряхивают баллончик с пеной). Ну что баллончик встряхнули. Теперь нужно соду высыпать в тазик (несколько детей по очереди высыпают соду, остальные наблюдают). Давайте потрогаем соду, какая она на ощупь?
Ответы детей.
Воспитатель: Теперь пену для бритья надо соединить с содой и хорошо перемешать (педагог выдавливает пену в емкость с содой, а дети по очереди перемешивают). Ну, вот наш искусственный снег готов. Давайте попробуем слепить из него снежки. Получается?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с первым опытом. А теперь перейдем к технологической карте №2.
Воспитатель: Посмотрите, что нарисовано на этой технологической карте? Какие ингредиенты необходимы нам для того, чтобы получился этот опыт?
Воспитатель: Начнем наш опыт. Высыпаем крахмал в тазик (несколько детей по очереди высыпают крахмал, остальные наблюдают). Давайте потрогаем крахмал, какая она на ощупь?
Ответы детей.
Воспитатель: Возьмем крахмал и тщательно перемешаем его с подсолнечным маслом (педагог наливает подсолнечное масло в емкость с крахмалом, а дети по очереди перемешивают). У нас получился хрустящий, приятный на ощупь живой снег, который немного напоминает кинетический песок. Давайте попробуем слепить из него снежки. Получается?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а чем похож искусственный снег на настоящий?
Ответы детей (из него можно лепить снежки, снеговика и т.д.)
Воспитатель: А чем искусственный снег отличается от настоящего?
Ответы детей (искусственный не тает в тепле, а настоящий снег тает и т.д.)
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в нашей зимней лаборатории?
Ответы детей.
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой снег вам понравился больше?
Ответы детей.
5. Фиксирование результатов опыта.
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, чтобы не забыть наши эксперименты, зашифровать всё в схему. (Дети зарисовывают алгоритм получения снега в блокноты для наблюдений).
6. Заключительная часть.
Воспитатель: Как вы считаете, помогли мы Фиксикам?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо когда можешь кому-то помочь! Предлагаю нам с вами завтра написать письмо Симке и Нолику, о наших опытах. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы такие молодцы!
Список использованной литературы:
- Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС.
- Л.В.Рыжова, редактор: Ермолаев С. Д. «Познавательно-речевое развитие дошкольника». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2017 г.
- Л.В.Рыжова «Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста» (6-7лет), Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2017г.
- О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет, Санкт- Петербург «Детство-Пресс» 2015 г.
- Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования» Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2014г.
- Интернет-ресурс: https://more-idey.ru «Как сделать искусственный снег -20 идей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимние забавы»
Развить у ребят творческий потенциал самостоятельность, умение на практике применять имеющиеся знания и умения....
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли»
Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в зимнюю лабораторию»
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в зимнюю лабораторию»...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Научная лаборатория воды»
Исследование свойств воды с помощью опытов....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в природе "Зимняя лаборатория" в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в природе "Зимняя лаборатория" в подготовительной группе...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли».
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности«Юные исследователи в лаборатории соли»....