Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимняя лаборатория»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Васильева Миляуша Айратовна

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня мы хотим с вами поделиться интересными идеями. А для начала расскажем вам про то, что такое познавательно-исследовательская деятельность.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем                   в виду активность ребенка, направленную на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания.                 Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  • о мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло);
  • о материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
  • о человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот;
  • о природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.;
  • о предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт;
  • о геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

В возрасте 2–3 лет дети начинают принимать участие в совместных                       с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. В подготовительной к школе группе                 (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется.

У нас в группе создана специальная зона - уголок экспериментирования,     в которой размещаются: наборы для опытов с инструкциями-картинками; игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть; измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки; инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла, различные схемы, таблицы, модели                                  с алгоритмами выполнения опытов; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума,  умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, воспитывают творческую личностью.

Сегодня вашему вниманию мы предлагаем посмотреть занятие по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Зимняя лаборатория». Добро пожаловать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimnyaya_laboratoriya.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №89 «Бригантина» Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

на тему «Зимняя лаборатория»

для детей подготовительной группы №13 «Морские черепашки» компенсирующей направленности

по работе с детьми с ТНР (общее недоразвитие речи)

                                                         Выполнили воспитатели: Акимова С.В.

                                                                                                         Васильева М.А.

Санкт-Петербург

2020 г.

Цель: создание условий для формирования представлений о проведении опытов через экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • создать детям   условия для самостоятельного проведения опытов (получить искусственный   снег из определенных ингредиентов);
  • знакомить с элементарными химическими явлениями;
  • определить, чем искусственный снег отличается от настоящего;
  • способствовать развитию наблюдательности, интереса                              к экспериментальной деятельности, мыслительных операций, умению выдвигать гипотезы, мелкой моторики рук;
  • способствовать развитию связной монологической                                    и диалогической речи, побуждать к рассуждению;
  • воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство товарищества, оказание помощи друг другу.

Методы и приемы: словесный (рассуждение, обсуждение, ответы на вопросы); практический (проведение опытов); наглядный (использование ингредиентов,  разных веществ и предметов).

Материалы: крахмал, масло подсолнечное, сода пищевая, пена для бритья.

Оборудование: клеенка, фартуки, емкости для смешивания ингредиентов, столовая ложка, мерные стаканчики, салфетки, технологические карты для проведения опытов, блокнот наблюдения.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Ход занятия:

1. Вступительное слово.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня мы хотим с вами поделиться интересными идеями. А для начала расскажем вам про то, что такое познавательно-исследовательская деятельность.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем                   в виду активность ребенка, направленную на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания.                 Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  • о мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло);
  • о материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
  • о человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот;
  • о природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.;
  • о предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт;
  • о геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

В возрасте 2–3 лет дети начинают принимать участие в совместных                       с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. В подготовительной к школе группе                 (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется.

У нас в группе создана специальная зона - уголок экспериментирования,     в которой размещаются: наборы для опытов с инструкциями-картинками; игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть; измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки; инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла, различные схемы, таблицы, модели                                  с алгоритмами выполнения опытов; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума,  умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, воспитывают творческую личностью.

Сегодня вашему вниманию мы предлагаем посмотреть занятие по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Зимняя лаборатория». Добро пожаловать!

2. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо. Хотите узнать от кого?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям, умеющим читать, прочитать текст письма.

Письмо от Фиксиков: «Здравствуйте, дорогие ребята. Пишут вам Симка                               и Нолик. Вы знаете, что мы живём во всех электронных приборах и никогда не видели настоящего снега. Мы поспорили, что снег не белый, а голубой или даже сиреневый, что еще бывает искусственный и настоящий снег.                         Мы поссорились и решили обратиться к вам за помощью, что бы вы нам всё разъяснили».

Воспитатель: Ребята, готовы помочь Фиксикам разобраться в этом вопросе?

Ответы детей.

Воспитатель: Для начала, давайте вспомним, какими свойствами обладает снег в природе?  

Ответы детей (он белый, пушистый, легкий, скрипучий, воздушный, липкий, нежный, сверкающий, мягкий)

Воспитатель: Какие вы молодцы, столько красивых слов вы нашли.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, бывает ли искусственный снег?

Ответы детей.

Воспитатель: Для того, чтобы нам с вами приготовить искусственный снег предлагаю пройти в нашу экспериментальную лабораторию.

Дети с воспитателем подходят к столу, на котором приготовлены материалы и ингредиенты для опыта.

3. Уточнение правил безопасности.

Воспитатель: Вот мы и в нашей лаборатории. Давайте наденем с вами фартуки.

Воспитатель: А кто из вас знает правила безопасности во время проведения опытов?

Ответы детей (ничего не брать в рот, не баловаться, слушать внимательно, не тереть грязными руками глаза и т.д.)

4. Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите на стол, что вы на нем видите?

Ответы детей (крахмал, масло подсолнечное, тазик, столовая ложка, стаканчики, сода пищевая, пена для бритья и т.д.)

Воспитатель: Правильно. А кто знает для чего нам нужны эти ингредиенты?

Ответы детей.

Воспитатель: У меня есть две разные технологические карты для получения искусственного снега. Поэтому предлагаю попробовать  провести опыты, следуя этим схемам.

Воспитатель: Посмотрите, что нарисовано на технологической карте №1.

Какие ингредиенты необходимы нам для того, чтобы получился этот опыт?

Ответы детей.

Воспитатель: Приступим. Баллончик с пеной необходимо хорошо встряхнуть (дети по очереди встряхивают баллончик с пеной). Ну что баллончик встряхнули. Теперь нужно соду высыпать в тазик (несколько детей по очереди высыпают соду, остальные наблюдают). Давайте потрогаем соду, какая она на ощупь?

Ответы детей.

Воспитатель: Теперь пену для бритья надо соединить с содой и хорошо перемешать (педагог выдавливает пену в емкость с содой, а дети по очереди перемешивают). Ну, вот наш искусственный снег готов. Давайте попробуем слепить из него снежки. Получается?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с первым опытом. А теперь перейдем к технологической карте №2.

Воспитатель: Посмотрите, что нарисовано на этой технологической карте? Какие ингредиенты необходимы нам для того, чтобы получился этот опыт?

Воспитатель: Начнем наш опыт. Высыпаем крахмал в тазик (несколько детей по очереди высыпают крахмал, остальные наблюдают). Давайте потрогаем крахмал, какая она на ощупь?

Ответы детей.

Воспитатель: Возьмем крахмал и тщательно перемешаем его                                с подсолнечным маслом (педагог наливает подсолнечное масло в емкость                           с крахмалом, а дети по очереди перемешивают). У нас получился хрустящий, приятный на ощупь живой снег, который немного напоминает кинетический песок. Давайте попробуем слепить из него снежки. Получается?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а чем похож искусственный снег на настоящий?

Ответы детей (из него можно лепить снежки, снеговика и т.д.)

Воспитатель: А чем искусственный снег отличается от настоящего?

Ответы детей (искусственный не тает в тепле, а настоящий снег                         тает и т.д.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в нашей зимней лаборатории?

Ответы детей.

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой снег вам понравился больше?

Ответы детей.

5. Фиксирование результатов опыта.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, чтобы не забыть наши эксперименты, зашифровать всё в схему. (Дети зарисовывают алгоритм получения снега в блокноты для наблюдений).

6. Заключительная часть. 

Воспитатель: Как вы считаете, помогли мы Фиксикам?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо когда можешь кому-то помочь! Предлагаю нам                      с вами завтра написать письмо Симке и Нолику, о наших опытах. Согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы такие молодцы!

Список использованной литературы:

  1. Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС.
  2. Л.В.Рыжова, редактор: Ермолаев С. Д. «Познавательно-речевое развитие дошкольника». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2017 г.
  3. Л.В.Рыжова «Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста» (6-7лет),                               Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2017г.
  4. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет, Санкт- Петербург «Детство-Пресс» 2015 г.
  5. Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования»                     Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2014г.
  6. Интернет-ресурс: https://more-idey.ru «Как сделать искусственный снег -20 идей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимние забавы»

Развить у ребят творческий  потенциал  самостоятельность, умение на практике применять имеющиеся знания и умения....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли»

Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в зимнюю лабораторию»

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в зимнюю лабораторию»...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в природе "Зимняя лаборатория" в подготовительной группе

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в природе "Зимняя лаборатория" в подготовительной группе...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли».

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности«Юные исследователи в лаборатории соли»....