Проект на тему: ЭКОкормушки для пернатых друзей.
проект по окружающему миру (старшая группа)

Хайдукова Ольга сергеевна
 

Актуальность:

         В холодное время года перед зимующими птицами становится трудно прокормиться.  Иногда естественный корм становится практически недоступным, по этой причине птицы гибнут вовремя морозов и снегопадов из-за недостатка еды. Зимой и ранней весной подкормка птиц – самый наилучший способ помочь им. Кормушка  спасает жизнь многим птиц. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это. Необходимо познакомить  детей с зимующим птицами, трудностями условий их обитания и выживания в холодное время. Формировать у детей заботливое, гуманное отношения к птицам, а с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Проект способствует созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. Привлечение родителей к участию способствует укреплению связей между педагогами – детьми – родителями. Поэтому, проект «ЭКОкормушка для пернатых друзей» можно считать своевременным и актуальным.

 

Тип проекта: творческий, экологический

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: краткосрочный – одна неделя

Участники проекта: дети старшей группы общеразвивающей направленности, воспитатели, родители.

Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.

Объект проекта – зимующие птицы.

Предмет проекта - образ жизни птиц зимой.

 

Цель проекта: изготовление экологически безопасной кормушки для птиц. формирование и развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, а также повысить уровень экологической активности населения.

Задачи проекта: 

1. Расширять и систематизировать знания детей о зимующих птицах Бурятии, их приспособленности к среде обитания в разные времена года.

2. Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма.

3. Продолжить изучение с детьми поведения и повадок птиц, через наблюдение.

4. Активизировать и расширять словарный запас детей по данной теме .

5. Формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию.

6. Продолжать учить детей с помощью взрослых находить интересную и полезную информацию о птицах, работая с информационными ресурсами. 

Описание: данный проект познакомит детей с образом жизни и поведения птиц зимой. Охраной окружающей среды и рациональном использовании.

 

Методы:  наглядные, словесные, практические, игровые

Приемы: наблюдение, рассматривание, демонстрация, упражнения, разговор, чтение, объяснение, беседа, показ с пояснением, демонстрация мультфильма, сбор информации,  демонстрация презентации, моделирование, игра, рассказ.

Принципы:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования

Интеграция образовательных областей:  Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 Ожидаемый результат – изготовить экокормушку для птиц и повесить на территории детского сада

Гипотеза: большое количество птиц гибнет зимой,  человек может помочь им пережить холод.

Если  зимой, постоянно подкармливать птиц, то они выживут. А весной и летом будут приносить больше пользы и радовать нас своим пением и красотой.

    

Проект состоит из трёх основных этапов.

 Реализация данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления и  повысится уровень знаний детей о зимующих птицах Бурятии;  будут формироваться основы экологической культуры;  у дошкольников будет развиваться чувство эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность; укрепятся связи родители – дети – педагоги.

  1. Подготовительный этап

Цель: поиск эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников, родителей о зимующих птицах и помощи им.

II. Практический этап.

1. Подготовка материала.

2. Изготовление кормушки

III. Заключительный этап.

  1. Анализ изделия.

     2. Повесить кормушку  на территории детского сада.

     3. Анализ проведенной работы по реализации проекта, достигнутых  результатов.

Формы совместной деятельности с детьми
образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность; чтение художественной литературы; целевые прогулки, экскурсии, наблюдения; развлечения и досуги. Образовательная деятельность затрагивала все образовательные области.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя)

Основной этап – это реализация проекта, который включает в себя познавательную, практическую и продуктивную деятельность детей и родителей.

 

Анализ идей и обоснование проекта

В зимнее время зимующие птицы очень нуждаются в помощи.

           В начале декабря  мы решили позаботиться о наших пернатых и сделать для них кормушку, чтобы птицы не голодали.

Практический этап.

Экологическое обоснование материала

Для изготовления эко кормушки вам потребуется: экологические материалы: желатин, вода для клеящей основы; семена злаковых; глубокая миска; ложки, пластиковые трубочки; формочки ( мы использовали формочки для игр с песком и чашечки для кукол); шпагат.

Последовательность работы по изготовлению кормушки

Насыпаем в глубокую миску семена, добавляем заранее растворенный желатин.

Тщательно размешиваем содержимое.

Раскладываем полученную массу по формочкам и тщательно утрамбовать.

С помощью деревянной палочки делаем отверстие и вставляем плпасмассовую трубочку. Как только смесь примит форму, достаем из формочки нашу кормушку.  Остается просушить наши кормушки. Затем вдеваем веревочки. И вывешиваем кормушки на ветки деревьев во время прогулки.

Планирование совместной деятельности детей и взрослых по реализации проекта.

Игровая деятельность Дидактические игры:

«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Домино»  (птицы, «Разрезные картинки». 

Подвижные игры

«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».

Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Цель: Обучение порядковому и количественному счету в пределах 10, закрепление знаний о последовательности дней недели.

Беседы:

«Как живут наши пернатые друзья зимой»,

«Кто заботится о птицах»,

«Пользу или вред приносят птицы?»,

«Чем питаются птицы»,

«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Наблюдение за птицами:

Наблюдение за синицей, свиристелем, воробьем, сорокой, вороной, снигерем.

Цель: знакомство, с их повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Трудовая деятельность: изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

Коммуникативная деятельность:

Чтение рассказов:  М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы". Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Художественно-эстетическое  творчество:

Рисование: «Зимующие птицы».( выбор рисования птицы  и материалы по инициативе детей)

Цель: закрепить методы передачи пропорций птицы. Передача объема тоном и цветом. Развитие мелкой моторики рук, цветовосприятия, пространственного мышления. Беседа о красоте птиц.

Лепка из пластилина: «Снигири на ветке»:

Цель: учить детей передавать образ птицы путем использования разнообразных способов лепки.

Работа с родителями.

Рекомендовать родителям понаблюдать за птицами. Дома изготовить кормушку.

 Заключительный этап представляет собой итог работы по реализации проекта 

Птицы играют большую роль в охране окружающей среды, защищают наши леса и  сады от вредителей. А лес играет огромное значение в жизни человека, поэтому требует бережного отношения к нему. Наша забота  помогает птицам выжить в суровых условиях зимы. Данная работа способствует решению экологической проблемы охраны птиц. Мы научились понимать природу и бережно относиться к ней.

Итоговое мероприятие – изготовление «экокормушки для птиц»

Ожидаемый  результат:

• Создание необходимых условий в учреждении по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

• Заинтересованность детей совместно с педагогами в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Активное участие взрослых в реализации проекта.

 

Работа в рамках проекта получается интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Проект позволяет расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.

Цель и задачи, поставленные в начале проекта, выполняются. Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Таким образом, привлечение воспитанников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц нашей местности и их изучения.

Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа.

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности.

Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в старшей группе проекта «Эко кормушка для птиц» можно считать уникальной возможностью по формированию основ экологического мировоззрения у детей.

 Тема проекта «Экокормушка для  пернатых» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.

Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам.

Забота о птицах сплотила детей, родителей и педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в старшей группе "Наши пернатые друзья""

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в си...

Проект «Детская забота о наших пернатых друзьях Подмосковья»

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно р...

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Птицы - наши пернатые друзья»

Цель.  Расширять знания детей о птицах, об их характерных особенностях, о взаимодействии с человеком и окружающей средой.                     ...

Паспорт проекта на тему: « Мы зеленые защитники-друзья пернатых».

Формирование представления  детей о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. ...

Проект по экологическому развитию : "Наши пернатые друзья"

Взаимоотношение человека с природой и и ее обитателями - актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического с...

Проект в средней группе на тему"Поможем нашим пернатым друзьям"

Проект в средней группе на тему: "Поможем нашим пернатым друзьям". Знакомство детей с пернатыми обитателями нашего края, наблюдения, чтение художественной литературы, развитие творческих спо...

Экологический проект в средней группе на тему: «Птицы – наши пернатые друзья!»

Актуальность:Детям  необходимо с раннего возраста давать злементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.Вызывать эстетические переживания,умение сопереживать...