Проект «Детская забота о наших пернатых друзьях Подмосковья»
проект (подготовительная группа) по теме

Рожкова Наталья Юрьевна

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Поэтому мы решили, что реализация нашего проекта «Детская забота о наших пернатых друзьях Подмосковья» позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы планируем повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно для нас, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №7 «Золотая рыбка»

г. Краснознаменск Московская область

Проект

«Детская забота о наших пернатых друзьях Подмосковья»

Составила: Рожкова Н.Ю.

Заместитель заведующего по ВМР

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Образовательная область: Познание.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Продолжительность: сентябрь 2014г. – май 2015г.

Участники: воспитатели, родители и дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта:

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Поэтому мы решили, что реализация нашего проекта «Детская забота о наших пернатых друзьях Подмосковья» позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы планируем повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно для нас, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к пернатым друзьям Подмосковья, формировать осознанное желание помогать птицам.

На примере деятельности в МБДОУ показать, как можно не только увлекательно и доступно изучать птиц, но и формировать осознанное убеждение, что не только взрослые, но и дети могут оказать реальную помощь.

Задачи:

- формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям, познакомить детей с жизнью перелётных и оседлых птиц Подмосковья;

- систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц: питание, рост, развитие, размножение, условия их обитания, роли человека в жизни птиц, развивать интерес к жизни птиц;

- формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц, осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения;

- познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц, с художественной литературой по данной тематике, научить детей принимать участие в драматизациях небольших отрывков произведений, придумывать небольшие истории про птиц, составлять рассказы из личного опыта;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой, в изобразительной деятельности;

- воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, учить правильному поведению в природной среде;

- повысить уровень экологической культуры личности родителей.

Методическая работа по проекту:

- формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

- повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию;

- развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

- внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС ДО.

Взаимодействие с родителями:

- Участие в создании детской книжки - малышки.

- Участие в Конкурсе поделок «Самая оригинальная кормушка для птиц»

- Участие в акции «Птичья столовая».

- Участие в городской акции «Пернатые друзья просят помощи».

- Участие в ежегодной акции по озеленению территории города и МБДОУ «Посади своё дерево».

- Совместная организация праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

Формы и методы работы:

- интегрированные занятия;

- игры-ситуации;

- беседы;

- выставки рисунков и поделок;

- экскурсии;

- просмотр мультфильмов;

- викторины;

- консультации.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- методические разработки;

- интеграция со специалистами детского сада.

Предметно-развивающая среда МБДОУ:

- уголки природы в группах;

- Зимний сад;

- музыкальный зал;

- физкультурный зал.

Дидактический материал:

С. Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир»;

«Зимующие и перелётные птицы»;

«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира;

Разрезные картинки.

План реализации проекта

Этапы реализации проекта «Детская забота о наших пернатых друзьях Подмосковья».

I. Подготовительный этап. (сентябрь).

- изучение познавательную, художественную и методическую литературу, статьи в журналах «Юный натуралист», «Отчего и почему»;

-изготовление оборудования для реализации данного проекта; подборка игр для детей старшего дошкольного возраста;

- подготовка совместно с родителями сообщений о птицах;

- изготовление опорных карточек с изображением птиц;

- разработка цикла занятий и наблюдений за птицами нашего города;

- подборка серии мультфильмов о птицах.

II. Основной этап. (октябрь-апрель).

1. Работа с родителями:

-сбор материала о птицах родного края для детей подготовительной к школе группы;

-привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах);

- «Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе);

- памятка «Как делать скворечник?»;

- помощь в оформлении веранд на участках детского сада, с использованием картинок различных птиц.

- мастер-классы для родителей с детьми.

Цель: совместное творчество не только укрепляет коммуникативные навыки, но и способствует желанию родителей обращать внимание на проблемы экологии, в частности птиц города, способствует расширению кругозора.

2. Работа с детьми:

- рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края;

- защита сообщений детьми о птицах.

Дети, совместно с родителями, приготовили сообщения о птицах нашего города Краснознаменск и Подмосковья. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т. д. Также узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.

- наблюдения за птицами в осеннее и зимнее время года.

Наблюдая за птицами, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада (это голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны).

- практические (рисование, конструирование, лепка) и познавательные занятия (ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, развитие речи) с детьми, просмотр мультфильмов.

Тему «Птицы» мы часто использовали в творчестве детей, как при проведении непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности. Затем проводили выставки рисунков, изготовили панно в нетрадиционных техниках.

- выставка поделок «Зимующие птицы Краснознаменска», «Пернатые друзьях Подмосковья», книжные выставки «Рассказы Пришвина», «Писатели о природе», «Книжки о птицах» и другие.

Дети, совместно с родителями, приготовили поделки и модели птиц в различных техниках исполнения. Использование моделей на занятиях по экологии по теме «Птицы». Модели птичьего гнезда и технология их плетения убеждает детей, какой это нелегкий труд и нужно бережно относиться к маленьким пташкам - труженицам. Традиционные кроссворды и ребусы помогают дошкольникам закрепить знания по теме «Птицы», а с помощью опытов и экспериментов узнают, почему у птиц такой внешний вид.

Очень популярны книжные выставки и выставки детского рисунка, творческие мастерские, посвященные птицам. Сам процесс творчества всегда проходит под занимательные истории о птичьей жизни.

Особенно приятно детям на занятиях использовать свои работы в качестве пособия.

- литературный блиц - турнир «Стихи про птичек сочиним...».

Цель: учить детей подбирать рифмы, расширять словарный запас. Зная особенности птиц сочинять о них короткие стихи, развивать желание творить сообща, учиться терпеливо выслушивать друг друга.

На основе этого материала создание Альманаха детского творчества «Смелые птицы» и оформление её как книжки — пособия, сделанного своими руками о зимующих в Подмосковье птицах, для занятий с другими детьми в детском саду.  

- городская природоохранная акция «Пернатые друзья просят помощи».

Цель: организовать проведение городской акции «Пернатые друзья просят помощи» во всех садах города. Выпустить общую стенгазету, привлечь детей подготовительных групп дошкольных учреждений для выполнения элементов газеты (нарисовать зимующих птиц Подмосковья и сочинить стихи), показать результаты работы активных родителей совместно с детьми в изготовлении кормушек, обратить внимание жителей города на проблему бережного отношения к пернатым, разместив газету на центральном рынке, донести до  взрослых и детей  идею необходимости помогать птицам в холодное и голодное время года, сохранять природу города и России.

- конкурс поделок «Самая оригинальная кормушка».

Цель: привлечь внимание родителей и детей к проблеме помощи птицам зимой, развивать желание проявлять оригинальность в дизайнерских решениях, использовать бросовые материалы с целью сохранения природных ресурсов, все эти кормушки развесить во дворах города и взять шефство за кормлением птиц.

- акция «Кормушка на каждом участке».

Цель: Изготовление с родителями и детьми кормушек для птиц.

Дети принесли кормушки в детский сад, мы на участках детского сада развесили кормушки. Каждый день вели наблюдения из окна за птицами. Первые три дня никого не было у кормушек, наследующий день прилетели воробьи, съели не весь корм. Сделали вывод, что необходимо птиц подкармливать меньшим количеством корма. На следующий день прилетела ворона, съела корм в одной кормушке и улетела. Два дня никто не прилетал. Сменили корм и наблюдали дальше. В полдень прилетела стайка воробьёв полакомиться, со слов других людей прилетали и синички. Птицы постепенно распознали «столовую», и прилетать стали довольно часто, чаще всего - это воробьи. Следователь, мы сделали вывод: что можем помочь выжить некоторым птицам в трудное для них зимнее время.

- «Ритуал добра» – проводился ежедневно на прогулке.

Цель: сформировать у детей полезную привычку кормить птиц, получать от этого радостное удовлетворение от посильной помощи, воспитывать доброту и ответственность.

Подготовительный период: Проект «Кладовая для пернатых» (время проведения - лето и осень)

Цель: собрать семена растений, высушить и сохранить для витаминной подкормки птицам.

На участке для запоминания внешнего вида птиц и названий есть «ПТИЧЬЯ ЯРМАРКА» - картинки ламинированных птиц ждут детей на кустах и деревьях ежедневно.

- жалобная книга пернатых друзей Подмосковья.

Цель: записать в книгу жалобы, поступающие от птиц города Краснознаменск и Подмосковья.

Мы очень часто проводим тематические прогулки, на которых наблюдаем за состоянием окружающей среды. Дети самостоятельно находят объекты, которые просят помощи. В группе мы обсуждаем поступившую жалобу и ищем ответ на неё. «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение»? Ответ на этот вопрос наталкивает ребят на новые практические проекты.

Все жалобы записываем в нашу книгу, которая иллюстрирована детскими рисунками, а её чтение сопровождается творческими выступлениями детей.

- ежегодные акции по озеленению территории города, в том числе и для привлечения птиц. Всесезонные акции «Сохраним деревья для птиц».

Цель зимних акций «Теплые одеяла для деревьев» - создать сугробики из тонкого покрова снега, чтобы не вымерзали молодые деревья и кусты. «Долой снежные шапки с елей» - освободить лапы елей от снежных наносов на них, предотвратить излом и гибель.

Цель осенней акции «Осенняя подстилочка» - учить детей бережно относиться к ресурсам природы, создавать условия для перегноя, зимовки прикорневых обитателей, утеплять землю от промерзания.

- проведение различных игр: дидактических - «Найди свой домик», «Перелёт птиц», «Кто, где зимует?», «Раздели птиц на перелётных и зимующих», «Что это за птица?» и других, пальчиковой игры - «Прищепочки», подвижных - «Птички», «Птички в гнёздышках», «Перелёт птиц», «Весёлый воробей», «Голуби и кот», «Птицелов» и других.

Цель: в различных играх закреплять знания о многообразии птиц, об их повадки и поведении, учить детей описывать птиц по их характерным признакам, развивать слуховое внимание, быстроту реакции, упражнять в умении использовать для игры всю площадку, выполнять игровые действия; изменять направление движения по сигналу, формировать потребность в двигательной активности. Дети используют принцип моделирования в дидактических и сюжетно- ролевых играх, театрализации, для этого используются маски, конструкторы, модели, игрушки.

- беседы с детьми на темы: «Чем богата земля?», «Всё живое на земле – родное », «Берегите птиц», «Жалобная книга природы», «Деревья - легкие земли», «Что было бы, если исчезли леса (птицы, животные и т. д.?», «Почему не все птицы остаются с нами зимовать?» и т.д.

Цель: углубить и расширить знания детей о птицах нашего города, Московской области, объяснить причину перелётов птиц (перелётные, зимующие, кочующие), учить отличать птиц от других животных, познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц, обогащать и активизировать речь детей, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать птицам в трудный для них период.

- развитие музыкального восприятия - прослушивание музыки «Голоса птиц», «Звуки природы» с диска-приложения к программе О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» и другие.

Цель: формирование у детей начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребёнка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки, накапливание опыта музыкальных впечатлений, имитация голосов птиц с помощью музыкальных инструментов.

III. Заключительный этап.

  • Экологический праздник «Птицы – наши друзья».
  • Развлечение для детей «Птичий переполох».

Цель: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание праздника, воспитывать любовь к своей Родине и природе как её важной части, интерес и заботливое отношение к птицам - нашим друзьям.

После проведённой работы

У детей сформировались:

  • Знания о жизни перелётных и оседлых птиц.
  • Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
  • Сознание важности природоохранных мероприятий.
  • Навыки правильного поведения в природной среде.
  • Эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
  • Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

У родителей:

  • Повысился интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
  • Гармонизировались детско-педагогические отношения.
  • Повысился уровень экологической культуры личности.
  • Расширились знания о птицах.

Список использованной литературы

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»(под редакцией Н. Е. Вераксы,                            Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» - парциальная программа.

3. Н. А. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».

3. И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

4. Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.

5. В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

6. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет.

7. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А. «Проекты в работе с семьёй».

8. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы.

9. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий/авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова.

10. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей.

11. Журналы «Юный натуралист», «Отчего и почему?».

12. Энциклопедия «Азбука природы».

13. М. В. Черкасова. Они должны жить (по страницам Красной книги природы).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"

Сценарий  разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в  совместной деятельности....

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Наши пернатые друзья»

закрепление знаний у детей по лексичсекой теме "Зимующие птицы"...

Непосредственно образовательная деятельность «Наши пернатые друзья» Образовательная область «Познание»

Цель. Формировать представление  детей о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

презентация "Наши пернатые друзья".

презентация подготовлена к непосредственно образовательной деятельности  "Наши пернатые друзья"...

Занятие по теме "Наши пернатые друзья"

Цели:Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду....