ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЛАБОРАТОРИЯ НАУЧНЫХ ЗАБАВ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Направленность дополнительной образовательной программы научно-познавательная. Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 51.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ЛАБОРАТОРИЯ НАУЧНЫХ ЗАБАВ»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
воспитатель
Кострюкова И. В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 8 |
4. | Содержание изучаемого курса | 9 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 17 |
6. | Список литературы | 19 |
7 | Приложения | 20 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Лаборатория научных забав» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель Кострюкова Ирина Викторовна |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад № 66» г.о. Саранск |
Адрес организации Исполнителя | г. Саранск ул. Лихачева д. 13а |
Цель программы | Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования. |
Направленность программы | Научно-исследовательская |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Адаптированная Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут: |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность программы
Направленность дополнительной образовательной программы (научно-техническая, эколого-биологическая, естественнонаучная).
Направленность дополнительной образовательной программы научно-познавательная. Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
- Новизна программы
Новизна введение изучения новых образовательных областей, новых технологий, видов деятельности.
Новизна программы «Лаборатория научных забав» заключается: в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем
вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
- Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование, как форма деятельности, используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Детство – пора удивительная и уникальная.
Мы хотим видеть наших воспитанников самостоятельными, любознательными, общительными. Дошкольник сам по себе уже исследователь, проявляет живой интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию.
В окружении дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта неизбежен.
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Развитие познавательных процессов у старших дошкольников происходит в экспериментальной деятельности посредством манипуляций с окружающими предметами, что обеспечивает эффективность обучения.
Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление.
С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработан кружок «Лаборатория научных забав».
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения.
- Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы: учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о предметах, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию познавательных качеств у воспитанников объединения.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.
- Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
При составлении программы учитывались следующие принципы:
- Деятельностного подхода.
- Индивидуально-дифференцированного подхода.
- Максимальной опоры на различные анализаторы.
- Поэтапности и последовательности.
- Системности и регулярности.
- Комплексности.
6. Цель программы
- Развитие познавательной активности и любознательности дошкольников, в процессе формирования представлений о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.
- Создать условия для формирования познавательной активности;
- Содействовать развитию индивидуальных способностей, удовлетворению образовательных потребностей детей в научно-экспериментальной деятельности.
- Способствовать приобретению знаний и навыков.
- Создавать условия для оказания психолого-педагогической, социально-психологической, специальной помощи детям.
- Задачи программы
Обучающие:
- развитие познавательного интереса у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
- включение в познавательную деятельность, обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
- приобретение определенных навыков и знаний
- развитие мотивации к познавательному виду деятельности.
Развивающие:
- развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность и т.д.;
- формирование потребностей в самопознании, саморазвитии.
- развивать познавательные умения (анализировать наблюдать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.);
- расширять представления о физических свойствах окружающего мира:
- учить фиксировать результаты исследований;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Воспитательные:
- формирование у воспитанника культуры общения и поведения в социуме;
- навыков здорового образа жизни и т.д.
- Возраст детей
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 6-7 лет.
- состав группы постоянный;
- особенности набора обучающихся - свободный.
- Срок реализации программы.
Срок реализации дополнительной образовательной программы:
одноступенчатый образовательный процесс (с 1.10.2021 по 30.05.2022);
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- общее кол-во часов в год – 32часа 50мин,
- кол-во часов и занятий в неделю – 2 раза по 30 мин,
- периодичность занятий – вторник, четверг.
- Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- Сформировано положительное отношение и интерес к детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания.
- Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты, экспериментирование, наблюдения), а также разнообразные формы организации учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты, проекты познавательного и исследовательского характера.
- Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.
- Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной речью.
- Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с взрослым.
- Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).
- Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.
- Способы проверки результатов освоения программы кружка «Лаборатория научных забав»: подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме наблюдений, тестов, вопросов, в ходе проведения которых дети демонстрируют полученные представления и знания.
- Заключительным мероприятием является познавательный праздник.
- Форма подведения итогов
Тематические выставки, схемы, зарисовки, участие в конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6-7 ЛЕТ
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Почва | 2 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
2 | Камни | 2 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
3 | Электричество | 6 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
4 | Магнит | 6 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
5 | Вода зимой | 2 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
6 | Ветер | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
7 | Свет | 8 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
8 | Звук | 8 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
9 | Вес | 3 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
10 | Время | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
11 | Рукотворный мир | 6 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
12 | Огонь | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
13 | Физические явления | 3 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
14 | Солнечная система | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
15 | Опыты с веществами | 3 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
16 | Воздух | 4 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
17 | Вода | 3 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
18 | Итоговое занятие | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
Итого | 61 | 1830 мин | 610 мин | 1220 мин |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Работа с родителями |
Октябрь | |||
1 | «Почва – что это такое. Песок и глина»» | Обогатить знания детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Дать представления о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы. | Выставка методической и познавательной литературы на тему «Детское экспериментирование» |
2 | Опыт «Получаем песок из камней» | Подробно изучить свойства песка и его роль в жизни человека. | Анкетирование родителей: «Что вы знаете об опытно-экспериментальной деятельности детей» |
3 | «Живые камни» | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | Консультация для родителей на тему: «Детское экспериментирование как способ познания окружающего мира» |
4 | Опыт «Вулкан» | Дать детям элементарные представления о природном явлении - вулкан | Консультация по теме: «Растим любознательных» |
5 | «Электроприборы» | Развивать способности обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). | Беседа: «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома» |
6 | «Волшебный шарик» | Познакомить детей с понятием «электричество». С помощью экспериментов с различными материалами обнаружить «статическое электричество». | Анкетирование родителей. |
7 | «Шарики поссорились» | Продолжать знакомить детей с понятием «электричество». С помощью экспериментов с различными материалами обнаружить «статическое электричество». | Рекомендации на дом: «Экскурсия в осенний лес» |
8 | «Миниатюрная молния» | Продолжать знакомить детей с понятием «электричество», с помощью экспериментов с различными материалами обнаружить «статическое электричество». | Ознакомление родителей с рекомендациями по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях. |
Ноябрь | |||
9 | «Зажги лампу» | Продолжать знакомить детей с понятием «электричество», закрепить знания о том, что хорошим проводником является металл. Пластик, стекло и резина – изоляторы, поэтому, когда к ним присоединяешь к ним провода, лампочка не загорается. | Рекомендации на дом: «Проведите с детьми дома» (простые опыты) |
10 | «Волшебный лимон» | Формирование представлений о физических и химических явлениях, свойствах предметов с помощью экспериментирования. | Конкурс «Поделки из бросового материала», |
11 | «Магнит для конфетти» | Формировать представление детей о свойствах магнита и | Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
12 | «Волшебные магниты» | Предложить детям определить какие предметы притягиваются к магниту, а какие не испытывают его притяжения. Результат зафиксировать в карточках наблюдения. | Домашнее задание: подобрать литературу с интересными опытами и экспериментами для дошкольников. |
13 | «Волшебная скрепка» | Ознакомление детей с тем, что сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду. | Круглый стол на тему: «Занимательные опыты и эксперименты с детьми» |
14 | «Магнитные куклы» | Ознакомление детей с тем, что сила магнита действует через картон и бумагу. | Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их: 1опыт. Зарисовка поэтапного выполнения опыта для создания картотеки. |
15 | «Летающие бабочки» | Ознакомление детей с тем, что сила магнита действует через ткань. | Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их: 2опыт. Предоставления фотомонтажа с проведением опыта для создания фотоальбома «Страничка юного исследователя»). |
16 | «Рыболовы» | Закрепить представление детей о свойствах магнита и | Консультация на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло». |
Декабрь | |||
17 | Защитные свойства снега. | Наблюдение за тем, как снег задерживает тепло. Формировать представление детей о свойствах воды в зимнее время. | Рекомендации на дом: «Экскурсия в зимний лес» |
18 | Выявление механизма образования инея | Формировать представление детей о свойствах воды в зимнее время. Как образуются природные явления (иней). | Семинар-практикум для родителей на тему: «Организация домашней лаборатории» |
19 | «Ветер» | Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Расширить представление детей о ветре. | Совместное изготовление вертушки для определения силы ветра. |
20 | «Эффект радуги» | Дать понятие о том, что свет движется по прямым линиям, которые называются лучами. Попадая в воду, лучи света преломляются. | Папка- передвижка «Как помочь маленькому почемучке» |
21 | «Солнце греет краски» | Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами и материалами | Оформление фотоальбома «Страничка юного исследователя». |
22 | «Ломающиеся лучи» | Дать детям представления о том, что поверхность воды действует как зеркало и отражает свет под тем же углом, под которым он на нее падает. | Консультация «Как научить ребенка исследовать?». |
23 | «Может ли светить отключенная лампа» | Показать детям как в результате трения возникает статический заряд. | Папка-передвижка «Создаем проект вместе» |
24 | «Льющийся свет» | Продолжать эксперименты со светом и водой. | Информация в уголок «Развиваем внимание, мышление – учим ребенка быть любознательным». |
Январь | |||
25 | «Волшебные зеркала» | Показать детям как в зависимости от размещения светового источника, увеличивается количество отражений в зеркалах. | Папка передвижка: «Удивительное в природе» |
26 | «Свет и тень» | Узнать, какие предметы излучают свет, какие особенности имеет свет, чтобы было, если его не было. Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. | Памятка «Забавные игрушки» |
27 | "Какая лужа высохнет быстрее" | Дать представление о том, что темные предметы нагреваются сильнее. Вода испаряется быстрее там, где теплее. | Практикум «Детская лаборатория и занимательные опыты». «Проводим опыты с водой» |
28 | «Усилитель звука из воздушного шара» | Дать детям элементарные представления о звуке и его происхождении | Оформление фотоальбома «Страничка юного исследователя». |
29 | «Мой волшебный телефон» | Познакомить с понятием звук, причиной возникновения звука. | Консультация для родителей «Удивительное рядом» |
30 | «Откуда берется голос?» | Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми опыт и зафиксировать. |
Февраль | |||
31 | «Путешествие звука» | Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках. | «Магнитные задачки» на смекалку и сообразительность. |
32 | «Говорящая веревочка» | Продемонстрировать детям, что по твердым телам звуки проходят лучше и быстрее. | Оформление папки «Мои открытия». |
33 | «Есть ли голос у деревянной линейки?» | Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки, продолжать знакомить со свойствами звука. | Консультация для родителей "Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками" |
34 | «Звенящая вода» | Показать детям, что на звон влияет количество воды, звуки получаются разные. | Выставка звучащих игрушек, изготовленных из бросового материала. |
35 | «Усилитель звука» | Показать детям как с помощью различных предметов можно усиливать звук. | Совместный с родителями праздник «Калейдоскоп фокусов» |
36 | Зачем нужны весы? Поход в магазин | Познакомить с прибором для измерения массы чашечными весами, научить способам их использования. | Привлечение к созданию и пополнению экспериментальной -развивающей среды в группе. |
37 | Измерение. Вес. | Показать, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Понять зависимость веса от материала. | Рекомендации на дом: «Как помочь маленькому почемучке» |
Март | |||
38 | «Почему не тонут корабли» | Выявить соответствие формы, размера предмета с весом. Нахождения воздуха внутри предмета не дает утонуть. | Викторина «Почемучка» (взрослые пытались найти ответы на вопросы детей и доказать практическим путем) |
39 | «Что мы знаем о времени» | Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время».
| Пополнение папки «Мои открытия». |
40 | «Путешествие в мир стеклянных вещей» | Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы. | Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» |
41 | «Волшебные стеклышки» | Познакомить детей с приборами для наблюдения - лупой, микроскопом, биноклем. Очки, бинокли, подзорная труба, телескоп и многое другое нужны чтобы увидеть очень маленькие частички, которые нельзя увидеть глазом: пыль, микробы и т. д. | Памятка «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка» |
42 | «Бумажные кораблики» | Закрепить полученные знания о свойствах бумаги. Развивать мелкую моторику рук. | Памятка для родителей «Волшебный мир бумаги» |
43 | «Ткань и её свойства» | Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. | Пополнение фотоальбома «Страничка юного исследователя». |
44 | «Легкая пластмасса» | Помочь определить свойства и сравнивать способность тонуть металлические и пластмассовые предметы. | Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» |
45 | «Свойства резины» | Формирование у детей представлений о резине. Изменяя технологию можно получить резину с разными свойствами. | Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с неживой природой» |
46 | «Огонь – друг или враг» | Расширять знания о жизни древнего человека, об открытии огня. Как огонь помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. | Мастер –класс на тему: «Чудеса большого мира» |
Апрель | |||
47 | Сила тяготения | Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле; подвести к пониманию, что в космосе нет силы тяготения, все предметы находятся в состоянии невесомости | Консультация «Как можно увидеть воздух» |
48 | Сила трения | Познакомить с силой трения, познакомить с использованием силы трения и ее преодолением человеком, знакомство с изобретением колеса, опытным путем вместе выяснить, что у колеса меньше трения, как оно своим появлением облегчило труд людей. | Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их: |
49 | «Хитрости инерции» | Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении — инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных).
| Совместное изготовление с родителями - «магнитный кукольный театр» |
50 | «Юные космонавты» | Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах). Уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах, о том, что космос изучает наука астрономия. | Листовки для родителей «Правила безопасности с горячими предметами» |
51 | «Лавовая лампа» | Закрепить знания о том, что масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. | Конкурс «Лучший опыт». |
52 | «Выращиваем кристаллы» | Изучить взаимодействие веществ друг с другом, дать физическое объяснение. | Домашнее задание:подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их. |
53 | «Секретные записки» | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления. | Пополнение фотоальбома «Страничка юного исследователя». |
54 | «Свойства воздуха» | Закрепить свойства воздуха посредством опытов, познакомить с тем, что воздух имеет объем и не имеет запаха. | Анкетирование родителей по вопросам детского экспериментирования. |
Май | |||
55 | «Свойства воздуха» | Доказать, что объем воздуха зависит от температуры. Наглядно показать, что при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается. | Оформление стенгазеты «Юные знатоки природы» |
56 | «Воздух в предметах» | Опытным путем показать, что в почве содержится воздух. | Совместный с родителями праздник «Эксперимент – шоу». |
57 | «Воздух помогает плавать» | 1) Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. 2) Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух. | Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями» |
58 | «Волшебница – вода» | Закрепить и обобщить представления о свойствах воды, ее агрегатных состояниях, об ингредиентах растворимых и нерастворимых в воде. | Пополнение папки «Мои открытия» |
59 | «Пар» | Доказать, что пар –это одно из состояний воды. | Консультация «Научите ребенка любить живую природу» |
60 | «Соленая вода» | Показать детям свойства соленой воды. Объяснить почему в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. | Фотовыставка «Мой поход в лес, парк» |
61 | Итоговое занятие | Закрепить полученные знания и умения за год. | Заключительный этап Итоговое мероприятие: КВН «Мы экспериментаторы». |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 6-7 лет.
- Приемы и методы организации.
Эмоциональные методы:
− поощрение;
− порицание;
− учебно-познавательная игра;
− создание ярких наглядных образных представлений;
− создание ситуации успеха;
− свободный выбор заданий.
Познавательные методы:
− опора на жизненный опыт;
− создание проблемной ситуации;
− выполнение творческих заданий.
Социальные методы:
− создание ситуации взаимопомощи;
− поиск контактов и сотрудничества;
− заинтересованность в результатах;
− взаимопроверка;
− рецензирование
- Дидактический материал.
Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и картотека экспериментов др.
4. Техническое оснащение занятий.
- Отдельное учебное помещение 30 кв. м. с окнами, имеющее искусственное освещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности.
- Мебель по количеству, соответствующая контингенту; регулируемые в соответствии с ростом столы и стулья, доска магнитная, шкафы для хранения методических пособий и литературы.
- Технические средства обучения: телевизор.
- Учебно-методические пособия, включенные в УМК.
- Иллюстрации объектов живой и неживой природы.
- природный материал с образцами почв, камней, минералов, измерительные приборы (весы, линейки, мерные стаканы), увеличительные приборы: микроскоп, лупы, глобус, карты, макеты.
- Наглядный и дидактический материал.
- Канцелярские принадлежности.
- Фотоаппарат.
- Дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
5. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
6. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
7. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
Список литературы для детей и родителей
1. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.
2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
3. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...