Организация организованной образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Кубачинские изделия»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
Познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана – кубачинским искусством. Дать понятие, что кубачинский промысел строиться на обработке драгоценных металлов, украшенных растительным орнаментом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kubachinskie_izdeliya.docx | 927.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Первомайское» МР «Каякентский район»
Конспект
организации организованной образовательной деятельности в старшей группе.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема: « Кубачинские изделия»
Подготовили и провели:
Умарова Аминат Джамалудиновна,
воспитатель I- квалификационной
категории,
Ахмедханова Марина Магомедрасуловна,
воспитатель I- квалификационной категории.
с.Первомайское,2019г.
Цель:
Познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана – кубачинским искусством. Дать понятие, что кубачинский промысел строиться на обработке драгоценных металлов, украшенных растительным орнаментом.
Воспитывать эстетические чувства, художественный вкус и любовь к народному искусству. (слайд 2)
Обучающие задачи:
Познакомить с основными элементами кубачинского орнамента, обучение детей графическим изображениям элементов узора. Умение самостоятельно составлять узор.
Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическому восприятию окружающего.Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана. Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов Дагестана.
Интеграция образовательных областей:
образовательная область «Речевое развитие»,
образовательная область «Познавательное развитие»,
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», образовательная область «Физическое развитие»,
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа: Беседы о народном прикладном искусстве Дагестана; чтение и рассматривание книг, о быте и традициях дагестанского народа; чтение произведений, рассматривание образцов узоров, заучивание отрывков Расула Гамзатова о народных промыслах Дагестана, беседы о труде. Рассматривание образцов узоров, беседы о труде мастеров декоративно-прикладного искусства, дидактические игры "Дорисуй элемент узора", "Составь орнамент".
Материал:
Изделие кубачинских мастеров, учебные таблицы с элементами орнамента, бумага, карандаш и фламастеры.
Оформление зала:
Выставка из изделий декоративно-прикладного искусства Дагестана.
Ход занятия
Дети заходят в зал: - Ассаламу алейкум! Здравствуйте!
Воспитатель: - Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады вас видеть.
Настал новый день. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.
Воспитатель: Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя из ворот поутру.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Воспитатель: Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашем родном крае, о нашей республике. Скажите, в какой стране мы живем? А как называется столица России? А в какой республике мы живем? А в каком селе мы с вами живем?
Дети: В России, столица Москва, в республике Дагестане, селении Первомайское,( Слайд 3,4).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
-Что в переводе означает Дагестан? (ответы детей).
- Люди, какой национальности живут? (ответы детей)
Верно ребята, наша республика многонациональная.
(дети присаживаются на стульчики)
Педагог - " На берегу Каспийского моря, на орлиных крыльях тысячелетних гор живут и трудятся народы Дагестана, говорящие более чем на тридцати языках " - писал о своей родине великий народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. (Слайд 5) Дагестан - край удивительной красоты, родина мудрых и трудолюбивых людей. Здесь издавна получили свое развитие самые различные виды ремесла: художественная обработка металла, резьба по дереву и камню, гончарное производство, ковроделие. (Слайды 6,7)
Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Дагестан - страна гор, а на склонах гор лепятся аулы. Каждый аул чем - нибудь да славен. Об этом так красиво писал Расул Гамзатов:
Дети читают стихи:
1.Кубачи славен злато кузнецами.
Тайну Кубачинского искусства,
не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства
в сердце кубачинцы - мастера.
2.Аул Балхар – славен гончарным мастерством.
Самые прекрасные кувшины делают из обычной глины,
Так же, как прекрасный стих создают из слов простых.
3.Табасаран славен ковроткачеством.
Девушки -табасаранки струны ниток разноцветных
Пальцами перебирают, словно музыку играют.
Переливы звуков этих ты увидишь на паркете,
На стенах внутри домов всюду музыка ковров.
4.Унцукуль – мастерством насечки и резьбы,
Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Воспитатель: Далеко-далеко, у подножья небес
Стоит Дагестан - вершина чудес
Земля, породившая мудрость веков
Родина наших великих отцов
А там вдалеке у горных вершин
Несет дагестанка с водою кувшин
Старик-аксакал, нахмурив свой взор
Глядит как в танце, текут слёзы гор
Джигит удалой с кинжалом в руке
Скачет на грозном своём скакуне
Тебе поклониться, хочу Дагестан
За то, что ты Родиной нашею стал
От горных снегов до морских непогод
Мы дагестанцы - единый народ!
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поговорим о даргинском народе. Об
их искусстве, обычаях и традициях.
Даргинскими селами являются: Цудахар, Леваши, Акуша, Сергокала,
Кубачи. ( Слайды 8,9,10)
Расскажу я вам ребята о селении Кубачи. Кубачи славится –
«златокузнецами».(слайд 11)
Встает Салихат и говорит:
-Моя тетя живет в селении Кубачи и я приглашаю вас к ней в гости.
Воспитатель: Ну, что ребята примем приглашение. Поедим на экскурсию в аул Кубачи?
Дети: Да!
Воспитатель: А доставит нас в эти места волшебный «ковер- самолет». (Воспитатель предлагает детям всем дружно сесть на «ковер-самолет» и отправится на экскурсию. Звучит музыка М. Кажлаева «Снова в горы».(Слайд 12)
В ауле их встречает тетя Заира.
Заира: Ас-саламу алейкум гости дорогие.
Дети: Ва алейкум вассалам.
(девочка обнимается с тетей)
Воспитатель: Мы приехали к вам на экскурсию, чтобы поближе познакомится с вашим искусством.
Заира: Я с удовольствием познакомлю вас с обычаями, традициями и искусством села Кубачи.( просмотр слайдов о Кубачи, слайды 13,14)
В древние времена селении Кубачи называли по- другому Угбуг.
Затем дали другое название – зерехгеран. Что означает в переводе «Царство кольчужников». Позже селение получило название Кубачи – что, то же означает «оружейники».
В каждой кубачинской семье есть комната, где хранятся красивые изделия мастеров. (предлагает пройти в музей села Кубачи) Стены этой комнаты, по древней традиции окрашены в синий цвет. Посмотрите, здесь находятся старинные и современные изделия из меди, серебра, золото, а для чего служат эти предметы? Какие изделия еще изготавливают из металла? (ответы детей, слайд 15).
Заира: (берет в руки кувшин) Вот такие кувшины изготавливали мастера златокузнецы. Я покажу вам фотографию одного из таких мастеров. Зовут его Расул Алиханов. Вот посмотрите он сидит в такой же синей комнате. где много всяких красивых изделий. (Слайд 16)
Вот этот кувшин (берет на руки) называется «мучал».
В старину девушки с ним ходили за водой, но не у всех сохранились такие кувшины. (Слайд 17)
Воспитатель: - Как называется этот кувшин? (ответы детей) Заира: Если внимательно разглядеть эти изделия, то можно увидеть, что на них нанесены узоры. Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы, стебельки и даже птицы и звери встречаются в орнаментах. (Слайд 18)
-Что напоминают вам эти узоры? (ответы детей)
Вот эти красивые изделия изготавливают в художественной мастерской,
которая расположена высоко в горах. Пойдемте в эту мастерскую.
ФИЗМИНУТКА «ПУТЕШЕСТВИЕ» (слайд 19)
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем (ходьба назад)
Если встретятся коряги,
Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)
Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)
Дружно в мастерскую попадем (обычная ходьба на месте).
Воспитатель: Ребята вот мы и пришли в мастерскую. Давайте, оценим их нелегкий труд. Мальчики будут мастерами – злато кузнецами, а девочки мастерицами.
(дети рассаживаются за рабочие столы)
Звучит музыка «Молоточки» М. Кажлаева.
Выставка работ.
Заира: Какие вы молодцы, какие красивые узоры у вас получились.
Ребенок:
Чеканит ли мастер искусный узор
Чтоб золотом буквы его пламенели
На ней восклицая и радуя взор
Искусство, которое красит наш дом.
Заира: Вот, такие красивые казы. Девушки одевали на различные торжества, например на свадьбы. А самый красивый платок одевали на голову невесте. И по традиции невеста с подружками идет к роднику за водой, чтобы ее жизнь была такой же чистой как родниковая вода.(слайд 20)
Танец с кувшинами.
Воспитатель: - А в какие игры в Кубачи дети играют?
Заира: Игра «Ты джигит, и я джигит». Хотите поиграть? (ответы детей)
Игра « Ты джигит, и я джигит».
Заира: - Молодцы ребята!
Воспитатель: (обращаясь к детям)
- Ну, что ребята вам понравилась экскурсия по селу Кубачи? (ответы детей).
-Что означает в переводе Кубачи? (ответы детей)
- А чем мы занимались в селении Кубачи? (ответы детей)
Спасибо вам, тетушка Заира, за интересный рассказ. За экскурсию по вашему селу, но нам пора прощаться.
Заира: - Спасибо и вам за то, что навестили меня, я для вас приготовила гостинцы (передает их воспитателю). Когда вернетесь в детский сад, Аминат Джамалудиновна вам их раздаст.
Салихат обнимает тетю Заиру и все прощаются. (садятся на ковер самолет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина – Псебай»
План-конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина – Псебай»...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию с элементами ЗОЖ
Цель: развитие познавательной активности у детей через ознакомление с витаминной ценностью молока, влияние его на состояние здоровья. ...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием образовательных областей (социально-коммуникативное, речевое, физическое) "Путешествие в страну здоровья"
Конспект организованной образовательной деятельности вподготовительной группепо познавательному развитию с использованиемобразовательных областей(социально-коммуникативное, речевое, физическое Те...
Организованная образовательная деятельность "Путешествие по Волшебной стране" (познавательное развитие, ФЭМП с элементами развития мелкой моторики" 2017г.
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.Образовательные задачи1) Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.2)Уметь выделять и...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему «Прогулка по лесу»
Конспект организованной образовательной деятельностив старшей группе по познавательному развитиюна тему «Прогулка по лесу»...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию (конструктивно – модельная деятельность (лего конструирование ))«Лего Сити- город будущего».
Организация деятельности детей по усвоению знаний и создание лего- робота в процессе конструировании из набора лего Эдьюкейшн....
Конспект открытой организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки»
Программное содержание:Знакомить детей со свойствами воды.Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать речь, мышление и любознательность детей.Развивать умение давать полные ответы на вопросы...