Конспект ООД по ФЦКМ «Зимующие птицы» в старшей группе (совместно с родителями)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: обобщение знаний о зимующих птицах родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_3.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка».
Конспект ООД по ФЦКМ «Зимующие птицы» в старшей группе (совместно с родителями)
Составила: воспитатель Андреенкова Е. М.
г. Гагарин.
2020г.
Цель: обобщение знаний о зимующих птицах родного края.
Задачи:
Обучающие:
Учить узнавать птицу по описанию и внешнему виду.
Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им.
Закреплять знания детей о корме, который можно использовать для подкормки птиц.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к миру природы.
Развивать слуховое и зрительное внимание, связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и бережное отношение к пернатым.
Ход ООД.
Воспитатель: - Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалась сосна
Воспитатель:- Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы можем увидеть необыкновенные « цветы», которые могут вспорхнуть и улететь. Как вы думаете, что это за « цветы»? (Это птицы зимнего леса).
Воспитатель:- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.)
Воспитатель: Чудесные создания,
Они летают и поют, землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, что случится,
Если птицы пропадут?
Ребёнок: Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот что будет, если птицы все исчезнут, пропадут!
Ребёнок: И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик-чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Как называют таких птиц? (Зимующие птицы). Вы много наблюдали за зимующими птицами,кормили их, фотографировали, много читали про пернатых. И сейчас ваши родители увидят сами, как вы много узнали про зимующих птиц.
Игра «Отгадай птицу» (Родители загадывают загадки, а дети читают стихотворение про птичку, которую отгадали).
Хоть я не молоток-
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
Стихотворение: Дятлу есть в лесу работа
Заглушая птичий свист,
Он выстукивает что-то,
Как лихой телеграфист.
Ставит точки и тире
На берёзовой коре.
Загадка: Чернокрылый, красногрудый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине,
Он появится опять. (Снегирь).
Стихотворение: Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это снегири.
Загадка: Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Стихотворение: Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится-
Поёт не уставая
Синица расписная.
Загадка: Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
Коноплю ворует. (Воробей)
Стихотворение: Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей
Воробушек-пташка,
Серая рубашка
Откликайся воробей,
Вылетай-ка, не робей!
Загадка: Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её (сорока).
Стихотворение:
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
Вещунья белобока,
А зовут её сорока.
Загадка: У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто эту птичку назовёт? (Клёст)
Стихотворение: Клёст всегда был дружен с ёлкой, Так и скачет по иголкам. Шишки ловко потрошит, Семенами их шуршит. Что за праздничный наряд! Пёрышки огнём горят. Клесты сели на иголки- Будто кто украсил ёлки!
Загадка: Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!-
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением…(Ворона)
Стихотворение: Утром поднялась Ворона,
Отварила макароны,
Чай с лимоном налила,
Крендельков себе взяла,
Приготовила салфетку.
Сойка тут летит, соседка:
"Вот так завтрак! Просто чудо!
Признавайся же, откуда?"
"Кар-р!" — Вдруг услыхала Сойка. —
"Да с ближайшей все помойки!
Загадка: Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (Поползень)
Стихотворение: (Чуть-чуть побольше воробья),
А поползнем зовут не зря.
Он по стволу бежит так ловко!
Видна закалка и сноровка.
То вверх. То вниз. То снова вверх.
Ловчее и проворней всех.
Головка крупная. Нет шеи.
Клюв длинный, крепкий он имеет.
Игра «Птичка и птенчики».
Ход: Дети делятся на группы по5-6 человек. Каждая группа имеет свой домик – гнёздышко (обруч). Дети, сидя на корточках, изображают птенчиков в гнёздышках, воспитатель – птичку. На слова «Полетели – полетели!» птенчики выпархивают из гнёздышек и стараются улететь за кормом подальше. На слова «Полетели домой!» птенчики возвращаются в свои гнёздышки. Игра повторяется.
Воспитатель:- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживают только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Дети читают стихотворение С. Есенина « Поёт зима- аукает.»
Поёт зима-аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится импрекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Воспитатель: -Что за стол среди берёз под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
А какой корм можно положить в кормушку мы узнаем из инсценировки, которую приготовили ребята.
Инсценировка «Разговор птиц у кормушки».
Клёст: Хорошо зимой в лесу! Хорошо! Можно и птенцов выводить!
Ребёнок: Это кто за чудак радуется суровой зиме?
Клёст: Это мы клесты говорим. Ведь питаемся мы семенами хвойных деревьев. А поспевают они зимой
Ребёнок: Как же достать семена эти?
Клёст: На то и клюв у нас видите, какой интересный. Мы и птенцов выкармливаем измельчёнными семенами ели и сосны.
Свиристель: А мы свиристели среди птиц чемпионы-едоки. В течение всего дня мы жадно глотаем ягоды и никогда не знаем сытости. А питаемся мы ягодами рябины. Но семена не разгрызаем, а усваиваем лишь сахаристые и другие вещества из мякоти самих ягод.
Снегирь: Глупые свиристели, ведь семена ягод такие вкусные, питательные. Мы снегири только и набиваем ими свои зобики.
Сойка: Запасы кормов надо делать заранее, как поступаем мы сойки. А не надеяться на тёплую зиму и урожай семян или ягод. Множество мелких кладовок устраиваем мы.
Ребёнок: Поучиться нам надо у соек. Вот хорошие хозяюшки!
Синичка-гаичка: И мы, и мы синички-гаички, и поползни делаем небольшие запасы под корой и в щелях деревьев. Эти кладовые не заносит снегом, и они зачастую спасают нас, когда снег и лёд одновременно закроют доступ к другим кормам.
Большая синица: А мы большие синицы, лакомимся семенами арбуза и тыквы, подсолнечника и конопли. Не прочь полакомиться кусочками сала
Щегол: Для нас щеглов, оставляйте сухой репейник, не ломайте его. И мы порадуем вас своим щегольским нарядом.
Ребёнок: Зимой больше всего беспокойно за птиц - за наших пернатых друзей. Как холодно в воздухе им! Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить и тогда им будет легко пережить холода
Дети читают стихотворение «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми
Игра «Совушка» (проводят родители)
Ход: все дети – птички, один – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы увидели, как хорошо вы знаете зимующих птиц, заботитесь о них. Продолжайте и дальше наблюдать за пернатыми, кормить их и получать от этого радость и удовольствие. А весной они порадуют нас своим звонким пением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Зимующие птицы" для старшей группы с применением ИКТ технологии
Воспитывать стремление проявлять заботу о птицах зимой, формировать такие качества, как сочувствие и отзывчивость...
Конспект НОД по теме «Зимующие птицы» для старшей группы.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих в наших краях птицах. Формиро...
Конспект НОД по проекту « Зимующие птицы» в старшей группе ОНР Лепка «Воробышек»
Конспект занятия по изобразительной деятельности....
Проект "Зимушка-зима" для детей старшей группы (совместно с родителями)
Проект "Зимушка-зима" для детей старшей группы (совместно с родителями)...
Проект "Зимушка-зима" для детей старшей группы (совместно с родителями)
Проект "Зимушка-зима" для детей старшей группы (совместно с родителями)...
Конспект занятия на тему: «Зимующие птицы» в старшей группе
Цели: воспитывать бережное отношение к птицам.Задачи: - вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;- совершенствовать диалогическу...
Конспект по познавательному развитию «Зимующие птицы» в старшей группе
Образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, коммуникативное, речевое развитиеПрограммное содержание:Ц...