Конспект ООД по ФЦКМ «Зимующие птицы» в старшей группе (совместно с родителями)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Андреенкова Елена Михайловна

Цель: обобщение знаний о зимующих птицах родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка».

Конспект ООД по ФЦКМ «Зимующие птицы» в старшей группе (совместно с родителями)

Составила: воспитатель Андреенкова Е. М.

г. Гагарин.

2020г.

Цель: обобщение знаний о зимующих птицах родного края.

Задачи:

Обучающие:

Учить узнавать птицу по описанию и внешнему виду.

Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им.

Закреплять знания детей о корме, который можно использовать для подкормки птиц.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к миру природы.

Развивать слуховое и зрительное внимание, связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и бережное отношение к пернатым.

Ход ООД.

Воспитатель: - Заколдован невидимкой,

                             Дремлет лес под сказку сна,

                            Словно белою косынкой

                             Подвязалась сосна

Воспитатель:- Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы можем увидеть необыкновенные « цветы», которые могут вспорхнуть и улететь. Как вы думаете, что это за « цветы»? (Это птицы зимнего леса).

Воспитатель:- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.)

Воспитатель: Чудесные создания,

Они летают и поют, землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, что случится,

Если птицы пропадут?

Ребёнок: Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки.

Вот что будет, если птицы все исчезнут, пропадут!

Ребёнок: И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик-чирика  воробья.

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Как называют таких птиц? (Зимующие птицы). Вы много наблюдали за зимующими птицами,кормили их, фотографировали, много читали про пернатых. И сейчас ваши родители увидят сами, как вы много узнали про зимующих птиц.

Игра «Отгадай птицу» (Родители загадывают загадки, а дети читают стихотворение про птичку, которую отгадали).

Хоть я не молоток-

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел)

Стихотворение: Дятлу есть в лесу работа

Заглушая птичий свист,

Он выстукивает что-то,

Как лихой телеграфист.

Ставит точки и тире

На берёзовой коре.

Загадка: Чернокрылый, красногрудый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине,

Он появится опять. (Снегирь).

Стихотворение: Зимой на ветках яблоки!                                                                                        Скорей их собери!                                                                                                                                  И вдруг вспорхнули яблоки,                                                                                                                Ведь это снегири.

Загадка: Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Стихотворение: Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится-

Поёт не уставая

Синица расписная.

Загадка: Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует

Коноплю ворует. (Воробей)

Стихотворение: Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей

Воробушек-пташка,

Серая рубашка

Откликайся воробей,

Вылетай-ка, не робей!

Загадка: Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её (сорока).

Стихотворение:

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая

Вещунья белобока,

А зовут её сорока.

Загадка: У этой птички клюв кривой,

А гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт,

Кто эту птичку назовёт? (Клёст)

Стихотворение: Клёст всегда был дружен с ёлкой,                                                                          Так и скачет по иголкам.                                                                                                                      Шишки ловко потрошит,                                                                                                                      Семенами их шуршит.                                                                                                                     Что за праздничный наряд!                                                                                                                    Пёрышки огнём горят.                                                                                                                          Клесты сели на иголки-                                                                                                                          Будто кто украсил ёлки!

Загадка: Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!-

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением…(Ворона)

Стихотворение: Утром поднялась Ворона,
Отварила макароны,
Чай с лимоном налила,
Крендельков себе взяла,
Приготовила салфетку.
Сойка тут летит, соседка:
"Вот так завтрак! Просто чудо! 
Признавайся же, откуда?"
"Кар-р!" — Вдруг услыхала Сойка. — 
"Да с ближайшей все помойки!

Загадка: Только я из птиц, признаться,

В зной, морозы и пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу. (Поползень)

Стихотворение: (Чуть-чуть побольше  воробья),

А поползнем зовут не зря.

Он по стволу бежит так ловко!

Видна закалка и сноровка.

 То вверх. То вниз. То снова вверх.

Ловчее и проворней всех.

Головка крупная. Нет шеи.

Клюв длинный, крепкий он имеет.
Игра «Птичка и птенчики».

Ход: Дети делятся на группы по5-6 человек. Каждая группа имеет свой домик – гнёздышко (обруч). Дети, сидя на корточках, изображают птенчиков в гнёздышках, воспитатель – птичку. На слова «Полетели – полетели!» птенчики выпархивают из гнёздышек и стараются улететь за кормом подальше. На слова «Полетели домой!» птенчики возвращаются в свои гнёздышки. Игра повторяется.

Воспитатель:- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживают только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Дети читают стихотворение С. Есенина « Поёт зима- аукает.»

Поёт зима-аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

 Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится импрекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Воспитатель: -Что за стол среди берёз под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (Кормушка)

А какой корм можно положить в кормушку мы узнаем из инсценировки, которую приготовили ребята.

Инсценировка «Разговор птиц у кормушки».

Клёст: Хорошо зимой в лесу! Хорошо! Можно и птенцов выводить!

Ребёнок: Это кто за чудак радуется суровой зиме?

Клёст: Это мы клесты говорим. Ведь питаемся мы семенами хвойных деревьев. А поспевают они зимой

Ребёнок: Как же достать семена эти?

Клёст: На то и клюв у нас видите, какой интересный. Мы и птенцов выкармливаем измельчёнными семенами ели и сосны.

Свиристель: А мы свиристели среди птиц чемпионы-едоки. В течение всего дня мы жадно глотаем ягоды и никогда не знаем сытости. А питаемся мы ягодами рябины. Но семена не разгрызаем, а  усваиваем лишь сахаристые и другие вещества из мякоти самих ягод.

Снегирь: Глупые свиристели, ведь семена ягод такие вкусные, питательные. Мы снегири только и набиваем ими свои зобики.

Сойка: Запасы кормов надо делать заранее, как поступаем мы сойки. А не надеяться на тёплую зиму и урожай семян или ягод. Множество мелких кладовок устраиваем мы.

Ребёнок: Поучиться нам надо у соек. Вот хорошие хозяюшки!

Синичка-гаичка: И мы, и мы синички-гаички, и поползни делаем небольшие запасы под корой и в щелях деревьев. Эти кладовые не заносит снегом, и они зачастую спасают нас, когда снег и лёд одновременно закроют доступ к другим кормам.

Большая синица: А мы большие синицы, лакомимся семенами арбуза и тыквы, подсолнечника и конопли. Не прочь полакомиться кусочками сала

Щегол: Для нас щеглов, оставляйте сухой репейник, не ломайте его. И мы порадуем вас своим щегольским нарядом.

Ребёнок: Зимой больше всего беспокойно за птиц - за наших пернатых друзей. Как холодно в воздухе им! Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить и тогда им будет  легко пережить холода

Дети читают стихотворение «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми

Игра «Совушка» (проводят родители)

 Ход: все дети – птички, один – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы увидели, как хорошо вы знаете зимующих птиц, заботитесь о них. Продолжайте и дальше наблюдать за пернатыми, кормить их и получать от этого радость и удовольствие. А весной они порадуют нас своим звонким пением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Зимующие птицы" для старшей группы с применением ИКТ технологии

Воспитывать стремление проявлять заботу о птицах зимой, формировать такие качества, как сочувствие и отзывчивость...

Конспект НОД по теме «Зимующие птицы» для старшей группы.

Интеграция  образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель:  Закрепить, расширить и обобщить  знания о зимующих в наших краях птицах. Формиро...

Проект "Зимушка-зима" для детей старшей группы (совместно с родителями)

Проект "Зимушка-зима" для детей старшей группы (совместно с родителями)...

Проект "Зимушка-зима" для детей старшей группы (совместно с родителями)

Проект "Зимушка-зима" для детей старшей группы (совместно с родителями)...

Конспект занятия на тему: «Зимующие птицы» в старшей группе

Цели: воспитывать бережное отношение к птицам.Задачи: - вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;- совершенствовать диалогическу...

Конспект по познавательному развитию «Зимующие птицы» в старшей группе

Образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, коммуникативное, речевое развитиеПрограммное содержание:Ц...