Непосредственно образовательная деятельность на тему "Волшебный камень - магнит" в подготовительной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование с магнитом.
Программные задачи:
Ø закрепить представления детей о физическом явлении — магнетизм;
Ø расширить знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (действие магнита через стекло, картон, воду, есть полюса, магнитное поле);
Ø развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности;
воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_magnit.docx | 672.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Белочка» комбинированного вида г. Кондрово.
Педагогическое мероприятие с детьми.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
на тему:
«Волшебный камень - магнит»
в подготовительной группе.
Реализация образовательной области «Познавательное развитие»
(Приобщение к социокультурным ценностям).
Воспитатель д/ с «Белочка» г. Кондрово
Добросовестнова Е.В.
Высшая квалификационная
категория.
Вид непосредственной образовательной деятельности (НОД): образовательная область «Познавательное развитие» (Приобщение к социокультурным ценностям).
Тема НОД: «Волшебный камень - магнит».
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование с магнитом.
Программные задачи:
- закрепить представления детей о физическом явлении — магнетизм;
- расширить знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (действие магнита через стекло, картон, воду, есть полюса, магнитное поле);
- развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности;
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Методические приемы:
Игровой (сюрпризный момент, игра).
Практический (опыты, эксперименты).
Наглядный ( слайды, видео, презентация).
Словесный (беседа, обсуждение, вопросы поискового характера).
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова: магнетизм, магнитное поле, северный полюс, южный полюс, магнитные силы.
Демонстрационный материал.
Презентация «Видео послание от Фиксиков», презентация «Магнит, его свойства и применение»,
Раздаточный материал: таблица-схема для занесения результатов эксперимента, магнит, поднос с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, вата, пуговица, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, стакан пластмассовый, стакан стеклянный с водой, скрепки, картонные фигурки Фиксиков, чашки с крупой (в них предметы), магниты лабораторные, мяч для игры; коробка, железные стружки в банке.
Предварительная работа:
- беседа «Как появился магнит»;
- рассматривание разных магнитов;
- исследования магнита: цвет, форма, на ощупь, магнитит.
- эксперимент: «Какой магнит мощнее?»
- эксперимент: «Построй цепочку из скрепок»
План НОД.
1. Эмоциональный настрой.
2. Сюрпризный момент - видеопросмотр.
3. Опыт: «Магнит притягивает железные предметы».
4. Опыт: «Действие магнита через картон или бумагу».
5. Опыт: «Действие магнита через ткань и стекло».
6. Опыт: «Найди железные предметы в крупе».
7. Подвижная игра: «Притягивает-не притягивает».
8. Опыт: «Магнитные силы».
9. Слайды - картинки.
10. Презентация «Магнит, его свойства и применение».
11. Итог НОД.
Ход НОД:
-Добро пожаловать в нашу лабораторию!
-Мне на электронную почту пришло очень интересное письмо! А вот от кого?! Попробуйте догадаться!
Включается монитор, и на экране открывается презентация:
«У нас случилась неприятность. Кусачка стащила у нас все металлические детали, а вместе с ними попал и наш Папус. Она перепутала их и сложила вместе с пластмассовыми, резиновыми и деревянными предметами под кровать.
Нам самим не разобраться в этом, а Димдимыч уехал с родителями в путешествие. Помогите нам, пожалуйста!»
-Кто же это? (Герои – Фиксики.) Поможем маленьким фиксикам? (Да.) Что же нам для этого делать? (Предположения детей.) Как помочь маленьким друзьям? (Выбрать все металлические детали.)
- А как вы сможете отличить железные детали от остальных? (В этом нам поможет магнит.)
- Вот перед вами обычный магнит. Много секретов в себе он хранит. И вы это прекрасно знаете.
- Что вы знаете о магните? (Это твердый предмет, который способен притягивать железные предметы.)
- Скажите, а что такое магнит? (Это камень, он может быть природный и искусственный.)
- Если это камень, значит, его можно найти в любом месте? (Наверное, нет.)
- Как же о нем узнали люди? (Дети рассказывают историю, которую узнали на предыдущем НОД.).)
- Что мы знаем о свойствах магнита? (Он способен притягивать предметы, сделанные из железа или стали.)
-Вот мы сейчас и проверим.
«Важное дело – Эксперимент! В нём интересен нам каждый момент». Присаживайтесь за столы, а Фиксики будут наблюдать за нами быть может мы встретимся с их Папусом.
Опыт: «Магнит притягивает железные предметы». (Работа с карточками.)
-Перед вами много разных предметов, они изображены и на листах бумаги. Назовите их. (Вата, бумага, скрепка, пуговица, резина, шуруп, дерево, ткань.) Сейчас при помощи магнита выясните, что он притягивает, а затем поставьте минусы в окошках, какие предметы не притягиваются, и плюсы, где предметы притянулись.
-Какой вывод мы сделаем? (Магнит притягивает железные предметы.)
- Молодцы, вы справились!
Опыт: «Действие магнита через картон или бумагу».
- Ребята, а смогут ли магниты притягивать предметы через бумагу? (Версии детей.) Проверим. У каждого из вас есть свой Фиксик, но сделан он из чего? (Фиксик сделан из картона.) Сможем ли мы им управлять, если к нему прикрепим железную скрепку? (Ответы детей.) Положите Фиксика на картон, а снизу прислоните магнит, и начинайте двигать его в разных направлениях. Что происходит с нашим героем? (Фиксик двигается с помощью магнита.) Сила магнита, проходя через картон, притягивает железную скрепку, вынуждая её следовать за ним. Какой мы сделаем вывод? (Сила магнита действует на предметы через картон и бумагу.)
Опыт: «Действие магнита через ткань и стекло».
-А может магнит действовать через другие материалы: ткань, пластмассовую перегородку, стекло? (Ответы детей.) Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.
-Положите ткань на болтик, а теперь поднесите магнит. Что вы видите? (Ткань поднимается.) Вывод: Сила магнита действует через ткань.
-А теперь опустите в пластмассовый стакан железный предмет. Как его вытащить, не залезая в стакан? (К стенке приложить магнит и вести его снизу вверх.) Вывод: сила магнита действует через пластмассу.
-Поставьте перед собой стакан с водой, что в нём? (Скрепка.) Как её можно вытащить, не касаясь воды? (Также, прислонить магнит к стенке стакана, и вести его снизу вверх.)
Вывод: сила магнита действует через стекло и воду.
Опыт: «Найди железные предметы в крупе».
- А сейчас поставьте перед собой чашки с крупой, я по неаккуратности уронила в каждую металлический предмет. Как вы думаете, сможет ли сила магнита найти то, что упало в чашку? (Ответы детей.)
В чашках у каждого ребенка разные предметы (скрепка, гвоздь, шуруп, кнопка, болт, винтик, ключ, булавка, заколка, колечко, ключ заводной, батарейка), в одной из них винтик Папус.
-Посмотрите, кто нашелся? (Папус, которого мы искали.) Положим Папуса на видное место. А какой вывод сделаем мы? (Сила магнита действует через крупу и другие сыпучие вещества.)
Подвижная игра: «Притягивает-не притягивает». (Папуса незаметно нужно убрать со стола, когда дети будут играть в игру «Притягивает - не притягивает».)
-Выходите ко мне. Вы прекрасно знаете игру «Съедобное – несъедобное», а мы ее назовем «Притягивает-не притягивает». Вы будете в роли магнитов, я вам буду называть разные предметы, если это предмет из железа, что вы будете делать? (Мы будем ловить мяч), а если не из железа? (То мяч нужно аккуратно отбить.)
Опыт: «Магнитные силы».
-Ребята, как же увидеть магнитные силы? (Предположения детей.) Тогда давайте пройдем за общий стол и разберемся. (Дети стоят вокруг стола, у воспитателя коробка с широким дном и баночка с железными опилками.) В этом нам помогут железные опилки. Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку. Поэтому вы внимательно смотрите, что я буду делать. Насыпаю опилки в коробку. А теперь магнит кладу под коробку. Посмотрите, что с ними произошло? (Железные опилки притянулись к картону, в том месте, где находится магнит - примагнителись.)
-Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. Так что же притягивает железные предметы? (Магнитное поле притягивает железные предметы.) Давайте, вместе скажем… (Магнитное поле.)
-Правильно, ребята, магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. Посмотрите, мы получили узор, если круглый магнит – узор круглый, если прямоугольный, магнитные силы сильнее на его концах. Сегодня вы узнали, что у магнита есть магнитное поле это ещё одно свойство магнита. (Дети сели за столы.)
-Дети, а что ещё у магнита? (Есть два полюса.) А что такое полюса? (Это южный и северный.) Каким они цветом? (Северный – синий, южный – красный.)
-Какой секрет в себе таят эти полюса? (Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.)
Попробуйте соединить разные полюсы, легко это сделать? (Да, они сами притягиваются.) А теперь соедините одинаковые полюса, что происходит? (Как-будто между ними что-то есть, невозможно их присоединить друг к другу.) Свойства магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Посмотрите. (Показ двух слайдов.) Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.
-Итак, какими свойствами обладает магнит? (Притягивает, отталкивает, имеет магнитное поле, два полюса, магнитные силы действуют через разные вещества.)
-Ну, а где применяется магнит, вы сейчас увидите. (Показ презентации.)
-Ребята, помогли мы героям мультфильма – Фиксикам? (Да.) Ой, посмотрите, а Папуса -то и нет, он уже наверное со своей семьёй, рассказывает о своих приключениях. Ну а, вы поделитесь со своими родными и друзьями тем, что нашли героя из известного вам мультфильма и многое узнали о магните. Благодарю вас за активную работу.
Литература.
- Деркунская В.А., Ошкона А.А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. Разработано в соответсвтвии с ФГОС. - Спб.: Педагог, об-во Россия, 2015.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М.,2016.
- Камалова, Костюченко: Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Программа. ФГОС ДО. Изд. Учитель, 2015.
- Королева Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. Разработано в соответсвтвии с ФГОС. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольников. Опыты, эксперименты, игры. Разработано в соответсвтвии с ФГОС. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ.М., 2013.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации (Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2004. Развитие и воспитание дошкольника.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.- М.: ТЦ Сфера 2016.
- http://www.tavika.ru/2013/02/experiments-with-magnets.html
- https://dohcolonoc.ru/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou/3309-tsikl-opytov-na-temu-magnit.html
- http://naukaveselo.ru/opyityi-s-magnitami.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по теме: "Семья" в подготовительной группе с ЗПР
конспект занятия...
Непосредственная образовательная деятельность педагога – психолога с детьми подготовительной группы
Тема: «Игры со Смешариками».Цель: Развитие познавательных процессов. Задачи: - продолжать учить детей решать мыслительные задачи, совершенствуя произвольность психические процессы: вос...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПОМОЖЕМ БУРАТИНО».
Комплексное занятие по ФЭМП и правилам дорожного движения...
Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"
Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Зимующие птицы» в подготовительной группе
Задачи:ОбучающиеУточнить и расширить представления детей о зимующих птицах( внешний вид, способы передвижения, питание, приспособление); познакомить детей с новой для них птицей - клест.Вовлекать дете...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной группе с элементами игрового стретчинга.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной группе с элементами игрового стретчинга.Сюжет: «Юноша и колдун»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»
Программное содержание:· Продолжать учить детей составлять рас...