Непосредственно образовательная деятельность на тему "Волшебный камень - магнит" в подготовительной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Викторовна Добросовестнова

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование с магнитом.

 

Программные задачи:

Ø закрепить представления детей о физическом явлении — магнетизм;

Ø расширить знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (действие магнита через стекло, картон, воду, есть полюса, магнитное поле);

Ø развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности;

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_magnit.docx672.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белочка» комбинированного вида г. Кондрово.

Педагогическое мероприятие с детьми.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему:

«Волшебный камень - магнит»

в подготовительной группе.

Реализация образовательной области «Познавательное развитие»

(Приобщение к социокультурным ценностям).

 

Воспитатель д/ с «Белочка» г. Кондрово

Добросовестнова Е.В.

Высшая квалификационная

 категория.

Вид непосредственной образовательной деятельности (НОД): образовательная область «Познавательное развитие» (Приобщение к социокультурным ценностям).

Тема НОД:  «Волшебный камень - магнит».

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование с магнитом.

Программные задачи:

  • закрепить представления детей о физическом явлении — магнетизм;
  • расширить знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (действие магнита через стекло, картон, воду, есть полюса, магнитное поле);
  • развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности;
  • воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Методические приемы:

Игровой  (сюрпризный момент, игра).

Практический (опыты, эксперименты).

Наглядный ( слайды, видео, презентация).

Словесный (беседа, обсуждение, вопросы поискового характера).

Словарная работа:

Ввести в активный словарь детей слова: магнетизм, магнитное поле, северный полюс, южный полюс, магнитные силы.

Демонстрационный материал.  

Презентация «Видео послание от Фиксиков», презентация «Магнит, его свойства и применение»,

Раздаточный материал: таблица-схема для занесения результатов эксперимента, магнит, поднос с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, вата, пуговица, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, стакан пластмассовый, стакан стеклянный с водой, скрепки, картонные фигурки Фиксиков, чашки с крупой (в них предметы), магниты лабораторные, мяч для игры; коробка, железные стружки в банке.

Предварительная работа:

  • беседа «Как появился магнит»;
  • рассматривание разных магнитов;
  • исследования магнита: цвет, форма, на ощупь, магнитит.
  • эксперимент: «Какой магнит мощнее?»
  • эксперимент: «Построй цепочку из скрепок»

План  НОД.

1. Эмоциональный настрой.

2. Сюрпризный момент - видеопросмотр.

3. Опыт: «Магнит притягивает железные предметы».

4. Опыт: «Действие магнита через картон или бумагу».

5. Опыт: «Действие магнита через ткань и стекло».

6. Опыт: «Найди железные предметы в крупе».

7. Подвижная игра: «Притягивает-не притягивает».

8. Опыт: «Магнитные силы».

9. Слайды - картинки.

10. Презентация «Магнит, его свойства и применение».

11. Итог НОД.

Ход НОД:

-Добро пожаловать в нашу лабораторию!

-Мне на электронную почту пришло очень интересное письмо! А вот от кого?! Попробуйте догадаться!

Включается монитор, и на экране открывается презентация:
«У нас случилась неприятность. Кусачка стащила у нас все металлические детали, а вместе с ними попал и наш Папус. Она перепутала их и сложила вместе с пластмассовыми, резиновыми и деревянными предметами под кровать.
Нам самим не разобраться в этом, а Димдимыч уехал с родителями в путешествие. Помогите нам, пожалуйста!»

-Кто же это? (Герои – Фиксики.)  Поможем маленьким фиксикам? (Да.) Что же нам для этого делать? (Предположения детей.) Как помочь маленьким друзьям? (Выбрать все металлические детали.)

- А как вы сможете отличить железные детали от остальных? (В этом нам поможет магнит.)

- Вот перед вами обычный магнит. Много секретов в себе он хранит. И вы это прекрасно знаете.

- Что вы знаете о магните? (Это твердый предмет, который способен притягивать железные предметы.)

- Скажите, а что такое магнит? (Это камень, он может быть природный и искусственный.)

- Если это камень, значит, его можно найти в любом месте? (Наверное, нет.)

- Как же о нем узнали люди? (Дети рассказывают историю, которую узнали на предыдущем НОД.).)

- Что мы знаем о свойствах магнита? (Он способен притягивать предметы, сделанные из железа или стали.)

-Вот мы сейчас и проверим.

«Важное дело – Эксперимент! В нём интересен нам каждый момент». Присаживайтесь за столы, а Фиксики будут наблюдать за нами  быть может мы встретимся с их Папусом.

Опыт: «Магнит притягивает железные предметы». (Работа с карточками.)

-Перед вами много разных предметов, они изображены и на листах бумаги. Назовите их. (Вата, бумага, скрепка, пуговица, резина, шуруп, дерево, ткань.) Сейчас при помощи магнита выясните, что он притягивает, а затем  поставьте минусы в окошках, какие предметы не притягиваются, и плюсы, где предметы притянулись.

-Какой вывод мы сделаем? (Магнит притягивает железные предметы.)
- Молодцы, вы справились!

Опыт: «Действие магнита через картон или бумагу».

- Ребята, а смогут ли магниты притягивать предметы через бумагу? (Версии детей.) Проверим. У каждого из вас есть свой Фиксик, но сделан он из чего? (Фиксик сделан из картона.) Сможем ли мы им управлять, если к нему прикрепим железную скрепку? (Ответы детей.) Положите Фиксика на картон, а снизу прислоните магнит, и начинайте двигать его в разных направлениях. Что происходит с нашим героем? (Фиксик двигается с помощью магнита.) Сила магнита, проходя через картон, притягивает железную скрепку, вынуждая её следовать за ним. Какой мы сделаем вывод? (Сила магнита действует на предметы через картон и бумагу.)

Опыт: «Действие магнита через ткань и стекло».

-А может магнит действовать через другие материалы: ткань, пластмассовую перегородку, стекло?  (Ответы детей.)  Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.

-Положите ткань на болтик, а теперь поднесите магнит. Что вы видите? (Ткань поднимается.) Вывод: Сила магнита действует через ткань.

-А теперь опустите в пластмассовый стакан железный предмет. Как его вытащить, не залезая в стакан? (К стенке приложить магнит и вести его снизу вверх.) Вывод: сила магнита действует через пластмассу.

-Поставьте перед собой стакан с водой, что в нём? (Скрепка.) Как её можно вытащить, не касаясь воды? (Также, прислонить магнит к стенке стакана, и вести его снизу вверх.)

Вывод: сила магнита действует через стекло и воду.

Опыт: «Найди железные предметы в крупе».

- А сейчас поставьте перед собой чашки с крупой, я по неаккуратности уронила в каждую металлический предмет. Как вы думаете, сможет ли сила магнита найти то, что упало в чашку? (Ответы детей.)

В чашках у каждого ребенка разные предметы (скрепка, гвоздь, шуруп, кнопка, болт, винтик, ключ, булавка, заколка, колечко, ключ заводной, батарейка), в одной из них винтик Папус.

-Посмотрите, кто нашелся? (Папус, которого мы искали.) Положим Папуса на видное место.  А какой вывод сделаем мы? (Сила магнита действует через крупу и другие сыпучие вещества.)

Подвижная игра: «Притягивает-не притягивает». (Папуса незаметно нужно убрать со стола, когда дети будут играть в игру «Притягивает - не притягивает».)

-Выходите ко мне. Вы прекрасно знаете игру «Съедобное – несъедобное», а мы ее назовем «Притягивает-не притягивает».  Вы будете в роли магнитов, я вам буду называть разные предметы, если это предмет из железа,  что вы будете делать? (Мы будем ловить мяч), а если не из железа? (То мяч нужно аккуратно отбить.)

Опыт: «Магнитные силы».

-Ребята, как же увидеть магнитные силы? (Предположения детей.) Тогда давайте пройдем за общий стол и разберемся. (Дети стоят вокруг стола, у воспитателя коробка с широким дном и баночка с железными опилками.) В этом нам помогут железные опилки. Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку. Поэтому вы внимательно смотрите, что я буду делать. Насыпаю опилки в коробку.  А теперь магнит кладу под коробку. Посмотрите, что с ними произошло? (Железные опилки притянулись к картону, в том месте, где находится магнит - примагнителись.)

-Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. Так что же притягивает железные предметы? (Магнитное поле притягивает железные предметы.) Давайте, вместе скажем… (Магнитное поле.)

-Правильно, ребята, магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. Посмотрите, мы получили узор, если круглый магнит – узор круглый, если прямоугольный, магнитные силы сильнее на его концах. Сегодня вы узнали, что у магнита есть магнитное поле это ещё одно свойство магнита. (Дети сели за столы.)

-Дети, а что ещё у магнита? (Есть два полюса.) А что такое полюса? (Это южный и северный.) Каким  они цветом? (Северный – синий, южный – красный.)

-Какой секрет в себе таят эти полюса? (Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.)

Попробуйте соединить разные полюсы, легко это сделать? (Да, они сами притягиваются.) А теперь соедините одинаковые полюса, что происходит? (Как-будто между ними что-то есть, невозможно их присоединить друг к другу.) Свойства магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Посмотрите. (Показ двух слайдов.) Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

-Итак, какими свойствами обладает магнит? (Притягивает, отталкивает, имеет магнитное поле, два полюса, магнитные силы действуют через разные вещества.)

-Ну, а  где применяется магнит, вы сейчас увидите. (Показ презентации.)

-Ребята, помогли мы героям мультфильма – Фиксикам? (Да.) Ой, посмотрите, а Папуса -то и нет, он уже наверное со своей семьёй, рассказывает о своих приключениях. Ну а, вы поделитесь со своими родными и друзьями тем, что нашли героя из известного вам мультфильма и многое узнали о магните. Благодарю вас за активную работу.

Литература.

  1. Деркунская В.А., Ошкона А.А. Игры-эксперименты  с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. Разработано в соответсвтвии с ФГОС. - Спб.: Педагог, об-во Россия, 2015.
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М.,2016.
  3. Камалова, Костюченко: Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Программа. ФГОС ДО. Изд. Учитель, 2015.
  4. Королева Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. Разработано в соответсвтвии с ФГОС. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  5. Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  6. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольников. Опыты, эксперименты, игры. Разработано в соответсвтвии с ФГОС. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  7. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ.М., 2013.
  8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации (Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2004. Развитие и воспитание дошкольника.
  9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  10. Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.- М.: ТЦ Сфера 2016.
  11. http://www.tavika.ru/2013/02/experiments-with-magnets.html
  12. https://dohcolonoc.ru/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou/3309-tsikl-opytov-na-temu-magnit.html
  13. http://naukaveselo.ru/opyityi-s-magnitami.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность педагога – психолога с детьми подготовительной группы

Тема: «Игры со Смешариками».Цель: Развитие познавательных процессов. Задачи: - продолжать учить детей решать мыслительные задачи, совершенствуя произвольность психические процессы: вос...

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"

Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Задачи:ОбучающиеУточнить и расширить представления детей о зимующих птицах( внешний вид, способы передвижения, питание, приспособление); познакомить детей с новой для них птицей - клест.Вовлекать дете...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной группе с элементами игрового стретчинга.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной группе с  элементами игрового стретчинга.Сюжет: «Юноша и колдун»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»

Программное содержание:·                       Продолжать учить детей составлять рас...