Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением с детьми подготовительной группы «Моя дружная семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением с детьми подготовительной группы «Моя дружная семья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moya_druzhnaya_semya.docx141.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №57» комбинированного вида

Нижегородская область,  г. Дзержинск

Адрес: бульвар Космонавтов,14; тел: 33 33 03

http://www.dou57ru; e-mail: ds57@uddudzr.ru

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением с детьми подготовительной группы

«Моя дружная семья»

 (составлен по О.В.Дыбиной)

О.О. Познание

https://st2.depositphotos.com/1967477/8545/v/950/depositphotos_85454942-stock-illustration-cartoon-happy-family-isolated-on.jpg

 

Составила:

воспитатель Садекова М.А.

высшая кв. категория

г. Дзержинск, 2022

Цель: Формирование у детей интереса к получению знаний о своей семье.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).
  • Расширять представление детей о родовых корнях семьи.
  • Активизировать познавательный интерес к семье, к близким.
  • Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
  • Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей семье, своим близким;
  • Развивать память, логическое мышление, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей семье, гражданско – патриотические чувства;
  • Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Методы и приемы:  чтение стихов, загадок, беседа, рассматривание картин и иллюстраций, рассказ, объяснение,  вопросы к детям, игры, словарная работа, физкультминутка, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:  

  • Беседа с детьми и родителями, знают ли они об истоках своей семьи, имеют ли представление о генеалогическом древе своей семьи;
  • Рассматривание иллюстраций с изображением членов семьи;
  • Чтение художественных произведений: «Вот какая мама»,  «Мать» Е.Благининой, «Что может быть семьи дороже?», «В семейном кругу» Т.Агибановой, А.Барто «Дома», В Сухомлинского «Бабушка отдыхает», «Все добрые люди – одна семья», «Именинный обед», «Самые ласковые руки», пословиц и поговорок о доме, семье;
  • Слушание песен о семье, дружбе;
  • Просмотр видеофильмов и презентаций о семье и семейных ценностях.

Материал и оборудование:

Для воспитателя: ребус «7-Я», шляпа, генеалогическое дерево (макет). Картинки с изображением папы, мамы, ребёнка. Набор карточек-схем с изображением семейных обязанностей. Мяч.  

Для детей:  карточки с изображением солнышка, тучки на каждого ребенка

Индивидуальная работа: Активизировать малоактивных детей.

Словарная работа: семейные ценности, генеалогическое древо, семейные обязанности, родословная, родственники, потребности

Дифференцированный подход: предложить Вите С, Артёму К, Александре, Василисе перечислить семейные обязанности членов своей семьи

Ход занятия:  Дети стоят в кругу

Воспитатель:                «Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Воспитатель: Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Здесь находится ребус «7-Я».

Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано?

Дети: Семья

Воспитатель: Правильно «семья».

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье, о том, кто живет в семье, какой должна быть и как много значит для нас семья.

- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)

-Да, семья - это самое главное, дорогое, что есть у человека.

- А все семьи одинаковы? (Ответы детей).

Семья – это дружный коллектив родственников, а родственники - это самые близкие люди. Это бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра. А еще этих

родственников можно назвать словом «родня».

Как надо относиться к семье?

В семье друг к другу относятся с уважением, вниманием, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Раньше к членам семьи обращались на «Вы». Семья начинается с уютного теплого дома.

Воспитатель: Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос:

«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?

Дети: Имя.

Воспитатель: Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.

И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким документом («Свидетельство о рождении»). У вас у всех есть такой документ. Здесь прописаны все данные о человеке, когда он родился и где, как его имя, кто его родители.

Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией.

Воспитатель: У меня есть вот такая шляпа, вы будете примерять эту шляпу и называть свою фамилию и имя.

Дети: Меня зовут, моя фамилия….

Воспитатель: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети: Семья

Воспитатель: Совершенно верно, каждый человек имеет право, как на имя, так и на семью.

Воспитатель:

А сейчас подумайте над такими вопросами:

- Кто самый старший в семье?

- Кто самый молодой?

- А кто самый мудрый?

- А какая у вас будет семья, когда вырастите?

- А вы ребята, знаете, кто кем в семье приходится?

- Я предлагаю вам поиграть в игрую 

Игра «Родственные отношения»

1. Она уже не молода и вовсе мне не мама.

Мама мамина она, а зовут ее просто (бабушка).

2. Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой.

Он в шашки играет со мной, любимый и добрый мой (дедушка).

3. Она – опора в доме, Хлопочет – каждый час.

И никого нет краше, Кто так любил бы вас. (Мама)

4. Дедушка зовет его сыном, а для меня он кто? (Папа).

5. У мамы три дочки: я, Вера и Аленка.

Ответьте теперь точно, друг другу мы (сестренки).

6. Все сыновья в одной семье называются (братьями)

Воспитатель: Посмотрите, что я для вас приготовила. Может, кто-нибудь знает, как мы называем это дерево? (на доске)

Верно, генеалогическое древо. Повторим все вместе.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас древо семьи каждого из вас, а потом желающие расскажут о своей семье, посмотрите на доску, как составляется древо.

- Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)

(Затем дети подходят к доске и составляют свое древо, желающие рассказывают о своей семье)

Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Игра с мячом, «Какой, какая»

Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная;

Папа - строгий, умный, сильный;

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая;

Дедушка - старый, мудрый, седой;

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая;

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

У каждой семьи есть определённые потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появится у вас на тарелке, да и тарелки сами не моются. Кто-то всё это делает. И эти «кто-то» - члены вашей семьи.

Дидактическая игра «Семейные обязанности»

На доске закреплены картинки с изображением папы, мамы, ребёнка. Набор карточек-схем с изображением семейных обязанностей. Дети по очереди подходят, и размещают под изображениями свою карточку.

Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.

Воспитатель: Все семьи одинаковые или разные?

Воспитатель: Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. Посмотрите на доску, вы видите фотографии семьи.

Какой считается эта семья: большой или маленькой? Сколько детей в семье? Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

Физминутка "Семейная зарядка".

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.                                  (ходьба на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.                       (встаём в круг)
Мама руки поднимает,                       (поднимаем руки вверх)
Папа бодро приседает                            (приседаем)
Повороты вправо – влево               (повороты вправо-влево)
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой                                 (бег на месте)
И качаю головой.                                  (качаем головой)

Воспитатель:

Предлагаю поиграть в интересную игру. Я называю

ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?

Д/и «Радость и печаль»

- Нарисовали красивую картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке замарали куртку;

- Разбили чашку;

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой

- Отыскали потерянные бабушкой очки;

- Разбили чашку;

Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье, доме. Мы тоже знаем много пословиц. Сейчас я буду называть начало пословицы, а вы закончите.

- При солнышке тепло, а при матери добро.

- Мой дом – моя крепость.

- Родительское слово на ветер не молвишь.

- Мать кормит детей, а земля людей.

- Мамонька родимая – свеча неугасимая.

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют.

- Материнская ласка конца не знает.

- Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

Пословицы учат нас ценить свою семью.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.

Послушайте стихотворение о семье (Мария Лангер)

Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Воспитатель: Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье? (Здоровья, радости, благополучия).

Сейчас мы будем друг другу передавать сердечко и говорить свое самое заветное  «Пусть».

«Пусть всегда будет в вашей семье…» (смех, цветы, птицы, папа, счастье, любовь).

Итог занятия:

Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи!

 Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

Рефлексия:

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие.

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.

Что такое семья?

Кто такие родственники?

 Как другими словами можно назвать папу и маму?

 Как люди должны жить в семье?

Ребята рассказывают, что им понравилось и запомнилось. Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались? Чем занятие вам понравилось?  

Что было трудным? Что вы до сегодняшнего занятия не знали? Что было новым? Молодцы ребята, вы все были сегодня активны, все старались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением с детьми подготовительной группы «Моё Отечество — Россия»

Конспект занятия по ознакомлению детей с предметным и социальным окружением с детьми подготовительной группы "Моё Отечество - моя Россия!"...

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением с детьми средней группы "Мои друзья"

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением с детьми средней группы "Мои друзья"...

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением с детьми средней группы « Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь»

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением с детьми средней группы « Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь»...

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением с детьми средней группы « Мой город»

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением с детьми средней группы « Мой город»...

Конспект ОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением во второй младшей группе «Наша дружная семья»» в подготовительной группе (по О.В Дыбиной)

Конспект предназначен в помощь  для проведнения занятий во второй младшей группе для воспитателей и студентов...

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением с детьми средней группы «Мои друзья»

Цель: Формирование у детей понятия «друг», «дружба».Задачи:Образовательные:Формировать умение группировать предметы по общему сюжету;Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять...