Доклад на тему «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с растениями».
материал по окружающему миру (старшая группа)
Важную роли в жизни ребенкак имеет знакомство с растениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temukak_oznakomit.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с растениями».
Воспитатель: Еремеева Алла Дмитриевна.
Организуя игры старших дошкольников с природным материалом , особое внимание следует обратить на умение детей пользоваться общепринятой терминологией при определении характерных свойств , качеств, признаков растений. Детей 5- 7 лет нужно учить более полно и точно описывать наблюдаемые растения.
Перед детьми 5 – 7 лет необходимо ставить более сложные дидактические задачи, требующие умение выделять отдельные части растений , сравнивать их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития.
Какие задачи решают в процессе дидактических игр со старшими дошкольниками ( старшая и подготовительная группа ) ?
- Находить предмет с помощью одного анализатора ( на ощупь, на вкус, по запаху ). Выполнение этой задачи требует от детей умение оперировать признаками ( форма, плотность, поверхность) предметов и их качества.
- Описывать предметы и находить их по описанию. Эта задача усложняется за счет того , что дети описывают предметы, воспринимаемые не только зрительно , но и с помощью осязания.
- Находить целое по частям и части по целому.
- Составлять целое из частей.
Данные задачи требуют от детей знания внешнего вида частей растений, например листьев и плодов ( семян ), надземные и подземные части растений.
- Группировать предметы по месту произрастания.
- Группировать предметы по использованию их в жизни . Задача усложнена тем, что признаки, лежащие в основе группировок, нельзя воспринимать чувственным путем. Чтобы дети могли решать поставленные задачи, необходимо пополнить их знания об уже известных растениях.
- Устанавливать последовательность стадий развития растений. Это наиболее сложная задача .Чтобы ее выполнить , дети должны знать изменяющиеся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенным периодом развития растений.
Дети старшего дошкольного возраста должны знать о комнатных растениях следующее:
- Название растений. Дети должны знать и оперировать 8 – 10 названиями комнатных растений ( в каждой группе усваивается 2 – 3 названия ). Сюда мы относим и название разных видов одного семейства ( например, герани, бегонии, традесканции и др.)
- Строение растений. Дети должны определять комнатные растения по морфологическим признакам: « как дерево», « как кустик» ,» как травка».
- Части растений:
Стебли; дети должны отличать наличие или отсутствие стеблей , их строение ( прямостоящие, свисающие, вьющиеся ), показывать особенности каждого из видов;
Листья; определять форму –круглые, овальные, ремневидные, целый, вырезной и др.;
Окраску – оттенки зеленого цвета, окраска верхней и нижней листовой пластины, неоднородность цвета ( пятнистость, полосатость );
Величину – использовать в определении более точные градации: мелкие листья, крупные, средней величины ( в сравнении и как постоянный признак); поверхность листа – гладкий , ворсистый ( « в волосках» ), блестящие – не блестящие ; плотность и толщину листьев;
Цветы; знать название окраски в цветах и оттенках, строение некоторых, их количество на цветоножке.
- Происхождение ( родина ) некоторых растений, зависимость внешнего вида от места произрастания ( кактус и др.)
Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. Помогут научить их этому сюжетные дидактические игры, игровыми действиями которых становится изобретение сюжетно – ролевых отношений, а содержание отражает жизнь природы, труд человека в нем. Именно такие игры следует проводить с детьми старшего и подготовительной к школе групп. Чтобы решить поставленные в ней задачи , дети должны обладать высоким уровнем знаний о природе, уметь решать одновременно несколько дидактических задач.
Важное место в таких играх занимает сюжет. Он делает познавательную задачу более привлекательной, а это в свою очередь повышает умственную активность и самостоятельность детей при достижении поставленной перед ним целей.
Сюжетная игра отражает определенную жизненную ситуацию, ее воссоздание в ином плане побуждает детей мобилизовать знания, применить для решения игровой и дидактической задачи. Чем интереснее ситуация, чем больше она захватывает ребенка, тем выше его умственная и творческая активность , тем лучше усваиваются знания. Причем энергичнее , самостоятельнее становится не только исполнители отдельных ролей, но и все дети, следящие за ходом игры и контролирующие правильность выполнения задания.
Некоторые сюжетные игры можно объединить в серии, связанные определенной темой. При этом нужно учитывать намеченное программное содержание, а также то , что проведение серии игр должно быть связано с такими закономерностями жизни природы , которые доступны пониманию детей дошкольного возраста.
В некоторые сюжетные дидактические игры с природным материалом можно включить сразу несколько задач в зависимости от содержания, наличие в игре определенного количества ролей. Задачи эти могут быть самыми разнообразными: от наиболее просты до наиболее сложных. Так, например, во многих играх обязательно требуется узнать и описать растения , их части по внешним признакам. Но при этом надо опираться не только на слово – название , как в младшей и средней группах , а на описание предмета, перечисление его характеристик признаков и свойств. Узнавание и называние усложняется также новым материалом для игр.
Задания могут быть и более сложными. Например, на основе внешних признаков требуется установить качественное состояние предмета, связать изменения внешних качеств с внутренними и на этой основе делать умозаключения , выводы .Так , определяя степень зрелости, нужно учитывать при этом разнообразные внешние признаки созревания разных овощей и фруктов : у одних ярко выражены изменения в окраске , у других в величине, плотности и т. п. Исходя из таких наблюдений , ребенок должен сгруппировать овощи и фрукты по степени зрелости, подумать, как их лучше использовать, переработать.
В связи с усложнением дидактических задач в играх старших дошкольников возрастает и роль воспитателя в игре. Он должен постоянно контролировать то, как дети выполняют свои роли , тактично направлять игру, подсказывать в случаях затруднения. Но, помогая выполнять задания, он не в коем случае не должен делать что – либо за них сам, лишать детей инициативы. Например, если дети затрудняются в группировке овощей, можно задать дополнительный вопрос : « где растет?» . Попутно уточнить , что овощи растут на грядках, фрукты – в саду на дереве , кустах. После такого уточнения дети легко справляются с заданиями.
Иногда хорошо использовать зрительный контроль. Например, чтобы дети могли правильно сгруппировать семена, на обороте каждой коробке с семенами надо поместить изображения соответствующего растения или его части , знакомой ребятам ( цветы, плоды) . Это поможет выделить семена отдельных растений , а потом решить вопрос, где они растут.
Перед игрой с детьми старших групп хорошо провести беседу, чтобы выяснить и уточнить знания , необходимые для данной игры. Это поможет детям понять игровое задание и более осознанно его выполнить.
Дети подготовительной к школе группы уже много знают о деревьях и кустарниках, комнатных растениях, овощах и фруктах. Но они чаще сталкивались с растениями в основном в весеннее – летнее и осеннее время и поэтому хорошо знают листья, цветы, плоды и семена. А вот зимой детям трудно узнать знакомые им деревья и кустарники.
Чтобы пополнить знания ребят , надо проводить игры с материалами зимой. Но так как в это время года наиболее характерные признаки растений исчезают , надо вернутся к играм с более простыми дидактическими заданиями: предлагать детям находить предметы по описанию частей растений и др. вначале игры проводят на участие группы: здесь детям легче будет узнать растения или вспомнить , где какие растут деревья , с которыми они познакомились летом. Постепенно игры организуют во время экскурсии за пределами детского сада, чтобы дети научились хорошо различать и узнавать деревья и кустарники.
При организации дидактических игр с детьми подготовительной к школе группы воспитателю нужно учитывать то, что дети не только усваивают в игре новые знания , но и активнее, чем раньше, сопоставляют свои успехи с успехами товарищей. Воспитатель может помочь им в этом , усиливая в играх элемент соревнования. Например, ребенку, справившемуся с заданием, вручают фишку – нарисованные на карточке цветы или листья. В конце игры при подведении итогов тому , у кого больше фишек, можно присвоить звание « знатока природы» или какое – либо другое. В начале игры воспитатель может указать детям , что именно надо учитывать при оценки ответов друг друга ( качество, полнота ответа, выполнение правил ). Все это учитывает интерес к играм , желание четко выполнять задания.
Но, вводя элемент соревнования, надо следить за тем, чтобы дети достигали лучших результатов в честной борьбе, помогали друг другу справиться с заданиями. Лучше, если выигрывать будет не один ребенок, а вся команда, чтобы каждый зарабатывал фишки не только для себя, но и раде целой группы детей. Подбирать надо такие игры , где каждый ребенок мог бы проявить себя.
После занятия под руководством воспитателя можно предложить ребятам самим организовывать знакомую игру . При этом надо напомнить им о бережном отношении к природе, указав на то что , сохраняя растения , они сохраняют красоту любимой полянке, своего края.
Используемая литература.
В. А. Дрязгунова « Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».
Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда красивая, я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...
Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - Музыкально-художественная деятельность в старшей группе на тему «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с тувинскими народными инструментами»
Конспект НОД с национально-региональным компонентом в старшей группе....
Доклад «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».
laquo;Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество». Перед дошкольными работниками пос...
Конспект мероприятия: ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Яблонька» на тему: « Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа.»
Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям....
Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...
Доклад на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста с использованием программно – методического комплекса «Фантазёр»
Доклад на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста с использованием программно – методического комплекса «Фантазёр»...
Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»
В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государств...