Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Наша страна – это огромная многонациональная страна. Думаю, что через ознакомление дошкольников с народными традициями, обрядами и праздниками, можно воспитать толерантное отношение к представителям других национальностей. Поэтому главным направлением своей работы я выбрала тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками».
Считаю, что актуальность темы заключается в том, что Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, так как обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования: знания детей о народных календарно-обрядовых праздниках.
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ
Задачи по реализации цели:
1. Познакомить детей с русскими народными календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.
2. Знакомство с обычаями и традициями проведении календарно-обрядовых праздников, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения предков за характерными особенностями времён года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, насекомых.
3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
4. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
5. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
Гипотеза исследования: знания старших дошкольников о народных календарно-обрядовых праздниках будут более полными и осознанными, если:
- организовать работу знакомства детей с календарно-обрядовыми праздниками в соответствии с требованиями ФГОС;
- создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу уважения, доверия, открытости, готовность к творческому самосовершенствованию, как со стороны детей, так и родителей.
- проводить работу с детьми на занятиях и вне их по знакомству детей с бытом, традициями и календарно-обрядовыми праздниками;
- усилить их эмоциональную насыщенность путем включения в систему педагогических воздействий различных видов искусств в комплексе (художественного, музыкального, изобразительного и т.д.);
- воспитывать у дошкольников гордость за свой народ, свою страну.
Направленность работы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Работая с детьми, я старалась увлечь их в то волшебное путешествие, где каждый шаг ставил новые вопросы и приносил новые открытия - в необычном странствии по бесконечно переменчивому миру с включением народных традиций, праздников, гуляний.
Работу по знакомству детей с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками я проводила по следующей модели:
- изучение авторских программ, инноваций;
- планирование работы с детьми;
- знакомство дошкольников с русскими народными календарными праздниками;
- активное использование возможностей музыкального воспитания детей.
Работа с родителями осуществлялась через:
- родительские собрания;
-консультации;
-беседы;
-изготовление костюмов и атрибутов к праздникам.
Совместная работа педагога и детей
Педагогика сотрудничества взрослых и детей;
Проведение занятий, организация театрализованных игр;
Беседы, консультации, создание костюмов, атрибутов и т.д.
Формы работы с детьми по знакомству с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками:
1. Беседы.
2. Занятия на основе метода интеграции.
3. Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.
6. Дидактические игры.
7. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
8. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.
9. Использование народных игр, в том числе хороводов.
Ресурсное обеспечение проекта
Тематический план занятий, календарь праздников, беседы.
Подбор художественных народных произведений, песен, закличек, игр.
Подбор методической литературы.
Презентации по народно-обрядовыми праздниками.
Картотека сценариев праздников.
Этапы реализации работы
I этап (аналитический)
Проведение диагностики детей, анкетирование родителей.
II этап (организационный)
Составление перспективного плана работы с детьми, родителями; разработка сценариев праздников; подбор дидактического материала, литературы, игр; изготовление костюмов и атрибутов; создание календаря народных праздников.
III этап (практический)
Проведение, бесед, занятий, народных календарно-обрядовых праздников; индивидуальная работа с детьми и родителями.
IV этап (итоговый)
Проведение диагностического обследования детей, беседы, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование.
Анализ результатов работы с детьми
В начале учебного года с целью выявления уровня знаний о народно-обрядовых праздниках детей проводила диагностическую беседу с детьми. Результаты беседы оценивались по следующим критериям:
1. Знание названий народных праздников;
2. Знание названий и назначение предметов русского народного быта (лучина, плуг, кокошник и др.);
3. Знание русских народных и музыкально-фольклорных игр, изучаемых в рамках ФГОС;
4. Знание русских народных песенок, потешек, закличек, изучаемых в рамках ФГОС;
5. Знание различных видов фольклора (пословицы, приметы, хороводы) и используют его;
6. Наличие представлений о женском и мужском русском костюме;
7. Знание народных примет и умение их соотносить с увиденным в природе.
Проведенная диагностика показала следующие результаты:
высокий уровень – 10%;
средний уровень – 40%;
низкий уровень – 50%.
Анализ диагностики показал, что дошкольники недостаточно знакомы с народными обычаями, обрядами, бытом, праздниками. Такой вывод и послужил началом работы по знакомству с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками дошкольников.
Прежде, чем начинать работу с детьми, я составила календарь народных праздников:
6-7 января – Коляда;
Конец февраля - начало марта - Масленица. Дата начала праздника «плавает», она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния;
22 марта - Сороки (Встреча перелетных птиц);
Пасха;
Первое воскресенье после Пасхи - Красная горка;
22 мая – Ярило (Встреча с солнцем);
23- 24 июня - Иван Купала;
2 августа - Ильин день;
28 августа - Спожинки (Праздник окончания уборки хлебов);
14 сентября - Семен Летопроводец (Проводы лета, прославление даров осени).
Затем был составлен тематический план, по которому я в дальнейшем работала.
Условия для реализации работы
В работе используются различные методы и приемы:
1. Метод наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий).
2. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен).
4. Частично-поисковый.
5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).
6. Сотворчество.
7. Мотивационный (убеждение, поощрение).
Работа по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками имеет свои особенности.
В процессе проведения работы по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками во время занятий с детьми и вне их происходило постепенное знакомство со средствами выразительности создания сказочных образов прошлого; формирование желания и умений использовать полученные знания в собственной творческой деятельности. Изображение детьми различных образов на основе интеграции, по сравнению с созданием подобных образов только на основе восприятия действительности, обогащалось за счет использования интеграционных методов и приемов. Дошкольники опосредованно познавали разнообразие образов, их эмоциональный колорит через литературные и музыкальные произведения, осваивали разнообразный изобразительный материал, новые техники рисования, лепки, конструирования, аппликации.
В процессе знакомства с календарно-обрядовым праздником Масленица дети ненавязчиво запоминали очередность и название дней недели. Узнали они и о том, в какие зимние игры играли наши предки, как были гостеприимны, радовались гостям. Любили и любят угощать гостей сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья» (показ презентации Масленица»»)
А узнав, что последний масленичный день называется «Прощенное воскресенье» усваивали уроки нравственности: ведь можно и нечаянно кого-то обидеть, значит, нужно обязательно попросить прощения, чтобы отношения с окружающими были добрыми.
Во всех приведенных примерах работы с детьми по знакомству с обрядовыми праздниками четко прослеживается интеграция различных областей развития дошкольников.
После показа презентации «Коляда- отворяй ворота» дети из соленого теста делали пряник Козлика и разрисовывали его. Провела развлечение для детей «Коляда-Отворяй ворота», а после этого ходили по саду колядовать. После показа презентации «Масленицы» дети вырезали куклу Масленицу и её разрисовывали.
После показа презентации «Пасхи» разрисовывали яйца, а после Пасхи играли в разные игры с яйцами.
После показа презентации «Вербное воскресенье» делали из бросового материала вербочку.
Чтобы работа с родителями была более эффективной проводила беседы, консультации, родительские собрания, круглые столы. В уголке для родителей помещались статьи, стихи, приметы по теме, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Стали традиционными беседы за круглым столом (например, «Поют ли ваши дети русские народные песни?» «Как мы отмечаем Рождество Христово», «Пасху» или какой-либо другой календарно-обрядовый праздник. Обсуждение важности сохранения народных традиций); прямой телефон; консультации и сообщения в уголке для родителей. При проведении с родителями бесед и консультаций постоянно делался акцент на то, что знание истории поколений крайне важно для формирования личности ребенка. Главное, чтобы знание традиций и их соблюдение, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.
Должна отметить, что результаты диагностики все эти годы в конце учебного года мало отличались. В этом году результаты были такими:
высокий уровень – 50%;
средний уровень – 50%;
низкий уровень – 0%.
Анализ диагностики показал, что дошкольники очень даже неплохо знакомы с народными обычаями, обрядами, бытом, праздниками.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась: знакомство детей, с русской народной культурой, через участие в народных календарных праздниках, будет способствует формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».
Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда красивая, я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/04/picture-262391-1370338954.jpg)
Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»
Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-138551-1352211892.jpg)
Методическая разработка по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Методическая разработкапо теме«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/08/picture-1058685-1549626394.png)
Методическая разработка на тему: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Конспект итогового мероприятия по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр «В гостях у бабушки Матрены" Презентац...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/20/picture-926266-1495291399.jpg)
Методическая разработка По теме: «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей ПДД несомненна.Ежегод...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178620-1571742044.jpg)
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/23/picture-1417103-1661242054.jpg)
Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...