Доклад «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».
консультация по рисованию (старшая группа) по теме

Махрова Анна Валерьевна

«Знакомство детей  старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».

        Перед дошкольными работниками поставлена задача  воспитывать  у детей любовь к прекрасному, развивать их воображение, творческие способности, умение и желание рисовать. Знакомить дошкольников с мордовской культурой (языками, детской литературой, фольклором, музыкальной культурой, изобразительным и декоративно–прикладным искусством, подвижными играми).  Представить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.

       Эта тема всегда была интересна, актуальна  и  близка педагогу. Анна Валерьевна приоритетным направлением в своей работе выбрала тему:  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».

    В решении поставленных задач  используются различные средства: знакомство детей с народным творчеством, обычаями и традициями мордовского народа,  с национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью, через изобразительное искусство, музыку, художественного слова.

       Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа .

       Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества, что обуславливает перспективность опыта.

       Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры -забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки.

        Перспективность опыта инновационной деятельности в том, что в  работе с детьми  усовершенствовалась технология изобразительной деятельности у дошкольников и соединила в ней два предмета: «Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».  Интегрированные занятия носят проблемный характер, концептуально и теоретически обоснованы, имеют практическую направленность, ориентированы на обеспечение личностного роста детей.

Условием формирования ведущей идеи опыта работы состоит в том, что объединенное обучение изодеятельности одновременно с изучением характерных особенностей национальной одежды, процессом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с национальным орнаментом народов, живущих в республике Мордовия, с продолжением изучения в подготовительной группе.

        Дети имеют слабые знания не только об истории Российского государства, но и о традиции национальной культуры, они слабо осознают, понимают и активно не участвуют в возрождении национальной культуры. И порой не могут реализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях же национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы  и творчества. Хотелось подарить детям радость творчества умению самовыражаться через средства изобразительного искусства.

      Анна Валерьевна разработала и воплотила в жизнь проект:  «Знакомство с национальной культурой», в группе имеется картотека мордовских народных игр, мини-уголок мордовской культуры, который  постоянно пополняется. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой детей выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.  Расширенное знакомство с национальной культурой дети получают через интегрированные занятия, досуги, игры, экскурсии, театрализованную деятельность, драматизации, наблюдения и еще на занятиях кружка  «Марлюня» (по изучению мордовского языка).

Теоретическая база опыта включает в себя много пособий, технологий, парциальных программ, концепций, позволяющих педагогам дошкольных учреждений грамотно строить работу по знакомству детей  старшего дошкольного возраста с национальной культурой:  Аникин, В. П. Русское народное творчество/. В. П., Аникин-М: Высш. шк. ,2004.-795с.

 Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева и др. 2013г.

 Программа «Региональный модуль « Мы в Мордовии живем» Саранск, 2011г.и др. «Система знакомства  детей  старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчества в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» и др.

      Но вместе с тем, анализ научно-педагогической и методической литературы показал, что большинство авторов указывая на важность и значимость знакомства детей дошкольного возраста с национальной культурой , не пердлагают целостной системы работы в данном направлении.

      Технология опыта дошкольного образования подчеркивает необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по знакомству детей с национальной культурой с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

       В работе воспитателя сложилась система знакомства детей с национальной культурой , которая включает целый комплекс задач:

• Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку.

• Формирование бережного отношения к родной природе.

• Развитие интереса к национальным тра­дициям и промыслам.

• Формирование элементарных знаний о правах человека.

• Расширение представлений о Рос­сии, о её столице-Москве; о республике Мордовии, её столице-Саранске.

• Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом гимном страны, нашей республики.

•Развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родиныуважи­тельное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям труда , защитникам Отечества.

• Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.

         Анализ результативности опыта показал, что  общие темы занятий дают более целостные представления дошкольникам образного видения славянами устройство мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значение выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

       Таким образом, это в целом дает более целостное представление дошкольникам образного видения устройства мира, основ зарождения орнамента и символики.

       Вместе с ребятами  организовываются выставки работ, оформляются папки с лучшими рисунками, альбомы с образцами национального орнамента.

       Работа идет в тесном содружестве с коллективом детской библиотеки. Вместе подобрали сказки,  легенды  для знакомства детей с  мордовским декоративно-прикладным искусством, теоретический материал, стихи, загадки, прибаутки и др.  

       В рамках работы с родителями  используются нетрадиционные методы работы с семьей: круглый стол, дискуссии, анкетирование, бюро педагогических услуг, библиотека специальной литературы, родительская почта, телефон доверия, досуги, дни «открытых дверей», совместные выставки. Проводятся совместные экскурсии в центр эстетического воспитания «Тяштеня».

        Таким образом, в результате использования методов и приемов, прочно вошедших в структуру занятий по знакомству детей с национальной культурой и  ИЗО  у детей формируется устойчивый интерес к наблюдениям, происходит быстрое и глубокое усвоение знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства и национальной культуры, расширяется общий умственный кругозор.

       В результате занятий дети  пользуются несколькими способами лепки (пластический, комбинированный, конструктивный), умеют передавать выразительные особенности в лепке, самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.

       Включая детей в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства воспитатель развивает у детей художественно-творческие способности.

       В процессе занятий дети уже имеют представления о народных промыслах, узнают их. При создании коллективных работ умеют  объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывая интересы друг друга.  В процессе овладения приемами народной росписи у детей стали свободнее и раскованнее движения всей руки, координации руки и глаза.

       Наибольшую трудность при использовании данного опыта у воспитателей вызывает работа заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Постараться пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 689498.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство детей  старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».

        Перед дошкольными работниками поставлена задача  воспитывать  у детей любовь к прекрасному, развивать их воображение, творческие способности, умение и желание рисовать. Знакомить дошкольников с мордовской культурой (языками, детской литературой, фольклором, музыкальной культурой, изобразительным и декоративно–прикладным искусством, подвижными играми).  Представить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.

       Эта тема всегда была интересна, актуальна  и  близка педагогу. Анна Валерьевна приоритетным направлением в своей работе выбрала тему:  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».

    В решении поставленных задач  используются различные средства: знакомство детей с народным творчеством, обычаями и традициями мордовского народа,  с национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью, через изобразительное искусство, музыку, художественного слова.

       Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа .

       Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества, что обуславливает перспективность опыта.

       Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры -забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки.

        Перспективность опыта инновационной деятельности в том, что в  работе с детьми  усовершенствовалась технология изобразительной деятельности у дошкольников и соединила в ней два предмета: «Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».  Интегрированные занятия носят проблемный характер, концептуально и теоретически обоснованы, имеют практическую направленность, ориентированы на обеспечение личностного роста детей.

Условием формирования ведущей идеи опыта работы состоит в том, что объединенное обучение изодеятельности одновременно с изучением характерных особенностей национальной одежды, процессом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с национальным орнаментом народов, живущих в республике Мордовия, с продолжением изучения в подготовительной группе.

        Дети имеют слабые знания не только об истории Российского государства, но и о традиции национальной культуры, они слабо осознают, понимают и активно не участвуют в возрождении национальной культуры. И порой не могут реализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях же национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы  и творчества. Хотелось подарить детям радость творчества умению самовыражаться через средства изобразительного искусства.

      Анна Валерьевна разработала и воплотила в жизнь проект:  «Знакомство с национальной культурой», в группе имеется картотека мордовских народных игр, мини-уголок мордовской культуры, который  постоянно пополняется. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой детей выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.  Расширенное знакомство с национальной культурой дети получают через интегрированные занятия, досуги, игры, экскурсии, театрализованную деятельность, драматизации, наблюдения и еще на занятиях кружка  «Марлюня» (по изучению мордовского языка).

Теоретическая база опыта включает в себя много пособий, технологий, парциальных программ, концепций, позволяющих педагогам дошкольных учреждений грамотно строить работу по знакомству детей  старшего дошкольного возраста с национальной культурой:  Аникин, В. П. Русское народное творчество/. В. П., Аникин-М: Высш. шк. ,2004.-795с.

 Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева и др. 2013г.

 Программа «Региональный модуль « Мы в Мордовии живем» Саранск, 2011г.и др. «Система знакомства  детей  старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчества в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» и др.

      Но вместе с тем, анализ научно-педагогической и методической литературы показал, что большинство авторов указывая на важность и значимость знакомства детей дошкольного возраста с национальной культурой , не пердлагают целостной системы работы в данном направлении.

      Технология опыта дошкольного образования подчеркивает необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по знакомству детей с национальной культурой с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

       В работе воспитателя сложилась система знакомства детей с национальной культурой , которая включает целый комплекс задач:

• Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку.

• Формирование бережного отношения к родной природе.

• Развитие интереса к национальным традициям и промыслам.

• Формирование элементарных знаний о правах человека.

• Расширение представлений о России, о её столице-Москве; о республике Мордовии, её столице-Саранске.

• Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом гимном страны, нашей республики.

•Развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родиныуважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям труда , защитникам Отечества.

• Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.

         Анализ результативности опыта показал, что  общие темы занятий дают более целостные представления дошкольникам образного видения славянами устройство мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значение выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

       Таким образом, это в целом дает более целостное представление дошкольникам образного видения устройства мира, основ зарождения орнамента и символики.

       Вместе с ребятами  организовываются выставки работ, оформляются папки с лучшими рисунками, альбомы с образцами национального орнамента.

       Работа идет в тесном содружестве с коллективом детской библиотеки. Вместе подобрали сказки,  легенды  для знакомства детей с  мордовским декоративно-прикладным искусством, теоретический материал, стихи, загадки, прибаутки и др.  

       В рамках работы с родителями  используются нетрадиционные методы работы с семьей: круглый стол, дискуссии, анкетирование, бюро педагогических услуг, библиотека специальной литературы, родительская почта, телефон доверия, досуги, дни «открытых дверей», совместные выставки. Проводятся совместные экскурсии в центр эстетического воспитания «Тяштеня».

        Таким образом, в результате использования методов и приемов, прочно вошедших в структуру занятий по знакомству детей с национальной культурой и  ИЗО  у детей формируется устойчивый интерес к наблюдениям, происходит быстрое и глубокое усвоение знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства и национальной культуры, расширяется общий умственный кругозор.

       В результате занятий дети  пользуются несколькими способами лепки (пластический, комбинированный, конструктивный), умеют передавать выразительные особенности в лепке, самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.

       Включая детей в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства воспитатель развивает у детей художественно-творческие способности.

       В процессе занятий дети уже имеют представления о народных промыслах, узнают их. При создании коллективных работ умеют  объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывая интересы друг друга.  В процессе овладения приемами народной росписи у детей стали свободнее и раскованнее движения всей руки, координации руки и глаза.

       Наибольшую трудность при использовании данного опыта у воспитателей вызывает работа заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Постараться пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры

Балаева Татьяна ЕвгеньевнаМБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры.    Как и вся Росси...

Инновационный педагогический опыт по теме:«Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».

Инновационный педагогический опыт воспитателя структурного подразделения «Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»Рузаевского муниципального района...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, нео...

"Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через устное народное творчество"

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через устное народное творчество"...