Доклад «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».
консультация по рисованию (старшая группа) по теме
«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».
Перед дошкольными работниками поставлена задача воспитывать у детей любовь к прекрасному, развивать их воображение, творческие способности, умение и желание рисовать. Знакомить дошкольников с мордовской культурой (языками, детской литературой, фольклором, музыкальной культурой, изобразительным и декоративно–прикладным искусством, подвижными играми). Представить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.
Эта тема всегда была интересна, актуальна и близка педагогу. Анна Валерьевна приоритетным направлением в своей работе выбрала тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».
В решении поставленных задач используются различные средства: знакомство детей с народным творчеством, обычаями и традициями мордовского народа, с национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью, через изобразительное искусство, музыку, художественного слова.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа .
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества, что обуславливает перспективность опыта.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры -забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки.
Перспективность опыта инновационной деятельности в том, что в работе с детьми усовершенствовалась технология изобразительной деятельности у дошкольников и соединила в ней два предмета: «Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество». Интегрированные занятия носят проблемный характер, концептуально и теоретически обоснованы, имеют практическую направленность, ориентированы на обеспечение личностного роста детей.
Условием формирования ведущей идеи опыта работы состоит в том, что объединенное обучение изодеятельности одновременно с изучением характерных особенностей национальной одежды, процессом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с национальным орнаментом народов, живущих в республике Мордовия, с продолжением изучения в подготовительной группе.
Дети имеют слабые знания не только об истории Российского государства, но и о традиции национальной культуры, они слабо осознают, понимают и активно не участвуют в возрождении национальной культуры. И порой не могут реализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях же национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества. Хотелось подарить детям радость творчества умению самовыражаться через средства изобразительного искусства.
Анна Валерьевна разработала и воплотила в жизнь проект: «Знакомство с национальной культурой», в группе имеется картотека мордовских народных игр, мини-уголок мордовской культуры, который постоянно пополняется. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой детей выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность. Расширенное знакомство с национальной культурой дети получают через интегрированные занятия, досуги, игры, экскурсии, театрализованную деятельность, драматизации, наблюдения и еще на занятиях кружка «Марлюня» (по изучению мордовского языка).
Теоретическая база опыта включает в себя много пособий, технологий, парциальных программ, концепций, позволяющих педагогам дошкольных учреждений грамотно строить работу по знакомству детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой: Аникин, В. П. Русское народное творчество/. В. П., Аникин-М: Высш. шк. ,2004.-795с.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева и др. 2013г.
Программа «Региональный модуль « Мы в Мордовии живем» Саранск, 2011г.и др. «Система знакомства детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчества в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» и др.
Но вместе с тем, анализ научно-педагогической и методической литературы показал, что большинство авторов указывая на важность и значимость знакомства детей дошкольного возраста с национальной культурой , не пердлагают целостной системы работы в данном направлении.
Технология опыта дошкольного образования подчеркивает необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по знакомству детей с национальной культурой с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
В работе воспитателя сложилась система знакомства детей с национальной культурой , которая включает целый комплекс задач:
• Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку.
• Формирование бережного отношения к родной природе.
• Развитие интереса к национальным традициям и промыслам.
• Формирование элементарных знаний о правах человека.
• Расширение представлений о России, о её столице-Москве; о республике Мордовии, её столице-Саранске.
• Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом гимном страны, нашей республики.
•Развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родины, уважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям труда , защитникам Отечества.
• Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.
Анализ результативности опыта показал, что общие темы занятий дают более целостные представления дошкольникам образного видения славянами устройство мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значение выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
Таким образом, это в целом дает более целостное представление дошкольникам образного видения устройства мира, основ зарождения орнамента и символики.
Вместе с ребятами организовываются выставки работ, оформляются папки с лучшими рисунками, альбомы с образцами национального орнамента.
Работа идет в тесном содружестве с коллективом детской библиотеки. Вместе подобрали сказки, легенды для знакомства детей с мордовским декоративно-прикладным искусством, теоретический материал, стихи, загадки, прибаутки и др.
В рамках работы с родителями используются нетрадиционные методы работы с семьей: круглый стол, дискуссии, анкетирование, бюро педагогических услуг, библиотека специальной литературы, родительская почта, телефон доверия, досуги, дни «открытых дверей», совместные выставки. Проводятся совместные экскурсии в центр эстетического воспитания «Тяштеня».
Таким образом, в результате использования методов и приемов, прочно вошедших в структуру занятий по знакомству детей с национальной культурой и ИЗО у детей формируется устойчивый интерес к наблюдениям, происходит быстрое и глубокое усвоение знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства и национальной культуры, расширяется общий умственный кругозор.
В результате занятий дети пользуются несколькими способами лепки (пластический, комбинированный, конструктивный), умеют передавать выразительные особенности в лепке, самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.
Включая детей в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства воспитатель развивает у детей художественно-творческие способности.
В процессе занятий дети уже имеют представления о народных промыслах, узнают их. При создании коллективных работ умеют объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывая интересы друг друга. В процессе овладения приемами народной росписи у детей стали свободнее и раскованнее движения всей руки, координации руки и глаза.
Наибольшую трудность при использовании данного опыта у воспитателей вызывает работа заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Постараться пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
689498.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».
Перед дошкольными работниками поставлена задача воспитывать у детей любовь к прекрасному, развивать их воображение, творческие способности, умение и желание рисовать. Знакомить дошкольников с мордовской культурой (языками, детской литературой, фольклором, музыкальной культурой, изобразительным и декоративно–прикладным искусством, подвижными играми). Представить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.
Эта тема всегда была интересна, актуальна и близка педагогу. Анна Валерьевна приоритетным направлением в своей работе выбрала тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».
В решении поставленных задач используются различные средства: знакомство детей с народным творчеством, обычаями и традициями мордовского народа, с национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью, через изобразительное искусство, музыку, художественного слова.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа .
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества, что обуславливает перспективность опыта.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры -забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки.
Перспективность опыта инновационной деятельности в том, что в работе с детьми усовершенствовалась технология изобразительной деятельности у дошкольников и соединила в ней два предмета: «Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество». Интегрированные занятия носят проблемный характер, концептуально и теоретически обоснованы, имеют практическую направленность, ориентированы на обеспечение личностного роста детей.
Условием формирования ведущей идеи опыта работы состоит в том, что объединенное обучение изодеятельности одновременно с изучением характерных особенностей национальной одежды, процессом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с национальным орнаментом народов, живущих в республике Мордовия, с продолжением изучения в подготовительной группе.
Дети имеют слабые знания не только об истории Российского государства, но и о традиции национальной культуры, они слабо осознают, понимают и активно не участвуют в возрождении национальной культуры. И порой не могут реализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях же национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества. Хотелось подарить детям радость творчества умению самовыражаться через средства изобразительного искусства.
Анна Валерьевна разработала и воплотила в жизнь проект: «Знакомство с национальной культурой», в группе имеется картотека мордовских народных игр, мини-уголок мордовской культуры, который постоянно пополняется. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой детей выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность. Расширенное знакомство с национальной культурой дети получают через интегрированные занятия, досуги, игры, экскурсии, театрализованную деятельность, драматизации, наблюдения и еще на занятиях кружка «Марлюня» (по изучению мордовского языка).
Теоретическая база опыта включает в себя много пособий, технологий, парциальных программ, концепций, позволяющих педагогам дошкольных учреждений грамотно строить работу по знакомству детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой: Аникин, В. П. Русское народное творчество/. В. П., Аникин-М: Высш. шк. ,2004.-795с.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева и др. 2013г.
Программа «Региональный модуль « Мы в Мордовии живем» Саранск, 2011г.и др. «Система знакомства детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчества в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» и др.
Но вместе с тем, анализ научно-педагогической и методической литературы показал, что большинство авторов указывая на важность и значимость знакомства детей дошкольного возраста с национальной культурой , не пердлагают целостной системы работы в данном направлении.
Технология опыта дошкольного образования подчеркивает необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по знакомству детей с национальной культурой с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
В работе воспитателя сложилась система знакомства детей с национальной культурой , которая включает целый комплекс задач:
• Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку.
• Формирование бережного отношения к родной природе.
• Развитие интереса к национальным традициям и промыслам.
• Формирование элементарных знаний о правах человека.
• Расширение представлений о России, о её столице-Москве; о республике Мордовии, её столице-Саранске.
• Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом гимном страны, нашей республики.
•Развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родины, уважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям труда , защитникам Отечества.
• Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.
Анализ результативности опыта показал, что общие темы занятий дают более целостные представления дошкольникам образного видения славянами устройство мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значение выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
Таким образом, это в целом дает более целостное представление дошкольникам образного видения устройства мира, основ зарождения орнамента и символики.
Вместе с ребятами организовываются выставки работ, оформляются папки с лучшими рисунками, альбомы с образцами национального орнамента.
Работа идет в тесном содружестве с коллективом детской библиотеки. Вместе подобрали сказки, легенды для знакомства детей с мордовским декоративно-прикладным искусством, теоретический материал, стихи, загадки, прибаутки и др.
В рамках работы с родителями используются нетрадиционные методы работы с семьей: круглый стол, дискуссии, анкетирование, бюро педагогических услуг, библиотека специальной литературы, родительская почта, телефон доверия, досуги, дни «открытых дверей», совместные выставки. Проводятся совместные экскурсии в центр эстетического воспитания «Тяштеня».
Таким образом, в результате использования методов и приемов, прочно вошедших в структуру занятий по знакомству детей с национальной культурой и ИЗО у детей формируется устойчивый интерес к наблюдениям, происходит быстрое и глубокое усвоение знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства и национальной культуры, расширяется общий умственный кругозор.
В результате занятий дети пользуются несколькими способами лепки (пластический, комбинированный, конструктивный), умеют передавать выразительные особенности в лепке, самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.
Включая детей в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства воспитатель развивает у детей художественно-творческие способности.
В процессе занятий дети уже имеют представления о народных промыслах, узнают их. При создании коллективных работ умеют объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывая интересы друг друга. В процессе овладения приемами народной росписи у детей стали свободнее и раскованнее движения всей руки, координации руки и глаза.
Наибольшую трудность при использовании данного опыта у воспитателей вызывает работа заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Постараться пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры
Балаева Татьяна ЕвгеньевнаМБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры. Как и вся Росси...
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре
Статья из опыта работы...
Инновационный педагогический опыт по теме:«Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».
Инновационный педагогический опыт воспитателя структурного подразделения «Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»Рузаевского муниципального района...
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, нео...
«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русской культурой через ознакомление с календарно-обрядовыми играми»
Календарно-обрядовые игры для детей среднего дошкольного возраста...
"Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через устное народное творчество"
Обобщение педагогического опыта работы по теме "Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через устное народное творчество"...