Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)
В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, природе, улице, обществе осуществляется в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_pdd.docx | 44.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 51 «Ёлочка»
Методическая разработка для воспитателей и педагогов
Доклад по теме:
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Выполнил:
Воспитатель Симонова Инна Валерьевна
Белово
2021
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, природе, улице, обществе осуществляется в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Навыки безопасного поведения на улице не являются врожденными, а являются результатом обучения, воспитания и саморазвития. Дошкольники доверчиво относятся к окружающему миру, поэтому необходимо уделять особое внимание формированию культуры безопасного поведения именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности, как любознательность, эмоциональность, подвижность и физическая слабость, непонимание подстерегающих опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.
Необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах поведения на улице диктует сама жизнь. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД организуя разнообразные формы обучения детей.
I. Теоретические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях доу
Изучив литературу, можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
1.Опасности дома. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения. Вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.).
2.Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения.
3.Опасности в природе. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения, сели; экстремальные ситуации; растения, животные, грибы и другие явления и объекты. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление. Излучения, холод и др.
4.Опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается.
Поведение людей в опасных ситуациях различно. И только от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения с ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
В настоящее время образование на тему «Безопасность жизнедеятельности» в обучении дошкольников оформилась в самостоятелную область в педагогической теории и практике. В условиях введения ФГОС остро вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Эти нововведения и подтолкнули нас рассмотреть данный вопрос в таком аспекте.
2. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице
- Особенности познакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице
В настоящее время новые формы, методы и средства обучения и воспитания детей должны обеспечивать условия для эффективного формирования и развития всех навыков и умений, необходимых ребенку в дальнейшей жизни, при этом следует учитывать, что одним из важнейших моментов при организации воспитательно-образовательного процесса является познакомление с правилами безопасности на улице, а именно - формирование навыка безопасного участия в дорожном движении.
Основное направление по формированию навыка безопасного участия в дорожном движении: предупреждение детского дорожно — транспортного травматизма. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах.
Перед тем как идти самостоятельно на улицу ребенок должен запомнить и знать правила дорожного движения:
1)переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
2)не играть на дороге или около проезжей части;
3)переходить улицу только по пешеходному переходу;
4)при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.
Ребенок должен уметь:
1)с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
2)различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
3)отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
4) «красный человечек – стоим, зеленый человечек – идем».
В большинстве семей с этой фразы родители начинают объяснять правила дорожного движения своим детям. На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число аварий. Значит, ребенок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Первыми помощниками в этом выступают, конечно же, родители и воспитатели дошкольных учебных заведений.
Дети должны научиться понимать, что являются участником дорожного движения, какие бывают элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток). Очень хорошо, если малыши умеют различать виды транспортных средств (автобус, трамвай, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл). Также им необходимо рассказать про средства регулирования движения и цвета сигналов светофора. Маленькие пешеходы должны знать правила движения по тротуарам и обочинам и правила перехода проезжей части. Немаловажным в процессе обучения правил дорожного движения для дошкольников является и изучение правил поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. И главное, что дети должны запомнить и понять – это то, что они ни в коем случае не должны выходить на прогулку без взрослых .
Все знания должны сообщаться детям с учетом их возраста и окружающих условий. Постепенно они должны дополняться, усложняться и уточняться. С целью закрепления получаемых знаний должна организовываться игровая деятельность детей, в процессе которой они учатся применять полученные знания на практике.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Ходят на экскурсии по улицам города, переходят пешеходные переходы соблюдая правила дорожного движения.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Особое место в системе обучения детей уделяется изучению распространённых причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей:
1.Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом .
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия .
3. Игра на проезжей части.
4. Ходьба по проезжей части.
- . Формы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице
Обеспечение успешного формирования основ культуры безопасности по правилам безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий:
− через всестороннее воспитание и развитие (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое);
− широкое использование разных видов игровой деятельности;
− взаимодействия дошкольного учреждения, семьи, инспекторов безопасности дорожного движения (ГИБДД) по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения.
К основным задачам взаимодействия с детьми относятся:
− развитие умения проявлять любознательность, стремление как можно больше узнать об опасных ситуациях, интерес к способам познания; − воспитание умения проявлять способы безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками;
− дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, развивать способность воспринимать реальный мир города, закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения;
− познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Педагоги в работе предлагают использовать различные методы, включая:
-игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации
и подкрепляются сказочными сюжетами;
-обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о
помощи);
-использование художественной литературы, где иллюстрируются
потенциально опасные ситуации;
-применение видеоматериалов;
-экскурсии;
-беседы;
-игры на макете;
-игровые ситуации – загадки [1].
Формами и средствами ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице с учетом их жизненного опыта могут стать:
1. Беседа — позволит избежать передачи уже известных дошкольникам знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. Беседа поможет выявить уже имеющиеся у детей знания и представления, выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику. Тематика бесед может быть разнообразной:
- «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»
- «Почему нельзя играть на тротуаре? »
- «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги?»
- «Что обозначают сигналы светофора? Где обычно установлены светофоры?»
- «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?»
- «Где маленькие дети могут кататься на велосипеде?»
- «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»
- «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.
2. Занятия. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений и т.д.
На занятиях по развитию речи можно использовать различные методы и приемы по знакомству детей с правилами безопасного поведения:
■ рассматривание картин и иллюстраций,
■ составление описательных рассказов по картине,
■ составление рассказов из личного опыта,
■ разучивание стихотворений,
■ чтение художественной литературы,
■ разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию целесообразно проводить индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Пассажирский транспорт», и т.д.
3. Экскурсии. В ДОУ необходимо проводить с детьми экскурсии за пределами детской площадки. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, парком, водоемом и т.д., так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта, за работой регулировщика и т.д. Экскурсия должна проводиться с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей, а также с разрешения родителей.
4. Использование возможностей развивающей среды
При создании развивающей среды в группе по ознакомлению детей с правилами безопасности следует учитывать, что у старших дошкольников игры направлены на моделирование мира через последовательность сюжетных событий. В группе должны быть оборудованы центры по ознакомлению детей с ПДД, включающие: настольные игры, дорожные знаки, действующий макет части города.
5. Ролевые игры. Тематику ролевых игр следует подбирать в соответствии с программными требованиями для конкретного возраста.
6. Конструктивная деятельность. Необходимо предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания и т.д., из крупных модулей построить различный транспорт (автобус, теплоход и т.д.).
7. Художественная литература. Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности. Кроме того, в последнее время появляются современные рассказы и сказки, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасности жизнедеятельности.
Исходя из общих требований к отбору литературы (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова), можно выделить ряд произведений, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице. К ним относятся: «Волшебный мяч» (Т.А. Шорыгина), «Как неразлучные друзья дорогу переходили» (А. Иванов), «Марта и Чичи идут в парк» (Т.А. Шорыгина), «Как Стобед качался на качелях» (Д. Орлова), «Огнехвостик» (В. Ардов), «Законы улиц и дорог» (И. Серяков). Поэтические произведения: «Дядя Степа — милиционер» (С. Михалков), «Если бы...» (О. Бедарев), «Посмотрите, постовой» (Я. Пишумов), «Самый лучший переход» (Я. Пишумов) (некоторые из них представлены в приложениях).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование безопасного поведения – компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.
Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, не только оберегает и защищает ребенка, но и подготавливает его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей старшего дошкольного возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Приложение 1
Памятка для родителей
«Дорожные «ловушки»
1.Главная опасность – стоящая машина.
Почему? Да потому что, заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.
Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание малыша на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.
2.Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус, как его ни обходи – спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет, или, переходя дорогу, отойти от него как можно дальше.
3.Умейте предвидеть скрытую опасность!
Из-за какого-нибудь препятствия (дом, стоящий автомобиль, забор, кусты и др.), мешающего видеть дорогу целиком, может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где ничто не помешает вам осмотреть ее. В крайнем случае можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу.
4.Машина приближается медленно. И все же – надо пропустить ее!
Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.
5. И у светофора можно встретить опасность!
Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов – нужно остановиться.
Сегодня на улицах городов мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают правила движения: мчатся на непозволительно высокой скорости, игнорируют сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться только на зеленый сигнал светофора. Переходя улицу, ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.
6. «Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.
На улице, где машины появляются редко, дети их не опасаются, выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев ее, и попадают под автомобиль.
Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.
7.Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!
Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за теми машинами, которые приближаются к ним справа, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад – прямо под колеса машины, подъехавшей к нему слева.
Если пришлось остановиться на середине улицы, нужно быть предельно собранным, не делать ни одного движения, не осмотревшись, следить за автомобилями, приближающимися к вам справа и слева.
8. На улице умейте крепко держать ребенка за руку!
Находясь рядом со взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый же этого не учитывает. Дети, не заметив идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого, бегут через дорогу и попадают под колеса автомобиля. Возле перехода вы должны держать ребенка за руку так, чтобы он не мог вырваться.
9. Арки и выезды из дворов – места повышенной скрытой опасности.
В больших городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из глубины дворов на проезжую часть выезжают машины. Недопустимо, чтобы ребенок бежал мимо такой арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию в старшей группе по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения "
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию знаний о ПДД у детей старшего возраста...
Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге
Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад"....
Статья по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения»
Статья...
План работы по самообразованию. ТЕМА: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения "
План работы по самообразованию. ТЕМА: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения" ...
Обобщение опыта воспитателя по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности»
Материал содержит выступление на творческой площадке по обобщению опыта воспитателя по ОБЖ...
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру
Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...