Конспект занятия по опытно -экспериментальной деятельности в старшей группе "Путешествие в Сказочную страну"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Научить детей проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Упражнять в умении рассуждать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (извержение вулкана, распускание цветов в воде).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
«Путешествие в Сказочную страну»
Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Научить детей проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Упражнять в умении рассуждать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (извержение вулкана, распускание цветов в воде).
Развивающие:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Познакомить со свойствами воды, воздуха.
Воспитательные:
Настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово, фрагмент фильма.
Наглядные: иллюстрации на экране.
Практические: физкультминутка, исследование предметов, экспериментирование.
Словарная работа: волокна, вулкан, лава, жерло, лаборатория, магма, парафин,кратер.
Оборудование: Экран, проектор, ноутбук,
Раздаточный материал: набор бумажных цветов по количеству детей, тарелки (по 2 на каждого) с крупами, (манная и рис), сито, макеты вулканов и реактивы (сода, лимонная кислота, подкрашенная вода, жидкое мыло), одноразовые ложки, краски, кисти, листы с готовыми рисунками из парафина, баночки с раствором акварели, непроливашки с водой, палитра,
Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования проводится инструктаж по технике безопасности;
Ход занятия:
Воспитатель заходит в группу держа фонарь.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите-чтоэто у меня. В руках я держу волшебный фонарик. Давайте нашим дыханием согреем его, он разгорится и подарит нам свое тепло (дети дуют на фонарик).Сначала я хочу с вами познакомиться, меня зовут ГэрэлмаМунхоевна. А теперь давайте пожелаем друг другу доброго дня! Я передам фонарик тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу «Добрый день…(имя)».
Фонарь передается по кругу.
Воспитатель: Я была очень рада с вами познакомиться .
1 слайд.
Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята, а вы слышите музыку ? Давайте посмотрим на экран.
Это к нам пришел добрый волшебник.
2 слайд
Воспитатель:- Он приглашает нас в путешествие в сказочную Страну.
3 слайд
Ребята, а вы хотите в путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель:
А вы знаете, кто живет в Сказочной стране?
Дети: (Волшебники, феи)
Волшебник:
- Правильно, ребята, здесь живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие.
Сначала мы познакомимся с Феями Цветов.
4 слайд
Они живут в прекрасном «Саду Цветов».
5 слайд
Цветы в нем не увядают круглый год. Их самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Они готовы показать нам одно волшебство, но сначала просят отгадать загадки о цветах.
Загадки:
1.Я шариком пушистым 6 слайд
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
Ответ: (Одуванчик)
2.Золотая шапочка, белая рубашка.
Как зовут цветок? (Ромашка)
3.Так маленького Васю называют
И те цветы, что в поле собирают.
Ответ: Василёк.
4.Звоночек синенький висел.
Ни разу в жизни не звенел.
Ответ. Колокольчик.
5. На гладком зеркале воды
Я вижу дивные цветы.
Они со дна реки растут.
Их все (кувшинками) зовут...
Андрей Ширшиков.
Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.
За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).
Воспитатель: Посмотрите на свои цветы –их лепестки сомкнуты.Кажется что они все спят. Ребята, а вы видели , как распускаются цветы?Хотите посмотреть как это происходит.
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.
Опыт «Цветок расцвел»
Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают, бумага становится тяжелой – цветы «распускаются».
Воспитатель: Посмотрите, что случилось с нашими цветами.
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, бумага впитала воду , стала тяжелой и наши цветы распустились.
Спасибо Фее цветов!
Что, ж продолжим путешествие.
Слайд № 7
Воспитатель:
Посмотрите – это же Золушка.А что же она плачет? Для того, чтобы попасть на бал , Золушке надо выполнить задание злой мачехи. Золушка позвала на помощь свою крестную фею.
Слайд №8
Воспитатель:Но к сожалению, случилась неприятность –у нее перестала работать волшебная палочка, и поэтому крестная просит вас помочь Золушке.Поможем ей? Она просит вас отделить разные крупы друг от друга.Посмотрите на свои тарелки – в них смесь манной и рисовой круп.
Давайте поможем фее разобрать крупы.
Опыт «Поможем Золушке»
(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы)
.Воспитатель:
- Да работа идет очень медленно и я бось, что наша Золушка не успеет на бал. Знаете, что надо делать?
Ответы детей
Воспитатель:Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?Потому что рис крупнее , а манная крупа мельче и она проходит через сито.
Дети просеивают крупы.
Воспитатель:Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием и наша Золушка успеет на бал.Посмотрите-она благодарит вас.
Слайд №:9
Пожелаем ей удачи и отправимся дальше. Наш добрый Волшебник очень рад, что нам удалось помочь Золушке что даже затанцевал от радости.
Слайд №:10
Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами немножко попляшем с ребятами из из волшебной страны .Они поют песенку на своем сказочном языке и приглашают нас потанцевать.
Физкультминутка
Слайд №:11
Воспитатель:
Теперь отправимся в гости к Волшебникам -художникам (Дети садятся за столы.)
Слайд №12
Волшебник:
- Ребята, у Волшебных художников рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски.
Сказочные художники дарят вам волшебные рисунки.
Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!
Валентин Берестов
Опыт «Волшебные рисунки».
Дети проводят кистью по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы.
Воспитатель: Как вы думаете что произошло? Чем же был нарисован рисунок. Я вам подскажу –они были нарисованы парафином.Знаете что такое парафин.Это такое вещество из которого делают свечи.Он имеет свойство отталкивать воду.Теперь вы догадались почему рисунок проявился?Правильно, парафин отталкивает воду , а бумага ее впитывает.
Ребята, такой волшебный рисунок вы сможете подготовить сами .Нужно только взять восковой карандаш или парафиновую свечу нарисовать что-то, а потом разукрасить краской.
Воспитатель:
- Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки. А теперь, давайте устроим выставку наших рисунков.
Воспитатель располагает готовые работы на демонстрационном стенде.
Воспитатель:Пришла пора отправляться дальше.
Слайд 13
Нас встречает Фея Огня.Давайте посмотрим на экран.
Слайд 14
Ребята, вы знаете , что это?Правильно,это- вулкан. . В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Сйчас мы все вместе поиграем:
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
(Марина Андреева-Доглядная)
Слайд 15
Фрагмент фильма «Вулкан».
Слайд 13
Воспитатель: Фея огня разрешила нам сегодня устроить у нее маленькое извержение вулкана. Для этого нам нужно будет пройти в лабораторию.Вы знаете что такое лаборатория? Это место, где ученые проводят разные опыты. Значит и мы с вами тоже стали учеными.Для начала, запомним правила поведения в лаборатории.
Первое правило -запрещается трогать оборудование и приборы.
Правило второе-запрещается засовывать что-либо в нос, рот, уши.
Опыт «Извержение вулкана»
Воспитатель п роводит опыт гашения соды, лимонной кислоты, жидкого мыла и подкрашенной воды в импровизированном вулкане.
Воспитатель: А теперь фея огня просит вас запустить ваши вулканы.
(Дети самостоятельно запускают свои мини-вулканы).
Рефлексия (закрепление позитивного опыта)
Дети встают в круг.
-Воспитатель: Ребята, подойдите сюда-сделаем красивый круг. Давайте поделимся нашими впечатлениями от занятия.
Мы будем передавать по кругу волшебный фонарик и пусть каждый из вас скажет, что вам понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали?
(Дети передают друг другу фонарик и отвечают)
Воспитатель:Мне, ребята, очень понравилось путешествовать с вами. Но к сожалению,наше путешествие подходит к концу.
Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.
Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в наши двери
Волшебство и чудеса!
(Елена Крассула.)
Я желаю вам , чтобы вы всегда наблюдали за миром вокруг, задавали вопросы , экспериментируйте и открывайте законы природы ! Наш добрый волшебник прощается с нами. До новых встреч, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы Тема: « Свойства воды» Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...
Конспект занятий по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группы "Фруктовая лаборатория"
Цель: Закреплять знание детей о здоворовом образе жизни. Закреплять знания о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление. Вызвать интерес к эксперементированию.Оборудование: Ёмкость для вод...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Откуда пришел сахар"
Цель занятия по опытно-экспериментальной деятельности:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.Задачи:1.Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, ра...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебница-вода»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебница-вода»...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Песочная страна»
Конспект занятия...
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Чудес и превращений»
Данный материал будет полезен педагогам, занимающимся с детьми опытно - зкспериментальной деятельностью....
КОНСПЕКТ занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Песочная страна»
КОНСПЕКТзанятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Песочная страна»...