Конспект занятия по опытно -экспериментальной деятельности в старшей группе "Путешествие в Сказочную страну"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Базарова Гэрэлма Бато-Мунхоевна

Цель:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи: 

Образовательные:

Научить детей проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

 Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Упражнять в умении рассуждать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (извержение вулкана, распускание цветов в воде).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
«Путешествие в Сказочную страну»

 

Цель:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:  

Образовательные:

Научить детей проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

 Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Упражнять в умении рассуждать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (извержение вулкана, распускание цветов в воде).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, воздуха.

Воспитательные:

Настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово, фрагмент фильма.

Наглядные: иллюстрации на экране.

Практические: физкультминутка, исследование предметов, экспериментирование.

Словарная работа: волокна, вулкан, лава, жерло, лаборатория, магма, парафин,кратер.

Оборудование: Экран, проектор, ноутбук,

Раздаточный материал: набор бумажных  цветов по количеству детей, тарелки (по 2 на каждого) с крупами, (манная  и рис), сито,  макеты  вулканов и реактивы (сода, лимонная кислота, подкрашенная вода, жидкое мыло), одноразовые ложки, краски, кисти, листы с готовыми рисунками из парафина, баночки с раствором акварели, непроливашки с водой, палитра,

 Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования проводится инструктаж по технике безопасности;

                 Ход занятия:

Воспитатель заходит в группу держа фонарь.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите-чтоэто у меня. В руках я держу волшебный фонарик. Давайте нашим дыханием согреем его,  он разгорится и подарит нам свое тепло (дети дуют на фонарик).Сначала я хочу с вами познакомиться, меня зовут ГэрэлмаМунхоевна. А теперь давайте пожелаем друг другу доброго дня! Я передам фонарик тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу «Добрый день…(имя)».

Фонарь передается по кругу.

Воспитатель: Я была очень рада с вами познакомиться .

1 слайд.

Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята, а вы слышите музыку ? Давайте посмотрим на экран.

Это к нам пришел добрый волшебник.

2 слайд

Воспитатель:-  Он  приглашает нас в путешествие в сказочную Страну.

3 слайд

Ребята, а вы  хотите  в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: 

А вы знаете, кто живет в Сказочной стране?

Дети: (Волшебники, феи)

Волшебник:

- Правильно, ребята, здесь  живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие.

Сначала мы познакомимся с Феями Цветов.

4 слайд

 Они живут в прекрасном  «Саду Цветов».

5 слайд

 Цветы в нем не увядают круглый год. Их самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Они готовы  показать нам одно  волшебство, но сначала  просят  отгадать загадки о цветах.

Загадки:

1.Я шариком пушистым       6 слайд

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: (Одуванчик)

2.Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок? (Ромашка)

 3.Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают.

Ответ: Василёк.

       4.Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

 

      5. На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут.

Их все (кувшинками) зовут...

Андрей Ширшиков.

Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.

За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

Воспитатель: Посмотрите на свои цветы –их лепестки сомкнуты.Кажется что они все спят. Ребята, а  вы видели , как распускаются цветы?Хотите посмотреть как это происходит.

Ответы детей. 

Воспитатель: Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

Опыт «Цветок расцвел»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают, бумага становится тяжелой  – цветы «распускаются».

Воспитатель: Посмотрите, что случилось с нашими цветами.

Ответы детей

Воспитатель:  Правильно, бумага впитала воду ,  стала тяжелой и наши цветы распустились.

 Спасибо Фее цветов!

Что, ж продолжим путешествие.

Слайд № 7

Воспитатель:

Посмотрите – это же Золушка.А что же она плачет? Для того, чтобы попасть на бал , Золушке надо  выполнить задание злой мачехи. Золушка позвала на помощь свою крестную фею.

Слайд №8

Воспитатель:Но к сожалению,   случилась неприятность –у нее перестала работать волшебная палочка, и поэтому   крестная просит вас помочь Золушке.Поможем ей?  Она просит вас  отделить   разные крупы друг от друга.Посмотрите на свои тарелки – в них смесь манной и рисовой круп.

Давайте поможем фее разобрать крупы.

Опыт «Поможем Золушке»

(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы)

.Воспитатель:

- Да работа идет очень медленно и я бось, что наша Золушка не успеет на бал.  Знаете, что надо делать?

Ответы детей

 Воспитатель:Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?Потому что рис крупнее , а манная крупа мельче и она проходит через сито.

 Дети просеивают крупы.

Воспитатель:Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием и наша Золушка успеет на бал.Посмотрите-она благодарит вас.

Слайд №:9

Пожелаем ей удачи и отправимся дальше. Наш добрый Волшебник очень рад, что нам удалось помочь Золушке что даже затанцевал  от радости.

Слайд №:10

Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами немножко попляшем  с ребятами из из волшебной страны .Они поют песенку на своем сказочном языке  и приглашают нас потанцевать.

 

Физкультминутка

Слайд №:11

Воспитатель:

Теперь отправимся в гости к  Волшебникам -художникам (Дети садятся за столы.)

Слайд №12

Волшебник:

- Ребята, у Волшебных  художников  рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски.

  Сказочные художники  дарят вам  волшебные рисунки.

 Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

Валентин Берестов

Опыт «Волшебные рисунки».

Дети проводят кистью по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы.

Воспитатель:  Как вы думаете что произошло? Чем же был нарисован рисунок. Я вам подскажу –они были нарисованы парафином.Знаете что такое парафин.Это такое вещество из которого делают свечи.Он имеет свойство отталкивать воду.Теперь вы догадались почему рисунок проявился?Правильно, парафин отталкивает воду , а бумага ее впитывает.

Ребята, такой волшебный рисунок вы сможете подготовить сами .Нужно только взять восковой карандаш или парафиновую свечу нарисовать что-то, а потом разукрасить краской.

Воспитатель:

- Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки. А теперь, давайте устроим выставку наших рисунков.

Воспитатель располагает готовые работы на демонстрационном стенде.

Воспитатель:Пришла пора отправляться дальше.

Слайд 13 

Нас встречает Фея Огня.Давайте посмотрим на экран.

Слайд  14

Ребята, вы знаете , что это?Правильно,это- вулкан. . В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Сйчас  мы все вместе поиграем:

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

(Марина Андреева-Доглядная)

Слайд 15

 Фрагмент фильма «Вулкан».

Слайд 13

Воспитатель: Фея огня разрешила нам сегодня устроить у нее  маленькое извержение вулкана. Для этого нам нужно будет пройти в лабораторию.Вы знаете что такое лаборатория? Это место,  где ученые  проводят разные опыты. Значит и мы с вами тоже стали учеными.Для начала, запомним правила поведения в лаборатории.
Первое правило -запрещается  трогать оборудование и  приборы.

Правило второе-запрещается  засовывать что-либо в нос, рот, уши.

Опыт «Извержение вулкана»

Воспитатель  п роводит опыт гашения соды, лимонной кислоты, жидкого мыла и подкрашенной воды в импровизированном вулкане.

Воспитатель: А теперь фея огня  просит вас запустить ваши вулканы.

(Дети самостоятельно запускают свои мини-вулканы).

Рефлексия (закрепление позитивного опыта)

Дети встают в круг.

-Воспитатель:  Ребята, подойдите сюда-сделаем красивый круг. Давайте поделимся нашими впечатлениями от занятия.

Мы будем передавать по кругу волшебный фонарик и пусть каждый из вас скажет, что  вам  понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали?

 (Дети передают друг другу фонарик и  отвечают) 

 Воспитатель:Мне, ребята, очень понравилось путешествовать с вами. Но к сожалению,наше путешествие подходит к концу.

Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.

Если очень ждать и верить,

И смотреть во все глаза,

Постучатся в наши двери

Волшебство и чудеса!

(Елена Крассула.)

Я желаю вам , чтобы вы всегда наблюдали  за миром вокруг, задавали  вопросы , экспериментируйте и открывайте законы природы ! Наш добрый волшебник прощается с нами.  До новых встреч, друзья!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

Конспект занятий по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группы "Фруктовая лаборатория"

Цель:  Закреплять знание детей о здоворовом образе жизни. Закреплять знания о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление. Вызвать интерес к эксперементированию.Оборудование: Ёмкость для вод...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Откуда пришел сахар"

Цель занятия по опытно-экспериментальной деятельности:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.Задачи:1.Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, ра...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебница-вода»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебница-вода»...

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Чудес и превращений»

Данный материал будет полезен педагогам, занимающимся с детьми  опытно - зкспериментальной деятельностью....

КОНСПЕКТ занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Песочная страна»

КОНСПЕКТзанятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Песочная страна»...