Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы
Тема: « Свойства воды»
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: подгруппа
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Программное содержание:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Развивать речь, мышление, любознательность;
Воспитывать экологическую культуру;
Развивать умение делать выводы, умозаключения;
Воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, воронка, растительное масло, салфетки, слайды на тему: «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия:
( Дети сидят полукругом)
- Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие: (слайд 1)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (вода)
- Правильно, мы поговорим сегодня о воде.
- Кому и зачем нужна вода?
- Ребята, а что было бы, если бы не было воды.Что бы произошло? Как вы думаете?
- Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель читает стихотворение и показывает слайды о воде ( с 1 по 10 ):
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли,что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель: - Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем.
- Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Давайте разделимся на группы по 2 – 3 человека. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы.)
Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им сейчас придётся немного поработать.
(ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыты:
Какой формы вода? (1реб.)
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).
- А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода –жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
Какого цвета вода? (3 ребенка)
Та группа детей, кто будет определять цвет воды, подойдите вот к этому столу. На столе два стакана – один с водой, а другой с молоком.
- Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
Вода – растворитель. (3 – 5 детей)
- А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет.
- Ау воды есть запах? (дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)
Вывод : уводы запаха нет.
- А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке. (ортопедическая коррекционная физкультминутка)
Физкультминутка:
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой!
Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку).
Воспитатель: Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, по не многу, лить масленую воду в баночку с фильтром.
Воспитатель: Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?
( Вода стала чистой)
Воспитатель: Куда же делось масло? ( Все масло осталось на фильтре).
Хорошо, а сейчас давайте опять подойдём к нашему экрану и сядем на стульчики.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Показ слайдов о грязной речке
И в заключении нашей сказки, я хочу сказать следующее:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Итог занятия.
Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими?)
-прозрачная
-нет запаха
-без вкуса
- растворитель.
Выводы.
- Для жизни человека вода имеет очень важное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности | 236.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы
Тема: « Свойства воды»
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: подгруппа
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Программное содержание:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Развивать речь, мышление, любознательность;
Воспитывать экологическую культуру;
Развивать умение делать выводы, умозаключения;
Воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, воронка, растительное масло, салфетки, слайды на тему: «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия:
( Дети сидят полукругом)
- Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие: (слайд 1)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (вода)
- Правильно, мы поговорим сегодня о воде.
- Кому и зачем нужна вода?
- Ребята, а что было бы, если бы не было воды.Что бы произошло? Как вы думаете?
- Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель читает стихотворение и показывает слайды о воде ( с 1 по 10 ):
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли,что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель: - Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем.
- Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Давайте разделимся на группы по 2 – 3 человека. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы.)
Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им сейчас придётся немного поработать.
(ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыты:
Какой формы вода? (1реб.)
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).
- А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода –жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
Какого цвета вода? (3реб.)
Та группа детей, кто будет определять цвет воды, подойдите вот к этому столу. На столе два стакана – один с водой, а другой с молоком.
- Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
Вода – растворитель. (3 – 5 детей)
- А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет.
- Ау воды есть запах? (дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)
Вывод : уводы запаха нет.
- А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке. (ортопедическая коррекционная физкультминутка)
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой!
Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку).
Воспитатель: Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, по не многу, лить масленую воду в баночку с фильтром.
Воспитатель: Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?
( Вода стала чистой)
Воспитатель: Куда же делось масло? ( Все масло осталось на фильтре).
Хорошо, а сейчас давайте опять подойдём к нашему экрану и сядем на стульчики.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Показ слайдов о грязной речке
И в заключении нашей сказки, я хочу сказать следующее:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Итог занятия.
Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими?)
-прозрачная
-нет запаха
-без вкуса
- растворитель.
Выводы.
- Для жизни человека вода имеет очень важное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Волшебница вода"
В занятии использован ряд опытов с водой...
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме "Свойства и состояния воды".
Занятие уточняет и расширяет представления детей о свойствах и состояниях воды, льда, фильтровании разными способами....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебница-вода»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебница-вода»...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Свойства сухого и мокрого песка»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группеТема: "Свойство сухого и мокрого песка"...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная вода»
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, растворит...
конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе " Чудо -вода"
Знакомство детей с некоторыми свойствами воды,развивитие анализирующих восприятий неживой природы ,воображение и любознательность....
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Невероятные эксперименты с водой»
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Невероятные эксперименты с водой» Цель: понимают особенности воды, её свойства и качества посредством познав...