Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Чудес и превращений»
план-конспект занятия (старшая группа)
Данный материал будет полезен педагогам, занимающимся с детьми опытно - зкспериментальной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_opytno_eksper_deyat.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности
в старшей группе компенсирующей направленности
«Путешествие в страну Чудес и превращений»
Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
1.Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики
( распускание цветов в воде).
2.Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Познакомить способом очищения грязной воды с помощью подручных средств.
3.Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации,
желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Оборудование: бутылка с картой схемой, стаканы с загрязнённой водой, пустые стеклянные ёмкости, вата , воронки, салфетки, фломастеры, карандаши, карточки – мнемодорожки с 3 и 4 мя квадратами, магниты, игрушка – обезьянка, корзинка, тарелочки с предметами из пластмассы, бумаги, ткани, дерева, железа, лотки с водой, набор бумажных цветов, ИКТ, сооружение – корабль, сундук, ключи помощники.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Что нужно сделать при встрече? Правильно, поздороваться.
Дети здороваются (слайд1)
Слышится шум моря
Воспитатель:
Что же вы слышите? Правильно это шторм, шум моря, посмотрите наша группа превратилась в корабль и шум моря говорит нам о том, что сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие . Ой, ребята посмотрите бутылка, а в ней письмо, это же морская почта, давайте посмотрим что там написано.
(открывают бутылку, читают письмо):
Тот, кто нашёл это послание настоящий счастливчик. Карта указывает на клад, но чтобы добраться до клада нужно попасть в страну Чудес и превращений, выполнить там задания - испытания они очень сложные , и справиться с ними смогут только внимательные, сообразительные, ловкие и добрые дети, тот кто умеет слушать, и не кричать. За каждое задание нужно заполнить ключи - помощники. Только тогда вы сможете отыскать клад.
Воспитатель:
Но прежде чем отправиться в путешествие нам надо отгадать загадку ( Загадка о морских обитателях и пресноводных рыбах «Что лишнее?»)
Ну, что ребята, готовы отправиться в путешествие?
Садитесь на корабль. (слайд 2)
Вы что- нибудь видите?
Дети: это остров. (слайд 3)
Воспитатель:
Правильно, таинственный остров со страной Чудес и превращений.
Но почему то он весь в мусоре. Давайте посмотрим, что же там случилось?
Дети выходят с корабля.
Воспитатель: Злой волшебник страны Чудес разбросал мусор по всему острову , так ведь нельзя правда ребята? Нужно беречь природу и не загрязнять её. Вот так ужас, вот беда, что же делать нам друзья?
Дети: Нужно собрать мусор (собирают в мусорную корзину)
Воспитатель: Посмотрите, сразу стало чище. Ребята, а вот и наше первое задание.
Что за чудо чудеса, очень грязная вода,
надо нам ее скорее отфильтровать тогда.
Опыт №1 по очищению воды с помощью фильтра
Цель: показать детям способ очищения грязной воды с помощью подручных средств.
Воспитатель:
Посмотрите , какая грязная вода . Можно ли пить эту воду? Почему нет? Чем она может загрязнена? (Песком, землёй). Какая вода? (Мутная, грязная, в ней плавают частицы земли, песка.)
Чем мы очищаем воду дома? Есть ли у кого-то дома фильтр для очистки воды? Сейчас мы попробуем сделать фильтр сами. Как вы думаете из чего мы сделаем фильтр ?
Правильно, из воронки и ваты.
Теперь нам надо очистить воду от загрязняющих её частиц, т. е. надо поставить барьер для них. Берём воронку, кладём её в баночку, затем в нее кладём вату, а теперь берем емкость с грязной водой и потихоньку переливаем воду.
Посмотрите ребята, какой стала вода?
Дети: чистой, прозрачной.
Воспитатель: Что стало грязным?
Дети: вата
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Вата задерживает грязь, песок и землю. Значит, фильтр из ваты хорошо очищает воду и служит барьером по очистке воды от загрязняющих её частиц.
Молодцы, мы с вами очистили воду и справились с заданием, и чтобы жители страны знали как можно очистить воду давайте мы нарисуем схему что мы с вами делали и оставим им как подсказку.
Возьмите, пожалуйста, карточки, (мнемодорожки), а я возьму ключ помощник, и мы нарисуем сейчас, что мы с вами делали. Возьмите фломастеры. Что у нас было?
Дети: стакан с грязной водой.
Воспитатель: На что похож стакан?
Дети: на прямоугольник.
Воспитатель: В первом квадрате рисуем прямоугольник. Делим его пополам, это вода в стакане. Какая была вода?
Дети: мутная, грязная.
Воспитатель: закрашиваем воду вот так, она грязная. Затем что мы взяли?
Дети: воронку и вату.
Воспитатель: во втором квадрате рисуем воронку – перевёрнутый треугольник и вату ( вату рисуем как пушистое облачко).
Воспитатель: Что дальше делали? На пустой стакан положили воронку с ватой. Рисуем пустой стакан в третьем квадрате, в стакане рисуем треугольную воронку с ватой, затем что мы взяли?
Дети: перелили грязную воду
Воспитатель: Рисуем сверху прямоугольник, как будто мы выливаем грязную воду, делим его пополам и закрашиваем.
Что получилось в результате?
Дети: чистая вода
Воспитатель: В последнем квадрате рисуем прямоугольник – стакан, делим его , но воду уже не закрашиваем, она чистая, прозрачная. Молодцы, карточки оставляем жителям, а ключ -помощник забираем с собой. Путешествуем дальше.(слайд4) Жители этой страны очень любят танцевать
Давайте и мы отдохнем и сделаем разминку
Физкультминутка после (слайд5)
Воспитатель: Ребята посмотрите в этой чудесной стране живут дружные животные, но они наверное увидели нас и испугались, посмотрите, осталась одна обезьянка, у нее в руке какой то интересный камень. Обезьянка говорит, что они строили игровую площадку и случайно рассыпали болтики и гаечки, обезьянка нашла камешек и сказала животным, что он поможет очень быстро им собрать рассыпанные болтики, но животные засмеялись, и она обиделась и сидит здесь одна. Вы догадались, что это за камень такой? Что это?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Что может делать магнит?
Дети: Притягивать железо и железные предметы
Воспитатель: Давайте мы поможем обезьянке собрать все гаечки и болтики.
Опыт №2 притягивание предметов к магниту.
Цель: проверить опытным путём, какие из предметов притягиваются к магниту.
Воспитатель: Берём магниты, и проверяем, какие предметы в тарелочке притягиваются к нему. Ну что притягиваются болтики и гаечки? Складываем их в корзинку обезьянке. Давайте посмотрим, из чего сделаны предметы, которые у вас лежат на тарелках? (пластмасса, бумага, дерево, ткань)
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Магнит притягивает к себе только железные предметы.
Какие предметы не притягиваются? (пластмассовые, бумажные, деревянные , из ткани )
Вот наш второй ключ – помощник (карточки с изображением предметов из пластмассы, бумаги , дерева, ткани, железа)
Мы на карточках запишем сейчас, какие предметы притягивает магнит, а какие нет.
Дети берут фломастеры и заполняют карточки.
Воспитатель: Ключ – помощник забираем с собой, а карточки оставляем обезьянке, она покажет их своим друзьям . (слайд6)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же произошло с цветами в этой чудесной стране?
Дети: засохли, ярко светило солнышко, и они высохли, им не хватало воды.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы цветы не сохли?
Дети: Полить, отпустить в воду
Воспитатель: Возьмите каждый себе в руку цветок. Какие они тяжёлые или лёгкие? (лёгкие)
Давайте их тихонько отпустим в воду.
Опыт №3 «Цветы расцвели»
Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. - Ребята! Что произошло с цветочками, когда их отпустили в воду? Объясните, почему? (цветы намокают и распускаются лепестки, вода движется вверх к кончикам лепестков)
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
В воде волокна бумаги разбухают – лепестки становятся тяжёлыми и цветы из бумаги « распускаются»
Ребята, давайте жителям этой страны мы оставим подсказки, что делать, если вдруг опять цветы засохнут.
Воспитатель и дети рисуют последовательность действий опыта на мнемодорожках.
Воспитатель: Что у нас было? В первом квадрате рисуем засохший цветок. Рисуем круг и лепестки вовнутрь.
Что было ещё? (вода). Во втором квадрате рисуем ёмкость с водой, прямоугольник, сверху рисуем цветок. В третьем квадрате рисуем распустившийся цветок. Вот мы и заполнили ещё один ключ – помощник, Оставляем карточки здесь, а ключ – помощник забираем с собой.
Ребята, наша карта говорит о том, что нам пора снова возвращаться в детский сад, потому что клад находится там . А чтобы нам вернуться назад, нам нужно забрать ключи – помощники и возвращаться мы будем из страны Чудес и Превращений не на корабле, а необычным волшебным способом. Нужно закрыть глаза и произнести слова:
Один, два, три, четыре, пять, вот мы в садике опять. (слайд7)
Вот мы и в садике. Ну где же клад? На карте обозначено, где нам его найти. Нам нужно сделать 5 шагов вперёд, 2 направо, 4 налево
А вот и клад . Что это?(сундук). Чтобы нам его открыть нужно разложить все ключи. Посмотрите, что у нас тут на столе?
( все задания) Подберем сюда все ключи – помощники.
Первый ключ – помощник - что мы делали? (очищали воду)
Что нам помогло очистить воду?(фильтр из ваты) Что вата делает? ( не пропускает грязь) И вату делает чистой
Что делали во втором задании? (изучали свойство магнита притягивать предметы)
Какие предметы притягивает магнит? (железные предметы)
Что не притягивает? (пластмасса, бумага, дерево, ткань)
И последнее задание – Что мы делали? Что происходит с бумагой в воде? (намокает, становиться тяжёлой). (слайд8)
Ой, ребята, наш сундук открылся. ( открывают сундук, там слитки золота) Посмотрите это золотые слитки. В сундуке послание : Вы нашли самый драгоценный клад, это ваши знания и умения , все что вы сегодня выполнили - это и есть клад, а волшебные золотые слитки из страны Чудес и превращений превратились для вас во вкусное угощение. Вам понравилось путешествие? Что больше всего понравилось? ( ответы детей – рефлексия). Наши гости за нас тоже очень переживали , давайте мы из тоже угостим. И скажем нашим гостям - До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну математики» с использованием ИКТ
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи:Образовательные:- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;- учить понимать отношения между чис...
Конспект открытой непосредственной деятельности в группе компенсирующей направленности путешествие в страну здоровья
Формировать у детей представления о полезных и вредных привычках; Учить отвечать на вопросы полными предложениями, развивать речевую активность. Закрепить умения выполнять движения в соответствии...
Конспект занятия по математике в старшей группе комбинированной направленности «Путешествие в сказку «Гуси – лебеди».
Цель: Формировать у детей элементарные математические представления через устное народное творчество...
Конспект комбинированного занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну звуков и букв».
коспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...
Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области "Речевое развитие" с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Путешествие в страну Смешариков"
Образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Группа: старшая группа компенсирующе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности: «Путешествие в страну Красивой речи »
Цель: обобщение и активизация словарного запаса посредством участия в словестно – речевых играх....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну «Семейный очаг»
Целью занятия является расширение знаний о семье, её составе, родственных связях и значимости семейных ценностей. В ходе занятия дети перемещаются на паровозике от станции к станции и выполняют различ...