Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе на тему «Мыло и его секреты»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Митуликина Анна Александровна

ЦЕЛЬ: ознакомление детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mylo_i_ego_sekrety.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №7 «ЧАЙКА»

г. Мичуринска, Тамбовской области

______________________________________________________

393772, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Кооперативная, д.75-а.

тел. 8(47545)4-10-61,    Е-mail: michdou07@yandex.ru

Конспект ООД по познавательному развитию

в средней группе на тему «Мыло и его секреты»

                                                                       

 Подготовила:

                                  воспитатель

                               Митуликина Анна Александровна

г. Мичуринск

2021-2022 учебный год

ЦЕЛЬ: ознакомление детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах.

ЗАДАЧИ:

  1. расширить представления детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности.
  2. активизировать словарь детей на основе знаний о мыле и воде.
  3. закрепить правила безопасности при работе с мылом.
  4. воспитывать культурно-гигиенические навыки.
  5. развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы.
  6. развивать творческое воображение и мышление.
  7. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
  8. развивать коммуникативные навыки.
  9. развивать познавательные способности.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Миски для каждого ребенка;
  2. Миска для воспитателя;
  3. Трубочки для коктейлей;
  4. Мыло разной формы, цвета, размера (для выставки);
  5. Куски мыла по количеству детей;
  6. Салфетки для рук;
  7. Фартуки;
  8. Стаканчики;
  9. Моющие средства;
  10. Вода в вёдрах;
  11. Ноутбук;
  12. Экран;
  13.  Проектор;
  14. краска гуашь;
  15. Пустые коробочки из-под мыльных пузырей;

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1.Организационный момент

(Воспитатель заходит в группу с детьми)

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте пожелаем здоровья гостям и друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.

                            Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

                            Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

                            И, наверно, не пойдет в аптеку.

                            И здоровым будет много лет.

Воспитатель привлекает внимание детей: «Ребята, посмотрите, какая красивая коробочка!.»

Воспитатель вместе с детьми рассматривает коробочку.

Воспитатель: Откроем ее? (ответы детей)

— Ой, она не открывается! Ребята, а здесь письмо. Сейчас я его прочитаю.

Воспитатель читает письмо

«Детки, эта коробочка волшебная, чтобы ее открыть,… а мы ведь хотим ее открыть? (ответы детей)… необходимо отгадать загадку, и вы узнаете, что тут лежит!»

- Ребята, слушайте внимательно загадку!

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Душистыми, душистыми

Узнали без труда… (мыло).

(ответы детей)

— Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке. Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку.

Воспитатель раздает детям мыло. Дети обследуют кусочки мыла.

— Ребятки, потрогайте мыло, какое оно на ощупь? (гладкое). Понюхайте его. (оно пахнет). Какое оно по цвету? (розовое, белое, желтое).

— Ребятки, мы узнали, что мыло гладкое, имеет запах, бывает разного цвета и разной формы.

— Дети, а для чего нужно мыло, вы знаете? (чтобы мыть руки, отмывать грязь)

- А разве нельзя вымыть руки и лицо обычной водой?

- Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи.

Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно руки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.

Знают дети все вокруг –
Мыло наш надежный друг!

- Ребята, а давайте с вами поиграем. У нас есть разное  мыло, его нужно расставить на полочки по видам. Давайте разделимся на две команды – старшие детки и подготовишки.

(Дети расставляют мыло на полки: хозяйственное, туалетное и детское)

-А теперь каждая команда проверит, справились ли с заданием ваши соперники. (Проверяем)

- По каким видам вы распределили мыло?

(туалетное – для всех, детское – для детей, хозяйственное – для стирки)

- Ребята, мы совместно с вашими родителями собрали коллекцию мыла. Давайте-ка внимательно рассмотрим ее.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

-Ребята, мылом вы пользуетесь несколько раз в день и наверняка знаете его свойства. Тогда мы отправляемся туда, где проводят разные опыты и эксперименты. Это место называется ЛАБОРАТОРИЯ. Там всегда чисто, светло и тепло, а главное – тихо, потому что каждый работает над своим открытием. Ну что, вперёд?

Физкультминутка:

(Дети идут в импровизированную лабораторию, где все приготовлено для опытов).

По ровненькой дорожке,
Бежали наши ножки
 — дети идут обычным шагом.
По камешкам, по камешкам
И в ямку за товарищем –
 дети перешагивают через воображаемые камешки, при словах «в ямку за товарищем» приседают. Затем встают и снова идут:
Встали мы на ножки
На ровненькой дорожке.

— Мы пришли в лабораторию, где все готово для работы.

А в лаборатории есть специальная одежда?(ДА).

- Тогда и мы оденемся, помогите друг другу одеть фартуки и очки и присаживайтесь на свои рабочие места.

-  Мы с вами будем проводить опыты с мылом, и, возможно совершим открытие! Но прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности:

1. Всё за собой ты убери,

Будь аккуратным и не сори.

2. Не пробуй на вкус ничего никогда,

Иначе тебя ожидает беда.

3. И никогда никому не мешай,

Соседа всегда своего уважай!

Ребята, вы знаете, раньше не было мыла, давайте посмотрим, что же раньше люди использовали вместо мыла.(ролик из истории мыла)

-Готовы к экспериментам? Давайте начинать!

Воспитатель совместно с детьми проводит опыты.

  1. В прозрачные стаканчики налита тёплая вода:

- Какая вода? (тёплая), А какого цвета?(без цвета - чистая и прозрачная)

2. (Натираю мыло на тёрке)

- Как вы думаете, почему я смогла натереть мыло на тёрке? Не смотря на то, что мыло твёрдое, но оно достаточно мягкое, чтобы натереть его на тёрке.

3. У вас на столах есть натёртое мыло, давайте насыпем его в стаканчики с водой, немного помешаем его и понаблюдаем, что происходит с мылом? (Растворяется в воде)

-Какая стала вода, после растворения в ней мыла? (мутная)

4. Теперь давайте посильнее размешаем палочками мыло? Что происходит? (Появилась пена). Значит,  в жидком состоянии мыло пенится)

(Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение).

- Ребята, как вы думаете, можно с мылом играть? (предположения детей)

А я знаю, как можно с мылом поиграть. Давайте мы посмотрим на экран, там для вас спрятана подсказка.

Показ детям видео про мыльные пузыри.

- Догадались, что мы будем с вами ещё делать?

-А кто знает, как сделать мыльные пузыри? (ответы детей)

 Для того, чтобы приготовить раствор для мыльных пузырей, необходимо взять:100мл.воды, 100мл жидкого мыла, 2 ч.ложки. сахара и добавить немного глицерина. Всё это слить в одну ёмкость и перемешать.

-Ребята, глицерин – это такой раствор, который сделает наши пузыри крепче. Его можно купить в аптеке.

Я заранее приготовила для вас раствор, он стоит на ваших столах в ёмкостях с крышкой. Берите аккуратно себе баночки и соломинку, обмакните соломинку в раствор, немного помешайте и давайте попробуем надуть мыльные пузыри.

Пробуем дуть пузыри.

ФИЗМИНУТКА

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пузыри пускать!
Дунем в трубочку тихонько,
Полетят они легонько.

Раз, два, три, четыре, пять,
Не пытайтесь их поймать!
Чуть дотронетесь рукой,
Хлоп!... И пусто над тобой!

Опыты с мыльными пузырями

1. «Форма пузыря»

У меня есть несколько рамок разной формы  - квадратной, овальной, в виде звездочки, цветка и т.д. Окунайте проволоку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку. Посмотрим, что получится? Получились ли у нас фигурки? А какой формы у нас получаются пузыри?

2.«Пузырь в пузыре»

Для этого опыта нам надо немного раствора налить на тарелочки. Возьмите пипетки и из стаканчика с помощью пипетки налейте немного раствора на тарелочки. А теперь возьмите трубочки и окуните в раствор на тарелочке, попробуйте надуть пузырь. А теперь смочим трубочку в стаканчике с раствором и вводим внутрь этого пузыря и выдуваем внутри ещё один пузырь. ( у кого сколько получится).

  1. «Пузырь-великан»

С помощью воронки можно выдуть пузырь-великан. Я попробую надуть с помощью большой воронки, а у вас на столах воронки поменьше. Попробуйте надуть пузыри из них.

4. «Пузыри-попрыгунчики»

Надеваю шерстяную перчатку, выдуваю шарик и ловлю его на перчатку. Осторожно пробую заставить шарик подпрыгивать. В результате мыльный пузырь, не меняя формы и не лопаясь, мягко опускается на перчатку и даже подпрыгивает. Поверхность пузыря достаточно упруга. Пузырь опирается на ворсинки перчатки и как бы парит в воздухе. (не лопается)

5. « Предмет в пузыре»

Возьмите фигурки человечков, поставьте их на середину тарелочки с раствором и попробуйте надуть пузырь, фигурка останется внутри шара.

6. «Опыт с трубочкой».

- Возьмите в руки трубочки, опустите один конец в мыльную воду и подуйте в них. Только не сильно, чтобы не обрызгать ни себя, ни соседа. — Что происходит? (появляются большие пузыри)

«Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!»

Воспитатель: Ребята, вам нравятся пузыри? Жаль только, что мыльные пузыри живут очень мало, но они такие  красивые, как же продлить им жизнь, как сделать, чтобы они не лопались? (нарисовать их). 

-А вы знаете, что можно рисовать мыльными пузырями, хотите научиться? (да).

- Давайте встанем из-за столов и пройдём в «королевство кисточки».

(Пробую рисовать простыми мыльными пузырями).

-Ребята, у меня ничего не получается, они бесцветные и ничего не видно. А как нам сделать разноцветные мыльные пузыри? (добавить краски)

Выбирайте себе любой цвет краски и пипеткой добавляйте в раствор для мыльных пузырей, перемешайте.. А сейчас обратите внимание, что нужно сделать. Я беру соломинку, вдыхаю носиком воздух, а выдыхаю ртом через соломинку. Выдыхаю осторожно, несильно, чтобы не забрызгать ни себя, ни соседа. Дую в соломинку,  и пузыри поднимаются, закрываю пузыри листом, и на листе отпечаток мыльных пузырей. А теперь этот же лист положим на баночку с другим цветом, затем с другим. Поменяйтесь друг с другом растворами. И у нас получится разноцветные рисунки мыльных пузырей.

Работа детей.

-Ой, какие красивые рисунки мыльных пузырей у нас получились. Давайте мы их положим вот сюда, а когда они подсохнут, мы обязательно устроим выставку из ваших рисунков.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Ребята, наше занятие подошло к концу, а что больше всего вам понравилось на занятии?

А что вы больше всего запомнили?

- Мне и, я думаю, что и нашим гостям тоже понравилось ваше трудолюбие, упорство и желание помочь. Вы правильно отвечали на вопросы, проводили опыты. Молодцы, ребята! Подойдите все ко мне!

- Мне хочется сделать для вас подарок, закройте глазки.(Звучит музыка «Хорошее настроение» и начинается шоу мыльных пузырей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: "Родник".

Конспект занятия по познавательному развитию  в                         сре...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Спички детям не игрушки".

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Спички детям не игрушки"....

конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме: "Как выращивать хлеб"

В данном конспекте представлено занятие по познавательному развитию на тему "Как выращивать хлеб" для детей средней группы...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Солнце и я"

Конспект НОД предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Спички детям не игрушки».

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Спички детям не игрушки».  Цель: пополнять знания детей о том, какую польза приносит огонь человеку, и к чему может п...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Лед- вода»

Данное занятие помогает развить у детей интерес к познанию и экспериментированию...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мыло и его секреты"

Цель: познакомить детей со свойствами и назначением мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое). Задачи:Обучающие:• Уточнить и закрепить знания детей об использовании ...