По образовательной области "Познавательное развитие" (ФЦКМ) Тема: "Разнообразие природы" (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Задачи: расширять знания об окружающем мире , отличать живые объекты природы от не неживых.
- способствовать формированию понятия о взаимосвязи человека и природы.
- расширение знаний об объектах живой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_prirody_1.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»
Технологическая карта
Тема « Разнообразие природы».
Составила: Ярмаметова Анна Игнатьевна.
с. Салемал 2022год
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическая культура», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
«Речевое развитие» - учить свободно, общаться с взрослыми и детьми.
«Познавательное развитие» - расширять представления об окружающем мире.
«Физическая культура» - развивать выразительность движений, снятие мышечного напряжения, смена видов деятельности.
«Социально – коммуникативное развитие» -формировать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь.
Цель:
- систематизация представлений детей о многообразии природы.
Образовательные задачи:
- расширять знания об ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, отличать живые объекты природы от не неживых.
- способствовать формированию понятия о взаимосвязи человека и природы.
- расширение знаний об объектах живой природы.
Развивающие задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость вовлечения в совместную деятельность.
- самостоятельно и при помощи взрослых решать поставленную проблему, аргументировать свои ответы ,развивать целеустремлённость.
- побуждать речевую активность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание оказать помощь.
- формирование навыка сотрудничества, взаимопомощи, инициативности.
- поддержание навыка детей совершать нравственные поступки.
Методы и приемы:
- Словесный: беседа, анализ ситуаций, игра.
- Наглядный: показ, демонстрация, поисково – исследовательский.
- Оздоровительный: игра малой подвижности, игра на звукоподражание.
Предварительная работа:
С детьми: аудиозапись «Звуки природы насекомые», Д/И «Животные нашей планеты», Природные зоны», загадки о природе, чтение рассказов Е.Чарушина «Рассказы о животных», беседа «Берегите природу».
С родителями:
- Консультация «Экологическое воспитание старших дошкольников»
С педагогами:
- изготовление альбомов для рассматривания «Насекомые», «Рыбы», «Живая и неживая природа»
Материалы и оборудование:
- мольберт, магниты, сюжетные картинки на темы «Птицы», «Рыбы», «Насекомые» «Живая и неживая природа», аудиозапись «Птицы», Д/игра «Перевётрыши».
Словарь:
- Активный: живая, неживая, природа, вода, человек.
- Пассивный: объект, пернатые, дубрава, роща.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | ДЕЯЕТЕЛЬНОСТЬ ПЕДГОГА | ПРИМЕЧАНИЯ | ||
Организационный момент. Цель: установление контакта, создание положительной атмосферы. Задачи: 1.заинтересовать и привлечь внимание детей к совместной деятельности. 2.активизировать мыслительную деятельность. 3. поддержать интерес к дальнейшей работе. | ||||
Дети: «Звуки леса, пение птиц, ветер…» Инд. Ответы детей. Дети: «что сделано руками человека» Инд. ответы детей. Дети: «Человек – царь природы» Инд. ответы детей. Дети: «Деревья, птицы. Растут, двигаются, летают, пьют воду» Инд. ответы. Дети «Мел остался мелом Дети: «Вода останется водой» Инд. ответы | -Ребята, закройте глаза… -Что вы услышали? -Как можно назвать это, одним словом? -Природа – это то, что существует независимо от человека.- вода, воздух, птицы…. -а что мы не можем назвать природой? Задание №1.Игра «Природа - не природа» Цель: уточнить представление детей об объектах природы. - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа». -Предлагаю подойти к столу и выбрать по одной картинке, сказать к чему относится: природа или нет -Что «не природа»? Почему? -Посмотрите на объекты ,которые вы отнесли к природе. На какие две группы объектов природы их можно разделить? -Почему это живая природа? -неживая… Задание №2 .Опыт « Мел и вода» Цель: учить анализировать ситуацию, делать выводы. - Я поделю мел на 2 части. Что с ним стало? -Он перестал быть мелом? -А что будет с водой, если я перелью её из одного стакана в другой? -Она перестанет быть водой? -А было бы с бабочкой, если бы мы ее разделили на части? -Я предлагаю вам сегодня поговорить о живой природе…вспомнить объекты живой природы, и надеюсь, что вы что – нибудь узнаете нового.
| Воспитатель привлекает внимание к аудиозаписи. Привлечь внимание к карточкам .(разложены на столе) | ||
Основная часть. Цель: обобщить и систематизировать знания о живой природе и ее объектах Задачи: 1.активизировать память, воображение, внимание, образное мышление. 2.разивать познавательный интерес. 3 обогащать словарный запас. Методы: речевая игра, беседа, рассматривание, игра малой подвижности, анализ ситуаций. | ||||
Инд. ответы. Дети» Животных, растения, насекомые, грибы…» Дети: «березняк, или березовая роща -Сосновый Бор - Ельник -Дубрава Дети: Смешанный лес, там растут разные виды деревьев Дети: «Деревья» Дети» Кустарники» Инд ответы. Дети «Травы, цветы» Инд. ответы. Дети: «Гнезда для птиц, убежища для насекомых и животных, красоты природы…» Дети: Пернатые» Инд .ответы. Инд. ответы. Дети» В реке, море, океане» Инд. ответы. Дети» Чтобы рыбы дышали» Инд. ответы -заяц -дятел -верблюд -Волк -слон -кенгуру -зебра -страус, пингвин Инд. ответы детей Какие знаки вы собрали. -Нельзя разорять гнезда птиц и муравейники. -Нельзя вырывать растения с корнем -Нельзя шуметь в лесу -Нельзя давить грибы ногами -Нельзя бить стекло За собой нужно убрать или закопать мусор -Не рвать редкие растения -Разжигать костры в неположенном месте -Не ломать ветви деревьев. | -Ребята, а где можно увидеть разнообразие живой природы? -Что можно увидеть в лесу? _Да, когда приезжаешь в лес, то первое, что мы видим это могучие деревья. -Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки? -Какие деревья знаете? - Как называется место, где растут только берёзы? -Сосны вышли на бугор Лес такой – сосновый -А где растут ели? - Дуб налево, дуб направо, Это что у нас? - Ребята, а ещё какой бывает лес? - Какие деревья растут в смешанном лесу? (Лиственные и хвойные). - Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям? Назовите кустарники. - Как называются небольшие растения с мягкими стебельками. -Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? -Что их держит? -Зачем для растений необходим корень? -Что необходимо для роста растений? -Какую пользу приносят деревья, кустарники цветы? -Вы знаете уже, что деревья Задание №3. Игра «Угадай, чей голос» Цель: уметь определять на слух пение птиц, называть ёё. -А как можно назвать птиц по-другому? -какие перелетные? -Кочующие -Оседлые? -Чем хищные по внешнему виду отличаются от насекомоядных? -Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей! - А почему сороку назвали сорокой? - А как насекомые издают звуки. Давайте вспомним Задание№4. Игра «Как издают звуки животные» Цель: обобщить знания о насекомых. -Жук –бьёт крыльями о брюшко -Комар- есть жужжальца на лапках и они колебаюся во время полета -Пчела, - чем больше она набрала нектара, тем громче жужжание -Бабочка - удар ребром крыла о грудь -А теперь вопросы на смекалку -Представьте, что исчезнут насекомые. Что произойдет?- -А без вода человек не может жить, как и какой объект природы, который живет в Далее.. птицы.. деревья…животные..ручьи..реки..моря и океаны. ..Не будет воды…будет пустыня. Погибнет человек воде…? -где можно увидеть рыб? -Какие речные? -Морские? -А зачем зимой прорубают проруби? -Что нужно рыбам для жизни? -А теперь ответим на вопросы, но прежде чем отвечать.. подумайте Задание №5 .Игра малой подвижности» Отгадай животное» Цель: развитие слухового внимания, памяти. 1. У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? 2 Какую птицу называют “лесным доктором? . 3 Какое животное называют “кораблём пустыни” 4.Какое животное любит выть на луну? 5.Животное с самыми большими ушами? 6. Какое животное носит своего малыша в сумке? 7.какое животное одето в тельняшку? 8.Какие птицы не умеют летать? -О каком объекте природы мы ответили на вопросы? -Ребята, скоро лето.. природа проснётся ото сна, И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках, в лесу. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их. Задание№ 6 Дидактическая игра «Перевертыши» Цель: развитие зрительной памяти, внимания, обогащение словаря. | Работа на стульях, привлечь внимание к плакату. Показ демонстрационного материала. Привлечь внимание к аудиозаписи и изображениям птиц. Одновременно дети показывают картинки птиц. Работа около доски «Зкологическая цепочка» Работа в кругу на ковре. Воспитатель передает шар детям. Индивидуальная работа за столами. | ||
Заключительная часть. Цель: активизировать словарный запас, обобщение полученных знаний. | ||||
Инд. ответы Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя. Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей. Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные. Лес, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы. Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают. Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом. Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением. Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом. Лес, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы. Лес, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные. | -Для того, чтобы нас радовала природа и лес своей красотой нужно очень много времени. Давайте представим, что мы превратились в волшебников, и каждый из вас должен подарить ей подарок. Задание№7 Дидактическая игра «Если бы я был волшебником Цель: развитие воображения, активизация словаря.
-Ребята, я вам предлагаю стать волшебниками, чтобы Вы за хотели подарить лесу. Давайте пофантазируем. -Ребята, что вам было сегодня легко в нашей работе? -В чем испытывали затруднения? -О чем хотите узнать? -Спасибо за работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательным областям "Познавательное развитие" (ФЦКМ) и "Художественно-эстетическое развитие" (Рисование) на тему: "Осенний пейзаж" в подготовительной к школе группе
Конспект знакомит с методикой проведения интегрированного занятия. Через ознакомление детей с картиной И.Левитана "Золотая осень" у детей формируется эстетически-нравственное отношение к при...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ) в подготовительной к школе группе.
НОД по ФЦКМ "Путешествие в прошлое войны". Познавательное занятие к 75-летию Великой Отечественной Войны....
Конспект ОДД (итоговое) По образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ) Тема : «Разнообразие природы»» (старшая группа)
систематизация представлений детей о многообразии природы....
Занятие по познавательному развитию ФЦКМ "Что такое космос?" для старшей группы. Лексическая тема недели "Космос".
Занятие проведено на основе презентации "История космонавтики", адаптированной для детей 5-6 лет. Использовались словесные, дидактические, пальчиковые игры; конструирование из геометри...
Конспект по познавательному развитию ФЦКМ «Вода и ее обитатели» старшая группа
Познакомить детей с многообразием подводного мира....
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Взаимосвязь в природе» (старше – подготовительная группа) 05.04.2021г.
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Взаимосвязь в природе»(старше – подготовительная группа)Воспитатель: Ионцева Е.Н.05.04.21...