Взаимосвязь географии и экологии.
учебно-методический материал по окружающему миру
Взаимосвязь географии и экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_geografii_i_ekologii.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Давайте установим взаимосвязь двух наук:
география и экология.
География – это слово в переводе с греческого означает «землеописание». Слово «экология» происходит от двух греческих слов и переводится, как «дом» и «наука», то есть наука о доме. А дом для человека чаще всего – это стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – океаны, моря, реки, озера. Значит у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – наша планета Земля. А жить вместе в одном доме очень разным существам очень непросто. Тут и поссориться можно, и отобрать местечко лучше, а то и просто навредить. А если затеять войну между собой, то недолго и на воздух всему дому взлететь.
Вот наука «экология» и призвана изучить досконально во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей большой «коммунальной квартиры» не только уживаются, но и взаимодействуют друг на друга. Ведь, например, выруби лес – высохнет лесная речка, звери без питья пропадут, испортится земля и даже воздух, поскольку лес является источником кислорода. Или, скажем, наоборот, погонит ветер от заводов воздух, испорченный ядовитыми примесями, на лес, и лес погибнет, а дальше – всё опять по той же скверной цепочке. Педагоги знакомят детей с ошибками человечества на примере разных стран: Канада (история с бобрами), Китай (история с воробьями), Англия (история с пшеницей и мышами).
Природа требует бережного к ней отношения и за нее ответственны не только ученые, для которых заповедник является лабораторией, а также и все наблюдатели этой красоты. Отношение человека к природе считается одним из показателей уровня развития личности, критерием человечности. Человек должен чувствовать и осознавать себя частью природы. Эти связи с природой должны постоянно жить в его сознании, в его отношении к окружающей среде. И от того, как взрослые (родители, воспитатели, учителя) научат детей относиться к этой среде, зависит их здоровье и будущее в целом.
Для жителей нашей планеты уже стало обычным ежегодно 22 апреля отмечать Всемирный День Земли. Вместе с родителями дети участвуют в экологическом десанте «Украсим землю деревьями и цветами» - высаживают деревья, цветы, а потом ухаживают за ними.
При ознакомлении с родным краем, нужно детей ознакомить с картой своей страны, области, найти свой район, свой город. Для того, чтобы найти свою улицу и свой дом, нужна карта города. Так дети получают представление о нескольких видах карт.
Интересный прием при ознакомлении с географией – предлагать детям рассказывать о своих путешествиях в другие города и страны, что они так видели интересного, что их поразило больше всего, какие сувениры привезли оттуда, показать детям фотографии памятных мест. Дети заново переживают эмоции от путешествия, учатся рассказывать о них своим товарищам.
География – одна из самых интересных для детей область знаний. Любой ребенок проявляет интерес к устройству окружающего мира, его волнуют путешествия в дальние страны, интересны люди и животные, которые там живут. Дети задают множество вопросов о том, почему так называются моря и океаны, почему бывают землетрясения и извергаются вулканы, почему вода в море соленая, что находится на дне моря и океана, могут ли дельфины разговаривать с человеком и многое другое.
Детям легко запомнить, что синим цветом на карте и глобусе обозначаются реки, озера, моря, океаны. Знакомство детей с водными ресурсами планеты можно начать с «цветных морей». Им интересно будет узнать, что на нашей планете есть Черное, Белое, Красное и Желтое море. Отыскали их на карте и совершили путешествие, чтобы узнать, почему они получили такое название.
Желтое море имеет желтый оттенок. Название дано по цвету воды, вызванному наносами китайских рек и в меньшей степени пыльными бурями. Весной жёлтые пыльные бури бывают настолько сильны, что судам приходится прекращать движение.
В Красном море обитают красные водоросли. В тот период, когда водоросли быстро растут, кажется, что вода окрашивается в красный цвет.
Белое море действительно имеет почти белый цвет воды.
Черное море прозвали так из-за его неспокойного нрава и черного цвета воды во время сильных штормов. Выяснили особенности названия, теперь можно изучить, какие страны окружают эти моря, какие люди там живут, чем они занимаются? Очень хорошо оформить свои впечатления в виде рисунка. Такие путешествия не только расширят географические знания, но и тренируют мышление, память, развивают фантазию.
Почему имеет такое название Средиземное море, дети могут догадаться сами, если внимательно рассмотрят карту, где оно расположено.
Не вызовет затруднения объяснение, почему имеют такие название Японское море, Южно-Китайское море. А вот о происхождении названия
Мертвого моря придется подумать и поискать ответ вместе со взрослыми в энциклопедии или интернете.
Кроме занятий, игр, где еще можно изучать науку о Земле? Конечно, на прогулке. Просто обращаем внимание детей на окружающий мир и рассказываем. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется, какие растения на нем растут. Какие растения растут на песке? Что лучше для растений: чернозем, песок или глина? Чем они отличаются по своим свойствам? На прогулку можно взять с собой компас – необходимый прибор для путешественника.
Это отличный повод познакомить детей с частями света. Дети должны знать, что утром солнце восходит на Востоке, а вечером садится с другой стороны – на Западе. Может ли солнце запутаться и взойти на Западе? Дети должны иметь представление, что такое невозможно, потому что Земля вращается всегда только в одну сторону. На прогулке каждого ребенка нужно научить пользоваться компасом. Красная стрелочка указывает на Север. Если ребенок стоит лицом к Северу, то сзади у него Юг, слева – Запад, справа – Восток.
Очень интересно с детьми на прогулке проходит игра «Найди клад». Заранее рисуется карта-план, на которой условными обозначениями наносятся постройки, деревья, пенек, спортивное оборудование и прочее. Дети участвуют в обсуждении и потом с интересом ищут тайник, указанный на карте. Такая игра не только расширяет географические знания, но и тренирует пространственное мышление детей.
Для детей с их развитой фантазией и бурным воображением географическим приключением может стать любое незначительное на наш взгляд событие. А ведь можно отправиться на поиски полюсов. Дети узнают, что у Земли есть два полюса: Северный и Южный. Здесь очень пригодится глобус, чтобы на модели Земного шара ребенок увидел, что полюса противоположны. Верхний полюс - Северный, а нижний — Южный. Интересно будет узнать, что на полюса солнечного тепла попадает меньше, чем на другие континенты, поэтому здесь находятся самые холодные места на Земле: Арктика и Антарктида. Детям даются понятия «полярный день», «полярная ночь», «айсберг», дети знакомятся с животным миром, с природными условиями. Постепенно дети знакомятся со всеми материками.
Детей можно познакомить с таким понятием, как «экватор». Он окружает нашу Землю, как поясом. Это то место на Земле, где всегда жарко, потому что солнечных лучей попадает больше всего, чем на другие места Земли. Детям интересно будет узнать, что зимы на экваторе не бывает. Дети знакомятся жаркими экваториальными странами и их жителями, с пустынями, джунглями, с животными миром.
Дети очень любят сказки, поэтому им интересна будет тема сокровищ Земли. Неужели мы можем увидеть сами эти сокровища? Самое удивительное, что сокровища рядом с нами! Это – полезные ископаемые.
Ископаемые так называются, потому что их нужно искать и выкапывать из земли, а полезными называются так потому, что несут в себе огромную пользу для всех людей. Какие полезные ископаемые окружают нас? Мама готовит еду на природном газе. Это природное ископаемое. Приготовление еды невозможно без соли, соль – тоже полезное ископаемое, её добывают в соляных шахтах. Посуду, из которой мы едим, делают из глины, стекло делают из песка. У кого в доме печное отопление, те люди пользуются каменным углем. Памятники в скверах и парках сделаны из мрамора и гранита. Все это полезные ископаемые. Мел, которым пишут в школе на доске и которым дети рисуют на асфальте, тоже полезное ископаемое – мел. Любимое занятие многих детей – рисование. Значит рядом с нами тоже полезное ископаемое – графит, из которого сделан грифель карандаша. Детям будет очень интересно узнать, что есть еще полезные ископаемые, из которых делают дорогие украшения. Из алмазов делают бриллианты, из драгоценных камней (рубин, опал, сапфир, изумруд). С интересом дети знакомятся с фотографиями этих камней, а так же узнают, что эти камни стоят дорого, потому что встречаются редко и работа с ними очень кропотливая, требует знаний, умений.
Тема ознакомления с географией очень обширная, но сколько бы ребенок ни получал теоретических знаний, путешествия детей вместе со своей семьей – это самое лучшее изучение географии. Очень хорошо, когда дети рассказывают своим сверстникам о своих поездках, о том, что они видели интересного, показывают фотографии тех мест, где они бывали.
Путешествия детей с родителями расширяют кругозор, вносят разнообразие в представление о мире. Педагогам важно научить ребенка видеть это разнообразие, понимать причину различия разных природных зон в зависимости от географического расположения городов, стран. Почему, когда в городах, расположенных севернее нашего города, идет снег, а у нас продолжается довольно теплая осень? Почему в Африке не носят зимние сапоги и шубы? Довольно простые вопросы для взрослых. Для того, чтобы ответил на них ребенок, ему необходимо владеть информацией, уметь делать умозаключения. И этому мы их должны научить.
В раннем детстве у детей формируется способность воспринимать новые впечатления, желательно, чтобы они были яркие, интересные. В дальнейшем развивается любознательность, желание самому находить интересное в окружающем нас мире. И не обязательно совершать только дальние путешествия, это не все родители могут себе позволить. Даже поездки в окрестностях родного города, района, области дадут возможность детям лучше понять устройство нашей Земли (моря, степи, горы, леса, равнины, холмы, овраги и т.п.). Дети учатся наблюдать и делать выводы из увиденного. Для изучения географии детьми дошкольного возраста нужно использовать различный материал, который имеется в познавательной и художественной литературе, в настольных играх географического характера, в видеороликах, в загадках географического характера, в раскрасках картинок городов разных стран. Ознакомление с географией начинается с родной улицы, города и заканчивая огромными материками и океанами.
Исходя из всего сказанного, воспитатель может построить свою работу, образовательный процесс на основе игровой, исследовательской деятельности, объединяя все возможные формы активизации познания и творчества детей. И работа эта увлечет детей только тогда, когда сам воспитатель вложит в неё душу, найдет такой интересный материал, который не сможет оставить равнодушным пытливый ум ребенка.
Изучая географию, мы учим дружбе всех народов Земли!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект о взаимосвязи музыки и экологии в жизни и работе ДОУ "Звуки вокруг нас"
Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее... ...
Взаимосвязь экологии с художественной литературой.
В своей статье хочу показать важность художественной литературы в экологическом воспитании детей....
География и экология для дошкольника, как путь познания окружающего мира через игровую, развивающую деятельность.
Формировать у дошкольника представления о единстве окружающего пространства, развивать познавательный интерес, любовь к природе, желание сохранить красоту нашей яркой планеты, а также воспитывать экол...
Сообщение на тему «Взаимосвязь логопедии и экологии»
Сообщение на педагогическом совете о взаимодействии в работе логопеда и воспитателя, и чем связаны между собой экология и логопедия....
Взаимосвязь двух наук: экология и география для детей.
Статья на тему "Взаимосвязь двух наук: экология и география для детей", в которой описывается влияние изучения географии и экологии для детей дошкольного возраста....
Нескучная география или география по Монтессори
Монтессори педагогика...