Взаимосвязь экологии с художественной литературой.
статья по окружающему миру по теме

Кудряшова Любовь Валерьевна

В своей статье хочу показать важность художественной литературы в экологическом воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад села Бобровка Красноармейского района

 Саратовской области»

ДОКЛАД

на тему:

«Взаимосвязь экологии с художественной  литературой»

                                          Воспитатель:

Кудряшова Любовь Валерьевна

2017 г

         

        «Взаимосвязь экологии с художественной  литературой»

          Проблемы экологического воспитания волнуют многих.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат.

Природа - это чудо, великолепие. Она научит детей образному мышлению, наблюдательности, разовьет внимание, творчество, умение быть добрыми и ласковыми. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы - взрослые должны только помочь ребенку.

В настоящее время, остро стоит вопрос экологического воспитания подрастающего поколения. Это связано с тем фактором, что человечество стоит перед лицом экологической катастрофы, причиной которой послужило плохое отношение людей к окружающему миру.

В детском саду  ведется углубленная работа по экологическому воспитанию, используются разные сферы деятельности детей: наблюдение, изобразительная деятельность, фольклор, музыка, экологический кружок.  "Самое прекрасное, что мы можем испытать - это ощущение тайны". (Альберт Эйнштейн)

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру.  Мы попробовали  в своей группе использовать художественную литературу и наблюдения для экологического воспитания детей.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который  читается  или рассказывается детям, а дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтому прежде всего следует подбирать книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое, в жизни, искусстве, литературе.

Именно эти психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют сделать процесс экологического воспитания с использованием художественной литературы эффективным и действенным.

Художественные произведения – это неисчерпаемый источник описания природы. Детей привлекают легкие стихи и песни о временах года, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, потешки, отражающие различные природные явления. Детям интересны сказки  о животных.

Художественные произведения о природе вызывают самые яркие эмоциональные впечатления дошкольников от восприятия природных объектов, глубоко воздействуют на чувства детей. Без художественной литературы не обходится ни одно занятие, особенно занятия по ознакомлению детей с  миром природы, это способствует обогащению, развитию речи, формированию умения образно мыслить, развивать интерес к природе.

Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, глубже чувствовать ее красоту. Прослушав рассказ, стихотворение, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, ко всему, что живет вокруг них.

При работе на занятиях необходимо предлагать детям разнообразные задания: рассказать о том, что шепчет дерево, каким они видят лето, зиму, осень, весну. Дети фантазируют, составляют небольшие рассказы, не похожие на рассказы других детей. Это способствует развитию мыслительных процессов, коммуникабельности. В содержание бесед о литературных произведениях, следует включать вопросы, с помощью которых предсказывается возможное поведение ребенка в подобных ситуациях: «Как бы ты поступил, если бы увидел котенка, попавшего в беду?». Дети, хоть мысленно, но способны противостоять плохому, и в этом ценность их рассуждений.

Прежде, чем учить с детьми стихотворение Сергея Есенина "Белая береза", несколько раз на прогулке подойдите к березке, рассмотрите ее, сравните несколько берез и вы  увидете, что нет ни одной одинаковой белоствольной красавицы - все они разные. Каждая березка по своему прекрасна.

Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер" в первый раз можно прочитать детям, когда они будут стоять у окна (вечером). Предложите сравнить слова в стихотворении с реальной жизнью, увидеть зимний вечер, сердцем почувствовать с какой трогательной нежностью и заботой поэт обращается к старушке няне. Также подберите несколько иллюстраций с зимним вечером, рассмотрите их с детьми. Вспомните, что после метели вы наблюдали на участке высокие белоснежные сугробы. Но каким бы белым снег ни был, все равно, если его нагреть, он растает (доказали наблюдения) и получится грязная вода, потому что снег, падая, собирает в воздухе всю пыль.

А вот другое стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро" - полная противоположность первому. Созвучие красок, прекрасных слов, как будто манит человека на простор. Дождитесь ясного морозного дня, и в этот день прочитайте детям все стихотворение. Знакомя детей с любым произведением, старайтесь показать не только красочность, но предлагайте подумать, как же сохранить такую красоту, чем мы можем помочь взрослым, и дети наперебой расскажут о том, как они подвязывали к деревцу ветку, как помогали жучку выбраться с дороги на травку, как спасали воробья от кошки, прогнав ее.

Осенью сходите с экскурсией в парк, полюбуйтесь его красотой. А потом предложите детям отправиться на прогулку в воображаемый осенний лес при помощи волшебных слов:

        Раз, два, три, ветка клена, помоги

        Оказаться нам в лесу,

        Где раскрасила листву

        В цвет багряный, золотой

        Осень с желтою косой!

И вот дети в "сказочном лесу". Они описывают деревья с пожелтевшими листьями на ветках, пожелтевшую траву и т.д. Предлагайте детям подумать, почему листва кажется на солнце золотой. И оказывается - это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и будто дарит им свое золотое тепло, отчего листва  становится золотой. И тут же прочитала детям стихотворение Ф.Тютчева "Осень".

        Есть в осени первоначальной

        короткая, но дивная пора -

        Весь день стоит как бы хрустальный

        И лучезарны вечера ...

И дети с желанием выучат это стихотворение. А Вы расскажите детям, что в природе все живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Человек - это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить ее, и только тогда и цветы на лугах, и деревья, и птицы, и животные будут раскрывать человеку свои тайны. А чтобы научиться любить природу, надо много наблюдать. Предложите детям задумать желание, связанное с природой. Трудно, но интересно. И прочтите детям стихотворение Т.Собакина "Желание".

        Мне хочется в поле пожить

        Красивой ромашкой

        И хочется крепко дружить

        Со слабой букашкой.

        И чтобы друзей не менять,

        Услышав мычание.

        И чтобы корова меня

        Не съела нечаянно.

 

Летом понаблюдайте за радугой. Дети усвоили ее основные цвета. А чтобы продлить интерес детей к этому прекрасному явлению в природе, предложите детям представить себе на минуту, что вдруг мир, окружающий нас, потерял свое разноцветье и окрасился в серый скучный цвет. Какое бы тогда было у всех настроение? (грустное, унылое). Пригласите детей в царство Цвета, но чтобы туда попасть, надо перечислить все цвета радуги и произнести слова:

        Царица радуга, впусти

        Нас в свой волшебный мир,

        Свои лучи нам подари,

        О них нам расскажи!

И как бы попали с детьми в воображаемый дворец, где живет царица Радуга. Обратите внимание детей на то, что все радужные дуги имеют форму полукруга и не одинаковую длину. Что радугу в древности называли - мостом между небом и землей. Предложила детям расположиться поудобнее и прочитала им сказку "Человек - радуга". А у детей еще надолго сохранился интерес к "необычной радуге".

      Таким образом, художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экологическую культуру человека.

Литература

  1. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.
  2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
  3.  Новикова С.Н. «Организация экологического  воспитания дошкольников». – М.: 2004.
  4. Тимченко Т.А. «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь театрализованной деятельности и художественной литературы

В детском  саду мы, воспитатели,  знакомим детей  с лучшими произведениями художественной литературы   и на этой основе решаем целый комплекс взаимосвязанных задач нравственно...

Конспект интегрированного занятия по экологии и художественной литературе в подготовительной группе на тему «Лис и мышонок»

Расширить кругозор и представления детей о подготовке лесных жителей к зиме, узнать, что поможет хищникам (лисе) добывать пищу в зимнее время, где найдут еду травоядные (мышь)....

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РАЗВИВИТИЕМ РЕЧИ/

Проблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.Общеизв...

Конспект интегрированного занятия по экологии и художественной литературе в подготовительной группе на тему «Лис и мышонок»

Конспект интегрированного занятия по экологии и художественной литературе в подготовительной группе на тему «Лис и мышонок» модель : учебно - познавательнаяФорма форма проведения: бес...

Презентация для интегрированного занятия по экологии и художественной литературе в подготовительной группе на тему " Лис и мышонок"

Презентация для интегрированного занятия по экологии и художественной литературе в подготовительной группе на тему " Лис и Мышонок"...

картотека художественной литературы по экологии

Экологические сказки о растениях...

Статья "Взаимосвязь изобразительной деятельности и детской художественной литературы"

Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется большое вни...