Сообщение на тему «Взаимосвязь логопедии и экологии»
консультация по логопедии
Сообщение на педагогическом совете о взаимодействии в работе логопеда и воспитателя, и чем связаны между собой экология и логопедия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_logopedii_i_ekologii.pptx | 2.01 МБ |
prilozhenie_1.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой.
Коррекционная работа Взаимосвязь областей
Познаём окружающий мир
Компоненты речевого развития Фонематические процессы Звуковая сторона речи Словарный состав речи Грамматика речи Связная речь
Фонематические процессы
Звуковая сторона речи Артикуляционная гимнастика Развитие дыхания Постановка звука Автоматизация звука
Артикуляционная гимнастика: «Лесная» В лес пойдём с тобой гулять Грибы будем собирать - упражнение «Грибок» Вот широкая тропинка, рядом с ней растёт калинка - упражнение «Лопаточка» А это узкая дорожка, пробежим по ней немножко - упражнение «Иголочка» В речке квакают лягушки, улыбнулись нам подружки - упражнение «Улыбка» На кочках в ряд они сидят - упражнение «Горка» И за комариком следят - упражнение «Качели» Зайка скачет по тропинке - упражнение «Кролик» Мишка лопает малинку - упражнение «Сытый хомячок» В своём дупле без спешки Белка щёлкает орешки - упражнение «Орешек» В речке плещутся рыбёшки, ожидая вкусной крошки - упражнение «Рыбки разговаривают» За ними лисичка наблюдает, быстро хвостиком виляет - упражнение «Часики» В речку лапку опускает, поймать их она мечтает - упражнение «Чашечка» А на высоком дубу дятел долбит кору - упражнение «Дятел» Оглянуться не успели, минуты быстро пролетели, В лесу весело гулять, но пора и меру знать. Чтобы хитрая сестрица, эта рыжая лисица Грибы наши не украла и в кусты не убежала - упражнение «Вкусное варенье» Путешествию конец! А ты – молодец!
Развитие дыхания Упражнение «Накорми животных»
Постановка по подражанию Звук [С] Звук [З]
Автоматизация (чистоговорки, скороговорки, стихи)
Словарный состав речи Лексические темы Наша группа, Наш детский сад Игрушки Фрукты Овощи Фрукты-овощи Деревья. Листья Грибы Осень Домашние животные Детёныши домашних животных Дикие животные Детёныши диких животных Домашние птицы Птенцы домашних птиц Одежда Зима Новогодний праздник. Новогодняя ёлка и ёлочные игрушки Обувь, головные уборы Моя семья Наше тело. Наше лицо. Гигиена Посуда Продукты 23 февраля – День Защитника отечества Мамин праздник Дом и его части Мебель Весна-красна Птицы Транспорт 12 апреля – День космонавтики Профессии Инструменты Шестиногие малыши (насекомые) Цветы Скоро лето: признаки, летние забавы
Грамматика речи (словообразование (образование слова на базе однокоренного слова), морфология (грамматические свойства слова и его формы), синтаксис (словосочетания и построение предложения)). Воспитатель Логопед
Связная речь Описательные рассказы; Рассказы по сюжетной картине (серии картин); Пересказы текстов; Творческие рассказы.
Художественная литература
Пальчиковые гимнастики, физминутки
Вывод П ознание окружающего мира = Развитие речи
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Сообщение на педагогическом совете на тему
«Взаимосвязь логопедии и экологии»
Слайд 2. Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы.
Экология, как часть образовательные области «Познание», и коррекционная работа по развитию речи, на первый взгляд две разные области развития в образовательной дошкольной программе.
Слайд 3. Но, мы знаем, что все области переплетаются между собой. А в работе с детьми с ОВЗ коррекционная составляющая находится в центре и должна красной нитью проходить по всем областям.
Чем же связаны между собой экология и логопедия?
Слайд 4. С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него. Он ещё не умеет ходить, сидеть, не имеет зубов, а уже удивляется, восхищается, радуется. В дальнейшем, когда ребёнок овладевает системой родного языка, природа побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. То есть, на основе формирования представлений об окружающем мире активизируется речевая деятельность детей, накопление ими словарного запаса.
А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».
Слайд 5. Коротко о компонентах речи:
1. Фонематические процессы.
2. Звуковая (произносительная) сторона речи.
3. Лексика (словарный запас).
4. Грамматика (словообразование (образование слова на базе однокоренного слова), морфология (грамматические свойства слова и его формы), синтаксис (словосочетания и построение предложения)).
5. Связная речь.
Где же соприкасаются эти компоненты с экологией?
Слайд 6. 1 компонент: Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух (тонкий слух, способный различать и узнавать в потоке речи фонемы родного языка), фонематическое восприятие (способность воспринимать звуковой состав слова.).
Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха.
Поэтому, начинать эту работу нужно на материале неречевых звуков: это шум дождя за окном, шелест листвы, жужжание шмеля, писк комара и другие звуки природы. Существуют дидактические игры «Узнай, чья песенка?», «Что это звучит?» - в которых предлагается узнать на слух кто, как разговаривает из зверей, или узнать звуки природы. Для различения звуков речи можно поиграть в игру «Эхо» - отраженно повторить звуки за логопедом.
Слайд 7. 2 компонент: Звуковая сторона речи
Работа над звуковой стороной речи включает в себя:
- Артикуляционная гимнастика;
- Развитие дыхания;
- Постановка звука;
- Автоматизация звука;
На каждой составляющей остановимся отдельно.
Слайд 8. Для проведения артикуляционной гимнастики можно использовать как отдельные упражнения на тему природы типа упражнения «Грибок», «Лошадка», «Киска сердится», «Дятел», так и целые комплексы артикуляционных гимнастик, например, «Лесная».
В лес пойдём с тобой гулять
Грибы будем собирать - упражнение «Грибок»
Вот широкая тропинка, рядом с ней растёт калинка - упражнение «Лопаточка»
А это узкая дорожка, пробежим по ней немножко - упражнение «Иголочка»
В речке квакают лягушки, улыбнулись нам подружки - упражнение «Улыбка»
На кочках в ряд они сидят - упражнение «Горка»
И за комариком следят - упражнение «Качели»
Зайка скачет по тропинке - упражнение «Кролик»
Мишка лопает малинку - упражнение «Сытый хомячок»
В своём дупле без спешки Белка щёлкает орешки - упражнение «Орешек»
В речке плещутся рыбёшки, ожидая вкусной крошки - упражнение «Рыбки разговаривают»
За ними лисичка наблюдает, быстро хвостиком виляет - упражнение «Часики»
В речку лапку опускает, поймать их она мечтает - упражнение «Чашечка»
А на высоком дубу дятел долбит кору - упражнение «Дятел»
Оглянуться не успели, минуты быстро пролетели,
В лесу весело гулять, но пора и меру знать.
Чтобы хитрая сестрица, эта рыжая лисица
Грибы наши не украла и в кусты не убежала
- упражнение «Вкусное варенье»
Путешествию конец! А ты – молодец!
С сайта https://videouroki.net/razrabotki/avtorskaia-artikuliatsionnaia-ghimnastika-liesnaia.html Автор: Брызгалова Н.А.
Слайд 9. Для развития дыхания существует много упражнений-имитаций «Подуй как ветерок», «Подуй на снежинку», «Накорми животных».
Слайд 10. Существуют разные способы постановки звука: по подражанию, с механической помощью (зонды, вспомогательные приспособления: шпатели, ложки, соски, палец). Так вот, именно при способе «по подражанию», можно использовать образы из природы. Как мы знаем, у детей достаточно хорошо развито подражание. Чтобы вызвать у ребёнка отсутствующий звук, надо сначала обратить внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Например, ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и пропеть песенку водички, ветерка [с-с-с] (или фырканье ежика – фффссс). Здесь широко используются картинки-символы Фомичёвой М.Ф., символы звуков З.Е. Агранович
Слайд 11. Автоматизация звуков
Для введения нового звука в свободную речь ребёнка эффективно используются образы природы, как и при отработке изолированного звука «Помоги жуку доползти до гриба», так и при автоматизации звука в словах, предложениях в многочисленных чистоговорках, скороговорках, стихах, рассказах, текстах для пересказов с интересным экологическим содержанием.
Слайд 12. 3 компонент: Словарный запас ребёнка формируется за счёт обогащения словаря новыми лексическими единицами. Здесь я привела в пример лексические темы за год по среднему возрасту. Из 37 тем половина (18) связанная с живой и неживой природой, животным и растительным миром. Но развивать словарь нужно не только на занятиях, но и в других видах деятельности: беседы, наблюдения, знакомство с художественной литературой, игры, специальные словесные игры, и даже в режимных моментах.
Слайд 13. 4 компонент: Грамматика речи
У воспитателя задача стоит образовательная – научить ребёнка отличать один лист дерева от другого, то у логопеда задача – научить образовывать новые слова (лист берёзы – берёзовый…), научить правильно согласовывать слова (один берёзовый лист, два … пять…), учить правильно употреблять предлоги (медведь спит В берлоге, рыбы живут В море и т.п.), научить обобщать предметы (это домашние животные, а это домашние птицы…), игра «Кого не стало» - отрабатываем Р.п. сущ (перелётные птицы улетели не юг, поэтому не стало аиста, грача, скворца…)
Для развития и закрепления грамматического строя речи у дошкольников используются различные дидактические эколого-речевые игры:
• «Кто где живёт?»
• «Когда это бывает?»
• «Чей хвост?»
Получается, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях.
Слайд 14. 5 компонент: Связная речь
Существует несколько направлений работы в коррекционных детских садах, направленных на развитие связной речи. Все они также могут иметь экологическую направленность:
- описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Яблоко», «Пришла весна», «Первоцветы»), на сравнение разных предметов («Корова и кошка»), о времени года («Мое любимое время года»);
- составление рассказов по сюжетной картине («В уголке природы»), серии сюжетных картин («Как помочь птицам зимой»);
- пересказы художественных текстов («Капустный листок» Л. Яхнин);
- составление творческих рассказов на экологические темы («Встреча на лесной опушке»)
Слайд 15. Кроме того, для развития речи педагоги используют художественно-литературный материал: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.
Слайд 16. А также, для предупреждения утомления детей, необходимым элементом любой образовательной деятельности является кратковременный активный отдых, который может быть представлен в виде пальчиковых гимнастик, разминок, физминуток экологического содержания.
Слайд 17. Вывод:
Таким образом, окружающий мир дает обильный материал, который используется для расширения мира детских восприятий и развития их словаря. Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет эффективно осуществлять коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на совете педагогов на тему:"Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи"
Материал о взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя....
Сообщение на педсовете" Взаимосвязь работы учителя-логопеда со специалистами ГБДОУ, не имеющем групп компенсирующей направленности"
В данном сообщении предлагаются разнообразные виды совместной деятельности всех специалистов дошкольного учреждения общеразвивающего вида с детьми. Многообразие предложенных методов и приемов в работе...
Консультация на тему "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога"
Консультация на тему "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога"...
Тема: «Взаимосвязь учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР».
1. Реализация практических аспектов моделирования взаимосвязи учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР.2. Оказание информационной и методической поддержки учителям – ло...
Консультация для воспитателей Тема:" Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей"
Тема: "Взаимосвязь учителя-логопеда м воспитателей"...
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"...
Сообщение из опыта работы на тему: "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности ДОО"
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе–это согласованный подход педагогов к общему и речевому воспитанию и развитию детей при организации и...