Сообщение на тему «Взаимосвязь логопедии и экологии»
консультация по логопедии

Шпакова Наталья Юрьевна

Сообщение на педагогическом совете о взаимодействии в работе  логопеда и воспитателя, и чем связаны между собой экология и логопедия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_logopedii_i_ekologii.pptx2.01 МБ
Файл prilozhenie_1.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимосвязь логопедии и экологии Подготовила учитель-логопед Шпакова Н.Ю.

Слайд 2

Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой.

Слайд 3

Коррекционная работа Взаимосвязь областей

Слайд 4

Познаём окружающий мир

Слайд 5

Компоненты речевого развития Фонематические процессы Звуковая сторона речи Словарный состав речи Грамматика речи Связная речь

Слайд 6

Фонематические процессы

Слайд 7

Звуковая сторона речи Артикуляционная гимнастика Развитие дыхания Постановка звука Автоматизация звука

Слайд 8

Артикуляционная гимнастика: «Лесная» В лес пойдём с тобой гулять Грибы будем собирать - упражнение «Грибок» Вот широкая тропинка, рядом с ней растёт калинка - упражнение «Лопаточка» А это узкая дорожка, пробежим по ней немножко - упражнение «Иголочка» В речке квакают лягушки, улыбнулись нам подружки - упражнение «Улыбка» На кочках в ряд они сидят - упражнение «Горка» И за комариком следят - упражнение «Качели» Зайка скачет по тропинке - упражнение «Кролик» Мишка лопает малинку - упражнение «Сытый хомячок» В своём дупле без спешки Белка щёлкает орешки - упражнение «Орешек» В речке плещутся рыбёшки, ожидая вкусной крошки - упражнение «Рыбки разговаривают» За ними лисичка наблюдает, быстро хвостиком виляет - упражнение «Часики» В речку лапку опускает, поймать их она мечтает - упражнение «Чашечка» А на высоком дубу дятел долбит кору - упражнение «Дятел» Оглянуться не успели, минуты быстро пролетели, В лесу весело гулять, но пора и меру знать. Чтобы хитрая сестрица, эта рыжая лисица Грибы наши не украла и в кусты не убежала - упражнение «Вкусное варенье» Путешествию конец! А ты – молодец!

Слайд 9

Развитие дыхания Упражнение «Накорми животных»

Слайд 10

Постановка по подражанию Звук [С] Звук [З]

Слайд 11

Автоматизация (чистоговорки, скороговорки, стихи)

Слайд 12

Словарный состав речи Лексические темы Наша группа, Наш детский сад Игрушки Фрукты Овощи Фрукты-овощи Деревья. Листья Грибы Осень Домашние животные Детёныши домашних животных Дикие животные Детёныши диких животных Домашние птицы Птенцы домашних птиц Одежда Зима Новогодний праздник. Новогодняя ёлка и ёлочные игрушки Обувь, головные уборы Моя семья Наше тело. Наше лицо. Гигиена Посуда Продукты 23 февраля – День Защитника отечества Мамин праздник Дом и его части Мебель Весна-красна Птицы Транспорт 12 апреля – День космонавтики Профессии Инструменты Шестиногие малыши (насекомые) Цветы Скоро лето: признаки, летние забавы

Слайд 13

Грамматика речи (словообразование (образование слова на базе однокоренного слова), морфология (грамматические свойства слова и его формы), синтаксис (словосочетания и построение предложения)). Воспитатель Логопед

Слайд 14

Связная речь Описательные рассказы; Рассказы по сюжетной картине (серии картин); Пересказы текстов; Творческие рассказы.

Слайд 15

Художественная литература

Слайд 16

Пальчиковые гимнастики, физминутки

Слайд 17

Вывод П ознание окружающего мира = Развитие речи

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Сообщение на педагогическом совете на тему

«Взаимосвязь логопедии и экологии»

Слайд 2. Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы.

   Экология, как часть образовательные области «Познание», и коррекционная работа по развитию речи, на первый взгляд две разные области развития в образовательной дошкольной программе.

Слайд 3. Но, мы знаем, что все области переплетаются между собой. А в работе с детьми с ОВЗ коррекционная составляющая находится в центре и должна красной нитью проходить по всем областям.

Чем же связаны между собой экология и логопедия?

Слайд 4. С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него. Он ещё не умеет ходить, сидеть, не имеет зубов, а уже удивляется, восхищается, радуется. В дальнейшем, когда ребёнок овладевает системой родного языка, природа побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.  То есть, на основе формирования представлений об окружающем мире активизируется речевая деятельность детей, накопление ими словарного запаса.

А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».

Слайд 5. Коротко о компонентах речи:

1. Фонематические процессы.

2. Звуковая (произносительная) сторона речи.

3. Лексика (словарный запас).

4. Грамматика (словообразование (образование слова на базе однокоренного слова), морфология (грамматические свойства слова и его формы), синтаксис (словосочетания и построение предложения)).

5. Связная речь.

Где же соприкасаются эти компоненты с экологией?

Слайд 6. 1 компонент: Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух (тонкий слух, способный различать и узнавать в потоке речи фонемы родного языка), фонематическое восприятие (способность воспринимать звуковой состав слова.).

Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха.
Поэтому, начинать эту работу нужно на материале неречевых звуков: это шум дождя за окном, шелест листвы, жужжание шмеля, писк комара и другие звуки природы. Существуют дидактические игры «Узнай, чья песенка?», «Что это звучит?» - в которых предлагается узнать на слух кто, как разговаривает из зверей, или узнать звуки природы. Для различения звуков речи можно поиграть в игру «Эхо» - отраженно повторить звуки за логопедом.  

Слайд 7. 2 компонент: Звуковая сторона речи

Работа над звуковой стороной речи включает в себя:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Развитие дыхания;
  • Постановка звука;
  • Автоматизация звука;

На каждой составляющей остановимся отдельно.

Слайд 8.  Для проведения артикуляционной гимнастики можно использовать как отдельные упражнения на тему природы типа упражнения «Грибок», «Лошадка», «Киска сердится», «Дятел», так и целые комплексы артикуляционных гимнастик, например, «Лесная».

В лес пойдём с тобой гулять

Грибы будем собирать - упражнение «Грибок»

Вот широкая тропинка, рядом с ней растёт калинка - упражнение «Лопаточка»

А это узкая дорожка, пробежим по ней немножко - упражнение «Иголочка»

В речке квакают лягушки, улыбнулись нам подружки - упражнение «Улыбка»

На кочках в ряд они сидят - упражнение «Горка»

И за комариком следят - упражнение «Качели»

Зайка скачет по тропинке - упражнение «Кролик» 

Мишка лопает малинку - упражнение «Сытый хомячок»

В своём дупле без спешки Белка щёлкает орешки - упражнение «Орешек»

В речке плещутся рыбёшки, ожидая вкусной крошки - упражнение «Рыбки разговаривают»

За ними лисичка наблюдает, быстро хвостиком виляет - упражнение «Часики»

В речку лапку опускает, поймать их она мечтает - упражнение «Чашечка»

А на высоком дубу дятел долбит кору - упражнение «Дятел»

Оглянуться не успели, минуты быстро пролетели,

В лесу весело гулять, но пора и меру знать.

Чтобы хитрая сестрица, эта рыжая лисица

Грибы наши не украла и в кусты не убежала

- упражнение «Вкусное варенье»

Путешествию конец! А ты – молодец!

С сайта https://videouroki.net/razrabotki/avtorskaia-artikuliatsionnaia-ghimnastika-liesnaia.html  Автор: Брызгалова Н.А.

Слайд 9.  Для развития дыхания существует много упражнений-имитаций «Подуй как ветерок», «Подуй на снежинку», «Накорми животных».

Слайд 10.  Существуют разные способы постановки звука: по подражанию, с механической помощью (зонды, вспомогательные приспособления: шпатели, ложки, соски, палец). Так вот, именно при способе «по подражанию», можно использовать образы из природы. Как мы знаем, у детей достаточно хорошо развито подражание. Чтобы вызвать у ребёнка отсутствующий звук, надо сначала обратить внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Например, ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и пропеть песенку водички, ветерка [с-с-с] (или фырканье ежика – фффссс). Здесь широко используются картинки-символы Фомичёвой М.Ф., символы звуков З.Е. Агранович

Слайд 11. Автоматизация звуков

Для введения нового звука в свободную речь ребёнка эффективно используются образы природы, как и при отработке изолированного звука «Помоги жуку доползти до гриба», так и при автоматизации звука в словах, предложениях в многочисленных чистоговорках, скороговорках, стихах, рассказах, текстах для пересказов с интересным экологическим содержанием.

Слайд 12. 3 компонент: Словарный запас ребёнка формируется за счёт обогащения словаря новыми лексическими единицами. Здесь я привела в пример лексические темы за год по среднему возрасту. Из 37 тем половина (18) связанная с живой и неживой природой, животным и растительным миром. Но развивать словарь нужно не только на занятиях, но и в других видах деятельности: беседы, наблюдения, знакомство с художественной литературой, игры, специальные словесные игры, и даже в режимных моментах.

Слайд 13. 4 компонент: Грамматика речи

У воспитателя задача стоит образовательная – научить ребёнка отличать один лист дерева от другого, то у логопеда задача – научить образовывать новые слова (лист берёзы – берёзовый…), научить правильно согласовывать слова (один берёзовый лист, два …    пять…), учить правильно употреблять предлоги (медведь спит В берлоге, рыбы живут В море и т.п.), научить обобщать предметы (это домашние животные, а это домашние птицы…), игра «Кого не стало» - отрабатываем Р.п. сущ (перелётные птицы улетели не юг, поэтому не стало аиста, грача, скворца…)

Для развития и закрепления грамматического строя речи у дошкольников используются различные дидактические эколого-речевые игры:

• «Кто где живёт?»

• «Когда это бывает?»

• «Чей хвост?»

Получается, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях.

Слайд 14. 5 компонент: Связная речь

Существует несколько направлений работы в коррекционных детских садах, направленных на развитие связной речи. Все они также могут иметь экологическую направленность:

- описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Яблоко», «Пришла весна», «Первоцветы»), на сравнение разных предметов («Корова и кошка»), о времени года («Мое любимое время года»);

- составление рассказов по сюжетной картине («В уголке природы»), серии сюжетных картин («Как помочь птицам зимой»);

- пересказы художественных текстов («Капустный листок» Л. Яхнин);

- составление творческих рассказов на экологические темы («Встреча на лесной опушке»)

Слайд 15. Кроме того, для развития речи педагоги используют художественно-литературный материал: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.

Слайд 16. А также, для предупреждения утомления детей, необходимым элементом любой образовательной деятельности является кратковременный активный отдых, который может быть представлен в виде пальчиковых гимнастик, разминок, физминуток экологического содержания.

Слайд 17. Вывод:

Таким образом, окружающий мир дает обильный материал, который используется для расширения мира детских восприятий и развития их словаря. Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет эффективно осуществлять коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педсовете" Взаимосвязь работы учителя-логопеда со специалистами ГБДОУ, не имеющем групп компенсирующей направленности"

В данном сообщении предлагаются разнообразные виды совместной деятельности всех специалистов дошкольного учреждения общеразвивающего вида с детьми. Многообразие предложенных методов и приемов в работе...

Консультация на тему "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога"

Консультация на тему "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда  и педагога-психолога"...

Тема: «Взаимосвязь учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР».

1. Реализация практических аспектов моделирования взаимосвязи учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР.2. Оказание информационной и методической поддержки учителям – ло...

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"...

Сообщение из опыта работы на тему: "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности ДОО"

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе–это  согласованный подход педагогов к общему и речевому воспитанию и развитию детей при организации и...