Проект "Приобщение к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией"
проект

Гущина Анжелика Леонидовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekolog_vospit_na_osnove_folklora.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска

«Детский сад № 23»

Проект:

«Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией»

Автор – музыкальный руководитель Гущина Анжелика Леонидовна

Актуальность проблемы:

Воспитание экологической культуры- одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания- всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний.

Русская народная песня – это итог наблюдения за окружающей природой, с которой неразрывна связана жизнь простого народа. Простой ритмический рисунок, обилие гласных, интересное содержание потешек помогают в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. У детей исчезает излишнее напряжение дыхательного и артикуляционного  аппарата, скованность голосовых связок. Хороводные русские народные песни, частушки, заклички, прибаутки, частушки поддерживают у детей интерес к поэтическому слову, у детей формируется художественный вкус, речь обогащается народными выражениями, поэтическими оборотами, воспитывается гуманное отношение детей к природе.

Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией- тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.

Все народные праздники связаны с природным окружением и недаром названы календарными. Они связаны с природой, которая окружала человека на протяжении всей его жизни.

Дети слушают, потом размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

Я разработала систему перспективного планирования музыкально-экологических мероприятий, подобрала репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности. Составила сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений экологической направленности, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования фольклорного материала.

Цель: Содействовать развитию у детей экологических культуры посредством фольклора.

Задачи:

  • Определить педагогические условия приобщения к экологической

культуре средствами музыкального фольклора;

  • Воспитывать интерес и любовь к фольклору; оказывать на детей эмоциональное воздействие, формировать знания об природных явлениях в разное время года;

  • Воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление, воображение через народное творчество

  • Приобщать к духовным ценностям народной культуры, воспитывать уважение к русской природе.

Тип проекта: творческий

Сроки проведения: Сентябрь- май

Руководитель проекта: Музыкальный руководитель Гущина А.Л.

Участники проекта:музыкальный  руководитель, воспитателидети старшей – подготовительной  группы.

Продукт проектной деятельности:

Фольклорное  развлечение «Во  садули  в огороде»»

Фольклорный праздник «Осенины»

Посиделки «Никола – зимний»

Фольклорное  развлечение«Пришли Святки,  запевай колядки»

Фольклорный праздник «Пасха»

Фольклорный праздник «Троица»

Фольклорный праздник «Иван Купала»

Музыкально-театрализованное представление «В гостях у мухи Цокотухи»

Содержание деятельности по реализации проекта:

Перспективное планирование работы с детьми

Содержание

Задачи

Музыкальный материал

Формы проведения, методы и приёмы

Время проведения

«Во  саду ли  в огороде»

Приобщать к народному творчеству,

Продолжать знакомить  с огородными растениями и их значением для человека.

Использование фольклора: русские народные попевки и песни: «Картошка моя», «Помидор», «Дождик»,     «Я на камушке сижу», «Пойду лук я полоть»

Русский народный танец «Перелётка»

Русские народные игры: «Огуречик», «В огороде бел козёл», «Косые огороды», «Капуста»

Игра на самодельных музыкальных инструментах в шумовом оркестре «Во саду ли в огороде»

Развлечение

Сентябрь

«Осенины»

Воспитывать интерес и любовь к фольклору, оказывать на детей эмоциональное воздействие, формировать знания об осенних явлениях природы, развивать творческие способности и умение исполнять русские народные пляски.

Хоровод «Как на осени именины», «У рябинушки».

Русские народные песни:

«Долговязый журавель»

«Курочка по зёрнышкам»

Частушки

Русские народные пляски: «Калинка», «Балалайка»

Русские народные игры: «Марома», «Кривое колесо»

Инсценирование сказки «Лиса и журавль»

Фольклорный праздник

(исполнительская деятельность, игры)

Октябрь

Посиделки «Никола – зимний»

Формировать интерес к русскому фольклору на примере народных игр, песен, танцев.

Формировать познавательную активность.

Формировать основы музыкальной культуры через знакомство с элементами музыкальной грамоты.

Формировать исполнительские навыки и умения игры в оркестре и приёмам игры на  ложках.  

Песня «Жили-были», «Спляшем Ваня»

Игра в оркестре на детских  муз.инструментах «Долговязый журавель», «Купим мы бабушка»

Русские народные игры: «Золотые ворота», «Ремешок».

Игра на хохломских ложках

«Весёлые ложкари»

Занятие - развлечение

Декабрь

«Пришли Святки,  запевай колядки»

Продолжать знакомить детей с русским фольклором, формировать интерес к зимним развлечениям народным песням и играм.

Воспитывать детей на лучших традициях русского народного творчества.

Исполнение колядок,

Хоровод

 «Метелица»,

Русская народная песня «Ой, ты зимушка – сударушка»

Русские народные игры: «Как у нашего Мороза», «Снежная баба»

Театрализованное представление «Коза и медведь»

Игра на самодельных музыкальных инструментах в шумовом оркестре «Кадриль»

 Развлечение

 Январь

«Пасха»

Продолжать приобщать детей к фольклору,

развивать творческую и познавательную активность детей,  научить  выразительно исполнять народные песни и исполнять плясовые движения.

Заклички «Синички-сестрички», «Верба-красна», «Кулик из-за моря»

Русские народные песни «Комара женить мы будем»

Хороводы «Как под наши ворота»,  «У меня ль во садочке»

Русские народные танцы: «Подгорка», «Выйду на улицу»

Русские народные игры

«Вербочка», «Карусель», «Огородник и воробей»

Игры с крашенками

Разукрашивание народными символами пасхальных яиц.

Комплексно-тематическое занятие

Май

«Троица»

 Познакомить с обычаями празднования Троицы. Закрепить умение складывать из бумаги фигурки животных в технике «оригами».

Формировать творческое воображение и эмоциональное отношение к фольклору.

Продолжать формировать бережное отношение к живой природе.

Закличка «Коси, коса»

Хороводы:   «Со вьюном я хожу», «Берёзонька», «Среди лужочка берёза стояла», «А я по лугу гуляла»

Русские народные игры: «Венок», «Побивушки», «Селезень и утушка», «Волк и зайцы»

Русская пляска «Весёлые наигрыши»

Игра на русских народных и самодельных музыкальных инструментах

«Светит месяц»

Фольклорный праздник

Июнь

«Иван Купала»

Формировать экологические убеждения,экологическую культуру, ответственность за окружающее, активизировать познавательную деятельность.

Используя фольклор, воспитывать любовь к народной песне.

Русские народные заклички: «Радуга», «Дождик лей»

Хоровод «Как в лесу, лесу, лесочке», «Травушка-муравушка»

«На Ивана, на Купала»

Русские народные песни: «По деревне идёт Ваня пастушок», «Трава моя трава», «Земляниченька», «На зелёном лугу».

Летние частушки.

Русские народные игры:«Купальские веночки», «Заря-заряница», «Сова».

Фольклорный праздник (исполнительская деятельность)

Июль

                                                                                

Работа с педагогами

  • Консультации
  • Творческая презентация
  • Опросные методы (анкетирование)
  • Педсовет

Работа с родителями

  • Консультации
  • Родительские собрания
  • Информационные стенды, папки передвижки
  • Опросные методы (анкетирование)

Вывод:Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает увидеть раннее не замеченное, услышать природу, её голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие- это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям.

Используемая литература:

  • «Фольклорно-экологические занятия с детьми дошкольного возраста»- Г.А.Лапшина
  • «Русские народные праздники в детском саду»- М.Ю.Картушина
  • «народные праздники в детском саду»- М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...

Знакомство с русским народным фольклором во взаимосвязи с экологическим воспитанием.

Воспитание экологической культуры- одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засор...

Конспект НОД с использованием ИКТ технологий в подготовительной группе знакомство детей с фольклором Тема: «Русский фольклор - душа народа»

Формирование духовно-нравственных качеств детей через ознакомление с русским народным музыкальным творчеством....