Опытно - исследовательская деятельность "Волшебные свойства магнита"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Максименко Юлия Витальевна

Конспект содержит подборку интересных экспериментов с магнитами для детей подготовительной группы. Дети совместно с педагогом в увлекательной форме играют с магнитами, делают выводы и фиксируют в схемах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская деятельность8.83 КБ

Предварительный просмотр:

        Волшебные свойства магнита.

Цель: систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах  магнита

Задачи:

Образовательные:

1. Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать».

2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

2. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1.Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

2. Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование и материалы: различные магниты, мелкие предметы металлические и неметаллические, подносы. Листы бумаги, ткани, пластика, схемы для выводов; колпачки «волшебников», шкатулка; ёмкость с водой и с манкой.

Предварительная работа:

- игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования.

Ход.

Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе появилась волшебная шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое? (Ответы детей)    

Дети: Магнит.

В этой же шкатулке находится свёрток бумаги с легендой.

Воспитатель: Существует легенда о пастухе из древнего Крита, которого звали Магнус. Однажды, когда он пас стадо овец, Магнус опустил свой посох с металлическим наконечником в воду, разгребая камни на дне. Вдруг он почувствовал, что посох потянуло в сторону. Он подумал, что какое-то животное поймало посох. Магнус достал его из воды, и к своему удивлению обнаружили этот камень приклеился к концу посоха без какого-либо объяснения. Нижняя часть посоха была металлическая. Сегодня этот камень называется магнетит.

Все магниты обладают необычными свойствами, можно сравнить их с волшебством. А хотели ли вы, ребята, ощутить себя немного волшебниками и поэкспериментировать с магнитами?

Дети надевают «волшебные» колпачки.

На столах пронумерованы  эксперименты.

Воспитатель: "Важное дело - эксперимент!

                           В нём интересен нам каждый момент".

Подходим к 1 столу.

Опыт №1. «Всё ли притягивают магниты?»

Воспитатель: Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.

 Волшебство начинается.

Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов.

- в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает;

- в красный поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит.

 Самостоятельная работа.

Дети: Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).  

Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик).

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод:  магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Отмечаем в схеме.

Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не  все предметы являются магнетическими, поэтому  некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

2 стол

Опыт №2. « Магнит и препятствие»

Воспитатель:  Может ли действовать магнит через препятствие?

 Положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.

 Воспитатель: Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло покажите.

Дети: Магнит действует через ткань.( Железные предметы примагнитились через ткань).

 Воспитатель: Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?

Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый  поднос.

Воспитатель: А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента.

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: магнитные силы проходят через разные материалы.

Отмечаем в схеме.

Физкульминутка.

Выбирается ребёнок – магнит,  остальные дети железные предметы, при появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (подходят к ведущему).

3 стол (маленький)

Опыт №3. «Разные полюса»

Воспитатель: Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу? Давайте проверим.                                                   

 Дети подносят 2 магнита друг к другу и наблюдают, как они притягиваются.

Воспитатель: Что вы сделали, и что у вас получилось?

Воспитатель: А теперь поднесите магниты другой стороной. Проверьте, что получится.

  Дети подносят магниты друг к другу разными сторонами и наблюдают, как они отталкиваются.

Воспитатель: Расскажите, что вы сделали, и что у вас получилось?

Ребенок: Я поднес магниты друг к другу разными сторонами и они оттолкнулись.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

Отмечаем в схеме.

Опыт №4. «Магнитное поле»

Воспитатель: В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то. Это и  называется магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым?

Подумайте, для этого есть железные опилки, магнит.

Воспитатель: Нужно положить магнит на ёмкость с  железными опилками. Посмотрите, что получится.

 Воспитатель: Подносим магнит к металлическим опилкам. Что с ними произошло?

Дети: Они притянулись к магниту, в том месте, где находится магнит – примагнителись.

Воспитатель: Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. Так что же притягивает  железные предметы?

Дети: Магнитное поле.

Воспитатель: Правильно, ребята, магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. Посмотрите, мы получили узор, если круглый магнит – круглый, если прямоугольный, магнитные силы сильнее на его концах.

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: у магнита есть магнитное поле, его можно увидеть.

Отмечаем в схеме.

4стол

Опыт №5. «Магнитные свойства можно передать обычному железу».

Воспитатель: Как вы думаете может ли металлический предмет сам стать магнитом? Давайте проверим.

Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась

- Почему скрепки не рассыпались?

- Почему так произошло?

Дети: Они намагнитились (они превратились в магниты).

Воспитатель: Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.

То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле.

  Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию и снова железо станет обычным.

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно.

Воспитатель по заполненным схемам обобщает свойства магнита, . что мы сегодня узнали:

- магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

- магнитные силы проходят через разные материалы.

- магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

- у магнита есть магнитное поле, его можно увидеть.

- магнитное поле можно создать искусственно.

Отмечаем в схеме.

Воспитатель по  по всем схемам обобщает с детьми свойства магнитов.

5стол.

Воспитатель: Узнав столько волшебных свойств магнита, я предлагаю Вам, волшебники, задачку на сообразительность.

1.Задачка на сообразительность.

 В миску насыпана  манка и закопаны в ней скрепки. Как можно быстро их собрать? В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.

2.Задачка на сообразительность.

Воспитатель: Молодцы. А я вам задам задачку посложнее. С трудной задачей справитесь?

- Как из стакана с водой достать скрепку, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит.

Перед детьми стаканчики с водой, скрепки, магнит.

Воспитатель: Наше волшебное приключение подошло к завершению, мы превращаемся обратно в детей.

Воспитатель: Ребята, подскажите, а где в группе мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?

Воспитатель:  Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах - магнитных замках и двигателях. Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько помощников, в которых есть магниты:

• Наушники

• Колонки от музыкального центра

• Телефонная трубка

• Звонки, которые находятся на входных дверях, ваших домов и квартир

• В дверцах холодильника, магниты помогают дверцу держать закрытой

• Даже на банковской карте есть магнитная полоса

• Вентиляторы

• Магнитные замки

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня экспериментировать? В чём вы испытывали трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект : « Свойства магнита»

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Изучить  свойства магнита и возможности использования в свободной игровой деятельности дет...

Опытно-исследовательская деятельность "Свойства бумаги" (Открытое занятие)

Цель НОД: Формирование интереса детей к опытно-исследовательской деятельностиЗадачи: 1. Обучающие: Создать условия для щзнакомления детей со свойствами бумаги путем совместно опытно-исследователь...

Опытно- экспериментальная деятельность «Свойства магнита» (занятие для детей старшего дошкольного возраста).

Материал будет полезен для педагогов и интересен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ООД по исследовательской деятельности «Свойства магнита»

Конспект ООД поисследовательской деятельности«Свойства магнита»Старшая группаВоспитатель: Ранцева М.Н....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства Магнита"

Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита.Познакомить детей с понятиями магнитная сила –притяжение – «магнетизм».Продолжать учить предлагать и принимать решения в х...

Опытно - исследовательская деятельность "Свойства газировки"

Мы с ребятами группы "Сказка - Радуга" провели исследование газировки.Цель исследования заключалась в том, чтобы узнать свойства кока-колы.Мы увидели на примере скорлупы яиц, как кола вредна...