Конспект ООД по исследовательской деятельности «Свойства магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ООД
по
исследовательской деятельности
«Свойства магнита»
Старшая группа
Воспитатель: Ранцева М.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magnity.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного
вида №21 «Солнышко»
Конспект ООД
по
исследовательской деятельности
«Свойства магнита»
Старшая группа
Воспитатель: Ранцева М.Н.
г.Егорьевск Московской области
2020г.
Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности старшая группа
Тема: «Свойства магнита»
Цель занятия: Развитие познавательных способностей детей через экспериментирование.
Задачи:
- Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».
- Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком.
- Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в процессе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки.
- Продолжать учить делать обобщения.
- Закреплять умение осторожно обращаться с острыми и колющими предметами.
- Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы; обогащать словарь детей словосочетанием: магнитное поле.
- Формировать познания ребенка уверенность в собственных силах.
- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
- Воспитывать самостоятельность и инициативность.
Оборудование: Плакат схема «Правила безопасного поведения в лаборатории», магниты разного размера, \ металлические опилки и металлические предметы, пластмассовые, деревянные и резиновые предметы, слайда, схемы, карточки-картинки ,песок ,картон, стакан с водой скрепки, иголка, компас,елочка настроения и шарики настроения.
Ход ООД:
Воспитатель: Встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет" и "Добрый день";
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется.
-ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель:
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество- внимательность,
А поможет все узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Нам сегодня действительно придется узнать тайны , разгадать загадки, проявить свою внимательность и наблюдательность. Я приглашаю вас пройти в лабораторию «Хочу все знать». А своими знаниями с нами действительно поделится природа. Сейчас вы станете исследователями.
Обращается внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасной работы в лаборатории».
- Вся деятельность в лаборатории ведется с разрешения воспитателя.
- Без разрешения воспитателя не следует брать приборы и объекты исследования.
- В лаборатории нельзя принимать в пищу еду и напитки.
- В лабораторию не следует приносить посторонние предметы и игрушки.
- При выполнении опытов и экспериментов следует изучить порядок действий.
- При выполнении опытов и экспериментов нельзя толкаться и мешать друг другу.
- После проведение опытов и экспериментов следует привести в порядок рабочее место и помыть руки.
Воспитатель зачитывает записанные правила.
(Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших лаборантов: они надевают шапочки, бейджики со своими именами).
Воспитатель: Сегодня к нам привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это? (предмет в закрытой коробке)
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и не зрячий непременно
Найдет иголку в стоге сена.
Дети: Магнит.
Воспитатель:
Вот перед нами обычный магнит
Много секретов в себе он хранит,
Воспитатель: Наша задача познакомится поближе с этим удивительным камнем.
Воспитатель; Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит?
Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают ,что название «магнетит»произошло от названия города Магнезия вблизи которого его нашли.
Люди стали делать из него украшения: серьги , браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычное свойства магнетита. А вот какие это свойства нам сейчас и предстоит выяснить. Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.
Воспитатель: Магниты бывают разных форм и размеров.
Воспитатель: Мы сегодня проведем исследование, которое назовем «Этот удивительный мир Магнита».
Воспитатель: Магниты волшебники или помощники? Предлагаю с помощью опытов это выяснить и узнать полезные свойства магнита
Воспитатель: Вот на нашем первом столе лежат предметы ( металлические, деревянные, пластмассовые.) Наш первый опыт. Указать, что цветные металлы магнит не притягивает (Алюминий, олово, свинец ,медь).
Опыт №1 « Какие предметы притягивает магнит»
Воспитатель: Беру магнит и провожу над предметами ( металлические, деревянные, пластмассовые) Затем это проделывают дети по очереди.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Дети: Мы по очереди брали предметы деревянную матрешку, пластиковую игрушку и металлическую машинку, провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает пластмассовые, деревянные, бумажные предметы.
Воспитатель: Магнит не только притягивает предметы, он еще умеет и рисовать и что при этом происходит я предлагаю вам сейчас вместе со мной узнать.
Опыт №2 «Волшебные рисунки».
Воспитатель: Для этого нам понадобятся железные опилки пластиковая коробочка с картинками и конечно же магнит.
Воспитатель: Нужно положить магнит под коробочку и насыпать с небольшой высоты железные опилки. Посмотрите, что получится.
Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку.
Опыт проводит воспитатель, комментируя свои действия: Я насыпаю металлические опилки на пластиковую коробочку.
Опилки образовали вокруг магнитные линии, с обеих сторон длинного магнита образовались кусочки опилок. Это называется магнитное поле.
Магнитное поле – это пространство вокруг магнита, в котором магнитное притяжение влияет на движение металлических предметов. Попадая туда, железные опилки притягиваются к магниту - чем ближе, тем сильнее .У круглого магнита поле одинаково со всех сторон, а на концах прямоугольных магнитах оно всегда сильнее чем посередине.
Вывод: У магнита есть магнитное поле это его второе свойство.
Воспитатель: Действие магнитного поля можно рассмотреть и на другом примере: с помощью магнита и металлических игрушечных машин (т.е. действие магнита заставляет двигаться машинки по поверхности пластика, магнит находится с обратной стороны пластика).
Демонстрация опыта.
А теперь внимание! Со мною произошел интересный случай, как-то, раз я потеряла часы на пляже, в песке. Как же их найти, посоветуйте?
Дети: Можно руками поискать в песке; можно внимательно посмотреть, если светит солнце, стекло часов заблестит; можно магнитом провести над песком, корпус часов железный и часы притянутся.
Воспитатель: Молодцы правильно. А теперь сами достаньте предметы, спрятанные в песке. Приступайте.
Опыт №3 «Что спрятано в песке»
Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.
Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили?
Дети: Я провел магнитом над песком и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в песке.
Вывод: Магнитные силы проходят сквозь песок.
Воспитатель: Продолжаем наши эксперименты со свойствами магнита, но теперь в воде в воде.
Опыт №4 «Как достать скрепку из воды не намочив рук»
Чашка с водой, железные предметы, магнит.
После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде.
Вывод: Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.
Дети проводят магнитом над водой, железные детали, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Дети: Я провел над стаканом с водой магнитом и гвоздь лежащий в воде притянулся.
Вывод: Магнитные силы проходят через воду.
Воспитатель: И так давайте вспомним, что мы делали, что узнали нового о магнитных силах?
1 ребенок: Магнитные силы притягивают металлические предметы.
2 ребенок: Свойства Магнитного поля – магнитные силы проходят через пластик и оргстекло.
3 ребенок: Магнитные силы проходят через песок.
4 ребенок: Магнитные силы проходят через воду.
Воспитатель: Так что же мы узнали о магнитных силах?
Дети: Магнитные силы проходят через разные материалы.
Физкультминутка «Магнетизм»
Воспитатель – магнит, называет предмет и протягивает руки детям. Дети берутся за руки воспитателя, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину.
Воспитатель: Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу? Давайте проверим.
Опыт №5 «Сила магнита»
Дети подносят 2 магнита друг к другу и наблюдают, как они притягиваются.
Воспитатель: Что вы сделали, и что у вас получилось?
Ребенок: Я поднес магниты друг к другу, и они притянулись; значит, магниты притягиваются.
Воспитатель: А теперь поднесите магниты другой стороной. Проверьте что получится.
Дети подносят магниты друг к другу разными сторонами и наблюдают, как они отталкиваются.
Воспитатель: Расскажите, что вы сделали, и что у вас получилось?
Ребенок: Я поднес магниты друг к другу разными сторонами, и они оттолкнулись.
Вывод: Магниты могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.
Воспитатель: Вы сегодня были молодцы, активно работали, узнали много нового. Что вам особенно запомнилось.
Дети дают ответы
А сейчас, в завершении нашей исследовательской работы, я познакомлю вас с одним интересным прибором – это компас. Его изобрели люди для того, чтобы знать, где север, где юг, где запад, где восток. Чтобы не потеряться в лесу, в горах, в пустыне.
Самая важная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Синяя стрелка всегда показывает на север, а красная на юг. Давайте и мы с вами попробуем сделать компас. Я возьму иголку и натру ее о магнит: натирать нужно строго в одном направлении, проведя магнитом по иголке не менее 20 раз. Внимание! Обращаться с иглой нужно очень осторожно, чтобы не уколоться. Положим намагниченную иглу на пенопласт и опустим в воду, конец намагниченной иголки укажет на север. Сколько бы вы не поворачивали диск, иголка все равно будет устанавливаться в определенном направлении. Попробуйте повернуть диск, и понаблюдайте что произойдет.
Дети: Стрелка возвращается и указывает на Север.
Воспитатель: Давайте, сравним с настоящим компасом, что вы увидели?
Дети: Намагниченная стрелка компаса показывает в том же направлении что и намагниченная иголка, на север. Значит, у нас получился настоящий компас.
Рефлексия«Корзина настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги круги, на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют в корзину.
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами сегодня заниматься. Всем большое спасибо, наша лаборатория закрывается до следующих исследований, а вам на память вот эти бейджики с вашими именами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской деятельности " Свойства снега"
знакомство детей со свойствами снега...
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита на металл».
Свойства магнита на металл...
Конспект поисково-исследовательской деятельности "Свойства воздуха" средняя группа
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воды» для детей второй младшей группы
Создание условий для формирования исследовательских и познавательных интересов в ходе эксперимента с водой....
Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи:...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства Магнита"
Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита.Познакомить детей с понятиями магнитная сила –притяжение – «магнетизм».Продолжать учить предлагать и принимать решения в х...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства магнитов».
Конспект опытно-экспериментальной деятельности....