Опытно-исследовательская деятельность "Свойства бумаги" (Открытое занятие)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Афанасьева Олеся Федоровна

Цель НОД: Формирование интереса детей к опытно-исследовательской деятельности

Задачи: 

1. Обучающие: Создать условия для щзнакомления детей со свойствами бумаги путем совместно опытно-исследовательской деятельности

2. Способствовать формированию у детей навыков исследования, путем выполнения разнообразных действий с бумагой (рассматривать, 

ощупывать, гладить, сминать, рвать, клеить)

3. Формировать познавательный интерес детей и умение разрешать проблемную ситуацию (Кто плакал? Почему плакала? Как помочь)

4. Развивающие: Развивать активную речь детей, активизировать употребление прилагательных и глаголов, называя качества бумаги и действий с ней (легкая-движется, плывет, сразу не тонет, намокает; гладкая-шероховатая, тонкая-толстая; рвется, мнется, не разглаживается)

5. Развивать речевое дыхание (глубокий вдох носиком-длительный выдох ротиком, слуховое восприятие, внимание при прослушивании звуков ветра

6. Продолжать развивать мелкую моторику пальчиков рук при скатывании бумажной салфетки

7. Воспитывающие: Воспитыватьлюбознательность, любовь и бережное отношение к книгам.

Предварительная работа:

Ознакомление с разнообразием книг, изготовление макета "Солнышко", наблюдение за трудом воспитателя: ремонт книг

Методы и приемы:

1. Игровой (решение проблемной ситуации, Хороводная игра "Смотрит солнышко в окошко");

2. Наглядный (рассматривание, наблюдение);

3. Словесный (рассказывание, объяснение, художественное слово, вопросы);

4. Практические (проведение опытно-исследовательской деятельности);

5. Метод похвалы

Материалы и оборудование:

Порванная книжка, самоклейка, полоски бумаги разной фактуры и цвета (альбом, картон, бархатная бумага, бумажные салфетки, грамзапись "Шум ветра", миска с водой, мольберт, макет солнца, тарелочка с клейстером, влажные салфетки)

Структура и методические приемы НОД:

-Вводная часть: (создание проблемной ситуации, заклеивание книги)

- Основная часть: (прослушивание грамзаписи "Шум ветра", рассказывание, показ действий, опытно - исследовательская деятельность детей по определению свойств бумаги, практическая - продуктивная деятельность - завершающее оформление силуэта солнца)

- Заключительная часть: (подведение итогов, хороводная игра "Смотрит солнышко в окошко")

НОД включает несколько приемов, которые предусматривают смену деятельности. Вводная часть - сидя на стульчиках, прослушивание грамзаписи "Шум ветра", опытно - исследовательская деятельность детей - сидя за столами; пускание кусочков бумаги в воду, наблюдение - стоя на коврике; практическая - продуктивная деятельность - стоя у мольберта; хороводная игра - продвижение на ковре. Быстра сменяемость приемов и смена поз в течении НОД позволит избежать утомляемости детей.

Ход НОД: Дети входят в группу.

В. Ребята, посмотрите, сколько пришло гостей к нам в группу, давайте громко поздороваемся и сядем на стульчики.

Д. Здороваются, садятся на стульчики.

В. Сейчас я расскажу вам одну историю. Сегодня утром я пришла в детский сад самая первая и услышала, что кто-то плачет. Как вы думаете, кто здесь мог плакать?

Д. Называют (кукла, кубик, мишка и т.д.)

В. Я пошла на голос и увидела, что плачет эта книжка (показ книги). Как вы думаете, почему плакала книжка?

Д. Она порвана.

В. Да, книжка мне сказала, что ей очень больно, ее порвали. А ей так хочется еще радовать детей своими интересными историями. Что же делать? Как помочь книжке?

Д. Книжку надо заклеить.

В. Надо книжку полечить, заклейть.

Воспитатель вместе с детьми заклеивают книжку самоклейкой.

В. Скажите можно рвать книжки?

Д. Нет.

В. Книжки надо беречь. Их делают специально, чтобы читать, рассматривать картинки. Вы любите рассматривать картинки?

Д. Да.

В. Картинки в книгах называютя - иллюстрации. Их рисуют художники. А ребятам можно рисовать в книжках?

Д. Нет.

В. А где ребятам можно рисовать?

Д. На листочках бумаги.

В. Рисовать можно на специальной бумаге и рвать можно специальную бумагу. Вот посмотрите у меня полоска из бумаги, бумажная полоска. Сейчас мы с ней поиграем, но сначала давайте сядем за столы.

Дети садятся за столы. На столе лежат разные бумажные полоски и квадратики

В. Послушайте, что вы слышите? Что это шумит?

Звучит запись "Шум ветра".

Д. Ветер.

Игра "Ветерок". Речевое дыхание, слуховое восприятие).

В. Давайте покажем, как дует ветер. Вот налетел сильный ветер и подул вот так: ффф (глубокий вдох носиком, длительный выдох ротиком).

Игра - эксперемент "Веселая полоска".

Будем мы сейчас играть

И полоску оживлять.

Раз - два - три посмотри!

В. Давайте возьмем белую бумажную полоску, вот так будем держать ее за один конец, а затем подуем на нее.

Дети дуют на свои полоски.

В. Что произошло?

Д. Полоска движется, летит.

В. Почему она движется?

Д. Она легкая.

В. Для того чтобы бумажная полоска двигалась надо дуть на нее. А теперь положим бумагу на стол и погладим ее, прведем по ней пальчиком. Какая бумага?

Д. Гладкая.

В. Возьмем красную полоску погладим ее. Какая бумага?

Д. Шероховатая.

В. Возьмите синюю полоску, погладьте ее. какая бумага на ощупь?

Д. Толстая.

В. Бумажные полоски все одинаковые по цвету?

Д. Нет, разные.

В. Бумага может быть разноцветной.

В. А еще бумагу можно мять. возьмите белый квадратик сомните его в комок.

Дети сминают бумажный квадрат.

В. Что делает бумага?

Д. Мнется.

В. Когда бумага мнется, что мы слышим?

Д. Шуршание.

В. Бумага шуршит. Послушайте, как шуршит? (шь-шь-шь). Попробуйте разгладить листок.

Дети разглаживают квадратик.

В. Разглаживается, стала бумажка ровной?

Д. Нет.

В. Значит, бумага мнется, но не разглаживается. Если мы помнем страничку у книжки, то ее уже нельзя будет разгладить.

В. Бумагу можно рвать, порвем полоску на мелкие кусочки. Что делает бумага?

Д. Бумага рвется.

В. А теперь бумажные кусочки опустим в воду. Несите мне свой кусочек бумаги, мы его опустим в тазик с водой. Что произошло с бумагой?

Дети несут бумажные кусочки, бросают их в тазик с водой, наблюдают.

Д. Бумага плывет.

В. Бумага намокает, становится сырой, мягкой, рвется. Поэтому книжки нужно читать и рассматривать за столами, на коврике или на стульчиках, там, где нет воды.

Дети переходят к другому столу.

Игра "Бумажный шарик"

В. Что это?

Д. Салфетка.

В. Да, саплфетка тоже бумажная. Какая салфетка?

Д. Бумажная.

В. Для чего нам нужна салфетка?\Д. рУКИ, РОТИК ВЫТИРАТЬ.

В. Правильно. А сейчас мы ее помнем и сделаем бумажный шарик. Что делает салфетка?

Д. Салфетка мнется, превращается в шарик.

В. Какого цвета шарик?

Д. Желтого.

В. Что еще бывает желтое, круглое как шарик?

Д. Солнышко.

В. Посмотрите, я нарисовалва солнышко, но не закрасила его, давайте украсим его вместе, приклеим желтые шарики.

Дети приклеивают. Макают бумажные шарики в тарелочку с клейстером и приклеивают шарики на силуэт солнышка

В. Ребята, бумагу можно еще и клеить.

В. Какие вы молодцы, какое замечательное получилось солнышко, как оно сразу засияло, стало желтое, теплое, светит нам радуется.

После продуктивной деятельности дети вытирают руки влажными салфетками.

В. Сейчас мы встанем в кружок, возьмемся все за руки и покажем, какое у нас получилось круглое солнышко. А мы кто у солнышка?

Д. Лучики

В. Мы маленькие лучики покружим солнышко.

Хороводная игра "Солнышко"

Смотрит солнышко в окошко (идут по кругу)

Светит в нашу комнату (дети подымают руки, коказывая солнышко)

Мы захлопаем в ладоши 

Очень рады солнышку (хлопают в ладоши)

Топ-топ-топ-топ! (ритмично притопывают на месте)

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)

Вот как рады солнышку! (разводят руки в стороны)

В. С чем мы сегодня играли?

Д. С бумажной полоской.

В. С каким материалом мы сегодня познакомились?

Д. С бумагой.

В. Мы сегодня с вами много нового узнали про бумагу. Какая бывает бумага?

Д. Легкая, мягкая, твердая, разноцветная.

В. Что бумага может делать?

Д. Она мнется, намокает, рвется.

В. Из чего мы сделали солнышко?

Д. Из бумажной салфетки.

В. На чем можно рисовать?

Д. На бумаге.

В. Как с книжками нужно обращаться?

Д. Бережно. Нельзя обижать: мять, рвать, мочить.

В. А если нечаянно обидели книжку, то нельзя ее бросать, а нужно сразу полечить.

Ну, теперь вы знаете, как нужно с книжками дружить, и я уверенна, что вы их никогда не обидете. 

В. Спасибо вам ребята, вы молодцы, сегодня меня очень порадовали, показали какие вы большие, внимательные и послушные.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

"Такая разная бумага" (открытое занятие)

Цель: Формирование представлений о бумаге, развитие активного и пассивного словаря по теме.Задачи:Образовательные:Формировать представление детей об основных свойствах и назначении бумаги, формир...