Конспект НОД "Весна в окно стучится"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Силаева Любовь Павловна
  • Знакомить детей с характерными признаками весны, учить выявлять изменения, связанные с солнцем (ярче светит, сильнее греет, удлиняется световой день).
  • Учить распознавать птиц по внешнему виду. Познакомить с народными приметами, связанными с птицами.
  • Развивать наблюдательность, подвести детей к пониманию взаимосвязей в природе.
  • Воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе

 

«Весна в окно стучится»

Вид непосредственно – образовательной деятельности – интегрированная

Интегрируемые образовательные области – «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель - уточнение представлений о весенних изменениях в природе.

Задачи:

  • Знакомить детей с характерными признаками весны, учить выявлять изменения, связанные с солнцем (ярче светит, сильнее греет, удлиняется световой день).
  • Учить распознавать птиц по внешнему виду. Познакомить с народными приметами, связанными с птицами.
  • Развивать наблюдательность, подвести детей к пониманию взаимосвязей в природе.
  • Воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

Методы и приёмы:

  • Наглядные: картинки по теме.
  • Словесные: беседа, отгадывание загадок, поощрение, поисковые вопросы, творческое задание - игра «Комплимент».
  • Игровые: игровая ситуация; сюрпризный момент; игры: «Чего не бывает весной», «Четвёртый лишний», «Перелетные птицы», «Сравни и назови», «Что не так?», «Скажи ласково».
  • Практические: рисование на асфальте.

 Оборудование и инвентарь: конверты с письмами, цветные мелки, картинки по теме.

 Предварительная работа: наблюдение на прогулке; рассматривание  картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и иллюстраций; проведение опытов со снегом; беседы о птицах; подкормка птиц.

Прогнозируемые результаты – дети определяют характерные весенние признаки, называют птиц по внешнему виду, понимают простейшие взаимосвязи в природе.

Ход:

 Воспитатель. Ребята, сегодня утром к нам кто-то позвонил в домофон. Это оказался почтальон, он вручил мне письмо с надписью «Детский сад №141 группа № 7 «Звёздочки». Я решила дождаться вас и вместе посмотреть от кого же это письмо.  Давайте откроем его и посмотрим что в нем. 

Письмо от Весны.

Внутри фотографии, на которых изображены: портрет Весны, Нева, лес,  Шуваловский парк, поле, трактор на поле,  птицы, спящий медведь, первоцветы, распускающиеся листочки. 

 «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Весна. В пятницу у Вас было очень интересное занятие про Петропавловскую крепость, где Вы смотрели интересный фильм и затем строили Петропавловскую крепость. Я наблюдала за Вами через окно. Мне так понравилась эта история, что я тоже решила в выходные посмотреть настоящую Петропавловскую крепость. Как же она мне понравилась! Какой высокий шпиль у Петропавловского собора! А как громко стреляет пушка! А какая там необычная дорога, по которой ходят люди, она выложена из булыжников! Посмотрев, саму крепость, я решила посмотреть Неву. И что же я увидела, оказывается, на Неве ещё не весь растаял лёд... Я так расстроилась! Я побежала в лес, а там снег, я побежала на поля и там снег, я побежала в наш любимый Шуваловский парк и там ещё есть снег. А  ведь уже скоро май, последний мой месяц! Дело в том, что я пришла к Вам вовремя, в марте, но Зима меня всё время выгоняла. И сейчас я не успеваю сделать все свои дела: встретить птиц, разбудить зверей, вспахать и засеять поля, вырастить первоцветы и помочь распуститься листочкам на деревьях и кустах! Ребята, я хочу, чтоб Вы помогли мне.  Если Вы согласны, то выходите ко мне на улицу. Я Вас жду».

Продолжение на улице

Письмо от Весны.

«Ребята, Зима мне пообещала, что уйдёт, и заберёт оставшийся снег и лёд, если мы справимся со всеми заданиями. Она прислала 5 писем с разными заданиями и дала нам задание найти их и выполнить. Помогите мне, пожалуйста. Весна».

Воспитатель. Ребята, поможем Весне? Тогда пойдёмте искать письма с заданиями Зимы.

Письмо от Зимы

Внутри портрет Зимы, картинки костра, солнца, лампочки, игра «Найди и назови».

«Говорят, что есть чудо, которое поможет Весне победить холод. Найдите этот предмет, скажите о нём хорошие слова, сравните его».

Воспитатель. (Показывает картинки костра, солнца и лампочки). Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне справиться с зимним холодом? Почему Вы так думаете? (ответы детей). Действительно, солнце – самый лучший  помощник Весны, оно настоящее чудо. Солнце может помочь весне одолеть холод, растопить снега, но ему не хватает сил, для того, чтобы подняться выше над землёй. Если мы правильно выполним задание, то поможем солнышку подняться выше, засветить ярче, чтобы оно сильнее грело.

Игра «Комплимент»

Описание: Дети называют различные эпитеты к слову «солнышко» — солнышко лучистое, солнышко-ведрышко, ласковое, красивое, доброе, круглое! Солнышко — наш друг, наша радость...

Игра «Сравни и назови»

Солнце  желтое, как … (одуванчик).

Солнце круглое, как … (мячик).

Солнце ласковое, как … (бабушка).

Солнце румяное, как … (яблоко).

Воспитатель. Давайте нарисуем солнышко мелками на асфальте.

Рисование солнышка

Письмо от Зимы.

Внутри картинки с приметами разных времен года.

 «Я дам вам картинки. Вы определите, на каких картинках весна и составьте с ними предложение, начиная свой ответ со слова «весной».

Игра «Чего не бывает весной?»

Описание: Из серии картин дети отмечают, чего не бывает весной.

Предполагаемые ответы детей: 

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

Весной небо высокое, чистое, голубое, яркое, весеннее, ясное.  

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной на крышах появляются длинные сосульки.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

Весной на деревьях набухают зеленые, липкие, пахучие почки.

Воспитатель. Давайте нарисуем  мелками на асфальте приметы весны.

Рисование «Приметы весны»

Письмо от Зимы.

Внутри картинки с изображением птиц, народные приметы.

 «Назовите птичек, найдите лишнюю и объясните почему?» 

Игра «Четвёртый лишний»

Описание: Найти лишнюю птичку, объяснить почему.

Воспитатель. Послушайте народные приметы, связанные с поведением птиц и выберете, какие подходят Весне.

Воробьи дружно чирикают – к оттепели.

 Ворона кричит – к метели.

Птицы кружат в небе – к морозу.

Увидел скворца - весна у крыльца.

 Грач на горе — весна на дворе. 

Воспитатель. Если мы  хотим, чтоб к нам вернулись перелетные птички, то давайте нарисуем птичек.

Рисование птичек

Физкультминутка

А уж ясно солнышко                    

Припекло, припекло,                    

И повсюду золото                      

Разлило, разлило.

Ручейки по улице                            

Всё журчат, всё журчат.

Журавли курлыкают                      

И летят, и летят.

Дети стоят в кругу, взявшись

за руки и медленно поднимают руки.

Медленно опускают руки.

Бегут по кругу на носочках. Руки опустив.

Идут, высоко поднимая колени

и взмахивая руками.

Письмо от Зимы.

Внутри загадки о животных, игра «Что не так?»

 « Я хочу проверить, знаете ли Вы, какие звери живут в лесу, кто из них ложиться в спячку, как называются их детёныши и где живут? Для этого отгадайте загадки и исправьте ошибки».

«Хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой»

(Медведь).

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной»

(Ёж).

«Там, где сосен сильный запах,

В чаще леса, в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Сплю я только на спине»

(Барсук).

«Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный»

(Волк).

Игра «Что не так?

У лисы медвежата. Они живут в логове.

У ежа лисята. Они живут в берлоге.

У медведицы зайчата. Они живут под кустом.

У волчицы зайчата. Они живут в норе.

У белки ежата. Они живут в берлоге.

У зайчихи волчата. Они живут в дупле.

Воспитатель. Если мы  хотим, чтоб быстрей проснулись звери, то давайте нарисуем их на асфальте.

Рисование зверей

Письмо от Зимы.

Внутри игра «Скажи ласково»

«Если хотите разбудить деревья, кусты, цветы ото сна, тогда обратитесь к ним ласково».

Игра «Скажи ласково».

Дерево – деревце,

Лист – листик, листочек,

Цветок – цветочек, цветик,

Почка – почечка,

Ветка – веточка,

Стебель – стебелёк.

Воспитатель. Если мы  хотим, чтоб быстрей появилась зелёная травка, листики на деревьях и кустах, первые цветы, то давайте нарисуем листики и цветочки.

Рисование листочков и цветочков

Подведение итога занятия.

Воспитатель. Вот и выполнили мы все 5 заданий зимы. Путешествие наше подошло к концу. Как вы думаете, мы справились с нашей задачей, помогли Весне? Я думаю, Весна нами довольна, и солнышко сверху посмотрит на наши рисунки. Теперь Весна вместе с солнышком пойдет на поля, на реку, в леса, на луга, отогреет всё ото льда и снега и займется своими делами. А Вам в честь нашей встречи она передала на память игрушку, круглую как солнышко. Отгадали, что это? Это мяч. Идите, играйте и Весну вспоминайте.

Приложение к конспекту.

1

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Весна. В пятницу у Вас было очень интересное занятие про Петропавловскую крепость, где Вы смотрели интересный фильм и затем строили Петропавловскую крепость. Я наблюдала за Вами через окно. Мне так понравилась эта история, что я тоже решила в выходные посмотреть настоящую Петропавловскую крепость. Как же она мне понравилась! Какой высокий шпиль у Петропавловского собора! А как громко стреляет пушка! А какая там необычная дорога, по которой ходят люди, она выложена из булыжников! Посмотрев, саму крепость, я решила посмотреть Неву. И что же я увидела, оказывается, на Неве ещё не весь растаял лёд... Я так расстроилась! Я побежала в лес, а там снег, я побежала на поля и там снег, я побежала в наш любимый Шуваловский парк и там ещё есть снег. А  ведь уже скоро май, последний мой месяц! Дело в том, что я пришла к Вам вовремя, в марте, но Зима меня всё время выгоняла. И сейчас я не успеваю сделать все свои дела: встретить птиц, разбудить зверей, вспахать и засеять поля, вырастить первоцветы и помочь распуститься листочкам на деревьях и кустах! Ребята, я хочу, чтоб Вы помогли мне.  Если Вы согласны, то выходите ко мне на улицу. Я Вас жду».

2

«Ребята, Зима мне пообещала, что уйдёт, и заберёт оставшийся снег и лёд, если мы справимся со всеми заданиями. Она прислала 5 писем с разными заданиями и дала нам задание найти их и выполнить. Помогите мне, пожалуйста. Весна».

3

«Говорят, что есть чудо, которое поможет Весне победить холод. Найдите этот предмет, скажите о нём хорошие слова, сравните его».

Игра «Комплимент»

Описание: Дети называют различные эпитеты к слову «солнышко» — солнышко лучистое, солнышко-ведрышко, ласковое, красивое, доброе, круглое! Солнышко — наш друг, наша радость...

Игра «Сравни и назови»

Солнце  желтое, как … (одуванчик).

Солнце круглое, как … (мячик).

Солнце ласковое, как … (бабушка).

Солнце румяное, как … (яблоко).

4

«Я дам вам картинки. Вы определите, на каких картинках весна и составьте с ними предложение, начиная свой ответ со слова «весной».

Игра «Чего не бывает весной?»

Описание: Из серии картин дети отмечают, чего не бывает весной.

Предполагаемые ответы детей: 

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

Весной небо высокое, чистое, голубое, яркое, весеннее, ясное.  

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной на крышах появляются длинные сосульки.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

Весной на деревьях набухают зеленые, липкие, пахучие почки.

5

«Назовите птичек, найдите лишнюю и объясните почему?» 

Игра «Четвёртый лишний»

Описание: Найти лишнюю птичку, объяснить почему.

Воспитатель. Послушайте народные приметы, связанные с поведением птиц и выберете, какие подходят Весне.

Воробьи дружно чирикают – к оттепели.

 Ворона кричит – к метели.

Птицы кружат в небе – к морозу.

Увидел скворца - весна у крыльца.

 Грач на горе — весна на дворе. 

6

« Я хочу проверить, знаете ли Вы, какие звери живут в лесу, кто из них ложиться в спячку, как называются их детёныши и где живут? Для этого отгадайте загадки и исправьте ошибки».

«Хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой»

(Медведь).

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной»

(Ёж).

«Там, где сосен сильный запах,

В чаще леса, в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Сплю я только на спине»

(Барсук).

«Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный»

(Волк).

Игра «Что не так?

У лисы медвежата. Они живут в логове.

У ежа лисята. Они живут в берлоге.

У медведицы зайчата. Они живут под кустом.

У волчицы зайчата. Они живут в норе.

У белки ежата. Они живут в берлоге.

У зайчихи волчата. Они живут в дупле.

7

«Если хотите разбудить деревья, кусты, цветы ото сна, тогда обратитесь к ним ласково».

Игра «Скажи ласково».

Дерево – деревце,

Лист – листик, листочек,

Цветок – цветочек, цветик,

Почка – почечка,

Ветка – веточка,

Стебель – стебелёк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе на тему:"Весна в окно стучится!"

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц и опорных картинок....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима в окно стучится»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима в окно стучится»...

конспект нод по развитию речи в средней группе "К нам Зима в окно стучится"

Конспект нод по развитию речи "К нам Зима в окно стучится".Цель:развитие у детей диалогической речи,умение отвечать на вопросы,закрепление признаков зимы....