Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы с тяжелым нарушением речи на тему: «Лес- наше богатство»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Интегрированное занятие, с использокание информационно-коммуникативных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_.docx | 43.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы
с тяжелым нарушением речи на тему: «Лес- наше богатство»
Образовательные технологии: проблемно-игровые, технологии моделирования, исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, развивающие игры.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, конструктивная, восприятие фольклора, музыки.
Цель: актуализировать представления о лесе, формировать экологические представления, воспитание ответственного отношения к природе.
Задачи
Обучающие
- способствовать формированию представлений о лесе, как о живом организме, обитателях леса- растительном и животном мире;
- продолжать формировать представления о деревьях: названия, форма листьев, принадлежность к разным видам лесного царства;
- продолжать знакомить с правилами поведения в лесу.
Развивающие/коррекционные
- способствовать развитию связной речи, умению делать выводы, умозаключения, высказывать свое мнение;
- расширять активный словарь детей (березняк, березовая роща, дубрава, лесничий, перелесок), совершенствовать грамматический строй речи;
- способствовать развитию восприятия, внимания, развитию мелкой моторики.
Воспитательные
- вызвать познавательный интерес к занятию, эмоциональный отклик на красоту природы;
- воспитывать ответственное, бережное отношение к природе;
- создавать условия, для развития активности и любознательности, самостоятельности.
Способы организации: полукругом, свободная, сменная.
Материалы и оборудование: Экран, проектор, магнитофон, презентации: «Тайны природы», «Лес», «Животные леса», магнитная доска, иллюстрации с изображением деревьев, листьев. Разрезные картинки к игре «Сложи знак», макет «Муравейник», цифры на дисках к игре «Тропинка», гнездо с птенцами, Геоконт - по количеству детей, фонограмма «Голоса птиц», иллюстрации животных к игре «Чей хвост», сундучок с медальками, экологические знаки, ковролин.
Ход:
Этап образовательной деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть (организацион ный момент) | Упражнение «Улыбка» У меня сегодня очень хорошее настроение. И я хотела бы передать его вам. Для начала встанем в круг Сколько радости вокруг! Мы все за руки возьмемся И друг другу улыбнемся Вы готовы поиграть? Можно встречу начинать! | Дети стоят в кругу с воспитателем Дети встают в круг Берутся за руки Улыбаются друг другу |
Вводная часть (мотивацион ный момент) | Вопросы сопровождается показом презентации Ребята, а вы любите путешествовать? Что значит – «путешествовать?» Сегодня мы с вами будем бродить по страницам книги «Тайны природы». Эта удивительная книга поведет нас по неведомым лесным дорожкам, где нас ждут открытия и интересные встречи. | Предполагаемые ответы детей: Узнавать что-то новое, интересное, открывать, удивляться Дети садятся на мягкие пуфики. |
Основная часть Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитанников) Физкульт минутка Дыхательная гимнастика
| Вопросы сопровождаются показом слайдов Какие же тайны скрывают ее страницы? Чтобы, открылась первая страница, нужно отгадать загадку: Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом Чудеса увидишь в нем. - Почему? - Что такое лес? Как вы понимаете? - Зачем нужен лес? -Какую пользу приносит лес людям? -Для чего нужен лес животным? Игровая ситуация «Посадим дерево» работа на магнитной доске Ребята, а вы знаете, что лес бывает разным: -Как называется лес, где растут только березы? -Как называется лес, где растут ели и сосны? -Как называется лес где растет много дубов? -Как называется лес, где растут разные деревья? Давайте дружно потрудимся и высадим свой лес. Надо отгадать загадку, найти такое дерево и посадить его там, где подскажу, начинаем. -Стоит красавица на поляне, в белом сарафане (береза выросла в левом верхнем углу) -Никто не пугает, а вся дрожит (осинка подросла в правом нижнем углу) -Я из крошки бочки вырос. Корешки пустил и вылез, стал высок и могуч. Не боюсь ни гроз, ни туч (дуб зазеленел в правом верхнем углу) -Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы (рябина удивила и выросла в левом нижнем углу) -Пусть жара или метель, (высокую сосну посадим в середине нашего леса) -Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год (ель подросла слева от сосны) -Сучки рогатые, Плоды крылатые, (узорчатый клен вырос справа от сосны) -На дороге всюду пух. Я устал по пуху топать. Не ронял его петух, Дерево роняло- (тополь посадим над сосной)
- Как можно назвать одним словом лес, который мы посадиди? - Почему? Вдруг налетел сильный ветер - Засвистел ветер у-у-у-у-у, загудел с-с-с-с-с все громче и громче. Сорвал и разнес их по лесу. Игровое упражнение «С какого дерева лист» Посмотрите, сколько листьев лежит на земле, давайте найдем с какого дерева упал лист или веточка, надо назвать и прикрепить. Молодцы и порядок навели Игра «Вопрос – ответ» Давайте подумает и найдем в каких словах спряталось это маленькое слово ЛЕС, образуем «лесные» слова – Как называется маленький лес? - Как мы называем растение, растущее в лесу? - Как называется профессия человека, работающего в лесу? - Сказочное «существо», охраняющее лес - Маленький, редкий лес, соединяющий два больших леса? Сопровождаются показом слайдов Книга открыла нам новую страницу и задает вопрос «Какие правила поведения в лесу, вы знаете?» - Почему нельзя ломать ветки, разжигать костер? Воспитатель: Правильно, поэтому в лесу так легко дышится. Давайте подышим чистым воздухом Вспомним правила: Вдох через нос, щеки не надуваем, нельзя поднимать плечи на вдохе. Выдох длительный и плавный. Встать прямо, ноги вместе, Поднять руки вверх, Хорошо потянуться, Подняться на носки- вдох Опустить руки вниз, Опуститься на всю ступню – выдох Выдыхая произносим «У-Х-Х-Х» Игровое упражнение «Собери знак» Давайте правила поведения в лесу изобразим знаками – моделями Сопровождаются показом слайдов Проблемная ситуация «Беда в лесу» Книга перевернула еще страницу и мы оказались около муравейника - Что случилось с муравьишками? Ой, беда, беда, беда! Пропала муравьиная тропа. На муравейник кто-то наступил, Потом тропу камнями завалил! -Как вы думаете, почему нельзя разорять муравейники? -Какую пользу лесу приносят муравьи? Восстановление разрушенного муравейника отнимает у муравьиной семьи много сил и муравьи могут не успеть до зимы. Давайте муравьям поможем. Камни снова на тропинку сложим. Страница книги новая открылась Какие птицы на странице появились? Какую пользу приносят птицы лесу? Посмотрите, это гнездо, а в нем птенцы. Какие хорошенькие. Давайте возьмем их с собой. Какие звуки можно услышать в лесу? Давайте послушаем Звучит фонограмма «Голоса птиц» и вдруг раздается шум – Что за шум? Громкая музыка. Ребята, можно шуметь в лесу? Почему? Давайте тихонько поиграем, чтобы не напугать лесных жителей. | Дети сидят на подушечках перед экраном Дети: Лес Предполагаемые ответы Лес – это растения: деревья, кустарники, травы; животные: звери, птицы, насекомые. Дети: Деревья очищают воздух, в лесу легко дышится, в лесу можно отдыхать, собирать грибы, ягоды Дети: Лес – это дом для животных. В лесу птицы вьют гнезда. Лес укрывает птиц и зверей от непогоды, кормит их и защищает. Ответы детей Березняк, березовая роща Хвойный Дубрава Смешанный Дети отгадывают загадки и располагают картинки с изображением деревьев на магнитной доске, в соответствии с заданием на ориентировку на плоскости. Ответы детей Береза Осина Дуб Рябина Сосна Ель Клен Тополь Смешанный Разные деревья Дети имитируют звук ветра Показывают руками, как качаются деревья, сильнее, тише. Дети собирают листья, ветки и прикрепляют около деревьев, Называют листья (березовый, осиновый, дубовый, рябиновый, кленовый, тополиный, еловая, сосновая) и называют дерево, с которого упал лист. Дети сидят на подушечках перед экраном Лесок, лесочек Лесное Лесник, лесничий Лесовичок Перелесок Предполагаемые ответы детей: не разжигать костер, не бросать мусор, не ломать ветки деревьев и кустарников, не повреждать кору деревьев… Дерево – живое, ветви с листьями играют важную роль в его жизни. Листья участвуют в дыхании растения. Листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Выполняют вместе с воспитателем Работа в парах, стоя около столов Дети собирают знаки, называют, что обозначает знак Ответы детей Дети стоят Ответы детей Муравьи - санитары леса, они уничтожают насекомых вредителей и их личинки, сохраняя деревья Дети восстанавливают дорожку для муравьев, выкладывают вместе. Дети берут «камни», а на них цифры. Раскладывают по порядку от 1 до 10 Дети называют числа по порядку Предполагаемые ответы детей Уничтожают вредителей … Ответы детей: нельзя брать птенцов, их родители могут навсегда покинуть гнездо Присели отдохнуть на бревно Ответы детей Пение птиц Дети сидят на «бревне» мягкий модуль Дети стоят |
Динамическая пауза | Логоритмика «Мы идем лесной дорогой» Мы идем лесной дорогой, Интересного тут много, По дорожке в лес пойдем, чудеса в лесу кругом: Вот растет под елкой гриб Рябинка пламенем «горит». Белка скачет скок, поскок, И орешки щелк, да щелк Тихо, тихо не шумите, По дорожке в лес идите Мы для леса все друзья, Обижать друзей нельзя! | Дети стоят стайкой около воспитателя Дети выполняют движения по тексту |
Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитанников) | Работа с «Геоконтом» На экране паутина с пауком Книга перелистнула страницу, мы путешествуем дальше по лесной тропинке - Но что случилось с паутиной? - Пауки нужны лесу? - Почему не надо рвать паутину? Давайте поможем паучку и сплетем новую паутину Игровое упражнение «Узнай по хвосту» сопровождаются показом слайдов В лесу живут и другие животные, но они где-то спрятались. Видны только хвосты. Отгадаем животное по хвосту - Кто спрятался? Работа с предметными моделями «Хорошо-плохо» Дети стоят работа с моделями Давайте вместе вспомним и запишем в нашу книгу «Тайны природы» правила поведения в природе. | Ответы детей Дети выполняют задание Дети стоя /сидя за столам работают с Геоконтом Делают паутинку Дети сидят на подушечках Ответы детей Дети отгадывают животное по хвосту и оно появляется на экране Дети берут предметную модель, называют правило и выкладывают его на ковролине на соответствующий цвет (хорошо- на зеленый цвет, плохо-красный цвет), называют. Ответы и рассуждения детей |
Итог занятия Рефлексия Оценка деятельности детей | Где мы путешествовали? Кого встретили? Кому помогали? Было ли вам интересно? Что удивило? Как вы думаете, у вас получилось быть настоящими друзьями и спасателями? –почему? Давайте будем вместе беречь лес- дом для растений и животных. Чтобы и человек всегда мог дышать чистым воздухом и радоваться красотой природы На следующем занятии мы обязательно отправимся в новое путешествие, договорились! Вы сегодня проявили уважительное отношение к природе и друзья- паучки приготовили вам сюрприз, который надо найти. Давайте поищем | Ответы рассуждения детей Дети находят сундучок с медальками Говорят спасибо паучкам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетного физкультурного занятия -"Морское царство" ( для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи)
Задачи:-Совершенствовать навыки основных движений: ползание, лазание, равновесие.-Развивать навыки совместных взаимодействий. Способствовать развитию равновесия, формированию правильной осанки.-...
Презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"
презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"...
Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (
Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...
Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы, имеющих тяжелые нарушения речи
Осенний сценарий для детей подготовительной группы с ТНР...
Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи.
Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ детского сада комбинир...
Сценарий развлечения для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Царица Вода в гостях у ребят»
Cоздать у детей радостное настроение, показать огромное значение воды для всех живых существ, уточнить представления детей о разных состояниях воды, развивать умение отгадывать загадки....
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2019-2020 уч.г.
Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2019-2020 уч.г....