Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2019-2020 уч.г.
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа
группы компенсирующей направленности
для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
2019-2020 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 89.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Рабочая программа
группы компенсирующей направленности
для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
2019-2020 уч.г.
Разработала:
Белогорцева Наталия Николаевна
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Содержание
1. | Целевой раздел | 3 стр. |
1.1. | Пояснительная записка | 3 стр. |
1.2. | Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы | 3 стр. |
1.3. | Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы | 5 стр. |
1.4. | Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) | 6 стр. |
2. | Содержательный раздел | 7 стр. |
2.1. | Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) | 7 стр. |
2.2.1. | Содержание образовательных областей программы. | 9 стр. |
2.2.2. | Образовательная область «Познавательное развитие» | 12 стр. |
2.2.3. | Образовательная область «Речевое развитие» | 15 стр. |
2.2.4. | Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | 16 стр. |
2.2.4. | Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | 18 стр. |
2.2.5. | Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности | 21 стр. |
2.2.6. | Культурно – досуговая деятельность | 22 стр. |
3. | Организационный раздел. | 22стр. |
3.1 | Основные направления коррекционной и образовательной деятельности | 23стр. |
3.2 | Система коррекционной и образовательной деятельности | 23 стр. |
4. | Методическое обеспечение рабочей программы. Средства обучения и воспитания. | 24 стр |
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа для специалистов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга» и педагогов групп компенсирующей направленности, в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от 5-ти до 7-ми лет. Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей и обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа разработана на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида "Радуга".
Методическая основа:
Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н.В.Нищева/. Издание 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО., СПб.: 2014.
Программа определяет создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Программа разработана для детей логопедической группы с 5-7 лет. Она рассчитана на детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно- развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы.
1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы
Цель реализации адаптированной программы является построение системы коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы в группах для детей с ТНР в возрасте от 5 до 7 лет, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с тяжелой речевой патологией, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи адаптированной программы:
обеспечить охрану и укрепление здоровья воспитанников с ТНР, в том числе и их эмоциональное благополучие
создать благоприятные условия для физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; выравнивания речевого и психофизического развития детей; способствовать овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты;
способствовать раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развитияи образования, охраны и укрепление здоровья детей с тяжелой речевой патологией.
Программа учитывает:
индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;
возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
4) специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Главная идея программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ТНР, то есть одним из основных принципов данной программы является принцип природосообразности.
Кроме того, программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО и примерных программах, на основе которых она разработана:
индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
поддержки детской инициативы в различных видах деятельности и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
интеграции усилий специалистов;
неукоснительного императива безвредности для организма и психики детей, соответствие требований, методов, приемов и условий образования возрастным особенностям детей;
систематичности, взаимосвязи и постепенной подачи учебного материала;
концентрического наращивания информации в последующей возрастной группе во всех пяти образовательных областях;
сотрудничество с семьями воспитанников, установления доверительных отношений;
Нарушения, которые могут возникать в тех или иных компонентах речевой функциональной системы, приводят к появлению разнообразных дефектов. Характер дефекта определяется тем, какие компоненты речевой функциональной системы оказались нарушенными, и действие каких механизмов привело к нарушению. Сложность структурно-функциональной организации речевой функциональной системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее компонентов. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития.
1.3.Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры. Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Как уже отмечалось, главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально- нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко- слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами
словообразования;
ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;
ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами- заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность;
ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;
ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;
у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
1.4.Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ система мониторинга ориентирована на выявление образовательных достижений воспитанников
б) решение задач:
формирования программы;
анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями;
в) изучение характеристик образования детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 8 лет;
г) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка личностных результатов);
использование планируемых результатов освоения основной образовательной программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания образовательных областей на основе системно деятельностного подхода, проявляющегося в различных видах детской деятельности;
оценка динамики образовательных достижений, обучающихся;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их.
Формы представления образовательных результатов:
журнал учета реализации образовательной деятельности по АООП ДО;
устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в освоении образовательных областей;
результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств воспитанников.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых результатов воспитанника требованиям к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования; динамика результатов.
Педагогическая диагностика
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
игровой деятельности;
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
художественной деятельности;
физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
2. Содержательный раздел
2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов.
Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально- оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с ТНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
2.2.Содержание образовательных областей программы.
2.2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях(подготовительная к школе группа)
Целостность педагогического процесса в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР обеспечивается реализацией Основная образовательная программа дошкольного образования определяет содержание образования воспитанников по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н.В.Нищева/. Издание 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО -СПб. 2014.
Образовательная область «Речевое развитие и логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи»
Речевое развитие в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР включает работу над расширением объема импрессивной и экспрессивной речи и уточнения предметного (существительные), предикативного (глаголы) и адъективного (прилагательные) компонентов словаря; работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей; развитие общей, ручной, артикуляторной моторики; коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций; совершенствование восприятия, дифференциации и навыков употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций; совершенствование навыков связной речи детей; коррекцию нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов; формирование мотивацию детей к школьному обучению, обучение их основам грамоты; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель- логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Программное обеспечение:
«Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного «Радуга». Программа «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмин.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально волевой сферы. Педагог - психолог в работе с детьми руководствуется: «Цветиксемицветик» /Н.Ю. Куражева, Программой психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет. Изд. Речь СПб-М. 2015;
«Цветик-семицветик» /Н.Ю. Куражева, Программой психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет. Изд. Речь СПб-М.2015;
Программой «Коррекционно-развивающие занятия: старшая группа» Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Изд.М.: Книголюб, 2009
Программой «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная группа» Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Изд. М.:Книголюб, 2009
«Психологический тренинг «Давайте, дружить!» Саранская О.Н. Изд. М.: Национальный книжный центр, 2015
Воспитатели групп компенсирующей направленности для детей с ТНР работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, представлений о явлениях в неживой природе по программе Т.В. Владимировой «Шаг в неизвестность». Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ТНР и этапа коррекционной работы.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы
Реализация Программы применяет дифференцированный подход к образованию детей с речевыми нарушениями, выражающийся в реализации индивидуальной образовательной траектории в зависимости от уровня и вида нарушения речи. Структура такого маршрута предполагает следующие формы образовательного процесса в отличие от общеразвивающих групп:
- индивидуальная диагностика речевых нарушений; постановка целей коррекционной работы отдельно для каждого ребенка
- выстраивание индивидуальных алгоритмов (системы комбинирования индивидуальных, групповых и домашних занятий) образовательного процесса, отбор содержания образования
- динамическое наблюдение за образовательным маршрутом и его оперативное изменение в зависимости от успехов (трудностей) ребенка
- индивидуальный подход к результативности работы (формулирование ожидаемых результатов, оценка динамики, оценка критериев эффективности коррекции).
Для профилактики психологической перегрузки детей с тяжелыми нарушениями речи Программа широко использует принцип интеграции содержания образования. Согласно адаптированной программе «интегрированные коррекционноразвивающие занятия позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе».
Интегрированный подход реализуется в Программе в следующих видах:
- как процесс взаимодействия взрослых участников образовательного процесса (педагогов, логопедов, родителей) и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира (меж предметный проектно-тематический подход);
- как взаимодействие методов и приемов воспитания и обучения (методическая
- интеграция);
- как интеграция содержания образования и культурно-досуговой деятельности
- (тематические праздники);
- как синтез детских видов деятельности.
- В зависимости от конкретной ситуации педагоги-воспитатели и логопеды продумывает содержание и организацию образовательных ситуаций, обогащающие опыт детей; эмоциональную сферу и представления о мире. Все образовательные моменты предполагают познавательное общение педагогов, специалистов, детей и родителей, и самостоятельность детей. Программа предполагает различные способы организации образовательного процесса: тематические погружения, детские проекты, игры-театрализации, экспериментирование. Активно используются разнообразные виды наглядности.
Содержание программы осваивается через следующие формы организации детской деятельности: образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах, совместную деятельность с педагогом, самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с родителями.
2.2.2.Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Приобщение к социокультурным ценностям
Имеет представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
Знает о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
Имеет представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
Имеет элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.
Имеет представление о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
Имеет представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.). Формировать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.
Формирование элементарных математических представлений Количество и счет.
Умеет формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Умеет объединять, дополнять множества, удалять из множества части, устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Владеет количественным и порядковым счетом в пределах 10. Знаком со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Знаком с числами второго десятка.
Понимает отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умеет увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Умеет называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знаком с составом чисел в пределах 10. Умеет раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Знаком с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
Умеет на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
Величина.
Умеет считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Умеет делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Умеет измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Умеет измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Имеет представления о весе предметов и способах его измерения.
Умеет сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Знаком с весами.
Имеет представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма.
Знает известные геометрические фигуры, их элементы (вершины, углы, стороны) и некоторые их свойства.
Имеет представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
Умеет распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Способен моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Умеет анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве.
Умеет ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Способен моделировать пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана,
схемы.
Умеет «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени.
Имеет элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Умеет пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Способен проявлять «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
Умеет определять время по часам с точностью до 1 часа.
Ознакомление с миром природы
Имеет представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.
Знаком с понятиями «лес», «луг» и «сад».
Имеет представления об условиях жизни комнатных растений.
Знаком со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
Умеет устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знаком с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
Имеет знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Знаком с дикими животными. Имеет представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Имеет знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся.
Знаком с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).
Имеет представления о насекомых. Знаком с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в ульях).
Умеет различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.).
Умеет сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают). Умеет обобщать и систематизировать представления о временах года.
Имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
Умеет передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Умеет правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
Сезонные наблюдения Осень.
Знает, что сентябрь первый осенний месяц.
Умеет замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Участвует в высаживании садовых растений (настурция, астры) в горшки.
Умеет собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима.
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
Знает, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.), что это корм для
птиц.
Умеет определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного
тяжелого снега лучше делать постройки).
Умеет замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки). Знает, что 22 декабря — самый короткий день в году.
Весна.
Имеет представление о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
Знаком с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).
Умеет замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования.
Знаком с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето.
Имеет представления об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).
Знает, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знаком с трудом людей на полях, в садах и огородах.
Знаком с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».
Знает, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).
2.2.3.Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Развитие речи
Формирование словаря.
Использует в речи детей существительные, обозначающие предметы бытового окружения; прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов; наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Подбирает существительные к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слова со сходным значением (шалун - озорник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).
Звуковая культура речи.
Правильно, отчетливо произносит звуки. Различает на слух и отчетливо произносит сходные по артикуляции и звучанию согл. звуки: с - з, с - ц, ш - ж, ч - ц, с - ш, ж - з, л - р.
Умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Грамматический строй речи.
Умеет согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
Замечает неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, стремится самостоятельно ее исправить.
Знаком с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Образовывает однокоренные слова (медведь - медведица - медвежонок - медвежья), в том числе глаголы с приставками (забежал - выбежал - перебежал).
Правильно употребляет существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Составляет по образцу простые и сложные предложения. Пользуется прямой и косвенной речью.
Связная речь.
Умеет поддерживать беседу. Владеет диалогической и монологической формами речи. Связно, последовательно и выразительно пересказывает небольшие сказки, рассказы.
Умеет (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Может составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Умеет составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Художественная литература
Проявляет интерес детей к художественной литературе.
Может внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Проявляет интерес к чтению больших произведений (по главам). Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям. Способен рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения.
Различает (с опорой на прочитанное произведение) жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Выразительно, с естественными интонациями читает стихи, участвует в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Обращает внимание на оформление книги, на иллюстрации.
2.2.4.Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Умеет самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
Проявляет организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Проявляет заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
Умеет ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Умеет слушать собеседника, не перебивать без надобности, спокойно отстаивать свое мнение. Использует формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
Имеет представления об обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Проявляет интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание Образ Я.
Имеет представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям).
Имеет представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Имеет гендерные представления.
Семья.
Имеет представления об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны), о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
Знает домашний адрес и телефон, имен и отчеств родителей, их профессий.
Детский сад.
Умеет выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т. п.).
Участвует в создании развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.).
Умеет высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
Имеет представление о себе как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности, охватывающей детей младших возрастных групп и родителей; посильном участии в жизни дошкольного учреждения (адаптация младших дошкольников, подготовка к праздникам, выступлениям, соревнованиям в детском саду и за его пределами и др.).
Родная страна.
Имеет представления о родном крае.
Знаком с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Имеет представления о Родине — России.
Имеет знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Имеет представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание, культурно-гигиенически навыки
Умеет быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой.
Умеет аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Умеет следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.
Самообслуживание.
Умеет самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
Умеет самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна.
Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Общественно-полезный труд.
Умеет старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
Проявляет желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Умеет самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.
Умеет планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки.
Умеет поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).
Умеет самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.
Умеет добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.
Проявляет интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Проявляет навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).
Труд в природе.
Умеет самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб, птиц, морских свинок и т. п.
Проявляет интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию: осенью — к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной — к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом — к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
Уважение к труду взрослых.
Имеет представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Знаком с профессиями, связанными со спецификой родного поселка.
Проявляет интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Формирование основ безопасности Безопасное поведение в природе.
Знает правила поведения в природе.
Знаком с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
Имеет представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах.
Имеет знания об устройстве улицы, о дорожном движении. Знаком с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
Знаком с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно указательными.
Имеет представления детей о работе ГИБДД.
Свободно ориентируется в пределах ближайшей к детскому саду местности. Умеет находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Имеет представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Знает правила безопасного обращения с бытовыми предметами. Знает правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).
Проявляет навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Имеет знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Знает о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
Умеет называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Лепка.
Умеет свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Умеет передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику - коллективная композиция).
Умеет создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
Декоративная лепка.
Умеет использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку.
Умеет при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
Аппликация.
Умеет создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению:
развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).
Умеет составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства.
Умеет вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенные вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенные гармошкой.
Владеет приемом обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема).
Владеет мозаичным способом изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки.
Художественный труд: работа с бумагой и картоном.
Умеет складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).
Умеет создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам.
Умеет создавать объемные игрушки в технике оригами.
Художественный труд: работа с тканью.
Умеет вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку».
Умеет делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Художественный труд: работа с природным материалом.
Умеет создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна»,
«Сказочные герои»).
Умеет аккуратно и экономно использовать материалы.
Конструктивно-модельная деятельность
Умеет видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
Умеет самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.
Умеет распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Конструирование из строительного материала.
Умеет сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; планировать процесс возведения постройки.
Умеет сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
Конструирование из деталей конструкторов.
Умеет создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
Умеет создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя.
Умеет создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).
Умеет разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).
Дошкольный возраст (с 4 до 7 лет)
Задачами углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 7 лет являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности). Диагностика проводится учителем-логопедом в течение сентября.
Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка. Методика проведения индивидуальной педагогической диагностик
2.2.5.Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)(Приложение1)
Месяц | Лексическая тема |
Сентябрь | 3. Осень. Признаки осени. Деревья осенью. 4.Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах. |
Октябрь | 1. Фрукты. Труд взрослых в садах 2. Насекомые. Подготовка насекомых к зиме. 3. Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету. 4. Поздняя осень. Грибы и ягоды. 5. Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель. |
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь | 2. Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия. 3. Профессии взрослых. Трудовые действия. 4.Труд на селе зимой. Сельские профессии. |
Февраль | 1. Орудия труда. Инструменты. 2. Животные жарких стран, повадки, детеныши. 3. Наша армия «День защитника Отечества». 4. Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы. |
Март |
|
Апрель |
|
Май | 2.День Победы. 3.Скоро в школу. Школьные принадлежности. |
2.2.6. Культурно-досуговая деятельность
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Культурно-досуговая деятельность в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи охватывает организацию отдыха, развлечений, праздников, самостоятельной познавательной и художественно-творческой деятельности детей. Следует способствовать участию детей в работе кружков и студий по интересам.
Пред школьников необходимо приучать осмысливать полученные знания и использовать их в самостоятельной творческой деятельности.
Следует расширять знания детей об искусстве, приучать их к посещению выставок, музеев, театров.
У детей седьмого года жизни необходимо расширять представления о государственных праздниках и привлекать их к подготовке к праздникам и участию в праздничных утренниках.
Примерный перечень развлечений и праздников
Праздники: День знаний. Новый год. День защитника Отечества. Международный женский день. День Победы. До свиданья, детский сад! Праздники народного календаря, фольклорные праздники.
Развлечения: вечера музыки и поэзии.
Театрализованные представления: Постановка театральных спектаклей по русским народным сказкам «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» и «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Концерты: «Наши таланты», «Мы танцуем», «Наши любимые песни из мультфильмов».
Спортивные праздники, викторины, забавы, фокусы.
3.Организационный раздел
3.1.Основные направления коррекционной и образовательной деятельности
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» связаны с основным направлением и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.
3.2.Система коррекционной и образовательной деятельности
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май.
Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.
В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-медико- педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают рабочие программы и ОАОП ДО.
С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми в группах. Проведение рабочих совещаний по завершении первого, а затем и второго периодов работы не является обязательным. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.
Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие программы специалистов и ОАОП ДО. Психолого-медико-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.
Во вторник логопед проводит только индивидуальную работу с детьми в первой половине дня или индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня. Вечерние приемы родителей по четвергам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц.
На работу с одной подгруппой детей в подготовительной к школе группе длиться 30 минут. В подготовительной группе логопед, исходя из возможностей детей, может проводить два раза в неделю фронтальную работу. Как правило, для фронтальной работы отводятся понедельник и четверг (и в эти дни подгрупповую работу логопед не проводит), во вторник же и пятницу проводится подгрупповая работа.
Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми.
Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в логопедической группе по сравнению с массовыми группами. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.
В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и лого ритмические занятия.
В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10 – 15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.
Методическое обеспечение рабочей программы. Средства обучения и воспитания.
Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор
Н.В.Нищева/. Издание 3-е переработанное и дополненное в соответствии с
ФГОС ДО., СПб.: 2014.
«Радуга»: Примерная образовательная программа дошкольного образования /С.Г. Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова и др. – М: Издательство «Просвещение», 2014
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть I) - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть II) – СПб «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с5 до 6 лет и с 6 до 7 лет).- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
Петерсон Л.Г. «Игралочка-ступенька к школе» практический курс математики для дошкольников. Москва 2014
Сидорчук Т.А. «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания. Ульяновский дом печати 2015
Сидорчук Т.А. «Воображаем, размышляем, творим» Мозырь 2006
Сидорчук Т.А. «Технологии развития связной речи дошкольников» Ульяновский дом печати 2015
Владимирова Т.В. «Шаг в неизвестность» Ульяновский дом печати 2015
Рабочие тетради для детей дошкольного возраста
Нищева Н. В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Нищева Н. В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 2. -
СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Нищева Н. В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 3. -
СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 6 лет
Рабочая программа педагога ( далее-Программа) разработана с целью организации образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы № 2 «Теремок» компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2019 – 2020 учебный год.
Программа разработана с учётом ФГОС дошкольного образования, образовательной программы учреждения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы № 2 «Теремок» компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2019 – 2020 учебный год.
Программа разработана с учётом ФГОС дошкольного образования и образовательной программы учреждения....
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2020-2021 уч.г.
Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2020-2021 уч.г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАгруппы №1 «Умники и умницы»компенсирующей направленностидля детей подготовительной группыс тяжёлыми нарушениями речи...
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2020-2021 уч.г.
Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2020-2021 уч.г....
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на 2019- 2020 год
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на 2019- 2020 год...