Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи на тему: Времена года в творчестве С.А. Есенина.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: Развитие интереса и познавательной мотивации к творчеству поэтов, закрепление знаний о временах года.
Коррекционно - образовательные задачи:
- обобщать и систематизировать знания детей о творчестве поэта
С.А. Есенина;
- уточнить знания о временах года (зима, весна, лето, осень);
Коррекционно - развивающие:
- совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в подборе слов-признаков)
- развивать общую и тонкую моторики;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать координацию движений, совершенствование мелкой моторики (темп и ритм)
- развивать речевое дыхание;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать связную речь (умение отвечать на вопросы предложением, вступать в диалог)
Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного, отзывчивость, умение видеть хорошее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи на тему:
Времена года в творчестве С.А. Есенина.
Цель: Развитие интереса и познавательной мотивации к творчеству поэтов, закрепление знаний о временах года.
Коррекционно - образовательные задачи:
- обобщать и систематизировать знания детей о творчестве поэта
С.А. Есенина;
- уточнить знания о временах года (зима, весна, лето, осень);
Коррекционно - развивающие:
- совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в подборе слов-признаков)
- развивать общую и тонкую моторики;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать координацию движений, совершенствование мелкой моторики (темп и ритм)
- развивать речевое дыхание;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать связную речь (умение отвечать на вопросы предложением, вступать в диалог)
Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного, отзывчивость, умение видеть хорошее.
Предварительная работа:
- Знакомство с творчеством С.А Есенина;
- Разучивание стихотворения «Поет зима-аукает».
- Наблюдение с детьми за природными явлениями.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, картинки по теме, пластиковые стаканчики, «волшебные» конверты с заданиями.
Ход образовательной деятельности.
- Организационный момент.
(Дети стоят на ковре.)
Логопед: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие, но сначала нам нужно настроиться.
Утром солнышко встает (руки поднять вверх)
Нас на улицу зовёт (руки в стороны)
Выхожу из дома я: (показать рукой на себя)
– Здравствуй, улица моя! (руки в стороны)
Я пою и в тишине (руки рупором у рта)
Подпевают птицы мне (руки дудочкой)
Травы шепчут мне в пути: (присесть, опустить руки на ковер)
– Ты скорей, дружок, расти! (выпрямиться, руки вверх, потянутся)
Отвечаю травам я, (присесть, опустить руки на ковер)
Отвечаю ветру я, (поднять руки над головой и покачать ими)
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки)
(Владимир Орлов)
- Основная часть.
На интерактивной доске появляется девушки-красавицы «Времена года» (звучит голос)
«Дорогие ребята! Мы очень хотели к Вам прийти, но нам помешал Ветер. Для Вас мы приготовили подарки. Надеемся, что их доставили в целости и сохранности до вашей группы. Играйте, занимайтесь, веселитесь. Ваши Времена года».
Логопед: Ребята, вам интересно, что же за подарки приготовили Времена года?
Ответы детей.
Логопед: (открывают коробку с цветными конвертами (по каждому времени года) на каждого ребенка) Это же волшебные конверты.
Логопед: Давайте их аккуратно откроем и заглянем внутрь.
(Дети открывают конверты). Внутри фото С.А. Есенина.
Логопед: Дети, вы узнали, чья это фотография?
Ответы детей.
Логопед: А что мы с вами знаем о С.А Есенине?
Дети: Он родился и жил в селе Константиново, писал много о природе.
Логопед: Молодцы! Все правильно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Осень! Небо тучно,
Ветер шумит.
Природа скучно
Всюду глядит.
Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.
И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.
Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.
Логопед: О каком времени года это стихотворение?
Дети: Это стихотворение про осень.
Логопед: А что значит выражение небо тучно?
Ответы детей.
Логопед: А то, что на небе много туч, это является приметой осени?
Дети: Да.
Игра «Приметы» (игра на липучках)
Логопед: У вас в конверте карточка с изображением Осени и приметами. Я вам прочту стихотворение, а вам нужно определить о каких осенних приметах рассказывает С. Есенин в этом стихотворении? (Логопед читает стихотворение по четверостишиям, дети называют приметы осени.) Например, дождь льет…
Логопед: А есть на карточке приметы, которые не относятся к Осени? (дети называют лишние приметы и убирают их с карточки)
Логопед: Молодцы! А есть еще приметы, о которых не сказал Сергей Есенин, но мы можем их добавить сюда?
Дети: Да. Осенью много грибов. Люди собирают урожай… (дети называют и закрепляют примету на карточке.)
Игра с мячом.
Логопед: А какая бывает осень?
Дети: Осень бывает золотая. Осень бывает дождливая…..
Логопед: Отлично. А сейчас я вам предлагаю выйти на ковер. После осени какое время года наступает? (Зима.) Предлагаю вам всем вместе прочитать стихотворение про Зиму. Но делать мы это будем не просто так, а под зимнюю музыку, которую создадим сами с помощью пластиковых стаканчиков.
Дети садятся в круг на ковре. Мы начинаем читать и после каждого слова правой рукой передаем стакан соседу.
Игра на развитие темпо-ритмической стороны речи.
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Логопед: Молодцы! Сложно было?
Ответы детей.
Логопед: Возвращаемся за столы.
Дети садятся за столы.
Логопед. После зимы наступит какое время года? (ответы детей)
Что происходит в природе весной, попробуйте рассказать вы.
У вас в конвертах «бесконечные» открытки (открытки с изображение признаков весны). Открытки эти непростые. Вы должны не только называть, но и внимательно следить, когда признаки весны начнут повторяться.
Дети крутят открытки и называют выпавшие им времена года. Важно не пропустить момент, когда признаки начнут повторяться, значит, игра закончен
Логопед: После весны наступит жаркое…. А сейчас встаем возле своих мест и попробуем поймать летних солнечных зайчиков.
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька,
(вытягивать вперед ладошку)
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
(ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать.
(следить взглядом за движениями пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)
Игра «Что перепутал художник?»
Логопед: Отлично, возвращаемся на свои места. Логопед: Давайте достанем из наших волшебных конвертов картинки. Как вы думаете, какое время года хотел изобразить художник?
Дети: Лето.
Логопед: Правильно. А как вы думаете, все ли у него получилось?
Ответы детей.
Логопед: Чего не бывает летом?
Дети: Летом не бывает снега и т.д.
Логопед: Правильно, вы очень внимательные, возьмите маркеры и зачеркните приметы, которых не бывает летом.
Дыхательная гимнастика «Ветерок - вертушка»
Логопед: Летом на улице становится тепло и дует легкий ветерок. Возьмите трубочки, подуйте на вертушки, чтобы они пришли в движение.
Упражнение раздели на слоги.
Логопед: У нас осталась еще одна карточка в конверте, положите ее перед собой. Нужно соотнести картинку с нужным словом и разделить его на слоги. (для детей, которые еще не умеют читать, картинки подписаны и нужно зрительно соотнести слова). Что нужно сделать, чтобы узнать количество слогов в слове?
Ответы детей: Нужно прохлопать и проговорить слово.
(осень, лист, дождь, лужа, рябина, береза, клен)
(Дети соединяют, комментируя: в слове осень 2 слога, делим линию на 2 части.)
Логопед: Молодцы. Вы справились.
(звучит музыка, дети выходят на ковер)
- Итог.
Логопед: Кого мы повстречали сегодня?
Дети: Мы встретили Осень, Весну, Зиму, Лето.
Логопед: Что они нам передали? (ответы детей)
Логопед: А стихи какого поэта сегодня звучали?
Дети: Сегодня мы рассказывали стихи Сергея Есенина.
Логопед: А какое задание для вас было самым простым? (Ответы детей)
А какое было самым сложным? (ответы детей)
Стихи Сергея Есенина очень красивые, легко запоминаются, он за свою творческую жизнь написал их очень много. Они подходят и взрослым и детям. Мы начинаем знакомиться с ними в детском саду, а потом вы продолжите свое знакомство уже в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится"
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится" направлен на достижение следующих результатов: 1) развитие интереса...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей первой младшей группы /2-3 г/ Тема: « Знакомство с грузовым автомобилем».
Цель: повторить знания детей первой младшей группы, соответствующие их возрастным особенностям.Задачи:- познакомить детей с грузовым автомобилем- учить детей называть и показывать основные части автом...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего возраста Тема: «Путешествие в мир сказок»
Расширять представления детей о сказках....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «В поисках Зимы».
Игра - путешествие: "В поисках Зимы" с элементами театрализованной деятельности направлена на создание условий для закрепления и расширения знаний детей о зиме и зимних явлениях....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности (тяжелые нарушения речи) раннего возраста (2 – 3 года) «Дикие животные. Зайчик беленький»
Конспект актуален как для раннего возраста, так и для младшего дошкольного возраста с ЗПР....