Месяц | НОД | Цели | Задачи | Оборудование и материалы |
сентябрь | №1 «Почему песок хорошо сыплется?» | Выделить свойство песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | - расширить знание детей о свойствах песка и глины; - развить любознательность и активность детей. | Ёмкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. |
№ 2 «Посадим дерево» | Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | - закрепить представление детей о свойствах песка и глины; - развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. | Ёмкости с песком, глиной, палочки. |
№3 «Ветер» | Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. | - закрепить представление детей о свойствах песка и глины; - развить любознательность, самостоятельность. | Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой. |
№4 «Где вода?» | Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. | - закрепить представление детей о свойствах песка и глины; - воспитывать умение замечать различие; - продолжать развивать речь детей: умение анализировать | Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. |
октябрь | №1 «Таинственный картинки | Расширить представление детей о цвете | - показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные секла - формировать у детей самостоятельно находить ответ, на поставленные вопросы. | Цветные стекла, рабочие листы , цветные карандаши. |
№2 «Волшебный материал» | Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. | - закрепить представление о песке и глине; - формировать умение самостоятельно делать вывод; - воспитывать интерес к происходящему. | Ёмкость с водой, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики. |
№3 «Текучесть воды.» | Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. | - развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение; - дать представление о том что вода может принимать любую форму; - формировать умение самостоятельно делать вывод; | Вода, 2 стакана, кубик, линейка, деревянная ложка, ложка, чашка, блюдце, пузырек. |
№ 4 «Что растворяется в воде?» | Выявить свойства воды. | -сформировать представление детей о том что некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяется окрашенные вещества. - показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. | мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ. |
ноябрь | № 1 «Как пар превращается в льдинки?» | Познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды (жидким, газообразным, твёрдым). | - выявить свойства воды: при кипении вода превращается в пар; пар оседает капельками на оргстекло; на морозе капельки пара замерзают и превращаются в лёд. - развивать познавательные интересы. | Электрический чайник, оргстекло, вода. |
№ 2 «Ходячая вода» | Познакомить детей с передвижением воды. | -показать детям что вода имеет свойство передвижения; - развить любознательность. | Вода, 2 прозрачных пластиковых стакана, бумажное полотенце, порезанное на полоски, миска |
№ 3 «Впитывая водяные капли» | Узнать, какие материалы впитывают воду. | --показать детям что вода имеет свойство впитывания; - развить любознательность. | Бумажные полотенце, страница из глянцевого журнала, алюминиевая фольга, картон, дерево, пластмасса, вода, лейка или сито. |
№4 «Изготовление цветных льдинок» | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым | - выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная); - воспитывать умение вести диалог. | Ёмкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. |
декабрь | №1 «Какие предметы могут плавать» | Расширить знание детей о свойствах воды. | - формирование у детей представление о плывучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести; - воспитывать умение вести диалог. | На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. |
№ 2 «Делаем мыльные пузыри» | Выяснить способность жидкого мыла. | - познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку. | Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы. |
№ 3 «Подушка из пены» | Выявить, могут ли предметы утонуть в мыльной пене. | - развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести); - воспитывать умение вести диалог. | На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. |
№ 4 «Взаимодействие воды и снега» | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твёрдым). | - выявить свойства воды: чем выше её температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести её на улицу, то она станет холоднее. - сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость; - проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. | Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочка, мерные ложечки (или совочки). |
январь | №1 «Когда это бывает» | Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. | - показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными. | Иллюстрации пейзажа, событий в разные части суток. |
№2 « Свет вокруг нас» | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. | - показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча); - развить любознательность; - воспитывать умение общаться со сверстниками через работу в команде. | Картинки с изображением источника света (солнце луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и тд.), несколько предметов, которые не дают свет. |
№ 3 «Волшебные лучи» | Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него. | - формирование представление о свете; - воспитывать умение вести диалог. | Свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности. |
№ 4 «Волшебный круг» | Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне. | - формирование представления о цветовом спектре; - изучить возможности цветов; | Цветовые волчки. |
февраль | № 1 «Теневой театр» | Развить воображение детей. | - познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | Оборудование для теневого театра. |
№ 2 «Волшебная кисточка» | Развить умение комбинировать цвета. | - познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый); - формирование представление о цвете; - воспитывать умение вести диалог | Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров. |
№ 3 «Как согреть руки?» | Подвести детей к тому что предметы могут согреваться при трении, движении | - выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). - воспитывать умение вести диалог | Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка. |
№ 4 «Волшебная рукавичка» | Расширить представление детей о магните | - выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; - развитие умение отвечать развернутым предложением; - побуждать детей к самостоятельной работе. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. |
март | № 1 «Волшебный театр» | Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. | -расширить представление о магните; - воспитывать познавательные процессы. | «театральная сцена» на подставке, персонажи сказки, сделанные из легкого картона (конусные) |
№ 2 «Мы – фокусники» | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | - выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; - развитие умение отвечать развернутым предложением; - побуждать детей к самостоятельной работе. | Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. |
№ 3 «Угадай-ка» | Расширить представление детей о весе. | - понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. - установить зависимость веса предмета от его размера. | Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т.д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера. |
№ 4 «Почему все звучит?» | Расширить представление о звуке. | - подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. - сформировать умение работать в парах. | Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан. |
апрель | № 1 «Откуда берется голос?» | Расширить знание о звуке. | - подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. |
№ 2 «Где быстрее?» | Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед). | - побуждать к анализу; - определить где быстрее лед превратится в воду | Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики. |
№ 3 «Где быстрее наступит весна?» | Установить зависимость изменений в природе от сезона. | - побуждать к наблюдению; - побуждать к анализу; | Ёмкости со снегом, льдом. |
№ 4 «Где будут первые проталинки?» | Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появления солнца. | - выяснить, возле какого дерева раньше появится проталина; - закрепить представление о свете. | Ёмкости для каждого ребенка, окрашенные в темные тона. |
май | № 1 «Стекло, его качества и свойства» | Расширить представление о стекле. | - закрепить умение узнавать предметы, сделанные из стекла; - определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
№ 2 «Металл, его качества и свойства» | Расширить представление о металле. | - закрепить умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
№ 3 «Резина, его качества и свойства» | Расширить представление о резине | - закрепить умение узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
№ 4 «Пластмасса, его качества и свойства» | Расширить представление о пластмассе | - закрепить умение узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |