Перспективное планирование по экспериментальной деятельности детей средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
В разработке представлен перспективное планирование по экспериментальной деятельности детей средней группы, целью которых является развитие и активизация познавательной деятельности в процессе познания окружающего мира, любознательности, формирование основ исследовательского поведения.
Все занятия разделены на 9 блоков по месяцам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_ksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.ИРКУТСКА
ДЕТСКИЙ САД № 177
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
(СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Срок реализации 2021-2022уч.гг.
Разработала воспитатель:
Матвеева Н. В.
2021 год
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Цель: развитие и активизация познавательной деятельности в процессе познания окружающего мира, любознательности, формирование основ исследовательского поведения.
Задачи работы:
1) Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
2) Формировать умение применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов (сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно);
3) Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
4) Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
5) Развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности;
6) Развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
7) Развивать мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение, формировать способы познания путем сенсорного анализа;
8) Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий;
9) Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Методической основой для занятий стала следующая литература:
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М,: ТЦ Сфера, 2005.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
6. Костюченко М.П., Камалова Н.Р. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. – Волгоград: Учитель, 2016.
7. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2015.
8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
9. Интернет-ресурсы
Ожидаемые результаты
В результате занятий дети получают следующие навыки и умения:
- Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
- Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
- Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
- С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.
Режим занятий периодичность и продолжительность занятий
Год обучения | Количество занятий | Продолжительность одного занятия | Недельная нагрузка | Количество часов за год |
1 год | 4 раза в месяц | 20 мин | 1 раз в неделю во второй половине дня | 35 ч. |
Тематическое планирование по месяцам
Тема | Задачи | Материал |
Сентябрь «Мир песка» | ||
Вводное занятие | Уточнить представление о том, кто такие ученые. Познакомить с понятиями: «наука», «эксперимент», «гипотеза». Дать представление о назначении детской лаборатории, провести инструктаж по технике безопасности при проведении опытов и экспериментов. | Кукла «Незнайка», стакан с водой, бумажные полотенца, барабан, металлофон, мяч. Д/и «Слушаем, видим, ощущаем» |
«Песочная страна» | Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (Сыпучесть, рыхлость). Познакомить детей с песочными часами. | Емкости с песком, с водой, лист бумаги, ложечки. Песочные часы. |
«Мокрый песок» | Познакомить детей со свойствами мокрого песка | Емкости с песком, с водой, формочки. |
«Разнообразные фигуры» (рисование песком) | Учить детей изображать рисунок с помощью песочной техники. | Шаблоны с изображением, емкости с песком. |
Октябрь «Мир воды» | ||
«Как вода отражает предметы ?» | Выявить с детьми свойство воды отображать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид. | Зеркало, тазик с водой, кукла в платье. |
«Как вытолкнуть воду?» | Формировать представление о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь («край», «поднимается», «опускается», «выше», «ниже»). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей. | Мерная емкость с водой, камешки, ложки. |
«Тонет или не тонет» | Формировать представление детей о свойствах воды. | Очищенный и неочищенный апельсин. Картофель очищенный. Пресная и соленая вода в емкостях. |
«Определяем температуру воды» | Выявить с детьми способы изменения температуры воды. Способствовать расширению представлений о жизни природных объектов в водной стихии. Активизировать словарь детей («гейзер», «пар», «температура», «водоросли»). Развивать любознательность и мышление. Поддерживать интерес к миру природы. | Мячик, стаканчики пустые, стаканчики с горячей и холодной водой, кусочки льда, иллюстрации рек, озер, морей, гейзера. |
«Волшебная кисточка», «Жила-была река» | Учить получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. Формировать представление детей о значимости чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения. | Краски акварельные, листок бумаги. Произведение Н. А. Рыжова «Жила-была река» |
Ноябрь «Мир воздуха» | ||
«Поиск воздуха» | Помочь детям обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. | Соломинка и тазик с водой. |
«Можно ли сжать воздух» | Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. | Шприц и пипетка. Комочек бумажки. |
«Что быстрее упадет?» | Исследовать падение различных предметов в воздухе. | Камень, листок бумаги, перо или пух птицы, сухой лист. |
«Реактивный шарик» | Выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха. | Воздушный шарик. |
Декабрь «Мир бумаги» | ||
«Свойства бумаги» | Познакомить с основными свойствами бумаги (Мокнет, рвется, мнется и складывается, на ней можно оставить след) | |
«Свойства бумаги» | Продолжить знакомство с основными свойствами бумаги (Горит, издает звук, вдавливается, режет) | |
«Прочность бумаги» | Помочь узнать, может ли бумага служить мостом. | |
«Волшебный квадрат» | Познакомить детей с разными видами бумаги: салфеточная, писчая, оберточная, чертежная. Сравнить их качественные характеристики и свойства. | Разные виды бумаги, квадраты из бумаги на каждого ребенка. |
Январь «Мир камней» | ||
«Почему камни бывают разноцветными?», «Как вода камень разрушает?» | Показать детям с помощью пластилина каменные пласты, которые образуются миллионами лет. смоделировать силу воздействия воды. расширять знания о разнообразии камней в природе, их значении в жизни человека. | |
«Плавучий камень» | Показать детям, что пемза плавает и не тонет. | |
«Камни пишут и рисуют» | Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем. | |
Февраль «Мир химии» | ||
«Хлебная плесень» (2 занятия) | Познакомить детей с мельчайшими организмами (грибками). Помочь установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | |
«Красочный сахар» (2 занятия) | Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар. | |
Март «Мир интересных предметов» | ||
«Мир ткани и ниток» | Познакомить с различными видами тканей, сравнить их качества и свойства. Познакомить со способами использования ткани. | Различные виды тканей, ножницы, таз с водой. |
«Всё обо всём» | Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. («Сколько ложек песка в стакане», «Могучая скорлупа») | Стаканы, песок, вода, ложки. Скорлупа яичная. |
«Секретные записи» | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления. | Лимон, вата, палочки, листы бумаги, краска, настольная лампа |
«Мыло-фокусник» | Познакомить детей со свойствами мыла, закрепить правила безопасности при работе с мылом. | Таз с водой, мыльный раствор, стаканчики, трубочки. |
Апрель «Мир космоса» | ||
«Полет в космосе» | Знакомить детей с космическими предметами. Учить детей делать планирующую машину | |
«Что такое метеориты?» (презентация) | Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли. | |
«Почему всё падает на Землю?» | Помочь понять, что Земля обладает силой притяжения. | |
Аппликация «Ракета» (2 занятия) | Учить детей делать работу в технике обрывания, развивать мелкую моторику рук. | |
Май «Мир Солнца» | ||
«Солнце дарит нам тепло и свет» | Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света. | |
«Волшебное стеклышко» | Формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах, научить пускать солнечных зайчиков. Расширить представления детей о тени. (Тень имеют все предметы) | |
Поделка «Солнышко» (2 занятия) | Научить новым приемам ручного труда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности детей старшей группы №7 на2013-2014 уч.год.
Перспективное планирование деятельности детей...
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности детей второй группы раннего возраста
перспективное планирование...
Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе .
В материале предложена тема самообразования, план работы и перспективное планирование экспериментов с детьми на год....
Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе
В планировании разработаны опыты для средней группы по темам: вода, воздух, песок, глина....
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности в средней группе.
Перспективное планирование....
Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе детского сада
Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей 4-5 лет . Планирование по работе с родителями....
Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе
Планирование мероприятий по экспериментальной деятельности с детьми средней группы...