Перспективное планирование по экспериментальной деятельности детей средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Матвеева Надежда Владимировна

В разработке представлен перспективное планирование по экспериментальной деятельности детей средней группы, целью которых является развитие и активизация познавательной деятельности в процессе познания окружающего мира, любознательности, формирование основ исследовательского поведения.

Все занятия разделены на 9 блоков по месяцам.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.ИРКУТСКА

ДЕТСКИЙ САД  177

                                     

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Срок реализации 2021-2022уч.гг.

Разработала воспитатель:

Матвеева Н. В.

2021 год

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Цель: развитие и активизация познавательной деятельности в процессе познания окружающего мира, любознательности, формирование основ исследовательского поведения.

Задачи работы:

1)  Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

2)       Формировать умение применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов (сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно);

3)    Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

4)          Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

5)  Развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности;

6)       Развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

7)    Развивать мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение, формировать способы познания путем сенсорного анализа;

8)  Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий;

9)        Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Методической основой для занятий стала следующая литература:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.:   МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. –   М,: ТЦ Сфера, 2005.

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.

4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.

5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Костюченко М.П., Камалова Н.Р. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. – Волгоград: Учитель, 2016.

7. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2015.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008

9. Интернет-ресурсы

Ожидаемые результаты

В результате занятий дети получают следующие навыки и умения:

  • Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  • Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
  • Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
  • С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.

Режим занятий периодичность и продолжительность занятий

Год обучения

Количество занятий

Продолжительность одного занятия

Недельная

нагрузка

Количество часов за год

1 год

4 раза в месяц

20 мин

1 раз в неделю во второй половине дня

35 ч.

Тематическое планирование по месяцам

Тема

Задачи

Материал

Сентябрь «Мир песка»

Вводное занятие

Уточнить представление о том, кто такие ученые. Познакомить с понятиями: «наука», «эксперимент», «гипотеза». Дать представление о назначении детской лаборатории, провести инструктаж по технике безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Кукла «Незнайка», стакан с водой, бумажные полотенца, барабан, металлофон, мяч. Д/и «Слушаем, видим, ощущаем»

«Песочная страна»

Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (Сыпучесть, рыхлость). Познакомить детей с песочными часами.

Емкости с песком, с водой, лист бумаги, ложечки. Песочные часы.

«Мокрый песок»

Познакомить детей со свойствами мокрого песка

Емкости с песком, с водой, формочки.

«Разнообразные фигуры» (рисование песком)

Учить детей изображать рисунок с помощью песочной техники.

Шаблоны с изображением, емкости с песком.

Октябрь «Мир воды»

«Как вода отражает предметы ?»

Выявить с детьми свойство воды отображать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид.

Зеркало, тазик с водой, кукла в платье.

«Как вытолкнуть воду?»

Формировать представление о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь («край», «поднимается», «опускается», «выше», «ниже»). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Мерная емкость с водой, камешки, ложки.

«Тонет или не тонет»

Формировать представление детей о свойствах воды.

Очищенный и неочищенный апельсин. Картофель очищенный. Пресная и соленая вода в емкостях.

«Определяем температуру воды»

Выявить с детьми способы изменения температуры воды. Способствовать расширению представлений о жизни природных объектов в водной стихии. Активизировать словарь детей («гейзер», «пар», «температура», «водоросли»). Развивать любознательность и мышление. Поддерживать интерес к миру природы.

Мячик, стаканчики пустые, стаканчики с горячей и холодной водой, кусочки льда, иллюстрации рек, озер, морей, гейзера.

«Волшебная кисточка», «Жила-была река»

Учить получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. Формировать представление детей о значимости чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения.

Краски акварельные, листок бумаги. Произведение Н. А. Рыжова «Жила-была река»

Ноябрь «Мир воздуха»

«Поиск воздуха»

Помочь детям обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Соломинка и тазик с водой.

«Можно ли сжать воздух»

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Шприц и пипетка. Комочек бумажки.

«Что быстрее упадет?»

Исследовать падение различных предметов в воздухе.

Камень, листок бумаги, перо или пух птицы, сухой лист.

«Реактивный шарик»

Выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха.

Воздушный шарик.

Декабрь «Мир бумаги»

«Свойства бумаги»

Познакомить с основными свойствами бумаги (Мокнет, рвется, мнется и складывается, на ней можно оставить след)

«Свойства бумаги»

Продолжить знакомство с основными свойствами бумаги (Горит, издает звук, вдавливается, режет)

«Прочность бумаги»

Помочь узнать, может ли бумага служить мостом.

 «Волшебный квадрат»

Познакомить детей с разными видами бумаги: салфеточная, писчая, оберточная, чертежная. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Разные виды бумаги, квадраты из бумаги на каждого ребенка.

Январь «Мир камней»

«Почему камни бывают разноцветными?», «Как вода камень разрушает?»

Показать детям с помощью пластилина каменные пласты, которые образуются миллионами лет. смоделировать силу воздействия воды. расширять знания о разнообразии камней в природе, их значении в жизни человека.

«Плавучий камень»

Показать детям, что пемза плавает и не тонет.

«Камни пишут и рисуют»

Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем.

Февраль «Мир химии»

«Хлебная плесень» (2 занятия)

Познакомить детей с мельчайшими организмами (грибками). Помочь установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

«Красочный сахар» (2 занятия)

Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар.

Март «Мир интересных предметов»

«Мир ткани и ниток»

Познакомить с различными видами тканей, сравнить их качества и свойства. Познакомить со способами использования ткани.

Различные виды тканей, ножницы, таз с водой.

«Всё обо всём»

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. («Сколько ложек песка в стакане», «Могучая скорлупа»)

Стаканы, песок, вода, ложки.

Скорлупа яичная.

«Секретные записи»

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления.

Лимон, вата, палочки, листы бумаги, краска, настольная лампа

«Мыло-фокусник»

Познакомить детей со свойствами мыла, закрепить правила безопасности при работе с мылом.

Таз с водой, мыльный раствор, стаканчики, трубочки.

Апрель «Мир космоса»

«Полет в космосе»

Знакомить детей с космическими предметами. Учить детей делать планирующую машину

«Что такое метеориты?» (презентация)

Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли.

«Почему всё падает на Землю?»

Помочь понять, что Земля обладает силой притяжения.

Аппликация «Ракета» (2 занятия)

Учить детей делать работу в технике обрывания, развивать мелкую моторику рук.

Май «Мир Солнца»

«Солнце дарит нам тепло и свет»

Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света.

«Волшебное стеклышко»

Формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах, научить пускать солнечных зайчиков. Расширить представления детей о тени. (Тень имеют все предметы)

Поделка «Солнышко» (2 занятия)

Научить новым приемам ручного труда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы...

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе .

В материале предложена тема самообразования, план работы и перспективное планирование экспериментов с детьми на год....

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе

В планировании разработаны опыты для средней группы по темам: вода, воздух, песок, глина....

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе детского сада

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей 4-5 лет . Планирование по работе с родителями....